Как регулировать сцепление. Диагностика правильной работы сцепления. Видео: Как отрегулировать привод сцепления

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

В целях обеспечения правильной эксплуатации авто нужно периодически проверять, а иногда и проводить регулировку свободного хода педали сцепления. В этой статье я расскажу вам об этом подробнее.

Что означает это понятие? Оно характеризует свободу передвижения педали сцепления до момента его срабатывания. Его вы можете чувствовать, когда жмете на нее. В самом начале, как только вы начали жать на педаль, она будет идти достаточно свободно. То есть вы не ощущаете особого сопротивления. После срабатывания вы отметите появление большей жесткости при надавливании. Именно этот промежуток, пока вы жмете без особых усилий, легко, называется свободным ходом.

Как понять, что пришла пора проверки этого показателя? Все очень просто! Просто обратите свое внимание на то, как ведет себя автомобиль, когда вы переключаете передачу.

Если вы столкнетесь с ударами или несильными рывками в самом начале движения, или же включение передачи сопровождается шумом, значит, вам следует обязательно проверить свободный ход вашего автомобиля. Итак, запускаем двигатель и медленно отпускаем педаль. Если движение машины будет начинаться сразу, как только вы начали ее отпускать, свободного хода у вашей машины нет. В случае если авто не тронулось с места, а педаль опущена полностью, норма превышена.

Найдите в вашем арсенале обычную линейку. С ней можно замерить расстояние от пола до резиновой накладки на вашей педали. Средняя норма – 160 мм. Если у вас в результате замера вышло больше, нужно произвести регулировку. Осторожно нажмите на педаль. Затем при помощи линейки замерьте расстояние, когда она ходит свободно до момента появления сопротивления. Сверьте полученную величину с техническими требованиями вашего авто. Эта цифра должна попадать в допустимый предел. Если она отличается от нормативных показателей, значит, самое время немного потрудиться в гараже.

Каким должен быть свободный ход

У этого термина есть допустимые пределы. Для каждой модели или марки автомобиля эта цифра должна быть в соответствии с техническими требованиями. Иногда неправильно отрегулированный свободный ход тянет за собой неприятности. И это не только неверная работа сцепления. В худших случаях такое положение вещей может повлечь за собой поломку.

Сцепление авто будет работать не всей плоскостью дисков в случае большой величины холостого хода. При небольшой – может возникать пробуксовка. Как результат детали будут быстрее изнашиваться. Для опережения таких неприятных случаев и правильной работы автомобиля, делать такую проверку желательно по мере возможностей почаще. А если этого потребует результат проверки, также и регулировать его.

Как отрегулировать




Механика: в этом случае привести в рабочее состояние авто можно с помощью регулировки привода. Для этого нужно знать, где находится регулировочный болт. Под капотом на окончании троса найдите его. На данном болту находится регулировочная гайка. Именно поворот этой гайки и будет регулировать ход. Если вам нужно его увеличить, просто закрутите гайку на наконечник. Если наоборот, вы хотите уменьшить его, отвинтите. После этих несложных манипуляций надо три раза нажать на педаль сцепления. И только теперь можно проверить показатель снова. Так, процедуру, описанную мною выше можно применять до достижения нужных показателей.

В случае гидравлического сцепления общая длина от штока толкателя до выжимной вилки должна вписаться в диапазон до 5 мм. (цифру привел приблизительную применимо к классическому авто, уточните по тех условиям). Снимите пружину с кронштейна рабочего цилиндра и вилки. Путем отворачивания или заворачивания регулировочной гайки на штоке цилиндра, достигнете показателя самой вилки в 5 мм.

Как вы уже поняли, вопрос регулировки свободного хода педали сцепления не потребует от вас подготовки или дорогостоящего инструмента. Вы легко справитесь с этим самостоятельно. Просто найдите техническую документацию по вашему автомобилю, чтобы сверить полученные показатели с нормативными, а на сэкономленные деньги купите необходимые сейчас сезонные расходные материалы.

Видео «Как отрегулировать сцепление на автомобиле»

Посмотрев этот ролик, вы сможете без труда правильно отрегулировать сцепление на автомобилях ВАЗ 2110,2111,2112.

Есть несколько причин, возникновение которых влечёт необходимость проведения регулировки хода педали сцепления автомобиля. Основных всего две:

  1. Замена троса сцепления, либо рабочего цилиндра, в зависимости от конструкции, после которого в обязательном порядке необходимо проводить регулировку;
  2. Слишком большой или слишком малый ход педали сцепления.

Увеличение хода педали может возникнуть со временем в результате износа фрикционных накладок ведомого диска. Правда, на некоторых автомобилях, в основном зарубежных производителей, используется саморегулирующееся сцепление, в котором данный эффект компенсируется за счёт особой конструкции храпового механизма. Соответственно, регулировать такое сцепление не нужно. Но поскольку большая часть транспортных средств не оборудуется такими сложными механизмами, то следует почаще проводить замер полного хода педали сцепления.

Эту процедуру нужно проводить и при неправильной работе коробки передач- если передача не включается, значит, сцепление недожимается, либо наоборот- включается, но машина не едет, крутящий момент не передаётся- в этом случае сцепление выжато, слишком сильно натянут трос.

Итак, замер произвести очень легко. Для этого нужно:

  • полностью выжать рукой сцепление и обычной линейкой замерить расстояние от пола до накладки на педали (при этом линейку следует держать строго перпендикулярно полу);
  • отжать педаль и снова замерить расстояние от пола до накладки;
  • из большего значения вычесть меньшее, в результате чего вы получите величину полного хода педали.

Но эти значения вам не понадобятся, так как лучше всё делать на ощупь, и вот правильная диагностика хода педали сцепления:

  • заводим двигатель на нейтральной передаче
  • выжимаем сцепление
  • втыкаем передачу. Если передача включилась- значит сцепление выжалось. Если не воткнулась или воткнулась со скрипом / хрустом- значит трос надо подтянуть, чтобы хватало раньше. Либо, если гидравлическое выключение сцепления- выкрутить шток на несколько оборотов на рабочем цилиндре (тот, который возле коробки передач).
  • когда передача включилась- пробуем потихоньку отпускать педаль сцепления и смотреть, где схватит- должно где-то посредине хода хватать, двигатель в этот момент напрягается, а машина начинает движение, но ещё не едет. Если хватает в самом верху- то трос сильно натянут, надо послабить.

Регулировка

Итак, чем плох слишком большой, равно как и слишком малый ход сцепления. В первом случае диск сцепления будет находиться в соприкосновении с маховиком двигателя постоянно, так как полностью сцепление выключаться не будет. В этом случае, если завести автомобиль и плавно начать отпускать педаль, «железный конь» может вообще не тронуться с места. Постоянная эксплуатация транспортного средства с таким дефектом чревата поломкой сцепления.

Во втором случае, то есть при малом ходе педали, ведомый диск будет включаться не полностью, что приведёт к потере крутящего момента. На поведении автомобиля это также отражается – двигаться он начинает сразу же после того, как водитель начнёт отпускать сцепление. В этом случае также необходима регулировка хода педали сцепления.

Регулировка механического сцепления

В данном случае регулировке подлежит тросовый привод сцепления, а точнее регулировочный болт, находящийся на окончании троса в подкапотном пространстве. Сам трос обычно располагается справа от двигателя между аркой колеса и стенкой.

Итак, после того, как вы найдёте трос и регулировочный болт на его конце, то обнаружите, что он законтргаен, поэтому сначала откручиваем контргайку, а затем производим непосредственно регулировку закручиванием или откручиванием регулировочной гайки.

Соответственно, закручивая гайку на наконечник мы увеличиваем ход педали, а откручивая – уменьшаем. Далее нужно снова зажать контрольную гайку и проверить ход сцепления, предварительно нажав на педаль три раза. При необходимости процедура повторяется.

Сломать при этой процедуре в принципе ничего не возможно. Лишь в случае слишком сильного закручивания регулировочной гайки уменьшить ход педали до недопустимо малого значения. Если это произошло, её нужно будет немного ослабить. О том, как отрегулировать сцепление, приводящееся в действие при помощи гидравлики, поговорим ниже.

Регулировка гидравлического сцепления

Здесь уже в качестве рабочего органа используется не трос, а несжимаемая тормозная жидкость. Конструкция данного привода гораздо сложнее. Она включает рабочий и главный цилиндры, соединительные трубопроводы и бачок рабочей жидкости.

Здесь регулировке подлежат два параметра:

  1. Полный ход педали сцепления;
  2. Свободный ход сцепления.

Первый параметр регулируется прямо из салона автомобиля под рулём посредством упорного винта, в который педаль сцепления в полностью отпущенном состоянии и упирается. Не забывайте, что перед тем, как начать процесс регулирования полного хода педали, необходимо ослабить контргайку.

Чтобы определить свободный ход педали, т.е. второй регулируемый параметр из списка, необходимо нажать несколько раз на неё рукой, чтобы точно почувствовать тот момент, когда педаль начнёт сопротивляться нажиму. Свободный ход, как правило, должен составлять не более 15 мм. Этот параметр регулируется также в салоне и тоже под рулём.

Для этого нужно будет произвести вращение штока толкателя главного цилиндра сцепления. Перед этим не забывайте отпустить контргайку на штоке. В зависимости от ситуации необходимо либо вкручивать, либо выкручивать шток из вилки, шарнирно связанной с рычагом педали сцепления.

Прокачка сцепления

Часто причиной плохой работы гидравлического сцепления является воздух, попавший в гидропривод. При этом могут наблюдаться «провалы» педали и неполное включение сцепления. Для удаления воздуха из гидропривода необходимо выполнить следующие действия:

  1. Очистить штуцер для прокачки, который находится на рабочем цилиндре (кстати, рабочий цилиндр сцепления ещё называют «поросёнок» из-за его хрюканья при прокачке);
  2. Проверить уровень жидкости в бачке и при необходимости долить до максимума;
  3. На головку штуцера рабочего цилиндра нужно надеть шланг. Его нижний конец погружается в ёмкость, туда будет сливаться тормозная жидкость;
  4. Далее нажимается педаль сцепления, чтобы создать давление в системе, штуцер отворачивается, после чего под давлением выходит жидкость вместе с воздухом. Педаль надо удерживать в нажатом состоянии, пока не спадёт давление и помощник не закрутит штуцер, иначе воздух попадёт обратно в систему;
  5. Понадобится несколько раз повторить процедуру;
  6. По окончании прокачки сцепления, закрутите штуцер, снимите со штуцера шланг и наденьте колпачок.

Как видим, ничего сложного в регулировке хода педали сцепления нет, особых рисков поломки каких-либо механизмов при этом также не существует. Поэтому практически каждый автомобилист, выявив подобную проблему в своём автомобиле, сможет довольно быстро устранить её, не прибегая к помощи специалистов из автосервиса.

Как отрегулировать сцепление на автомобиле ВАЗ правильно? Регулировка сцепления – один из главных этапов технического обслуживания трансмиссии машины.

Несвоевременная регулировка сцепления способна повлечь за собой ремонт или даже замену сцепления. В случае, когда ход педали слишком велик, то происходит частичное выключение сцепления, и как следствие,диски сцепления будут находиться в соприкосновении, но не всей своей поверхностью, а лишь немного прикасаясь, друг к другу. Если же ход педали чрезмерно мал, то возникает такой эффект как пробуксовка, что может привести к повышенному износу деталей сцепления. Принимая во внимание уязвимость при неумелой эксплуатации и важность выполняемых функций, рекомендуется вовремя проводить регулировку сцепления.

Для того, чтобы проверить сцепление, необходимо при заведенном моторе, медленно отпустить педаль сцепления и тронуться с места. При этом стоит обратить внимание на положение педали сцепления. Если отпуская педаль, вы сразу же начинаете движение, то свободный ход отсутствует. Если вы не трогаетесь при полностью нажатой педали сцепления, то это свидетельствует о том, что ход педали слишком велик.
Как можно быстро отрегулировать сцепление на ВАЗ? Регулировка сцепления на ВАЗ очень простая. Для этого загоните автомобиль на смотровую яму, возьмите два ключа на 17 и 13 в районе коробки передач установлен болт регулировки, который законтрогаен. Отвинчиваете гайку и начинаете поворачивать винт при этом необходимо проверять рычаг сцепления, свободный ход которого должен быть примерно 8-10 миллиметров. После чего затягивайте контргайку.

Итак,как правильно отрегулировать сцепление и педаль сцепления? Основным критерием необходимости регулировки сцепления служит величина полного хода педали сцепления, которая должна составлять от 120 до 130 миллиметров. По мере стирания накладок на ведомом диске сцепления педаль немного приподнимается и ход увеличивается.
1. Приложите линейку около площадки педали сцепления, при этом уперев ее под углом в 90 градусов в коврик пола. Измерьте при помощи линейки расстояние от напольного коврика до резиновой накладки, которая находится на педали. Если оно превышает 160 миллиметров, необходимо отрегулировать привод сцепления.
2. Под капотом на наконечнике троса установлена контргайка 1, необходимо ослабить ее затяжку. Поворачивая регулировочную гайку 2, отрегулируйте полный ход педали в пределах от 120 до 130 миллиметров. При закручивании гайки на наконечник тросика ход педали увеличивается, при отвинчивании - уменьшается.
3. Надавите на педаль до упора в коврик пола не менее трех раз и повторно проверьте расстояние от коврика пола до площадки педали.
4. При необходимости отрегулируйте полный ход педали при помощи регулировочной гайки, затяните контргайку.
5. Сместите до упора в вилку ограничительную втулку.
Вот и все. Теперь Вы знаете,как отрегулировать сцепление.

Что такое сцепление? Механизм, от которого зависит плавный ход автомобиля и мягкое переключение скоростей при наружном осмотре машины в глаза практически не бросается. О его наличии шофёр помнит благодаря педали, расположенной возле левой ноги. Механизм этот называется сцепление. При нажатии на педаль сцепление выключается, нога снята с неё - сцепление включается. Благодаря этому нехитрому механизму водитель может в любой момент прервать связь двигателя с трансмиссией. Когда регулировка сцепления хорошо отлажена, это позволяет автомобилю плавно тронуться с места, без рывков набрать нужный темп хода, спокойно переключать скорости, замедляя или убавляя ход машины.

На российских авто традиционно установлено так называемое «сухое сцепление», однодисковое. Однако на отдельных марках, например, «Ниве», в сцеплении используется гидравлический привод. Привод сцепления является, пожалуй, наиболее уязвимым местом в механизме и требует регулировки.

Проверяем техническое состояние

Этот механизм нуждается в диагностике гораздо реже, чем рулевая часть или тормоза. Но время от времени проверять его состояние необходимо. Какие-либо нарушения и сбои в работе сцепления чреваты серьёзными последствиями, особенно если машина находится вдали от сервис-центров или любого другого места, где водителю окажут помощь и приведут авто в «живое» состояние. Машина может просто остановиться и своим ходом уже не пойти, или же её подвижность будет только частичной. Причинами сбоев могут быть и износ одной фрикционной накладки в ведомом диске или сразу нескольких, и поломка самого ведомого диска - от долгого срока эксплуатации и т.д.

Как понять, нужна ли уже регулировка сцепления?

  • когда водитель хочет плавно стартовать, а машина начинает дёргаться, явственно ощущаются удары, рывки;
  • педаль сцепления под ногой западает;
  • включение передачи сопровождается особым характерным шумом.

Протестировать состояние можно и таким образом: завести мотор, затем, не торопясь, убрать ногу с педали сцепления и тронуться. Моментальное начало движения указывает на то, что свободный ход отсутствует. А если автомобиль остался стоять даже тогда, когда педаль оказалась совсем отпущенной, следовательно, её ход больше нормы. Теперь следует взять обычную линейку и измерить пространство от пола в машине до резиновой педальной накладки. В идеале должно быть 160 миллиметров. Если расстояние больше, т.е. педаль находится выше указанного предела, необходима регулировка педали сцепления и привода.

Уроки Самоделкина

Привести сцепление в нормальное рабочее состояние можно, отрегулировав его привода, точнее, регулировочный болт. Находится он под капотом, на конце троса. Ошибиться трудно: этот болт закреплён контргайками.

Регулировка сцепления совершается путём отладки хода педали сцепления. Он должен быть в пределе 120-ти-130-ти миллиметров. Чтобы увеличить ход, нужно закрутить гайку на наконечник, а чтобы ход педали уменьшить - гайка отвинчивается.

Когда отладка закончена, на педаль следует трижды нажать, а затем снова измерить пространство от пола до площадки с педалью. Если оно всё ещё не соответствует нужным параметрам, регулировка сцепления должна быть продолжена.

Если сцепление гидравлическое, технология его отладки несколько иная. Следует помнить, что выжимная вилка штока толкателя должна отстоять на расстоянии примерно в 5 миллиметров. Чтобы такую длину установить, пружина с кронштейна у рабочего цилиндра с вилкой снимается, а регулировочная гайка со штока цилиндра закручивается или откручивается так, чтобы у вилки свободный ход был не менее и не более 5 миллиметров.

Примечание

Приступая к регулировке механизма сцепления, обязательно следует внимательно изучить техпаспорт своего автомобиля. В зависимости от модели машины могут быть и различные модификации этого механизма.

Часто, после эксплуатации машины в течение длительного времени, или через какое-то время после ремонта, переключение передач перестает быть плавным и четким, машина начинает дергаться, или наблюдается пробуксовка при трогании с места. В таких случаях, требуется отрегулировать сцепление, особенно часто это происходит после замены механизмов.

Если вовремя не отрегулировать сцепление, то, в дальнейшем, его нужно будет или ремонтировать, или полностью менять. Когда ход у педали сцепления слишком большой, это указывает на то, что сцепление выключается не до конца, при этом диск сцепления не перестает соприкасаться с маховиком двигателя.

И наоборот – если у педали сцепления слишком маленький ход, то сцепление не может до конца включить ведомый диск, в результате, происходит пробуксовка, что обозначает отсутствие крутящего момента.

Как определить, что нужно отрегулировать сцепление? По каким признакам?

Если на ваши попытки начать движение автомобиль реагирует рывками, а педаль сцепления западает, слышатся удары, шум во время включения передачи – значит, пришло время отрегулировать сцепление.

Дополнительно, для диагностики работы сцепления, вы можете провести следующий простой тест. Заведите двигатель, плавно отпустите сцепление и, не спеша, трогайтесь с места.

Если автомобиль начинает ехать уже в процессе отпускания педали сцепления, значит, ход педали сцепления ограничен – он меньше нормы.

Если машина не сдвинулась с места, даже когда вы полностью отпустили педаль сцепления, это говорит о том, что ход педали слишком большой, по сравнению с нормой. Не работает сцепление: все причины

Чтобы отрегулировать сцепление, запаситесь линейкой, жидкой смазкой (подойдет WD40) и двумя рожковыми ключами – 13х14 и 17х14 (смотрите видео ниже) .

ПРОЦЕСС РЕГУЛИРОВКИ

1. В процессе регулировки автомобильного сцепления регулируется ход педали сцепления: либо его увеличивают, либо уменьшают. Нужно открыть водительскую дверь, установить ногу на педаль сцепления, затем выжать ее до упора и измерить пространство от пола до нижней границы педали.

2. Теперь отпустите педаль сцепления и вновь измерьте расстояние до той же нижней границы педали сцепления.

3. Далее, из большего показания отнимаете меньшее. Полученная разница должна находиться внутри диапазона 12,5-13,5 см. Максимальная амплитуда хода педали не должна превышать 16 сантиметров. Если она отличается от указанного диапазона, то нужно отрегулировать свободный ход педали.

4. Теперь открываем капот. На коробке передач есть рычаг, а около него – железный шток, закрепленный двумя гайками. К этому штоку, от педали сцепления, идет трос сцепления.

5. С помощью рожковых ключей, нужно слегка открутить эти гайки. Открутить их легко поможет предварительно нанесенная жидкая смазка WD40. Сначала отрегулируйте гайку, которая располагается ближе к педали: если крутить ее по направлению к педали сцепления, то свободный ход педали становится больше, если крутить ее от педали – свободный ход, соответственно, уменьшается.

6. Теперь нужно снова измерить ход педали, уже известным способом.

7. Вторая гайка на штоке – контрольная, она фиксирует регулировку. Ее, после установки нужного хода педали, необходимо закрутить до упора.

8. Теперь сделайте контрольный замер, пробуйте снова нажимать на педаль сцепления. Нажимать ее должно быть легко. При этом шумов и трений быть не должно. Заведите двигатель и поезжайте. Машина не должна пробуксовывать, а скорости должны переключаться хорошо. Все в автомобиле должно функционировать так, как это изначально воплощено в модели заводом-изготовителем.

Видео: Как отрегулировать привод сцепления автомобилей ВАЗ (классика)

Если видео не показывает, обновите страницу или



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»