Как заменить печь на калине. Эффективные способы замены радиатора печки на лада калина

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

За тепло в салоне автомобиля отвечает печка. При возникновении любых проблем с обогревом сразу необходимо разобраться, в чём, собственно, причина отсутствия тепла. В этой статье речь пойдёт о том, как отремонтировать и заменить .

Расположение и принцип работы печки

С наступлением холодов многие автомобилисты сталкиваются с проблемой обогрева автомобиля. Это очень распространённая поломка, при которой , что делает присутствие в нём недостаточно комфортным. Давайте для начала разберёмся, как работает наша печка. Принцип работы отопителя заключается в следующем:

  1. Через воздушный фильтр воздух с улицы сначала попадает в воздухозаборник. Затем при помощи электровентиляторов загоняется внутрь воздуховодов.
  2. Обогрев всасывающего воздуха осуществляется при помощи отопителя (радиатор печки), который расположен под защитной панелью.
  3. Во время работы двигателя нагретая охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, тем самым нагревая потоки проходящего через него воздуха.
  4. Регулировка скорости подачи воздуха, а также регулировка температуры и управление заслонками осуществляется при помощи блока управления, расположенного в центральной части торпеды.

Расположение печки на Калине удобное, находится она в центральной части торпеды. Управление механизмами переключения довольно простое, осуществляется четырьмя регуляторами. можно разделить на несколько этапов: диагностика и поиск неисправности, разборка-сборка необходимых механизмов и ремонт (замена) вышедших из строя деталей.

Основные причины неисправности

Если с наступлением холодов при включённой печке подача тепла в салон не осуществляется, то необходимо разобраться, с чем это связано. Основными причинами поломки могут быть:

  • Неисправность термостата;
  • Течь радиатора печки;
  • Воздух в системе охлаждения.

Основная причина неисправности — течь радиатора печки

К наиболее опасной поломке относится утечка, которая способна происходить одновременно в нескольких местах. Обнаруживается она при визуальном осмотре системы, а также мест соединения. Медный радиатор можно отремонтировать, запаяв протекающие участки, алюминиевый же придётся менять.

Способы демонтажа печки

Существует два варианта устранения такой неисправности: без снятия панели управления и со снятием.

Первый вариант

Начинающие автомобилисты часто задаются вопросом: как снять ? Давайте более детально разберёмся в этом вопросе. Для выполнения таких работ автомобиль необходимо загнать на эстакаду или смотровую канаву. Приступая к работам, следует подготовить инструмент, а именно: отвёртки (крестовую и плоскую), ключ с набором торцевых головок и ёмкость для слития охлаждающей жидкости (ОЖ). Первым делом откручиваем хомуты крепления патрубков радиатора и сливаем ОЖ в нашу ёмкость. Далее разъединяем соединения тяги переключения передач с коробкой переключения передач (КПП). После выполнения этих работ можно переходить к работам в салоне автомобиля.

Снимаем передние сиденья, это даст нам больше пространства для манёвров. Теперь необходимо снять механизм переключения передач в сборе с приводом (для этого необходимо под капотом ослабить хомут крепления тяги КПП и вывести его из зацепления с кулисой). Затем в салоне откручиваем болты крепления механизма переключения передач к полу, и затем вытаскиваем весь агрегат. Далее снимаем центральную консоль путём откручивания четырёх гаек и двух болтов крепления к полу, и снимаем кожух распределителя потоков воздуха. С помощью крестовой отвёртки откручиваем винты крепления защитного кожуха отопителя. После выполнения всех этих работ мы добрались к радиатору печки, который теперь с лёгкостью можно заменить на новый. Сборку осуществляем в обратном порядке.

Второй вариант

Отличается сложностью и трудоёмкостью, так как предусматривает разборку и демонтаж панели управления. Перед снятием торпеды удаляется декоративная накладка, после чего откручиваются саморезы самой торпеды. Затем с приборной панели удаляются накладки и решётки воздуховодов. Теперь можно приступать к снятию накладки, управляющей климатическими системами (печка, кондиционер), после чего демонтируется приборная панель. Чтобы предотвратить повреждение ЭБУ, его аккуратно отводят в сторону. Для снятия торпеды придётся открутить девять гаек, удерживающих её на кузове. Демонтаж торпеды открывает доступ к радиатору, что позволяет отсоединить патрубки, открутить крепления и снять старое оборудование, заменив его новым.

Радиатор печки – это главная проблема автомобилей Lada Kalina. Данный элемент очень быстро изнашивается, по крайней мере, те из них, которые идут в комплекте машины после выхода с конвейера. По этой причине, каждый владелец Калины в скором времени после покупки автомобиля столкнется с проблемой, которая будет заключаться в невозможности нормально обогревать салон из-за вышедшего радиатора.

Так как многие наши соотечественники любят самостоятельно ремонтировать свои машины, то владельцы новых Калин сразу же обращаются к сервисной книжке, но способ замены радиатора печки, который в ней описан, очень сложен и неудобен, поэтому мы в рамках данной публикации предложим альтернативные, более простые варианты.

Замена радиатора отопителя Лада Калина своими руками

1. Выкручиваем два самореза, которые крепят радиатор, а также три гайки, которые отвечают за крепление педали газа.
2. Демонтируйте электронное бортовое устройство.
3. Выкручиваем два болта, которые крепят липкую накладку и смело отдираем саму накладку.
4. Далее вам следует выкрутить все болтики, которые вы только увидите, описывать каждый из них не имеет смысла, так как их очень много.

5. В процессе откручивания саморезов и болтиков демонтируйте все освобожденные пластиковые части.
6. Выкрутите болты, которые крепят ручной тормоз.

7. Открутите саморез, который крепит туннель.
8. Демонтируем торпеду.

9. Демонтируем планку, которая располагается под торпедой.
10. Выкручиваем все саморезы, которые увидите под планкой.
11. Демонтируйте панель торпеды.

12. Вот наконец-то вы добрались до корпуса печки. Остается только выкрутить пару саморезов, заменить радиатор, и собрать все в обратной последовательности.

Замена радиатора печки на Калине - видео

Второй вариант замены радиатора печки на Lada Kalina не подразумевает демонтажа торпеды, что делает его весьма привлекательным для неопытных автовладельцев. Чтобы понять, как его использовать, ознакомьтесь с видео материалом, который представлен ниже.

Процедура замены радиатора печки Калины настолько трудоемка, что мастера станций техобслуживания просят за нее немалые деньги. В свою очередь знающие автолюбители характеризуют эту работу емкой фразой: чтобы добраться до печки Лада Калина, надо полмашины разобрать. Поэтому имеет смысл рассмотреть то, как поменять эту деталь автомобиля более простым способом, причем сделать это своими руками, сэкономив средства.

Когда нужно ставить новую деталь?

Во времена СССР все радиаторы ВАЗ, в том числе и отопителя, изготавливались из меди, а потому были долговечны и ремонтопригодны. Лишь время от времени их нужно было чистить от накипи.

С начала 90-х годов появились более дешевые алюминиевые теплообменники, которыми производитель по сей день комплектует автомобиль Лада Калина 2. В результате владелец этой модели сталкивается с такими проблемами:

  1. Алюминиевый радиатор печки на Калине недолговечен и зачастую начинает подтекать спустя 2-3 года эксплуатации. При этом надежно заделать течь из алюминиевой трубки невозможно.
  2. Вредные пары антифриза, возгоняемые вентилятором, распространяются по салону, отчего появляется неприятный запах и жирный налет на стеклах.
  3. Под местом, где расположен радиатор отопителя Калины, находится контроллер. При попадании антифриза контроллер выходит из строя, и его тоже приходится менять.
  4. Добраться до печки этого представителя семейства ВАЗ очень непросто даже с целью почистить элемент от грязи.

Одна из причин, вследствие которых радиатор печки Калины довольно быстро выходит из строя, — применение в системе охлаждения дешевых жидкостей, а среди них часто попадаются подделки. В состав поддельных антифризов могут входить различные вещества, пагубно воздействующие на алюминий и вызывающие появление протечки.

Иногда небольшую течь можно устранить, используя растворимые в охлаждающей жидкости герметики. Но этот метод помогает далеко не всегда, так что лучше не дожидаться поломки контроллера и произвести замену радиатора отопителя Калины.

О том, какой лучше поставить взамен старого элемента, в один голос говорят многие. Первое место уверенно занимает радиатор ДААЗ (Димитровградский автоагрегатный завод). Детали из меди находятся лишь на втором месте, а следом идут изделия всех прочих брендов.

Подготовка и предварительная разборка

Чтобы осуществить замену радиатора печки Калины, необходимо приготовить такой инструментарий:

  • стандартный слесарный набор, куда входят накидные и рожковые ключи, плоскогубцы и отвертки;
  • ручная ножовка по металлу с выдвигающимся полотном;
  • емкость и шланг для слива антифриза из системы;
  • силиконовый герметик или другой клеящий состав для пластмассы;
  • ветошь.

Снимая внутренний отопитель на автомобиле Лада Калина 2, рекомендуется поменять также и патрубки, что ведут от него в подкапотное пространство. Старые уже могут иметь микротрещины, что дадут знать о себе позже. Потом, чтобы сменить их на новые, потребуется снова все разбирать и снимать радиатор. Для этой цели хорошо подойдут мягкие патрубки из силикона, их и монтировать легче.

Первый шаг — это опорожнение системы охлаждения, что выполняется путем откручивания пробки главного радиатора, предварительно подставляется подходящая емкость. Когда жидкость уже стекает, надо отвернуть и снять пробку расширительного бачка.

Пока система опорожняется, необходимо снять воздушный фильтр вместе с трубой и аккумулятор, чтобы добраться до патрубков печки. Прежде чем их отсоединять, передвиньте емкость с антифризом, поскольку после снятия трубок из них еще вытечет около литра жидкости.

Рядом с патрубками есть гайка, что держит находящуюся внутри металлическую пластину. Впоследствии эта пластина будет мешать демонтажу теплообменника и ее понадобится отодвинуть. Чтобы освободить пластину, надо ослабить и открутить гайку из моторного отсека. Это делается после того, как весь антифриз стечет из шлангов.

Переместившись внутрь салона, надо снять трос привода акселератора и открутить саму педаль, что держится на 3 болтах. Дальше снимается декоративная защита радиатора, представляющая собой пластиковую панель справа от педали газа.

Также демонтажу отопителя будет мешать педаль тормоза, но снимать ее не следует. Нужно просто извлечь шток, на котором педаль поворачивается, а потом поднять ее повыше при замене радиатора печки Калины. На этом предварительная разборка завершена.

Основной этап

Произвести замену отопительного элемента на Калине можно двумя способами:

  1. Традиционный. Придется разобрать всю переднюю панель, начиная от ручного тормоза. Тогда деталь удастся извлечь через открывшийся проем спереди.
  2. Быстрый, без снятия панели. Элемент вытаскивается в боковом направлении, таким же образом вставляется новый. При этом пластиковая рамка радиатора надрезается с целью увеличить технологический проем.

Второй способ отнимет минимум времени и труда, а при желании не оставит и следа от вырезания части пластика, он и будет рассмотрен далее. Некоторые автомобилисты советуют делать проем до того, как снять старый радиатор.

Но лучше вырезать технологический проем перед установкой новой детали, так отверстие будет аккуратным и необходимого размера, не более.

Чтобы спокойно вытащить неисправный элемент в сторону педали газа, нужно вначале открутить боковую пластиковую накладку и отодвинуть освобожденную ранее металлическую пластину, прикрывающую штуцеры радиатора.

Их следует отрезать выступающей частью полотна ножовки по металлу, иначе штуцеры не дадут сместить его вбок. Теперь, подняв педаль тормоза, можно спокойно вытащить деталь целиком.



Тем, кому затруднительно вытащить шток педали тормоза, можно посоветовать доставать и резать радиатор ножовкой по частям. В результате снятия имеется нетронутая рамка радиатора из пластика, которую надо надрезать той же ножовкой. Размер проема позволяет свободно установить и закрепить новый отопитель.




Остается только произвести сборку и заливку жидкости в систему.

Недостаток такого способа замены радиатора — испорченный внешний вид панели. Но это можно исправить, если вырезанный кусок пластика поставить на место с помощью герметика или клея. Чтобы скрыть изъяны, эту часть оклеивают черным армированным скотчем.

Известно, что радиатор печки Лады Калины-2 находится в отдельном блоке, именуемом «блок отопителя». Чтобы заменить радиатор, нужно снять блок отопителя в сборе, а для этого выполняют демонтаж торпедо. Сам по себе радиатор, о котором мы говорим, помещается на ладони, но чтобы до него добраться, требуется выполнить огромный набор операций по демонтажу. Любое действие не требует наличия специнструмента, но число действий, перечисленных дальше, можно назвать слишком большим. На первом шаге, конечно же, отключают минусовую клемму АКБ, а затем снимают различные блоки и узлы.

Подготовка к замене

Любую деталь из системы охлаждения нельзя изъять просто так. Сначала необходимо слить тосол, и . А теперь – самое неприятное. Снять торпедо не получится, если не избавиться от хладагента, которым заполнен контур климатической системы. Выгрузку хладагента осуществляют в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Приступим к демонтажу. Сначала отворачивают метрические винты «2», используя накидной ключ на 10. Эти винты крепят вентиль кондиционера «1». Затем, плоским ключом на 10 откручивают гайку крепления отопителя «7». Чтобы ослабить хомуты «4» и «6», удерживающие шланги радиатора, используют накидной ключ на 8. Шланги осторожно вытягивают на себя. На завершающем этапе откручивают винты с крестовой шляпкой (обозначены как «1»), предварительно сняв фильтр салона.

Перед демонтажем ещё раз задайтесь вопросом, есть ли в данный момент жидкость в СО двигателя или в кондиционере.

Как снять торпедо

Перед тем, как заменить радиатор печки Калины-2, требуется извлечь блок отопителя. Последний, в свою очередь, находится за торпедо. Мы уже рассматривали, . Но в данном случае этого будет недостаточно. Узел под названием «торпедо» нужно демонтировать в сборе, а других вариантов нет.

Крышка центрального тоннеля будет мешать. Её предварительно демонтируют:

  1. Выкручивают три винта, крепящие чехол ручника, и снимают чехол;
  2. Выполняют демонтаж рычага МКП. Для автомобиля с АКП снимают пластиковую накладку, отворачивают винт крепления рукоятки, отсоединяют контактный разъём. Чтобы отогнуть заклёпки, используйте плоскую отвёртку;
  3. Отворачивают винт крепления крышки тоннеля, расположенный возле скобы ручника;
  4. Выкручивают боковые винты крепления (по 2 с каждой стороны). Теперь, крышка легко снимается.

Если трудностей не возникло, проведите демонтаж кронштейна (к нему крепится микрик «ручника»). Просто, выкрутите шляпку винта ключом на 13. Дальше мы приводим фото, где отображаются все действия.

Шаг за шагом, выполните всё как указано. Затем, торпедо можно будет «выдвинуть» на себя:

  1. Болты «2», крепящие стойку с двух сторон, выкручивают ключом на 13. Гайку «3», крепящую провод массы, тоже необходимо отвернуть;
  2. Под передними сиденьями есть гайка крепления воздуховода. Используя ключ на 10, выкрутите её, чтобы снять воздуховод;
  3. В действительности, есть отдельный жгут проводов, который идёт на массу. Его удерживает гайка «1», которую выкручивают (см. рис. снизу);
  4. Узел корректора фар требуется отсоединить. С торпедо снимают ручку управления и отворачивают «чёрную» гайку (нужен ключ на 21 );
  5. К блоку педалей узел «торпедо» крепится винтами «1». Выкрутите их.

На торпедо с каждой стороны установлены накладки. Их снимают, чтобы выкрутить по два крепёжных винта (подойдёт ключ на 13). Затем, узел вытягивают «на себя», предварительно отключив колодки с проводами.

Последнюю операцию можно назвать «демонтаж торпедо в сборе». А выполняют её только с помощником.

Вынимаем блок отопителя

Сейчас, обратите внимание на первый рисунок. Блок отопителя крепится гайкой «1» к кузову, а гайка «7» прижимает его к торпедо. 7-ю гайку мы уже выкрутили, чего нельзя сказать о гайках «1» (их на самом деле две). Итак, выкручиваем все гайки и вытягиваем блок отопителя в салон.

На последнем шаге останется выкрутить винты «1» и снять с блока отопителя крышку «2». После чего, появится доступ к радиатору отопителя, который будет нетрудно вытянуть из блока. Поздравляем! Была проделана огромная работа, но как видите, игра стоила свеч. Впрочем, о замене и подборе свечей у нас рассказывается .

Такая деталь, как радиатор печки Калины-2, стоит не очень дорого, но за его замену требуют вдвое большую сумму. И всё равно, иногда разумнее обратиться к услугам профессионалов. Не нужно переоценивать свои силы. Ликвидировать последствия неграмотного ремонта будет ещё дороже.

Вопрос «а зачем инженеры ВАЗ сделали всё так сложно» оставим без ответа. В «Гранте», как известно, используется узел аналогичной конструкции, такой же, как рассмотрено здесь. Но «Лада Гранта» – самый продаваемый российский автомобиль, который покупают тысячи автовладельцев в месяц.

Замена печки, хэтчбек «Лада Калина-1», все шаги на видео

«Слабым местом» в системе обогрева салона ВАЗ «Калина» является радиатор печки. Теплообменник на этом авто изготовлен из алюминия (трубки и соты) и пластика (бачки), поэтому срок службы этой детали не такой уж и большой. Со временем радиатор теряет герметичность и начинает протекать, что чревато серьезными проблемами. Конструкторы разместили ЭБУ двигателя под корпусом печки. Если радиатор дал течь, то антифриз, вытекающий из него, попадает на блок управления, что становится причиной его перегорания.

Решить вопрос с подтеканием радиатора пеки на ВАЗ «Калина» можно только одним путем – заменить поврежденный теплообменник на новый, поскольку алюминиевые радиаторы печки не ремонтопригодны. Но здесь появляется вторая проблема – как лучше провести замену. Отопитель на ВАЗ «Калина» спроектирован не удачно, поэтому замена радиатора сложная процедура.

Согласно рекомендации автопроизводителя, провести замену радиатора печки на «Калина» можно только, демонтировав с машины переднюю панель. Снятие панели – операция трудоемкая из-за большого количества крепежных элементов, к тому же попутно нужно демонтировать ряд элементов салона – передние сиденья, рулевую колонку, педальный блок. Дополнительным негативным фактором замены радиатора печки на ВАЗ «Калина» со снятием передней панели является появление «сверчков» после сборки.

Единственное достоинство технологии замены, рекомендованной автопроизводителем, — не требуется никаких переделок или доработок отопителя, чтобы демонтировать или поставить теплообменник.
Автолюбители придумали альтернативные методы замены радиатора печки без снятия передней панели, но в каждом из вариантов есть недостатки.

Особенности и нюансы конструкции отопителя

Отметим, что проблемы при замене вызывает не демонтаж, а установка нового радиатора. Есть два основных нюанса, которые затрудняют посадку теплообменника в корпус отопителя.
Первый из них – сторона установки. Радиатор вытаскивается в сторону педального блока, и сами педали мешают «выйти» радиатору. Но при демонтаже это проблем не вызывает, поскольку протекший теплообменник можно распилить и извлечь его. А вот новый радиатор поставить невозможно из-за педалей.

Второй нюанс – конструкция самого радиатора. Штуцеры теплообменника для подсоединения трубопроводов системы охлаждения – длинные и проходят через моторный щит. Благодаря этому соединение трубок с радиатором осуществляется в подкапотном пространстве и в случае ослабления хомутов крепления, антифриз, вытекающий через неплотность, не попадает в салон. Но из-за длинных штуцеров вытянуть радиатор печки можно, только сместив корпус отопителя в сторону салона, а это возможно только при снятой передней панели.

Методы замены, которые придумали автолюбители, подразумевают некоторые доработки элементов отопителя, позволяющие поставить радиатор печки. В дальнейшем эти доработки позволяют без проблем и в короткие сроки заменить теплообменник.

Алгоритм работ по снятию

Что касается снятия элемента, то при всех трех методах замены без снятия панели, демонтаж выполняется одинаково. Алгоритм работ по извлечению радиатора отопителя такой:

  1. Сливаем из системы охлаждения антифриз.
  2. Демонтируем воздушный фильтр двигателя вместе с воздуховодом.
  3. Отключаем клеммы аккумулятора и снимаем батарею с авто.
  4. Снимаем установочную площадку аккумулятора.
  5. Под рулевой рейкой находим два патрубка, по которым охлаждающая жидкость подается на радиатор печки, ослабляем их хомуты и стаскиваем трубки со штуцеров.
  6. Возле штуцеров находим гайку, которой к моторному щиту фиксируется крепежная пластина с резиновым уплотнителем, через который проходят штуцеры теплообменника. откручиваем эту гайку.
  7. Переходим в салон. С водительской стороны снимаем декоративную боковую накладку центральной консоли.
  8. Откручиваем крепление педали газа и отводим ее в сторону.
  9. Демонтируем датчик включения стоп-сигналов, расположенный возле тормозной педали.
  10. Поскольку снять педаль тормоза без демонтажа рулевых колонки и механизма не удастся, то поступаем так. Снимаем скобу фиксации штифта, которым педаль тормоза соединяется с вакуумным усилителем, извлекаем штифт и отгибаем площадку-упор датчика стоп-сигнала. После этого педаль поднимаем вверх и она не мешает извлеканию радиатора.
  11. Откручиваем три винта крепления радиатора к корпусу.
  12. Поскольку выходу радиатора мешают штуцеры, их нужно отпилить или отломать.
  13. После отпиливания штуцеров, радиатор «выйдет» из посадочного места.

Но демонтаж теплообменника – только половина дела, еще нужно и поставить новый элемент, а сделать это мешают штуцеры.

Способы установки радиатора

Поставить новый радитор можно путем:

  • укорачивания штуцеров;
  • подрезанием корпуса отопителя;
  • развернутой установкой теплообменника.

Один из методов монтажа радиатора печки ВАЗ «Калина» — укорачивание штуцеров. Подрезав их, теплообменник ставим на место. Но используя этот способ, придется дополнительно менять резиновые патрубки подачи охлаждающей жидкости на более длинные (подходят патрубки от ВАЗ-2109) и немного дорабатывать пластину с уплотнителем.

Недостаток этого метода заключается в том, что после укорачивания штуцеров их соединение с резиновыми патрубками располагается в салоне, и в случае течи в месте соединения вытекший антифриз окажется на полу.

Чтобы не укорачивать штуцеры, подрезаем немного корпус сбоку и внизу. Вырезав кусок корпуса, окно для размещения радиатора в посадочное место увеличится, что позволит установить новый элемент. После установки вырезанные куски корпуса устанавливаются на место и фиксируются болтами, а линия разреза замазывается герметиком. Негативный факт этого метода — разрезание корпуса. К тому же, если линии разреза некачественно заделать, то эффективность печки снизится из-за рассеивания воздушного потока.

Третий метод – развернутая установка. При таком монтаже штуцеры направлены в сторону салона. Чтобы подключить теплообменник печки к системе охлаждения при такой установке, потребуются длинные патрубки и специальные угловые переходники, с помощью которых трубки соединяются со штуцерами. Этот способ монтажа не требует разрезания корпуса или укорачивания штуцеров, но он не подходит для ВАЗ «Калина», оснащенной кондиционером, поскольку протягиванию трубок мешают некоторые элементы системы кондиционирования.

Какой метод замены использовать, решать самому автовладельцу. Напоследок небольшой совет – в процессе работ уделите внимание ЭБУ – перенесите его в другое место или хотя бы надежно обмотайте полиэтиленовой пленкой, чтобы защитить его от попадания антифриза.

Видео: Замена радиатора печки КАЛИНА. Упрощённый вариант



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»