Материалы для органов управления автомобилем. Органы управления автомобиля и пользование ими. Набор скорости, переключение передач

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Обычно занятия с инструктором преподносят ученику автошколы сплошные сюрпризы. Пройдет довольно много времени, прежде чем вы начнете понимать, почему в различных ситуациях автомобиль не желает вам подчиняться или ведет себя непредсказуемо. Надеемся, что эта статья поможет усвоить основные приемы вождения и повысит эффективность ваших занятий.

Обратите внимание, что если кодер выступает в зону с высоким трафиком, он может подвергаться повреждениям, например, с помощью молотка или автопогрузчика; если он расположен вблизи уровня пола, кодер может восприниматься как полезный шаг. Здесь клетка или щит могут обеспечить приемлемую защиту.

Уплотнение энкодера и защита окружающей среды

Для конструкций, которые включают подшипники, идеально герметичные датчики невозможны, так как должен быть зазор, позволяющий подшипнику скользить по валу во время сборки датчика. Подшипники датчиков могут быть открытыми, экранированными или герметичными. Наименее предпочтительным является ориентация датчика коленчатого вала с полностью запечатанными датчиками. Лабиринтные уплотнения спиральными канавками с обратным ходом предотвращают попадание жидкостей и частиц в корпус. Однако уплотнения вала могут быть источником тепловыделения, поэтому разработчики должны проверять лимиты с производителем.

Органы управления автомобилем

Для того чтобы говорить о приемах управления автомобилем, давайте сперва разберемся, какими органами управления он обладает. Иначе говоря, что входит в «набор инструментов», при помощи которых водитель перемещает свое транспортное средство в пространстве?

На стандартном автомобиле в распоряжении водителя имеется:

Заключительные примечания по разрешению и точной продукции

При определении разрешения датчика требуется анализ ошибок. Хорошей практикой является выбор кодировщика, который будет читать в два-четыре раза лучшее разрешение, чем максимальный источник ошибок в механизме. Разрешение и пропускная способность связаны.

Скорость работы системы обычно известна или диктуется компромиссами, такими как пропускная способность системы по сравнению с расходами на металлолом. Собственные ошибки в системе будут ограничивать разрешение. Используя диаграммы или ввод производителя, инженеры могут определить рабочую полосу пропускания системы. Он продиктован типом драйвера вывода, длиной и типом кабеля, а также окончаниями конца контроллера.

Рычаг переключения передач;

Рычаг управления стояночным тормозом;

Всевозможные кнопки, выключатели и переключатели.

О руле много говорить не будем. Вполне очевидная вещь - в какую сторону вы крутите руль, в такую и поворачивает ваш автомобиль. На современных легковых автомобилях полный ход рулевого колеса от крайнего левого до крайнего правого положения составляет обычно 3-3,5 оборота. Мастерство вождения проявляется в том, что водитель умеет крутить руль разными способами, как одной, так и двумя руками, причем чем быстрее он это делает в критической ситуации, тем лучше.

Состоит из двух транзисторов с подключенными коллекторами, линейные драйверы обеспечивают выход с низким импедансом. Однако их высокая скорость переключения позволяет звонить. Сигналы для этих выходов должны быть указаны для включения дополнений канала и переноситься экранированными, витыми парами и подаваться на высокоимпедансный дифференциальный приемник или оптоизолятор, который обеспечивает подавление шумов общего режима.

Из-за их более высокого импеданса открытые коллекторы имеют большую пропускную способность. Хорошее эмпирическое правило - использовать их максимум 50 кГц с максимальным 50 футом кабеля. Они являются наименее дорогостоящим типом продукции. Обратите внимание, что подтягивающие резисторы могут быть поставлены пользователем или установлены на заводе в кодере или в обоих случаях. Устройство часто продиктовано контроллером или необходимостью управлять энкодером с другим напряжением, чем напряжение питания.

Если руки водителя почти все время держат руль, то его ноги постоянно нажимают и отпускают педали. Их может быть две или три – в зависимости от того, какой коробкой передач оснащен автомобиль. Если коробка передач механическая или, иначе говоря, ручная, то под ногами у водителя располагаются три педали, а в круг его обязанностей входит постоянное переключение передач рычагом, расположенным между передними сиденьями. Каждая передача соответствует определенному скоростному диапазону, и когда скорость, возрастая или падая, выходит за его пределы, водитель должен перевести рычаг коробки передач в новое положение, чтобы двигаться дальше.

Более высокое разрешение не обязательно приводит к более высокой точности системы, но слишком низкое разрешение может ограничить способность системы контролировать скорость или положение точно. Как предполагалось ранее, инкрементные кодеры с квадратурной фазировкой не только предоставляют информацию о направлении, но могут увеличить разрешение до четырех раз в сочетании с совместимым приемным устройством.

Например, стандартный серийный выход обычно используется в конструкциях магнитных датчиков, что обеспечивает непрерывную синхронизацию при передаче данных.


Другим вариантом является синхронный последовательный интерфейс, цифровой интерфейс «точка-точка». Он также связывает информацию идентификации кодера и ускорение, температуру и другие данные, не мешая работе в реальном времени.

Когда автомобиль оснащен автоматической коробкой переключения передач (сокращенно она называется АКПП), водителю нет необходимости постоянно выбирать и переключать передачи при разгоне и замедлении – коробка-автомат делает это самостоятельно, заодно обеспечивая оптимальный режим эксплуатации транспортного средства. На таких автомобилях в распоряжении водителя всего две педали – педаль газа для задания нужной скорости и педаль тормоза – для ее снижения и удержания автомобиля на месте при коротких остановках. Это очень удобно, поскольку водитель меньше отвлекается, меньше путается в органах управления и меньше ошибается в процессе вождения. Правда, рычаг переключения передач обязательно присутствует и на таком автомобиле, однако пользуются им только перед началом поездки, после ее окончания, а также в особых случаях, когда необходимы специальные режимы движения.

Примечание: контроллер системы обычно диктует выход энкодера - поэтому разработчики должны сначала определить требования к вводу контроллера, а затем выбрать совместимый драйвер выходного сигнала энкодера. Три основных типа - это драйверы, которые подают ток на внешние устройства, драйверы, которые обеспечивают текущий путь к заземлению схемы или к общему, а также к драйверам, которые выполняют обе. Многие контроллеры принимают дифференциальные сигналы линейного сигнала, отменяя шум синфазного режима при одновременном использовании длинных прогонов кабелей.

Специалисты утверждают, что лет через 15-20 мы забудем об автомобилях с ручным переключением передач – их вытеснят машины с АКПП, как это уже произошло в США и Японии. Но эти 10-20 лет надо еще прожить. К тому же, научившись ездить на машине с механической коробкой, вы в любой момент безболезненно пересядете на «автомат», а вот в обратной последовательности, скорее всего, ничего не получится. Поэтому далее мы будем рассматривать именно автомобиль с механической коробкой передач.

Чтобы обеспечить надежность, подача питания на кодировщик должна быть отфильтрована и отрегулирована; линии электропитания для других устройств должны быть удалены от кабелей энкодера. В некоторых случаях специально закрытые клеммные коробки защищают от электромагнитных полей совместимости, чтобы предотвратить выход сигнала. Кодеры, сконструированные с такими коробками, могут поворачиваться на 180 °, чтобы расположить отверстие кабеля слева или справа от датчика. Во всех случаях требуются экранированные витые пары кабелей, а земля правильно подключена - предпочтительно в звездообразном исполнении - для обеспечения эффективная защита.

С точки зрения ученика, главная беда такой машины – наличие третьей педали притом, что ног у водителя всего две. Для начала запомним: под вашей левой ногой - педаль сцепления, а правая нога попеременно нажимает на газ (правая педаль) и на тормоз (педаль посередине). Зачем нужно сцепление, мы поймем чуть позже. Педаль тормоза управляет действием тормозных механизмов. Когда вы нажимаете на нее, автомобиль снижает скорость и останавливается, когда отпускаете – колеса растормаживаются (при этом ТС может самопроизвольно покатиться на подъеме или спуске). Одна педаль управляет тормозными механизмами на всех четырех колесах автомобиля.

Педаль газа, которую правильнее называть акселератором , регулирует поступление топлива в двигатель, на что двигатель откликается увеличением или уменьшением частоты вращения (числа оборотов) своего вала. Это вращение передается на колеса автомобиля, благодаря чему он, собственно, и движется.

Теперь зададимся вопросом - для чего нам вообще нужна коробка передач? Нельзя ли обойтись без нее? Если на вашем автомобиле установлен двигатель внутреннего сгорания, то никак нельзя. Автомобильный мотор устроен так, что частота вращения его вала не может быть меньше 600-700 оборотов в минуту. Если бы мы соединили его напрямую с колесами, то автомобиль мог бы двигаться со скоростью не менее 80-90 км/ч. На самом деле нам бы вообще не удалось тронуться с места - при попытке начать движение двигатель бы моментально заглох.

Не вдаваясь в особенности , скажем, что именно благодаря ей обеспечивается возможность двигаться на любой скорости – от минимальной на первой передаче до максимально возможной – на последней по счету, или прямой передаче.

Практика показала: для того, чтобы плавно разгоняться, не перегружать двигатель и достаточно легко справляться с управлением, нужно, чтобы положений рычага переключения передач было четыре или пять – в зависимости от класса и модели легкового автомобиля. Кроме того, в любой коробке есть одна передача для движения задним ходом (с небольшой скоростью) и «нейтралка» - такое положение рычага, при котором ни одна из передач не включена или, иными словами, двигатель не соединен с колесами. При любом переключении рычаг коробки передач проходит через нейтральное положение, а значит, прежде чем включить в процессе движения новую передачу, необходимо выключить ту, что была задействована ранее. Чтобы сделать это плавно, без рывков и не повредить детали коробки передач и двигателя, существует такой агрегат как . Он-то и управляется педалью, расположенной под вашей левой ногой.

Необходимо четко усвоить, что при нажатой педали сцепления двигатель отделен от колес, а при отпущенной – соединен с ними. Чтобы тронуться с места, водитель должен нажать педаль сцепления до упора, включить первую передачу и плавно отпускать педаль, пока автомобиль не начнет двигаться. Перед каждым переключением передач также выжимается педаль сцепления, после чего рычаг переводится в нужное положение, и педаль сцепления отпускается.

Итак, для того, чтобы разогнаться, нужно переключать рычаг с первой передачи на вторую, со второй – на третью и т.д. При этом любое переключение должно выполняться при полностью нажатой педали сцепления. Возможно, вы уже догадались, что с точки зрения поведения автомобиля, «нейтралка» и нажатая педаль сцепления – это одно и то же. Действительно, и в том, и в другом случае двигатель не соединен с колесами, а значит, может работать независимо от того, вращаются они или нет. Из этого вытекает важный вывод: на исправном автомобиле при выключенной передаче или полностью выжатом сцеплении двигатель заглохнуть не может . Следовательно, если вам нужно НЕ заглохнуть (как стоя на месте, так и в движении) – достаточно просто нажать левую педаль, а потом, при желании, можно поставить рычаг в нейтральное положение, а ногу с педали сцепления убрать.

С другой стороны, если мы НЕ нажимали сцепление и НЕ выключали передачу, то двигатель и колеса через сцепление и коробку передач воздействуют друг на друга. Как правило, колеса вращаются медленнее, поскольку встречают сопротивление дороги, поэтому они «тормозят» двигатель. Как только скорость автомобиля снизится до определенной величины, которая соответствует минимально возможной частоте вращения коленчатого вала, двигатель заглохнет. На какой скорости это произойдет? Это зависит от той передачи, на которой вы двигались. Если на пятой, то примерно при 30-35 км/ч, на третьей – при 10 км/ч, на первой – при 2-3 км/ч. Перед тем, как двигатель остановится, автомобиль своим поведением просигнализирует, что вы делаете что-то не то – он начнет покашливать, подергиваться, в конце концов, сделает несколько бросков вперед – и затихнет. Что надо было делать, чтобы не заглохнуть? Правильно – выжимать сцепление!

Рычаг ручного (стояночного) тормоза располагается позади рычага коробки передач, между спинками передних сидений. Его верхнее положение (необходимо тянуть рычаг вверх до упора) соответствует заторможенному состоянию задних колес, которое не позволяет автомобилю укатиться в отсутствие хозяина. Чтобы растормозить автомобиль, то есть «снять с ручника», нужно нажать кнопку на торце рукоятки и опустить рычаг вниз до конца.

Большинство водителей пользуется стояночным тормозом в двух случаях – покидая припаркованный автомобиль, а также при трогании с места на крутом подъеме. Мастера-автогонщики назовут вам еще несколько способов его применения при выполнении сложных маневров, но, как говорится, всему свое время. Начинающему водителю гораздо полезнее запомнить, что едва ли не самые распространенные ошибки новичка – уйти, не поставив автомобиль на стояночный тормоз, и пытаться тронуться с места, забыв снять автомобиль с «ручника». Если вы не хотите именоваться «чайником» - избегайте и того, и другого.

О всевозможных кнопках и переключателях можно писать много, но мы этого делать не будем, поскольку всю необходимую информацию можно найти в Руководстве по эксплуатации, которое прилагается к каждому выпущенному автомобилю. Скажем только, что практически на всех современных легковых автомобилях рычаг переключения указателей поворота, фар и габаритных огней находится под рулевым колесом слева, рычаг управления стеклоочистителями и стеклоомывателями – под рулем справа, блок переключателей отопления и вентиляции салона – посередине между водителем и передним пассажиром, рычаг открытия капота – под панелью приборов слева. Заметим, что мы ведем речь об автомобиле с левым расположением руля .

Что и как делается

Заводим двигатель . Для того чтобы двигатель начал работать, необходимо выполнение следующих условий:

Питание (поступление в двигатель топлива и воздуха в правильной пропорции);

Зажигание (в бензиновом двигателе электрическая искра должна воспламенять горючую смесь; для работы дизельного двигателя зажигание не нужно);

Вращение вала двигателя.

Когда мы садимся за руль, включаем зажигание (повернув ключ в замке по часовой стрелке до щелчка) и стартер (повернув тот же ключ еще чуть дальше), эти три условия выполняются, и если автомобиль исправен, двигатель запускается. Что такое стартер? Это обычный электрический моторчик, который определенным образом соединяется с валом двигателя и проворачивает его. Питается стартер от аккумулятора, который можно считать большой и мощной электрической батарейкой. Как только двигатель заводится, специальное реле отсоединяет стартер от его вала. Если этого не сделать, то раскрутившийся двигатель так разгонит стартер, что тот выйдет из строя от чрезмерной нагрузки.

При желании водитель может загубить стартер и самостоятельно – если не отпустит ключ зажигания сразу после запуска или попытается завести стартером уже работающий двигатель. В таких случаях всегда слышен характерный треск – это трещат детали стартера, который вскоре придется сдавать в утиль.

Существует важное правило: перед запуском двигателя передача всегда должна быть выключена . Многие водители, припарковав автомобиль, ставят рычаг в положение первой или второй передачи, чтобы дополнительно заблокировать ведущие колеса – тогда автомобиль не покатится с уклона. Однако если потом, забыв вернуть рычаг коробки передач в нейтральное положение, они попытаются завести мотор, машина тут же начнет движение. При этом в лучшем случае она слегка ударит стоящий впереди автомобиль, а в худшем – совершит наезд на находящегося поблизости человека. Чтобы нечаянно не оказаться в такой ситуации, нужно всегда выжимать сцепление перед тем, как повернуть ключ в замке зажигания, а когда машина завелась, отпускать педаль, только убедившись, что вы стоите «на нейтралке». Тем самым вы не только обеспечите безопасность окружающих, но и облегчите запуск двигателя в зимнее время года.

Трогаемся с места . Плавное начало движения на автомобиле с механической коробкой передач всегда было и остается проблемой для новичков. Последовательность ваших действий должна быть такой:

Стоя на месте, нажать педаль сцепления до упора;

Включить первую передачу;

Плавно нажимать на акселератор и одновременно плавно отпускать сцепление, пока автомобиль не поедет.

Если первые два пункта выполнить довольно легко, то с последним возникают вечные трудности, поскольку он требует определенной координации движений. Лучше всего разбить стоящую перед вами задачу на кусочки и работать с каждой педалью поочередно. Для этого после выполнения первых двух подпунктов:

Слегка прибавьте газ, чтобы обороты двигателя были чуть выше, чем на холостом ходу. Добейтесь стабильности оборотов и зафиксируйте правую ногу в этом положении;

Начинайте отпускать сцепление левой ногой. Делать это можно достаточно смело (но не резко) до определенного момента. Когда вы этого момента достигнете, автомобиль чуть заметно шевельнется, все еще оставаясь на месте, а вращение двигателя немного замедлится, что можно легко различить на слух. Это самый важный этап – вы вот-вот поедете. Замрите на педали сцепления, чуть-чуть придавив ее обратно, и оставьте ногу в этом положении;

Прибавьте еще немного газу и снова добейтесь повышенных, но стабильных оборотов двигателя (он не должен реветь, распугивая прохожих);

Аккуратно отпуская педаль сцепления, начинайте движение. Если всё было сделано правильно, то машина не дернется, не прыгнет вперед и не заглохнет, а поедет в нужную сторону под вашим чутким руководством.

На автомобиле с коробкой-автоматом технология трогания с места совсем иная, при этом для водителя она гораздо проще. Главное, что нужно помнить - при включенной АКПП машина будет стоять на месте до тех пор, пока у вас хоть чуть-чуть нажата педаль тормоза. Как только вы ее отпустите, даже без участия педали газа начнется движение с минимальной скоростью, которая будет увеличиваться по мере нажатия на акселератор.

Если вы сели за руль автомобиля с выключенной АКПП, то трогание с места производится в такой последовательности:

Слегка нажимаем на тормоз (давить на тормозную педаль до упора не нужно);

Переводим рычаг из положения «парковка» через «задний ход» и «нейтралку» в положение, соответствующее движению вперед (убедитесь, что вы нечаянно не включили пониженную передачу, проскочив нужное положение рычага, иначе так и будете ехать с пониженной скоростью);

Отпускаем педаль тормоза и нажимаем на газ, задавая машине нужную интенсивность разгона. Ура – вы поехали!

Трогаемся на подъеме . Когда вы стоите на уклоне, автомобиль должен быть заторможен, иначе он покатится с горы. Поэтому изначально ваша правая нога нажимает педаль тормоза. Чтобы привести автомобиль в движение, нужно нажать на педаль газа, и вы, отпустив тормоз, переносите правую ногу на нее. Однако мгновенно тронуться без достаточного опыта невозможно, и машина сразу же начинает катиться с горы задним ходом, понемногу набирая скорость. Вы в панике бросаетесь с акселератора на педаль тормоза – автомобиль останавливается (хорошо, если он еще не успел ударить стоящую позади машину), но при этом двигатель глохнет, ибо сцепление отпущено, а педаль газа не нажата. Вы заводите двигатель… и всё повторяется сначала. Ситуация эта настолько неприятна для начинающего водителя, что именно ее выбрали в качестве одного из упражнений для сдачи практического экзамена в ГИБДД.

Где же выход? Вы найдете его, если вспомните о рычаге стояночного тормоза. Если заранее затормозить автомобиль этим рычагом, то, переставив ногу с тормозной педали на акселератор, вы никуда не покатитесь. В тот момент, когда, отпуская сцепление, вы почувствуете, что вот-вот тронетесь с места, ничто не мешает вам снять автомобиль с «ручника» свободной рукой и одновременно начать движение.

Маневрируем на малой скорости . Одна из составляющих водительского мастерства - умение маневрировать в ограниченном пространстве. Например, вам нужно развернуться на узкой улице, въехать в гараж или припарковаться между двумя близко стоящими машинами. Все эти действия требуют от водителя определенных навыков.

Во-первых, запомним – машина тем лучше поворачивает, чем медленнее вы движетесь и чем быстрее крутите руль. На автомобиле с «автоматом» можно обойтись одной педалью тормоза, отпуская ее, чтобы двигаться, и чуть-чуть нажимая, чтобы остановиться. Это достаточно удобно и обычно проблем не вызывает. На машине с ручной коробкой водитель, наоборот, пользуется педалями газа и сцепления, практически не прикасаясь к тормозам. Дело в том, что при движении на малой скорости нажатого сцепления бывает вполне достаточно, чтобы машина остановилась, поскольку сопротивление дорожного покрытия весьма велико. Таким образом, выжимая и частично отпуская сцепление, можно двигаться на минимальной скорости, либо короткими толчками с остановками. При этом педалью газа нужно поддерживать такие обороты двигателя, чтобы он не заглох. Для верности можно сделать их повыше – до 1500 об/мин.

Движемся задним ходом . Проблемы с движением задним ходом возникают, в первую очередь, из-за того, что голова не способна поворачиваться на все 360 градусов, а багажник и стойки кузова загораживают обзор позади автомобиля. Сразу уточним, что, глядя только в зеркала заднего вида, как это делают некоторые легкомысленные водители, вы получите от силы две трети необходимого обзора.

Вообще-то самый надежный способ движения задним ходом – использование толкового помощника. В качестве ассистента на некоторых автомобилях применяется электронное устройствопарковочный радар, который начинает истошно пищать, как только вы слишком приближаетесь к какому-либо препятствию. Однако на учебной машине, предназначенной для приема экзамена, такое устройство вряд ли будет установлено.

Когда помощника нет, и взять его негде, рекомендуется не полениться, выйти из машины и собственными глазами убедиться, что путь позади автомобиля свободен на достаточном расстоянии. Хотя это и не дает стопроцентной безопасности, но все-таки существенно снижает риск наезда. Остальное будет зависеть от ваших грамотных действий за рулем.

Поскольку бросить руль и педали и перебраться на заднее сиденье, чтобы было лучше видно, вы не можете, нужно научиться правильной посадке за рулем при движении задним ходом. Для этого на автомобиле с левым расположением руля:

Отстегните ремень безопасности (не бойтесь, никто вас за это не оштрафует);

Левую руку оставьте на руле, а правую положите на спинку пассажирского сиденья;

Развернитесь (не шеей, а всем корпусом) так, чтобы вам была видна вся площадь заднего стекла и пространство справа от автомобиля;

Начинайте движение с минимальной скоростью и не разгоняйтесь быстрее 5-7 км/ч;

Каждые 2-3 секунды поворачивайте голову обратно, чтобы проконтролировать ситуацию слева от автомобиля через наружное зеркало заднего вида;

Если нужно повернуть, крутите руль в ту сторону, куда собираетесь направить «хвост» своего автомобиля.

Не забывайте, что даже при небольшом повороте задним ходом, когда ваш хвост уходит вправо, левый передний угол, на который вы в этот момент не смотрите, резко выдвигается в противоположную сторону, и наоборот. Не учитывая этого, можно запросто зацепить проезжающую или стоящую машину, дерево или столб, поэтому вы должны, вдобавок ко всему, держать под постоянным контролем положение передних углов и передних крыльев своей машины.

Имейте в виду, что при резком повороте обстановка позади автомобиля меняется настолько быстро, что вы можете на какое-то время потерять ориентацию в пространстве. В таком случае лучше остановиться, разобраться, что к чему и только после этого продолжать движение.

Разгоняемся и переключаем передачи . Если вы уже умеете уверенно трогаться с места, то само по себе переключение скоростей не должно стать для вас камнем преткновения. Нужно запомнить последовательность переключения положений рычага – прямую (от первой до высшей передачи) и обратную (от высшей до первой), а в остальном – всё то же самое: выжимаем сцепление – включаем нужную передачу - отпускаем сцепление. При этом даже если более резко, чем при трогании с места, отпускать педаль, ничего страшного не происходит – автомобиль не глохнет, разве что немножко прыгает вперед. Однако мало уметь переключаться – нужно не забывать делать это вовремя, а здесь-то как раз и возникают проблемы.

Главное, что нужно осознать раз и навсегда – выбранная водителем передача должна соответствовать той скорости, с которой вы движетесь. Говоря более строго, передача должна соответствовать определенной частоте вращения вала двигателя. Обороты двигателя можно контролировать по прибору, который называется тахометром – при движении в спокойном режиме они не должны выходить за пределы 1000-3500 об/мин, а переключение передач при разгоне рекомендуется производить при частоте вращения 2500-3000 об/мин. Сразу после переключения обороты двигателя снижаются, что дает возможность набирать скорость за счет педали газа до выхода на следующую передачу. Таким образом, процесс набора скорости выглядит так: «старт – разгон – переключение – разгон – переключение» и так далее.

Если тахометра нет (на некоторых моделях автомобилей он не устанавливается), можно определять частоту вращения вала двигателя на слух. Если же руководствоваться не числом оборотов, а скоростью движения, то она определяется по спидометру , и если вы посмотрите на его шкалу, то найдете на ней несколько красных меток. Это предельно допустимые скорости для движения на первой, второй, третьей и четвертой передаче. Запомните: мало того, что нельзя превышать эти значения – не следует даже приближаться к ним, иначе двигатель с высокой вероятностью выйдет из строя.

Назовем ориентировочные диапазоны скоростей для каждой передачи (речь идет о легковом автомобиле с пятиступенчатой коробкой передач при «спокойном» режиме эксплуатации):

1-я передача: 0-25 км/ч;

2-я передача: 10-40 км/ч;

3-я передача: 25-60 км/ч;

4-я передача: 40-90 км/ч;

5-я передача: от 60 км/ч и выше.

Если вы превысите рекомендуемые значения скорости на соответствующей передаче, то двигатель разовьет слишком большие обороты, однако это почти не придаст автомобилю ускорения. Если вы включите следующую передачу слишком рано, то нормально разгоняться тоже не сможете – двигатель будет захлебываться избытком топлива, причем такой режим для него является крайне неблагоприятным.

Типичная ошибка начинающего водителя состоит в том, что он старается переключать передачи как можно реже, затягивая тем самым процесс разгона автомобиля. Запомните: чем чаще вы будете переключаться на первых порах, тем быстрее научитесь, и необходимость переключения скоростей перестанет отравлять вам жизнь. Для подготовленного водителя переключение передач является настолько естественным и доведенным до автоматизма действием, что он даже не задумывается о том, как это у него получается. Если на дороге нет каких-либо препятствий, то разгон должен быть не резким, но достаточно интенсивным, поскольку это обеспечивает оптимальный режим эксплуатации двигателя и наибольшую экономию топлива. Рекомендуется такая динамика набора скорости:

На первой передаче: 3-5 секунд;

На второй передаче: 5-8 секунд;

На третьей передаче: 10-15 секунд;

В процессе разгона не надо увлекаться чрезмерным нажатием на педаль газа. Если автомобиль исправен, дорога не имеет крутого подъема, передача выбрана правильно, то даже при небольшой подаче топлива ваша машинка будет довольно резво набирать скорость. При избыточном нажатии на педаль лишнее топливо, поступившее в двигатель, все равно не успеет сгореть, а значит, превратится в ядовитые выхлопные газы, не выполнив никакой полезной работы. Вместе с ним вылетят в выхлопную трубу и уплаченные за него денежки.

И последнее. Любой водитель должен знать, что движение на пониженных передачах (первой и второй) не дает высокой скорости, но зато обеспечивает большую силу тяги. С переходом на повышенные передачи скорость увеличивается, а сила тяги, в соответствии с законами физики, уменьшается. Поэтому если вам надо преодолеть трудный участок дороги (рыхлый снег, разбитая и мокрая грунтовка и т.п.) – выбирайте пониженную передачу, а переключившись на нее, поддерживайте увеличенные обороты двигателя, но так, чтобы избегать при этом буксования колес. Чтобы не увязнуть на такой дороге, важно, не останавливаясь, непрерывно продвигаться вперед, пускай и на минимальной скорости.

Движемся на прямой передаче . Все мучения когда-нибудь кончаются, и вы рано или поздно включите последнюю по счету передачу (она еще называется прямой). Но не спешите радоваться. В городе долго наслаждаться жизнью вам все равно не дадут – или красный свет, или затор, или какой-нибудь участник движения заставит вас притормозить, а то и вовсе остановиться, и всё придется начинать заново. А вот на хорошей трассе, если интенсивность движения не слишком велика, вы можете проехать на прямой передаче, не переключаясь, несколько десятков километров. Однако и здесь не нужно особо расслабляться.

По мере движения дорога, по которой вы поедете, будет спускаться и подниматься, изгибаться вправо и влево, хорошо заасфальтированные участки будут чередоваться с неровными, и все это отразится на скорости вашего движения. Запомните важное правило – не автомобиль должен диктовать вам скорость, с которой ему нравится ехать, а вы сами должны постоянно указывать ему, какая скорость вам нужна. А для этого «не спите» на педали газа и чаще посматривайте на спидометр: если вы считаете правильным ехать со скоростью 80 км/ч – поддерживайте ее на этом уровне. Где-то придется чуть-чуть сбросить газ, а где-то и «притопить» акселератор. В любой момент условия движения могут измениться (поворот, ямы, ограничительный дорожный знак), и вам для безопасного движения потребуется какая-то другая скорость – при помощи той же педали газа добейтесь от автомобиля нужной вам величины.

Всё, что было сказано о движении на прямой передаче, в полной мере распространяется и на автомобили с АКПП.

Регулируем скорость (речь пойдет об автомобиле с механической коробкой передач ). Учиться останавливаться мы будем чуть позже, а сейчас рассмотрим ситуацию, когда вам пришлось притормозить, а дальше – путь оказался свободен, и можно разгоняться вновь.

Есть два пути снижения и последующего набора скорости. Первый – притормаживаем, насколько требуется, а перед тем как снова нажать на газ, переключаемся на пониженную передачу. Бывает, что с четвертой на третью, а может получиться, к примеру, и с пятой на вторую. Это зависит от того, какая скорость получилась в конце вашего торможения, ведь включаемая передача должна соответствовать этой скорости. Чтобы не запутаться на дороге, вы должны заранее четко запомнить, какое положение рычага соответствует каждой передаче, и научиться переключать их в любой комбинации. И если при разгоне, как правило, переключение выполняется последовательно (1-2-3-4-5), то при снижении скорости никто не обещает, что будет 5-4-3-2-1, поэтому запоминать следует не движения руки от одной передачи к другой, а те «ячейки», в которые нужно вставить рычаг, чтобы получить ту или иную нужную вам передачу.

Второй путь – сбросив газ (убрав ногу с акселератора), выжимаем сцепление, выключаем передачу, переводя рычаг в нейтральное положение, и, отпустив сцепление, движемся по инерции («накатом»), при необходимости подтормаживая педалью тормоза. Как только появляется возможность увеличить скорость, включаем с помощью сцепления нужную передачу, переносим ногу с тормоза на газ – и вперед!

Второй путь несколько проще для начинающего водителя, поскольку не требует держать под контролем обороты двигателя – на «нейтралке» вы не заглохнете, даже если вообще придется остановиться. Однако надо иметь в виду, что движение накатом не обладает теми преимуществами, которые ему порой приписывают – в частности, не дает экономии топлива. Кроме того, такой прием недопустим на скользкой дороге, поскольку отсоединение двигателя от колес не способствует сохранению устойчивости автомобиля и отнимает у водителя лишние секунды там, где необходимы срочные, мгновенные меры по выходу из опасной ситуации.

Поворачиваем (на автомобиле с механической коробкой передач ). Собственно, а что такое поворот, как не снижение скорости с последующим ускорением? Следовательно, всё, что было сказано о переходе на пониженную передачу, имеет к нему непосредственное отношение.

В населенных пунктах повороты чаще всего происходят на перекрестках или в местах въезда на прилегающую территорию, под прямым углом к первоначальному направлению движения. Чтобы вписаться в такой поворот, необходимо снизить скорость примерно до 15-20 км/ч на перекрестке и до 5-10 км/ч при въезде во двор или на автостоянку. Этот диапазон скоростей лучше всего соответствует второй передаче, которая и должна быть включена либо непосредственно перед поворотом, либо сразу после него.

Когда вы приближаетесь к такому повороту с высокой скоростью на 3-5 передаче, нужно не забывать перед выполнением маневра выжимать сцепление. Если дорога не скользкая, то можно делать это одновременно с нажатием на педаль тормоза. Притормозив с нажатым сцеплением до нужной скорости, переключитесь на вторую передачу и сразу же отпустите сцепление – тогда вам останется только вовремя повернуть руль, после чего можно будет начать разгоняться в любой момент, когда сочтете нужным. Таким образом, мы опять разбиваем сложную задачу на отдельные кусочки. Можно пойти и по второму пути – заранее включить «нейтралку», как следует притормозить, спокойно повернуть, после чего включить вторую передачу и прибавить газу. Пожалуйста – но только если дорога не скользкая, и скорость на повороте минимальная.

Распространенная ошибка новичка – недостаточное торможение перед поворотом. Не имея опыта, трудно понять, какая у вас скорость – можно принять 10 км/ч за 25, а можно и наоборот. Если вы не снизили свою скорость до нужной величины, то машина будет приближаться к месту поворота стремительно, и вы ничего не успеете – ни включить указатель, ни перейти на пониженную передачу, ни «прицелиться». А если в суматохе еще и забудете нажать сцепление, то автомобиль продемонстрирует вам свои «кенгуриные прыжки», которые получаются при движении на высокой передаче с малой скоростью. В такой обстановке попытка повернуть любой ценой может закончиться на газоне, тротуаре, встречной полосе или, чего доброго, в мачте городского освещения. Лучше уж просто проехать прямо, остановиться и спокойно подумать о том, что вы неправильно сделали.

Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы вы, перестраховавшись, заранее снизили скорость до минимума, до черепашьего шага. В этом случае нужный поворот приближался бы к вам настолько медленно, что хватило бы времени сделать всё необходимое, не торопясь и не впадая в панику. Даже если машина остановится, недотянув до поворота, ничего страшного не случится – нажав сцепление перед остановкой, чтобы не заглохнуть, включаем первую передачу, трогаемся с места и поворачиваем не спеша, с чувством собственного достоинства, а главное – безопасно для себя и окружающих.

Останавливаемся . Перед тем как выбирать место для парковки, желательно как следует снизить скорость. При быстрой езде, когда всё мелькает перед глазами, ваша единственная задача – уследить за дорожной обстановкой. Двигаясь на небольшой скорости, вы успеете и проконтролировать ситуацию вокруг вашего автомобиля, и выбрать наиболее удобное место для остановки. Снижаем скорость одним из двух описанных способов: либо «нейтралка», а потом торможение до полной остановки, либо тормоз, а когда скорость снизится, добавляем к нему нажатие на педаль сцепления. Во втором случае придется держать сцепление нажатым, пока вы не поставите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Можно сделать это непосредственно перед остановкой, а можно сразу после нее.

Не следует подъезжать вплотную к уже припаркованной машине или препятствию, оставьте перед своим передним бампером, как минимум, один метр свободного пространства. Иначе, когда чей-нибудь автомобиль встанет вплотную позади вашего, вы не сможете уехать с того места, где вас «заперли».

Перед тем, как выбраться из-за руля , не забудьте закрыть все окна, выключить фары, заглушить двигатель, повернув ключ зажигания против часовой стрелки до упора, вынуть ключ из замка и затормозить машину стояночным тормозом, который всегда нужно затягивать до последнего щелчка. В качестве дополнительной меры, исключающей скатывание автомобиля на уклоне, можно повернуть передние колеса в сторону бордюра, либо включить первую или вторую передачу, но только после того как двигатель будет выключен .

На автомобиле с коробкой-автоматом сразу после остановки, не отпуская педаль тормоза, переведите рычаг в положение «парковка» (вперед до упора). Без этого вы не сможете вынуть ключ из замка зажигания.

На многих современных автомобилях предусмотрена так называемая «защита от дурака». Например, если вы выключили двигатель, но не погасили фары, не закрыли окна или оставили ключ в замке, раздается негромкий, но настойчивый звуковой сигнал. Такая защита помогает предотвратить разряд аккумулятора во время долгой стоянки или проникновение в автомобиль посторонних лиц.

Наконец, последний штрих – уходя по своим делам, не забудьте запереть машину, иначе состоявшаяся поездка на любимом авто может оказаться для вас последней. Хорошо, если автомобиль оборудован центральным замком – тогда все двери и багажник запираются одновременно при нажатии кнопки на ключе или на брелке дистанционного управления. Если центрального замка нет, придется обойти машину по кругу (что никогда не вредно) и проверить каждую дверь в отдельности. Однако и в том, и в другом случае необходимо убедиться в том, что двери захлопнуты плотно, иначе замок может не сработать.

Как сидеть за рулем.

Многие водители даже имеющие солидный стаж, часто не знают основных правил посадки за рулем манипуляций рулевым колесом или пренебрегают ими. Эти правила не так уж сложны, но их выполнение в значительной степени облегчит управление автомобилем и сделает езду более безопасной.
Однако, прежде чем садиться за руль, нужно выработать привычку к осмотру автомобиля перед выездом. При этом осматривается проезжая часть вблизи и под автомобилем (там могут оказаться опасные предметы, животные, играющие дети), проверяются фары и все внешние приборы сигнализации, чистота и целостность остекления автомобиля, особое внимание уделяется состоянию шин и степени их накачки.

Прежде всего, научимся правильно садиться в кабину легкового автомобиля. Левой рукой открываем дверь, становимся правым боком к сиденью. Затем правую руку кладем на верхнюю дугу рулевого колеса и одновременно заносим правую ногу в кабину к педали тормоза, приседая на левой ноге и подав корпус назад. При этом левая рука придерживает дверь от закрывания и опирается на нее. Опустившись на сидение, вы заносите левую ногу в кабину и располагаете ее слева от педали сцепления. Правая нога находится на педали тормоза.

Современные автомобили имеют продольную и весовую регулировку сиденья. Регулировку угла наклона спины, а некоторые и рулевого колеса. Это позволяет с учетом индивидуальных особенностей телосложения водителей подгонять рабочее место с учетом удобства управления и обеспечения безопасности движения. Правильная посадка способствует снижению утомления при длительной езде, обеспечивает свободу движения и максимальный обзор, позволяет прилагать минимальные психологические и физические усилия для управления автомобилем.

Прежде всего, необходимо научиться правильно, регулировать сиденье по росту. Для этого, сев на сиденье (спина полностью прилегает к спинке), отрегулируйте его так, чтобы ноги свободно доставали до педалей в прижатом состоянии. При этом угол в коленном сгибе должен составлять 120-150º (для легковых автомобилей), а вытянутая не полностью распрямленная рука (левая) запястьем касается верхней точки рулевого обода. Добившись с помощью регулировки сиденья этого положения, отрегулируйте затем спинку сиденья, чтобы она полностью прилегала к спине. В этом положении отрегулируйте ремни безопасности: рука должна туго входить под пристегнутый ремень на уровне груди. Установите подголовник так, чтобы он препятствовал движению головы назад и упирался средней частью в затылок.

При правильной посадке затылок и позвоночник находятся на одной линии, близко к перпендикуляру к полу (75-90º в зависимости от роста). Психофизиологии установили, что такая осанка водителя позволяет дольше сохранять внимание в сложной дорожной обстановке.


Пуск двигателя.

Перед пуском необходимо проверить положение рычагов: стояночный тормоз должен быть выключен, рычаг переключения передач переведен в нейтральное положение. Если двигатель холодный, то нужно закрыть воздушную заслонку, нажать 2-3 раза до отказа на педаль подачи топлива (сработает насос-ускоритель и впрыснет в диффузор карбюратора топливо, чтобы облегчить пуск); затем, включив сцепление (для уменьшения сопротивления проворачиванию коленчатого вала), повернуть ключ зажигания по часовой стрелке, одновременно слегка нажав на педаль подачи топлива, и отпустить ключ и педаль сцепления тотчас после пуска двигателя. Если с первого раза двигатель не пустился, то следует повторить поворот ключа зажигания через 5-10 с. В случае отсутствия пуска можно попробовать отрыть воздушную заслонку и, плавно нажав на педаль подачи топлива, подержать ее в отжатом положении 10-15 с, повторить включение зажигания. Если и это не помогает, нужно проверить исправность системы зажигания, питания, наличие топлива в карбюраторе.

При пуске прогретого двигателя не следует закрывать воздушную заслонку и нажимать предварительно на педаль подачи топлива, так как чрезмерное обогащение в данном случае лишь затруднит пуск.
После пуска двигателя проверить показания контрольно-измерительных приборов, обратив особое внимание на давление масла, индикатор уровня тормозной жидкости, уровень топлива.

Трогание с места.

Порядок действий при трогании с места следующий:

  1. С помощью зеркала бокового и заднего вида просматриваются зоны слева сзади автомобиля (зоны впереди справа, сбоку осмотрены предварительно).
  2. Если слева поблизости (50м) нет автомобилей, то включается указатель левого поворота. Если дорога двухполосная и загруженная а в зеркало виден ближе 50 м приближающийся слева автомобиль, лучше, обождав несколько секунд пропустить его и лишь затем включить указатель левого поворота.

Разгон автомобиля в обычных условиях должен быть плавным, но не слишком растянутым. Наиболее, плавное нажатие на педаль подачи топлива обеспечивает оптимальные условия для разгона, уменьшает износ автомобиля, выброс токсичных веществ в атмосферу и обеспечивает курсовую устойчивость автомобиля на любой дороге. Причем чем более скользкая дорога, тем умереннее и плавне должно быть увеличение подачи топлива, иначе колеса сорвутся в пробуксовку, и может возникнуть занос.

Для плавного разгона необходимо развивать чувствительность к перемещению педалей дросселей. Этому способствует правильное положение правой ноги на педали, когда нога опирается на пол каблуком и слегка сдвинута мыском вправо. Наиболее чувствительна верхняя часть стопы. Поэтому точное управление педалью дросселей удается именно этой частью стопы.
Высокий каблук и утолщенная подошва обуви затрудняют точность дозирования подачи топлива.
Не следует подкладывать под ноги скользкие покрытия (пластик, линолеум и т.п.), резиновый коврик препятствует скольжению обуви и является наиболее удобным с точки зрения безопасности.

Переключение передач. Сокращение времени разгона связано так же с умением быстро и в нужный момент переключать передачи. Рекомендуется рукоятку рычага переключения передач при перемещении ее в любую сторону брать правой рукой закрытым обхватом. При таком способе обеспечивается быстрота и точность переключений, а так же необходимая чувствительность руки. При этом, когда рычаг переводится на себя, пальцы тянут его, а ладонь контролирует его положение. При движении от себя, ладонь давит на рукоятку, а пальцы контролируют положение рычага. Смотреть на рычаг переключения не следует, взгляд должен быть направлен вперед, левая рука находится на рулевом колесе. Осторожное плавное включение сцепления, чтобы избежать рывка в трансмиссии, характерно для низших (1-,2-й и задней) передач. При включении последующих передач сцепление отпускается без промедления, так как рывка в этом случае не ощущается.
Для выключения сцепления приходиться прилагать ощутимое усилие левой ноги. Вместе с тем, особенно на низших передачах, нужно обеспечить очень плавное отпускание педали в момент включения сцепления. Этим требованиям можно удовлетворить, если нажимать на педаль средней частью стопы. Она и жесткая и чувствительная одновременно.
При этом в выжатом положении педали каблук не должен упираться в пол, так как иначе может быть неполное выключение сцепления. Очень важно приучить себя не держать постоянно ногу на педали сцепления. Это приводит к излишнему напряжению и утомлению ноги, преждевременному износу сцепления. Кроме того, в критической ситуации (если нога располагалась на педали сцепления), как правило, срабатывают обе ноги, нажимая одновременно педаль сцепления и тормоза, что значительно повышает вероятность заноса при резком торможении. Поэтому после отпускания педали тормоза левую ногу следует снять с падали и расположить ее в свободно-расслабленном состоянии на полу кабины левее педалей.
Обращайте внимание на полное выключение сцепления при переключении передач, для чего педаль следует отжимать до упора. Иначе будет затруднено переключение передач и повысится износ синхронизаторов.

При включении вспомогательных приборов (подфарников, вентилятора, противотуманных фонарей и т.п.) нужно придерживаться следующих правил: клавиши и кнопки, расположенные слева от центральной продольной оси руля, включаются левой рукой, справа - правой. При этом рука остающаяся на ободе рулевого колеса сдвигается в его верхнюю часть на случай необходимости небольшого маневра рулевым колесом.
Рычагами переключения света фар, указателя поворотов смывателя стекла и стеклоочистителя полезно приучить себя пользоваться, не снимая рук с рулевого колеса, нажимая рычаги безымянными пальцами. При этом взгляд направлен на дорогу. Звуковой сигнал включают на легковых автомобилях большими пальцами рук, не снимая рук с рулевого колеса. Не следует во избежание поломок рычагов вспомогательных приборов прилагать к ним чрезмерные усилия.
Регулировка зеркал заднего вида. Для безопасного управления автомобилем необходимо знать, что делается сзади и с любой стороны вашего автомобиля. Поэтому после регулировки сиденья необходимо установить зеркало заднего вида по вашему росту.

К регулировке зеркал предъявляют два основных требования:

  1. При взгляде в зеркало заднего вида не требуется значительных движений головой (прогибания, откидывания и т.п.), достаточно легкого поворота (наклона) головы или просто перевода взгляда в зеркало.
  2. Регулировка зеркал должна обеспечивать хороший обзор дороги сзади и минимальные «слепые» зоны.
    Установив наилучшим образом зеркала заднего вида, водителю все-таки нужно не забывать о непросматриваемых «слепых» зонах, поэтому в сомнительных случаях лучше еще раз посмотреть назад и оценить обстановку.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»