Система платон описание. Транспортная система платон. Причины создания системы Платон

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Платон - это система сбора платежей с большегрузных транспортных средств, передвигающихся по федеральным дорогам. Собираемые средства направляются на финансирование замены и ремонта дорожного покрытия.

Принципы работы системы «Платон»

Взимание платы осуществляется при помощи системы сборов, находящейся под контролем компании «РТ-Инвест». Автовладельцы и наемные дальнобойщики платят за каждый километр пройденной дороги, а собранные средства направляются на ремонт междугородних трасс федерального значения.

Данная система призвана снизить нагрузку на федеральный бюджет путем оплат ремонта дорог за счет большегрузных машин, которые наносят наибольший вред дорожному покрытию при передвижении.

Система включает полную базу данных автодорог России и постоянно пополняющуюся базу большегрузных машин. Для ответа на вопрос, как работает система, необходимо обратиться к Постановлению Правительства № 504, в котором изложены ключевые принципы сбора платежей и юридическое регулирование процедуры.

Существуют два основных способа вносить оплату за износ дороги:

  1. авансовым платежом;
  2. платежом по счетчику.

При авансовом способе оплаты платеж вносится экспедитором до начала движения по трассе в соответствии с дорожной картой маршрута, зарегистрированной в системе. Для внесения оплаты данным способом необходимо:

  • Зарегистрироваться в системе.
  • Проложить маршрут предстоящей поездки.
  • Рассчитать примерную стоимость поездки.
  • Зарегистрировать маршрут.
  • Внести авансовый платеж.

Регистрация в системе происходит через сайт системы «Платон». По факту регистрации дальнобойщику выдаются личный логин и фраза пароля, используемые для целей:

  1. пополнения личного счета системы через сайт;
  2. регистрации дорожной карты планируемого маршрута;
  3. просмотра истории передвижений;
  4. оплаты задолженностей;
  5. запроса средства контроля GPS.

Средство контроля GPS устанавливается на транспортном средстве, за которое надлежит вносить оплату по системе «Платон», с целью слежения за перемещением автомобиля и предотвращения мошенничества, связанного с изменением зарегистрированного маршрута с целью уменьшения взимаемого сбора.

При платеже по счетчику на автомашину устанавливается специальное устройство, позволяющее не только обнаруживать перемещающееся транспортное средство, но и снимать плату со счета дальнобойщика за фактически пройденный маршрут.

Плата снимается при проезде машины через специальные электромагнитные рамки, установленные в разных местах трассы. Данные рамки считывают информацию о длине пройденного маршрута через бортовое устройство, после чего направляют эти сведения в расчетный центр компании «РТ-Инвест», где происходит списание соответствующей суммы со счета водителя.

При расчете через бортовые устройства за фактически пройденный километраж также необходимо регистрироваться в системе перед междугородней поездкой и вносить авансовый платеж на персональный счет в системе, но размер такого платежа должен покрывать стоимость проезда до ближайшей считывающей рамки, а не стоимость всего маршрута.

Бортовые приборы, обеспечивающие списание средств за фактически пройденный маршрут облегчают финансовую нагрузку на частных дальнобойщиков, не имеющих средств к оплате всего маршрута перед началом пути и получающих оплату за свою работу по факту выполнения.

Кроме того, расчет при помощи бортового устройства позволяет водителю менять маршрут в зависимости от ситуации, а при расчете по дорожной карте авансом изменение зарегистрированного маршрута приводит к наложению штрафа.

Авансовый платеж по дорожной карте можно вносить также за несколько будущих поездок, данный способ подходит для крупных организаций, имеющих устоявшиеся маршруты, расписанные на несколько недель вперед.

Под систему «Платон» попадают как российские, так и иностранные машины, имеющие грузоподъемность более 12 тонн.

Исключением являются транспортные средства, грузоподъемность которых превышает указанную норму при наличии следующих обстоятельств:

  • машина предназначена для транспортировки людей и животных;
  • спецмашины, относящиеся к ведомствам полиции, пожарной службы, скорой помощи, а также аварийных и спасательных служб;
  • спецтранспорт, предназначенный для перевозки военной техники, и иных грузов, находящихся в ведении Министерства обороны.

Важно учесть, что для грузопассажирских автомобилей, позволяющих вмещать до 5 пассажиров на двух передних сиденьях, перечисленные условия не действуют, и за такие автомобили нужно вносить плату в системе «Платон».

Для подтверждения принадлежности к вышеперечисленным категориям водителю данного транспорта необходимо иметь соответствующую документацию на машину.

Стоимость оплаты и штрафы

Изначально размер платежа за каждый пройденный километр составлял более 3-х рублей, что вызвало массовые митинги среди частных дальнобойщиков и транспортных компаний. С 2015 до 2017 года тариф был снижен до 1,53 рублей за километр, а с апреля 2017 года размер тарифа установлен как 1,9 рублей за километр.

Тариф на 2018 год остается без изменений на уровне 1,9 рублей за километр, но он может быть изменен в конце весны или начале лета 2018 года, если будет принято соответствующее Постановление Правительства.

Многие водители интересуются, сколько стоит установка специальных считывающих бортовых устройств. Установка данных приборов является бесплатной для дальнобойщиков и компаний, зарегистрированных в системе «Платон». Кроме того, техническое обслуживание данных устройств также бесплатно при соблюдении водителем правил безопасной эксплуатации.

При нарушении правил оплаты по системе «Платон» предусмотрены штрафные санкции:

  • для физических лиц - 5000 рублей;
  • для работников ведомств - 40000 рублей;
  • для организаций - 450000 рублей.

Данные штрафы выписываются владельцам большегрузных автомобилей в следующих случаях:

  1. при путешествии по федеральным трассам при отключенном или вышедшем из строя приборе контроля GPS;
  2. при отсутствии данного прибора контроля;
  3. при отсутствии средств на личном счете системы при проезде через контролирующие рамки;
  4. при умышленном изменении маршрута при проезде по зарегистрированной дорожной карте без уведомления контролирующего органа;
  5. при продолжении движения по трассе после списания всех средств с лицевого счета.

Последний случай приводит к штрафам только при оплате через бортовые устройства. Транспортное средство, путешествующее по дорожной карте, вправе следовать по установленному предоплаченному пути при отсутствии денег на счету при условии, что данный маршрут не будет корректироваться в пути.

При необходимости корректировки маршрута необходимо предварительно пополнить лицевой счет, в дороге это можно сделать при помощи специальных терминалов оплаты «Платон», устанавливаемых на большинстве заправочных станций.

Контроль над соблюдением правил системы и списание средств с бортовых приборов осуществляется при помощи электромагнитных контролирующих рамок, которых в настоящее время установлено 481 по стране, а также при помощи мобильного патруля.

При необходимости возврата неизрасходованных средств, внесенных на спецсчет в системе «Платон», необходимо обратиться в отделение контроля системы с заявлением о возврате денежных средств.

Адрес места подачи заявлений можно посмотреть на сайте «Платона». К заявлению нужно приложить копию паспорта, а для юридических лиц следующий набор документов:

  • свидетельство ЕГРЮЛ;
  • копия ИНН;
  • ОГРН;
  • справка от нотариуса при действии через представителя.

Деньги возвращаются на счет, указанный в заявлении путем банковского перевода в течение 3-х рабочих дней с момента обращения.

Заключение

Система «Платон» призвана обеспечивать ремонт федеральных автодорог без привлечения средств госбюджета. Платежи взимаются со всех гражданских транспортных средств, грузоподъемностью более 12 тонн, за каждый километр пройденной федеральной трассы. Контроль над соблюдением требований об оплате обеспечивается электромагнитными считывающими рамками и мобильным патрулем.

Сравнительно недавно на территории Российской Федерации была запущена система по автоматическому взиманию денежных средств с владельцев грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн как компенсации за наносимый ими ущерб дорожному покрытию. Система дорог «Платон», получившая свое наименование отнюдь не в честь великого мыслителя, а от сокращения «плата за тонну», с самого момента запуска вызвала много разногласий. В чем же особенности данной программы и каков принцип ее работы?

Система «Платон»: что это такое?

Грузовые подпадающие под действие программы, имеют массу, равную или свыше 12 тонн. За перемещение транспорта по федеральным трассам страны взимается оплата. «Платон» имеет собственную базу данных, в которую внесено свыше двух миллионов автомобилей и более 51 тысячи километров дорожного полотна. Официальный запуск системы был произведен в ноябре прошлого года.

Правительство в роли главного оператора «Платона» выбрало компанию «РТ-Инвест» ТС. После переговоров с Федеральным дорожным агентством было принято решение, по которому оплата проезда взималась как в виде «лицевой оплаты», так и при помощи автоматической системы.

Основная цель системы - улучшение состояния дорожного полотна федеральных трасс на территории всей России. Каждый год ему наносится значительный ущерб из-за автомобильных средств, чей вес превышает 12 тонн. Система «Платон» используется в качестве фундамента для следующей новой программы, которая будет запущена до 2020 года. Исключая возможность реставрации дорожного полотна, его можно будет полностью заменить, не прибегая к средствам из федерального бюджета.

Принципы работы

Существует несколько способов взимания денежных средств с водителей, которые имеет система «Платон». Что это, и как именно происходит оплата проезда по федеральным трассам?

Авансы. Деньги вносятся в систему непосредственно перед отправкой в рейс. Можно внести сумму как за одну поездку, так и за несколько последующих.

За пройденный километраж. Наиболее удобный поскольку не подразумевает переплаты. Перед каждым выездом на трассу вносится оплата. «Платон» предлагает и более практичный способ - установку специального прибора в кабину автомобиля. Впрочем, у подключения имеются и свои недостатки. Первый - строгий контроль пройденного километража. Второй - привязка автомобиля к спутниковой системе ГЛОНАСС и, соответственно, контроль со стороны ГИБДД.

Навесные рамы. Являются частью системы «Платон». Дороги федерального назначения оснащаются подобными конструкциями электромагнитного типа, которые считывают информацию с проходящего сквозь них транспортного средства и списывают определенную денежную сумму с личного счета водителя. Для этого, конечно же, обязательна регистрация в системе «Платон» и наличие специального электронного кода, который и считывают рамки.

Если взимание платы с грузовиков производится авансовым способом и регулярным оформлением дорожных маршрутов, то подобная процедура осуществляется следующим образом:

  • В любом Центре поддержки клиентской базы с помощью его сотрудников.
  • Заполнением специальной формы и учетной записи, зарегистрированной через личный кабинет на Платон.ру.

Бортовое устройство, устанавливаемое в кабинах транспортных средств, работает полностью в автоматическом режиме.

Регистрация в системе «Платон»

Первоначально владельцам грузовых транспортных средств необходимо пройти регистрацию. В базу данных вносится информация не только о клиенте, но и о его автомобиле. Данную процедуру можно провести через сайт Платон.ру. После завершения авторизации пользователь получит сгенерированные пароль и логин. В личном кабинете необходимо указать лицевой счет и внести на него денежные средства. Оформление маршрутной карты можно начинать сразу же после зачисления денег на счет.

Способы оплаты

При оформлении маршрутной карты денежные средства снимаются с лицевого счета владельца транспортного средства при наличии у него регистрации в системе Платон. Для оплаты выбранного маршрута можно произвести зачисление финансов непосредственно на банковский счет оператора при наличии реквизитов. Подобная процедура подразумевает под собой безналичный расчет. Кроме того, существует возможность оплаты посредством банковской карты, причем относится это не только к терминалам, но и к формам оплаты в личном кабинете и мобильному приложению.

Размер платы для многотоннажных автомобилей

После многочисленных высказываний против "Платона" тариф за один километр пути по федеральным трассам был изменен и зафиксирован на уровне 1,5293 рубля. Действительна стоимость была до конца февраля 2016 года. Ранее тариф составлял 3,73 рубля за километр трассы. Впрочем, снижение его величины действовало ограниченный период времени: начиная с марта 2016 года плата увеличилась практически в два раза и составила 3,06 рублей, теперь она останется неизменной до конца 2018 года.

По сравнению с аналогичными в странах Европы в России подобная является самой низкой. К примеру, в Беларуси плата за проезд по трассам федерального назначения больше в шесть раз. По сравнению с австрийским тарифом российский ниже в двадцать раз.

Как увеличение тарифов скажется на росте цен в стране

Получив систему "Платон", Россия всколыхнулась: многие начали опасаться резкого скачка стоимости продуктов и прочих товаров. Конечно, затраты перевозчиков увеличатся, однако незначительно. Согласно утверждениям аналитиков, средняя стоимость перевозок грузов по территории России составляет приблизительно 30 рублей за километр. Прибавление к данной величине максимальной платы - 3,06 рубля - повысит цену за транспортировку только на 10%. При этом данные траты от конечной стоимости продукции составляют порядка 4-10%, не более. Соответственно, даже если брать во внимание максимальную планку расходов, то цены на товары должны возрасти максимум на 1%.

На данный момент на территории России в перевозке различных продовольственных товаров задействовано порядка 8,5% всех многотонных автомобилей. Оставшиеся 91,5% занимаются перевозкой навалочных и строительных грузов. При этом большая часть продовольствия перевозится на меньшие расстояния и на более крупногабаритных транспортных средствах.

Кроме того, следует брать во внимание и специфичную экономику России в целом. Перевозчики в стране вряд ли единодушно примут нововведения и повысят тарифы на собственные перевозки. Вероятнее всего, придется столкнуться с демпингом и всплеском активности игроков «черного рынка», которые будут уклоняться от уплаты налогов. Помимо этого, многолетняя практика других стран говорит сама за себя: в странах Балтии, к примеру, после внедрения дополнительной оплаты за проезд по трассам перевозчики стараются понижать фрахты, дабы не упускать покупателей в условиях жесткой конкуренции.

Штрафы за уклонение от использования «Платона»

Одновременно с внедрением системы «Платон» законы, внесенные в КоАП РФ, не раз подвергались изменениям и многочисленным обсуждениям. Согласно последней редакции кодекса, за несоблюдение требований о внесении платы за проезд по федеральным трассам владельцы транспортных средств и их водители будут подвергаться штрафам.

  1. Передвижение автомобиля массой свыше 12 тонн по дорогам федерального назначения без оплаты наносимого им ущерба влечет за собой наложение на водителя данного автомобиля штрафа в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц, которые ответственны за передвижение транспорта - сорока тысяч, на индивидуальных предпринимателей - сорока тысяч рублей, на юридических лиц - четырехсот пятидесяти тысяч рублей.
  2. Повторное совершение административного правонарушения становится причиной штрафа в размере от 50 тысяч до одного миллиона рублей для должностных лиц и юридических лиц соответственно.

Таковы за несоблюдение требований штрафы. «Платон» дешевле оплатить, чем на нем сэкономить. Согласно постановлению правительства штрафы могут выписываться, если:

  • Транспортное средство передвигается с неисправным либо отключенным бортовым прибором без оплаты маршрута владельцем и оповещения оператора.
  • Автомобиль следует по трассе без бортового прибора или на расчетном счету нет средств, необходимых для оплаты.
  • Транспортное средство отклоняется по времени или от маршрута, не имея при этом бортового устройства и не информируя об этом операторов.
  • Движение автомобиля продолжается после израсходования денежных средств на личном расчетном счете.

На сегодняшний день система функционирует в автоматическом режиме. Водителей во время передвижения по трассе подвергать проверкам не будут. Все данные в автоматическом режиме считываются с бортового устройства либо с карты. Подразумевает выписку штрафов система "Платон" (что это, мы выяснили) только после предоставления записей с приборов видео- и фотофиксации сотрудникам ГИБДД.

Эксплуатация системы

Для того чтобы начать пользоваться системой «Платон», водитель транспортного средства должен оформить специальный документ - маршрутную карту. В качестве альтернативы можно приобрести прибор, размещаемый на борту автомобиля. Стоит отметить, что установка устройства необязательна.

Каждый владелец грузового автомобиля заводит собственный лицевой счет, пополнение которого производится в личном кабинете через банковскую карту. Кроме того, вносить на расчетный счет средства можно через терминалы как самой системы, так и ее партнеров - QIWI либо через офисы на территории страны. На декабрь 2015 года таких точек насчитывалось 138. Оплачивать можно как банковскими картами, так и специальными топливными, с которых деньги снимаются без комиссии.

С целью избежания пробок на переходах между границами созданы специальные мобильные офисы, также осуществляющие прием платы за проезд.

Как расходуются средства, полученные в системе

Зачем нужна система «Платон», что это такое, и куда идут все деньги, вырученные за время ее работы? Сбор и распределение средств являются прерогативой Дорожного агентства. Именно оно ответственно за формирование бюджетов на развитие в регионах страны трасс. В том числе собранные средства будут выделяться и государственно-частным партнерам. Планируется, что система «Платон» будет приносить в год порядка 40 миллиардов рублей, и на эту сумму можно будет провести реставрацию 90% всех федеральных трасс в стране к 2019 году.

Предполагается, что все средства, находящиеся в бюджетах регионов, будут направлены на реализацию наиболее значимых объектов, поскольку ФДА будет принимать отчетные документы, направляя в региональные дорожные фонды деньги за платежи за проезд и штрафы. «Платон», благодаря внедрению и привлечению дополнительных инвестиций, планируется направить на поддержку и строительство самых крупных региональных проектов. К примеру, в Самарской области будет возводиться мост «Фрунзенский», в Ленинградской области и Твери - путепроводы, в Воронежской области - тоннель.

В Минтрансе РФ заявили, что внесенные в систему «Платон» дороги с учетом их последующей реконструкции за счет вырученных средств позволят оптимизировать транспортировку грузов по всей стране и нормализуют все области народного хозяйства. Заводам и предприятиям гарантируется оперативная поставка необходимой продукции для осуществления слаженного и быстрого функционирования.

Протесты против "Платона"

Внедрение системы положило начало массовым протестам дальнобойщиков. Первые недовольные начали появляться еще до того, как программа была запущена - в ноябре 2015 года. Возмущения продлились несколько месяцев, до декабря. Протесты были как против слишком высоких штрафов и платы, так и против того, что денежные результаты "Платона" идут не государству, а частной компании.

Дальнобойщики блокировали дороги и федеральные трассы, намеренно останавливая поток автомобилей. Требования, чтобы "Платон" был отменен в ближайшее время, в Перми превратились в акцию, в ходе которой водители большегрузных машин выстроились в колонну и передвигались со скоростью в 40 км/ч, что стало причиной возникновения пробки длиной в шесть километров. На кольцевой дороге Екатеринбурга была аналогичная ситуация: водители 200 фур собрали пробку длиной в 10 километров. В Тверской области протесты приняли трагический характер: в толпу влетел тягач с прицепом. В результате происшествия погиб один человек, троих госпитализировали.

Соответственно, столь ярая критика системы "Платон", отзывы о ней не самого лестного характера отрицательно сказывались на ее внедрении. Дальнобойщики считали, что программа слишком "сырая" и недоработанная, что ее запуск должен проходить только через несколько лет после прохождения специальных тестов.

Самая крупная акция протеста с лозунгами "Платон" - отменен!" прошла в Дагестане: на дорогах собралось свыше 17 тысяч человек, а локальные СМИ сообщали, что грузовые фуры растянулись на 57 километров. В ноябре 2015 года участники угрожали тем, что пойдут маршем на Москву, причем многие из них были из 16 других регионов страны. В начале декабря автомобилями была частично перекрыта МКАД, на которой для передвижения легковых машин оставили только одну полосу. Затем на парковке торгового центра "Мега-Химки" был организован лагерь дальнобойщиков, в котором находилось свыше 40 человек с фурами.

Протесты дали возможность дальнобойщикам снизить тарифы: Минтранс согласился установить новые расценки - за километр пути взимался 1,53 рубля вместо 3,73, и временно освободить водителей грузового транспорта от выплаты штрафов. В декабре прошлого года президент страны заявил, что "Платон" отменен не будет, однако призвал власти освободить фуры от уплаты налогов.

Аналоги системы в других странах

Программы, аналогичные российскому «Платону», функционируют и во многих других странах. К примеру, в Германии оператором подобной системы является компания Toll Collect: с грузовых автомобилей массой свыше 7,5 тонн взимается плата, величина которой зависит от уровня выбросов в окружающую среду и осей транспортного средства и варьируется от 8 до 22 евроцентов за один километр. Оплата производится либо при выборе определенного маршрута, либо при помощи бортовых приборов.

В Австрии плата взимается государственной компанией ASFiNAG. За один километр дороги дальнобойщики платят от 15 до 44 евроцентов. В прошлом году компанией было инвестировано порядка 500 миллионов евро на постройку новых дорог и около 485 миллионов на реконструкцию старых. Toll Collect и ASFiNAG в 2010 году инициировали запуск программы TOLL2GO, которая предназначается для тех, кто совершает рейсы на грузовом транспорте из одной страны в другую.

Аналог «Платона» в Словакии находится под контролем компании SkyToll: платежи взимаются с грузовых транспортных средств массой свыше 3,5 тонн, однако под действие данной системы подпадают только определенные трассы на территории страны. За один километр дороги плата составляет от 9 до 24 евроцентов и зависит от соответствия экологическим стандартам и массы автомобиля.

Был ли законным выбор концессионера программы?

Дальнобойщиков возмущали не только слишком высокие цены и наличие транспортного налога, но и компания-концессионер, которую выбрали для создания концессии без конкурсной основы.

Изначально правительство страны в августе 2013 года объявило конкурс, для участия в котором от компаний требовалось наличие определенных навыков в области создания и эксплуатации подобных систем. Предварительный этап прошли только три компании, у каждой из которых имелось иностранное участие, так как только зарубежные фирмы имели соответствующий опыт.

Глава «Ростехнологий», оператор системы «Платон» Сергей Чемезов после введения в 2014 году санкций выступил с предложением об отказе от иностранного опыта при формировании системы, полностью доверившись российскому программному обеспечению. Правительство согласилось с предложением и отменило конкурсную основу. Многие юристы высказались отрицательно, поскольку посчитали данное решение некорректным, так как случай с «Платоном» не входит в список исключений закона «О концессионных соглашениях», в которых можно обходиться без конкурсной основы.

Другие претензии

С юридической точки зрения существует еще одна проблема, суть которой сводится к тому, что законодательством РФ подразумевается только схема, по которой концессионер выплачивает правительству средства за право использования объекта соглашения, которым является вся система «Платон» и прочее оборудование.

Проще говоря, оператор должен выплачивать государство определенную сумму за право взимания денег с водителей грузовых автомобилей. Несмотря на это государство само выплачивает компании определенную сумму. Многие пользователи соцсетей и дальнобойщики возмутились фактом того, что РТИТС не только собирает денежные средства с водителей, но и получает их от государства.

Впрочем, все полученные деньги компания отправляет в бюджет страны. Кроме того, в законодательстве страны предусмотрен механизм в котором имеется пункт и об условии платы концедента. По этому принципу и работает вся система «Платон». Смысл всего механизма заключается в том, что концессионер за свой счет возводит всю инфраструктуру, которая затем передается во владение правительства, которое выплачивает концессионеру определенную сумму за создание инфраструктуры.

Система Платон - какие машины под нее попадают, определено законодательством РФ - введена в действие с 15.11.2015. Подробнее о том, к каким видам транспорта она применяется, рассмотрим в этой статье.

Система «Платон» для большегрузов: что это?

В соответствии с законом от 06.04.2011 № 68-ФЗ «О внесении изменений в законодательство РФ», в редакции закона от 23.06.2014 № 68-ФЗ, с 15.11.2015 запрещен проезд по федеральным трассам авто с допустимой массой более 12 тонн без соответствующей оплаты.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам» расчеты и сбор оплаты возлагаются на специального оператора. Таким оператором на сегодняшний день является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», которое внедрило и использует для этого систему «платы за тонны» — «Платон».

На какие автомобили распространяется обязанность платить за проезд по федеральным дорогам?

Как уже отмечено выше, платить за проезд по федеральным автодорогам нужно за машины с допустимой массой более 12 тонн. Допустимая максимальная, или разрешенная, масса — это контрольное значение для снаряженного транспортного средства, определяемое по формуле:

ДММ = СМ + МПН + МСТС, где:

ДММ — допустимая (разрешенная) максимальная масса;

СМ — собственная масса автомобиля;

МПН — максимальная полезная нагрузка, определенная изготовителем автомобиля;

МСТС — масса снаряжения транспортного средства.

МПН = масса груза + масса водителя (экипажа) + масса пассажиров.

МСТС = масса полной заправки ГСМ и охлаждающими веществами + масса обязательного инструмента и инвентаря + масса обязательного набора запчастей.

ВАЖНО! Если автосредство представляет собой систему из нескольких частей (например, тягача и прицепа, движущихся как одно целое), то общая ДММ рассчитывается как сумма ДММ составляющих частей.

Определенное техническими специалистами значение ДММ указано в следующих документах:

  • в техпаспорте авто;
  • свидетельстве о регистрации авто.

Если рассчитанный по приведенному выше способу показатель ДММ машины (или сцепки) превышает 12 тонн, то такой транспорт следует регистрировать в системе «Платон» и оплачивать его движение по каждому километру федеральных трасс в РФ.

Итоги

Чтобы определить, попадает ли машина в категорию транспорта, который подлежит регистрации в системе «Платон» и за который нужно вносить оплату за проезд по федеральным дорогам, необходимо определить показатель ее допустимой максимальной массы. В этом помогут технические и регистрационные документы на машину и предложенный выше порядок расчета.

В 2013 году в России было принято Постановления Правительства № 504 о введении на дорогах страны платы за тонну перевозимого груза, которая получила название «Платон». Под действие регламента попали грузовики, масса которых превышает 12 тонн. В эксплуатацию система взимания платы с коммерческого транспорта была запущена в ноябре 2015 года.

Что такое «Платон»?

Система «Платон» имеет свою базу данных. Она содержит в себе информацию о более 2-х миллионах единиц транспорта и 51 тысячи километров дорог. Главный оператор системы - частная компания «РТИТС». Её собственниками являются Игорь Ротенберг (50%) и «РТ-Инвест» (50%). Объявленный Уставный капитал «РТИТС» - 100 тысяч рублей.

По замыслу создателей системы, оператор системы занимается организацией денежных сборов на федеральных трассах за провоз груза и их перечислением в бюджеты различного уровня. Оплата услуг «РТИТС» по сбору денег оплачивается из федерального бюджета. При разработке системы планировалось ежегодно пополнять бюджет на 20-40 млрд. рублей. Заработок оператора системы должен был составить 10,6 млрд. в год.

Понять, как работает система «Платон», можно ознакомившись с законодательной базой, регламентирующей её деятельность. Введение в действие системы потребовало от законодателей внесения изменений в КоАП, которые ввели штрафные санкции за нарушения порядка оплаты за перевозку грузов на дорогах России. Основным законом, регламентирующим работу системы, является ФЗ № 68, который был принят в 2011 году.

Соответствующие изменения были внесены в ФЗ № 257, посвящённый автомобильным дорогам. Концессионное соглашение между оператором системы и Правительством было заключено в августе 2014 года. «Платон» система взимания платы начала официально собирать сборы с 15 ноября 2015 года.

На какие машины и дороги распространяется действие «Платона»?

Очень многих водителей, начинающих свою коммерческую деятельность по перевозке грузов интересует вопрос о том, как работает система «Платон», какие машины под нее попадают?Плата на дорогах за перевозку грузов взимается с коммерческого транспорта, разрешённая масса которого превышает 12 тонн . Существующие правила не предусматривают какую-либо градацию по типу груза или тоннажу свыше 12 тонн, но имеют список транспорта, на который не распространяются данные требования. К нему относится специализированная техника МВД, МО, МЧС, ФСБ и других государственных структур, задействованных в целях обороны страны, а также транспорт, занимающийся перевозками пассажиров и используемый учреждениями здравоохранения.

Произвести расчёты можно на официальном сайте platon.ru Для этого необходимо на нём зарегистрироваться, создать карту маршрута, получить договор и бортовое устройство для контроля движения транспорта. Такое устройство работает через систему ГЛОНАСС/GPS. Все расчёты суммы сбора проводятся в автоматическом режиме. Многие водители до сих пор не понимают на каких дорогах действует система «Платон». Она действует на федеральных трассах, но не применяется на платных магистралях.

Критика и протесты

На данный момент регулярно производят оплату больше 260 тысяч перевозчиков. Уже в первый год работы «Платона» в дорожный фонд поступило 15,32 млрд. рублей. Введение системы вызвало протестное движение дальнобойщиков.

Первые протесты профсоюзов дальнобойщиков и движения «ОПР» были проведены ими еще в 2015 году до введения системы в действие. В 2017 году ими была объявлена всесоюзная стачка дальнобойщиков. Основное требование протестующих сводится к полной отмене действия системы. В 2016 году депутаты ГД от фракции КПРФ подали иск в Конституционный суд. В нём они выдвинули требованя проверить законность введения системы.

Куда идут деньги?

Все собранные денежные средства Оператор Системы взимания платы ежедневно перечисляет в доход Федерального бюджета.

Тарифы на систему Платон в 2017 году

Тарифы системы «Платон» за время её действия изменялись несколько раз. Первая тарифная ставка при запуске работы системы была установлена в размере 1,53 руб/км .

Тариф был снижен на 59% от изначально планируемого размера платы (3,73 руб. за км). Повышение ставок было запланировано на 2017 год.

Тариф системы «Платон» с 15 апреля 2017 составляет 1,91 руб/км .

Повышение платы вызвало новую волну протестов. Дальнобойщиков не устраивают тарифы системы «Платон» и они требуют снизить их..

Сколько стоит проезд в системе Платон?

Сумма платежа зависит от того, сколько километров прошел грузовик по федеральным трассам. А чтобы достоверно определить километраж, необходимо знать маршрут движения транспорта. В связи с этим у владельцев грузовиков есть 2 варианта:

- либо оформлять разовую маршрутную карту . В этом случае плата вносится за один маршрут (п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504);

- либо использовать бортовое устройство . Тогда деньги в счет платоновского платежа автоматически списываются с лицевого счета владельца авто. При наличии бортового устройства на грузовике воспользоваться разовой маршрутной картой нельзя

Штрафы за Платона

Размер штрафов и определения оснований их назначения описаны в статье 12.21.3 КоАП. Соответствующие изменения были внесены в административный комплекс в 2015 году. В документе предусмотрены штрафы за нарушения правил оплаты за перевозку грузов от 5 тысяч до 1 млн.. рублей...

Планы модернизации и улучшения системы Платон

В планах Правительства обозначено дальнейшее поэтапное повышение тарифов. «Платон» может стать частью системы страхования транспорта. Оператор системы планирует произвести замену действующих устройств контроля

Основные данные

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

1,53 ₽/км
3,73 с коэф.0,41 размер платы с 15.11.2015 по 15.04.2017

1,90 ₽/км
3,73 с коэф.0,51 размер платы с 15.04.2017*

50 774 км Федеральных
дорог в Системе

15/11/2015 Дата запуска
Системы

2 000 000 Более двух миллионов транспортных средств

Объекты и элементы системы

Центры
Информационной
поддержки
пользователей


Система
мобильного
контроля


Бортовые
устройства


Интернет
-сайт

Центр управления
и мониторинга,
включая центр
обработки данных

Геоинформационная система
и автоматическая
система расчетов

Система
стационарного
контроля

Колл-центр
круглосуточно

  • Цели проекта

    Система взимания платы «Платон» создана для обеспечения порядка взимания платы с автомобилей разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию.

    Полученные средства ежедневно поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

    Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог.

  • Документы и нормативные акты

    Основаниями для создания системы взимания платы являются следующие документы и нормативные акты

    2. Оплата за фактически пройденное расстояние

    Владелец транспортного средства вносит плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута по федеральной трассе, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

    • оформление разовой Маршрутной карты;
    • использование Бортового устройства.

    Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут.

    При использовании бортового устройства списание денежных средств с расчётной записи владельца транспортного средства в счет платы происходит в автоматическом режиме, что исключает наличие ошибок вследствие влияния человеческого фактора.

    3. Использование спутниковых навигационных систем

    Позиционирование транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн осуществляется с использованием Бортовых устройств, обеспечивающих прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

    4. Мониторинг движения автотранспортных средств и идентификация автомобилей массой свыше 12 тонн

    Контроль внесения платы осуществляется системами стационарного и мобильного контроля:

    • рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над полотном федеральной автомобильной дороги;
    • мобильный контроль - автомобили со специальным оборудованием.

    5. Вынесение Ространснадзором постановлений об административных нарушениях за движение по федеральным дорогам без внесения платы автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн

    Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений Ространснадзора на основе автоматической фото и видеофиксации выявляет нарушителей на федеральных трассах для вынесения постановлений об административном правонарушении.

  • Описание работы системы

    Для внесения платы Владелец грузовика обязан зарегистрировать себя и транспортное средство в Реестре Системы взимания платы.

    Регистрация в
    системе

    Через Личный кабинет, терминалах самообслуживания или в Центрах информационной поддержки пользователей

    Личный кабинет

    После проверки данных пользователь получает логин и пароль для доступа в Личный кабинет

    Внести плату

    Владелец автомобиля должен пополнить счет и оформить Маршрутную карту до начала движения

    Внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в порядке постоплаты.

    Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:

    Маршрутная карта

    Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей

    Бортовое устройство

    Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме

    Внести деньги на расчётную запись можно через Личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в Центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.

    Способы оплаты маршрутных карт:

    • с расчетной записи Владельца транспортного средства, открытого в Системе взимания платы

    Способы пополнения расчётной записи:

    • безналичный банковский перевод по реквизитам Оператора Системы взимания платы
    • банковской/топливной картой в Личном кабинете и Мобильном приложении «Платон», в Терминалах самообслуживания «Платон», в Центрах информационной поддержки пользователей Системы взимания платы, через электронный кошелёк Qiwi, а также через интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн»
    • наличными в агентских терминалах партнёров: Qiwi, Сбербанк, Московский кредитный банк, Элекснет, в сети салонов Евросеть
    • с помощью мобильного телефона, используя платёжный сервис МОБИ.Деньги


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»