Бигфуты и их сверх мощные моторы драгстер — класса «Top Fuel. Короли шоу. Что такое «бигфуты»? Как все начиналось

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Январь 16, 2018 Article

Бигфуты и их моторы

«Один двигатель драгстер — класса «Top Fuel » объемом 8,2 литра обладает большей мощностью, чем все болиды, стоящие в первых 4х рядах на стартовой линии NASCARs Daytona 500 .

В максимальном режиме этот мотор потребляет 5,7 литра нитрометанола в секунду; загруженный «Боинг 747 » потребляет топливо в том же соотношении, но вырабатывает на 25% меньше энергии.

Стоковому двигателю Dodge Hemi V8 (425 л/с (318 kW) не хватит мощности, чтобы даже провернуть турбокомпрессор «Top Fuel». 85 кубометров воздуха, сжатые «суперчарджером », после добавления топлива имеют субстанцию очень близкую к плотности твердого тела, цилиндры почти закусывает на полной нагрузке.

Для того, чтобы набрать 482 км/ч за 4.5 секунды, драгстер должен ускоряться свыше 4G; чтобы набрать 320 км/ч к середине дистанции, перегрузка на старте достигает 8G. Драгстер преодолевает барьер свыше 480 км/ч быстрее, чем вы прочтете эту строку. Русскому человеку будет приятно узнать, что с 0 до 100км/ч машина разгоняется за 1.1 секунды. Двигатели «Top Fuel» выдерживают примерно 540 стартов! Рекорд скорости — 533 км/ч. Если рассмотреть это в жизни, то получится следующая картина: представьте, что вы ведете твин-турбовый Corvette, Z06, Supra, Porsche, Ferrari или Lambogini. В миле от вас стоит «Top Fuel-драгстер», готовый тронуться в тот же момент, когда вы с ним поравняетесь. У вас есть неоспоримое преимущество в начальной скорости на старте. Вы управляете машиной на «законных» 320 км/ч. Загорается «зеленый», драгстер трогается вторым. Корветт идет на максимуме, но вы отчетливо слышите приближающийся рев и, ровно через 3 секунды, драгстер настигает и обходит. Он выигрывает на финише, ровно через четверть мили с того момента как вы поравнялись с ним. Просто вдумайтесь в это! С нуля он набрал 320 км/ч и не только догнал, но и «разорвал» вас на финише».

Автомобиль, стилизованный под пикап, называется Monster Truck. Такие автомобили созданы для участия в особенных состязаниях - Monster jam - и имеют весьма интересную конструкцию. Они специально построены с очень внушительными колёсами. На них установлена подвеска с большим ходом и мощный двигатель.

Соревнования Monster jam включают скачки через препятствия, автотриал, гонки по бездорожью и разнообразные акробатические номера. Препятствия, как правило, воздвигают из кузовов ветхих автомашин.

Монстр-трак нельзя путать с колёсным снегоболотоходом. Они внешне очень похожи, но колёсный болотоход - это утилитарное транспортное средство. Он эксплуатируется в условиях тяжёлого бездорожья.

Monster Truck появилась в 1971 году. Этот Bigfoot был сконструирован Риком Лонгом. В качестве его основы Рик выбрал собственный автомобиль - полноприводной Ford F-250.

Что представляет собой современная машина "Бигфут"? О, это замечательные автомобильчики! Это пляжные полноприводные багги увеличенного размера. Своё наименование они получили лишь благодаря форме стекловолоконного кузова, который используют на автомобилях подобного типа. Но лёгкий внедорожник багги не является грузовиком-пикапом.

Трубчатые шасси с четырёхточечной подвеской создаются индивидуально для каждого грузовика. Они позволяют создать дорожный просвет, достигающий четырёх футов. Двигатель "Бигфута" расположен в базе, в передней части машины. Двигатель авто Monster Truck оснащён механическим наддувом и работает на керосине. Здесь рабочий может достигать десяти литров.

Машина "Бигфут" оснащена огромными колёсами, которые вращаются мостами, заимствованными у тяжёлых грузовиков вместе с планетарным редуктором. Все грузовики наделены гидравлическим рулевым управлением. Причём передние колёса конструкции управляются рулём, а задние переключателями. Как правило, машина "Бигфут" использует шины "Терра".

На большинстве грузовиков установлены видоизменённые либо нарочно созданные автоматические трансмиссии. Допустим, такие как Ford C6 transmission, Turbo 400, Torque-flite 727 или Powerglide. Некоторые грузовики оборудованы трансмиссией Lenco, которая крепко связана с дрэг-рейсингом. Автоматические трансмиссии укомплектованы трансмиссионными тормозами. Детали и узлы у них усилены.

А какими ещё приспособлениями обеспечена машина "Бигфут"? В комплект авто входит целый ряд элементов безопасности. Некоторые из них применяют в соревнованиях на аренах небольшого размера. Очень часто "Бигфут"-машина имеет несколько выключателей зажигания, размещённых в разных отделах кузова. Это необходимо для автоотключения двигателя. Ведь гонки на "Бигфутах" небезопасны: иногда автомашины переворачиваются. Сидение водителя во многих грузовиках расположено в левой стороне кабины. Это сделано для улучшения обзора. Значительное количество кабин прикрыто поликарбонатом, который защищает водителя от грязи.

А какие требования должен выполнять водитель? Перед поездкой водитель "Бигфута" обязан надеть шлем, два несгораемых костюма, защиту для шеи и Большинство подвижных элементов внутри кабины защищено экранами. А оборудование, которое работает под высоким давлением, надёжно удерживается ремнями.

"Бигфут" - это супер-машина! Она имеет гигантский потенциал в области аэродинамических параметров.

Началась эта история в США в 70-х годах прошлого века - как ни странно, пикапы на огромных колёсах вовсе не задумывались для какого-либо шоу. Обычный строитель из Сент-Луиса Боб Чэндлер любил использовать свой Ford F-250 для внедорожных вылазок, но частенько они заканчивались плачевно для автомобиля, а магазинов с запчастями поблизости было мало. В итоге Боб и его семья решили открыть свою лавку. И для привлечения внимания публики он поставил на свой пикап колёса от трактора.

Чэндлер продолжал потихоньку модифицировать свой Ford, а его главной изюминкой стало полноуправляемое шасси, которое в будущем стало догмой среди подобных машин. В 1979-м Боб начал участвовать в различных автошоу, а пикап нарекли именем Bigfoot («Большеногий»). Cпустя два года Чэндлер раздавил пару легковушек со свалки, это сняли на видео и крутили запись в его магазинчике. Так бы, наверное, это и осталось местечковым развлечением для фермеров, но волею судеб в лавку заглянул один из автогоночных промоутеров. Увиденное ему понравилось, и он пригласил Чэндлера для разогрева публики.

И понеслась! Людям полюбилось шоу, где ревущие монстры на огромных колёсах носились по грязи, поднимали клубы пыли, прыгали, перетягивали друг друга и крушили машины. Подобных представлений становилось всё больше, и в итоге соревнования «монстр-траков», как их метко назвали, попали под эгиду ассоциации USHRA (United States Hot Rod Association). В борьбе за симпатии публики владельцы пикапов выдумывали сумасшедшие расцветки и ставили всё более крупные колёса, но и тут не обошлось без Чендлера, который на «Bigfoot V» установил гигантские «катки» диаметром более 3 метров (каждое массой в тонну!) и попал за это в Книгу рекордов Гиннесса.

Как устроены «монстр-траки»

Делать «монстр-траки» на основе серийных пикапов попросту невозможно - они не выдерживают огромных нагрузок. Так что сейчас это такие же прототипы, как, например, в гонках DTM или NASCAR, а их стеклопластиковая скорлупа может быть стилизована под что угодно. Даже под американский школьный автобус!

В этом кроется ещё один секрет популярности «монстр-траков» - каждый из них уникален, поэтому машинам присваиваются собственные имена и у любого из зрителей есть свой любимчик. Не отставала и виртуальная реальность - в 1996 году дебютировала игра Monster Truck Madness, изданная компанией Microsoft. Разработчики получили лицензию на использование копий 12 настоящих «монстр-траков».

фотографий

фотографий

фотографий

Лучшие «монстр-траки»

Под внешней оболочкой скрывается пространственная трубчатая рама из стальных и хром-молибденовых труб. К ней крепится шасси с двойными или тройными амортизаторами (а иногда их ставят даже по четыре на каждое колесо!), листовыми рессорами и огромными ходами колёс - до 70 сантиметров! Задача подвески - не только предотвратить нежелательные отскоки при прыжках, но и сгладить серьёзные перегрузки, действующие на гонщиков. Думаете, что это исключительно мужской спорт? Дебра Мичели доказала обратное. Экс-чемпионка мира по реслингу среди женщин по завершении карьеры добилась успеха и в управлении многотонными монстрами - в 2005-м, она выиграла престижнейший мировой финал Monster Jam, в котором побила своего тренера! Между прочим, ей тогда был 41 год.

Дебра Мичели пришла в мир огромных колёс и ревущих моторов в 1999 году - её подтолкнул к этому Деннис Андерсон, создатель легендарного «монстр-трака» по имени «Grave Digger» («Могильщик») и ныне трёхкратный победитель мировых финалов Monster Jam. Свой грузовик она построила уже в 2001-м и назвала его «Madusa». Вообще, это сокращение от «Made in the USA», но сходство с мифической Горгоной Медузой отнюдь не случайно - никаких скидок соперницам на ринге и соперникам на автодроме Дебра не делала

Мотор установлен сзади в пределах базы, чтобы машина меньше клевала носом во время приземления, а также для облегчения обслуживания. К слову, с двигателями гонщикам на «монстр-траках» помогли специалисты из дрэг-рэйсинга - гигантам нужно быстро разгоняться с места и преодолевать препятствия. На «бигфутах» фабрики Чэндлера используется V8 Ford объёмом 9,3 литра с механическим нагнетателем. Выдаёт это пламенное сердце свыше 1,5 тысяч «лошадей» и почти 1700 Н∙м крутящего момента, но есть агрегаты под 2000 л.с. Питаются они метанолом и плохим аппетитом не страдают - расход может доходить до 17 литров на... километр! Кстати, в 2012 году компания Bigfoot выкатила пикап с... электромотором - смотрите видеоролик ниже.

Отдельного упоминания заслуживают колёса - на «монстр-траки» ставят шины от сельхозтехники диаметром чуть больше 1,5 метра, но сначала «сбривают» с них часть протектора для улучшения сцепления с трассой и... облегчения. С каждой шины удаётся убрать около 100 кг, но всё равно колесо в сборе будет весить порядка 300 кг! Неудивительно, что сильнее всего достаётся трансмиссии. Поэтому в «монстр-траках» используются древние двух- и трёхступенчатые американские автоматические коробки, некоторые из которых выпускались ещё 60 лет назад! Их выбирают за простоту конструкции и надёжность и, конечно, серьёзно модернизируют. А на колёса момент передают планетарные редукторы и толстенные приводные валы.

Во время загрузки произошла ошибка.

Разумеется, рама включает в себя и интегрированную силовую клетку кокпита, а все гонщики обязаны использовать самую современную экипировку. Конструкции массой до 6 тонн могут взлетать в воздух на высоту до 10 метров, а в 1999 году «Bigfoot 14» установил мировой рекорд в своей категории по прыжку в длину, пролетев более 60 метров над стоящим на земле лайнером Boeing 727! Поэтому с безопасностью тут шутить нельзя - часто машины переворачиваются или приземляются совсем не так, как рассчитывают пилоты. К сожалению, нередки и случаи, когда «монстр-траки» калечат зрителей - иногда даже с летальным исходом.

Во время загрузки произошла ошибка.

Соревнования

Сейчас самым крутым состязанием на «монстер-траках» является серия Monster Jam, которая проходит на различных стадионах и включает в себя два типа программы: гонки и фристайл. С первой частью всё ясно - выигравший в заезде грузовик переходит в следующий этап, а во второй за разные дополнительные элементы начисляются очки и добавляется время: изначально пилоту даётся 90 секунд, за которые он должен показать свои умения на специально выстроенной арене с препятствиями. И тут всё ограничено только фантазией: можно крутить «пончики», вставать на два колеса, прыгать на трамплинах, крушить покорёженные легковушки и даже делать сальто назад! Как это выглядит, смотрите в видеоролике ниже. Захватывающее зрелище!

Во время загрузки произошла ошибка.

Наконец, лучшие из лучших встречаются на ежегодном мировом финале Monster Jam в Лас-Вегасе, который не просто собирает тысячи зрителей, но и транслируется по телевизионным каналам в прямом эфире. И победителю выплачиваются солидные призовые. А как иначе содержать такого монстра, постройка и обслуживание которого требует примерно 600 тысяч долларов?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»