Характеристики зил каратель. На дорогах были замечены секретные российские бронемашины Зил броневик

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

(фото, если не ошибаюсь, сделано А.Саакяном, как и некоторые другие фото ниже).

Все жанры хороши, кроме скучного. В этом смысле минисериал про ЗиЛовский проект Каратель хорош, ибо бодрит. Напомню содержание предыдущих серий.

Коллега с сайта За Рулём неведомым способом получает фотографию Карателя на КамАЗовском шасси с Дмитровского полигона и клянётся, что это не слив. Я в ответ робко . Возникает бурное обсуждение с участием конструктора шасси Андрея Степанова. «Официальный» ЗиЛ обижается и требует убрать фотографии, апеллируя к авторскому праву. Потом на своём сайте публикует нелогичное и нелепое опровержение , Общий смысл ЗиЛовского выпада таков: ЗиЛ никогда не работал над проектом Каратель, а картинки, которые я у ЗиЛа украл, не имеют к ЗиЛу никакого отношения.

Конец первой части.

Теперь, господа, часть вторая, из которой вы узнаете кое-какие подробности проекта Каратель, а так же увидите то, что не видел ещё никто из простых смертных.

Вообще-то, сначала машина называлась Медведь. Даже круче – в версии Потехина – Медвед. Надо объяснять, почему это название не стало официальным?

…Шёл 2002 год. Минобороны разработало список требований к новой военной машине и разослало его нескольким автозаводам (техническое задание № 2-99 от 15.04.2002г.). Речь шла о полноприводном шасси грузоподъёмностью 1,0 - 2,5 тонны, с возможностью бронирования. Условно список требований назвали «Проект Каратель», но именно что условно, все понимали, что готовые машины так называться не будут. Это просто шифр такой: «Сокол, Сокол, я Стриж, приём».

И ЗиЛ ввзязался в эту работу, намереваясь более-менее тупо перенести бортовую трансмиссию Синей птицы в Каратель. Но тогда же проектировался Калам и ЗиЛовцы, в итоге, отдали предпочтение ему и от Карателя в 2003 году официально отказались, просто прикинув, что два проекта они не вытянут. Тем не менее, на военную тематику ЗиЛ делал серьёзную ставку, чему подтверждение приглашение на должность главного конструктора завода Евгения Рыбина, военного автомобилиста, бывшего директора 21-го НИИ Минобороны. Полагалось, что он протолкнёт, пролоббирует, скажет словечко «кому надо».

А ещё у ЗиЛа был добрый гений Лужков, знатный изобретатель Всея Руси. У него были свои виды на военный проект, он хотел в нём реализовать некоторые из своих идей, в частности, идею с задним поднимающимся мостом. Потом ЗиЛ сделает экземпляр гражданского полноприводника с таким мостом (ЗиЛ -43272Т), как бы в благодарность Юрьмихалычу за финансовую поддержку, да и просто поддержку. Мы же помним, что ЗиЛом тогда управляла компания МАК с одиозным Гарри Лучанским во главе, а этот бизнесмен входил в ближний круг Лужкова. Одна история с Батумским морским портом чего стоит: на него положил глаз Лучанский с протекции (разумеется, безвозмездной) тогдашнего главы Аджарии Аслана Абашидзе, тоже большого приятеля Юрьмихалыча; Лужков и Лучанский с помпой ездили в Аджарию, но потом пришёл Саакашвили и Абашидзе пришлось бежать в женском платье. Естественно, в Москву, где Лужков обеспечил ему достойную старость. Но это так, лирическое отступление.

Значит, Лучанский управляет ЗиЛом, а Лужков подкидывает ему деньжат, закупает машины по муниципальным контрактам и вообще всячески поддерживает. Он же, обуреваемый изобретательским беспокойством, в начале 2008 года распорядился возобновить работы по Карателю. Лаптев выпустил приказ по АМО ЗиЛ от 10.04.08г. № 3 ДСП, в соответствии с которым конструкторско-экспериментальная служба и начала работу.

У меня нет точной информации, было тут софинансирование со стороны Минобороны или нет, одни говорят, что было на начальном этапе, другие что нет, завод работал «на свои». Так или иначе, ЗиЛ начал проектирование автомобиля «рассчитанного на эксплуатацию по всем видам дорог и бездорожью и ориентированного на применение в вооружённых силах РФ и других ведомствах РФ (ОМОН, МЧС, геологоразведка и т.д.)» (это цитата из заявки на патент). К тому времени Константин Потехин набросал множество эскизов Медведа,

некоторые из которых, за неимением иного, ЗиЛовцы взяли как «концепцию». Был более-менее удачно сделанный дизайн Потехина-Скрипника,

по нему даже сделали пластилиновый макет. Какая-то основа для Карателя вырисовывалась, можно было работать.

У меня есть одно из внутренних ТЗ на Медвед-Каратель, датированное 28 августа 2008 года, оно довольно подробно иллюстрирует компоновку. Не буду выкладывать весь документ, ограничусь цитатой:

«Кузов автомобиля проектируется, с расчётом, применения экипажем лёгкого стрелкового оружия, с возможностью круговой обороны. Поэтому, экипаж машины расположен следующим образом. Водитель находится на своём законном месте слева впереди, командир машины, справа впереди, между ними, на широком внутреннем капоте, организовывается лежачее место(головой по ходу машины) для стрелка, пулемётчика, которое занимается при необходимости ведения огня через открывающуюся, среднюю секцию лобового стекла. Экипаж по 4 человек в два ряда спиной к спине, занимает среднюю часть автомобиля, в заднем свесе, организовывается место ещё для четырёх человек экипажа. При таком размещении имеем полный экипаж- 14 человек. Между задними колёсными арками, образуется место для стрелка, который может выполнять боевую задачу через задний верхний люк. Пространство между спинками средних сидений, может занимать поклажа и оборудование».

Фактически, это описание показанного выше пластилинового макета.

А дальше началась история с доработкой дизайна и компоновки силами Льва Георгиевича Самохина и других штатных заводских дизайнеров, в частности, Калитина, Ибушева, Антипкина. Я как раз застал тот момент, когда Самохин ввязался в это дело, был у него, видел предварительные эскизы.

Как старый ЗиЛовец, Самохин и рад был бы сделать что-то оригинальное и свежее, но он внутри себя был скован ограниченным производственным потенциалом завода и финансовой безрадостной ситуацией. Он так говорил: какой смысл делать то, что мы всё равно не сможем запустить в серию? Как бы не договаривая до конца: лучше я сделаю хуже, но реалистичнее. Поэтому интересные решения Потехина постепенно отпадали, ради того, чтобы можно было использовать серийные узлы и агрегаты.

Вот фото из презентационного буклета Самохина:

Одновременно с этим ЗиЛ начал разработку второго варианта машины, взяв дизайн у Святослава Саакяна, талантливого художника, работавшего в своё время на ЗиЛе, а потом сделавшего собственную дизайн-студию. Он по своей инициативе предложил совершенно ошарашивающий дизайн, который понравился всем, несмотря на некоторые очевидные компоновочные недостатки. Эта машина за характерный абрис получила у заводчан прозвище «клоп». Так её и называли, в процессе работы и даже писали с большой буквы, как имя собственное: Клоп.

В процессе работы над двумя этими проектами произошла дифференциация: главным и основным по-умолчанию стал Клоп, а образец №1 развивался по остаточному принципу. Самохинская машина была сложна для бронирования, а Саакяновская подходила идеально. Поэтому на неё и бросили основные ресурсы, совсем не богатые, несмотря на лужковскую поддержку.

В октябре 2008 года настала пора от маленьких макетов переходить к постройке макетов полноразмерных. Самохин у себя в студии заложил посадочный макет, разместив его прямо напротив большого окна на первом этаже.

Напомню, работа велась под грифом «секретно», к ней имел доступ очень ограниченный круг лиц, в боксы № 130 и 131 КЭИР зайти мог далеко не всякий. Помню, говорил с трансмиссионщиком ЗиЛа Николаем Журавлёвым и вскользь сравнил какое-то из решений по машине 4362 с Карателем. Он сделал непонимающую физиономию, сказав, что «никакого Карателя не знает». Ну-ну, подумал я.

К тому времени он и Юрий Ткаченко уже почти закончили проектирование ходовой части для образца №1, с пневмоподвеской, как и у 4362, только более прогрессивной конструкции. Вот их шасси:

В октябре же к работе над Клопом подключается некто С.Сахаров (мы незнакомы, поэтому я его и называю «некто», надеюсь, он не обидится), главный конструктор ЗАО «Форт Технология» (имеющей некоторое отношение к ЦСН ФСБ). Это, как говорят ЗиЛовцы, «очень серьёзная структура». Сахаров выступает консультантом по бронированию. Потенциальному, разумеется, первый ходовой макет никто бронировать не планирует. Но сделать его надо так, чтобы последующая бронировка не вызывала проблем.

Макет в натуральную величину построили в сентябре 2009 года. Это было скороспелое творение, на КамАЗовских мостах, с примитивной рамой, с деталями кузова, выпиленными из фанерок. Торопились показать Клопа Лужкову и испытать его на удобство посадки-высадки. Для этого даже привлекали настоящих бойцов, при обмундировании. Там же всё нестандартное, непонятно было, как это работает и можно ли дальше проектировать машину. Опять же, проблемы с обзорностью, которая, хоть и удовлетворяет ГОСТу, но всё равно остаётся своеобразной. Конструкцию и компоновку Клопа усиленно обсуждали в комментариях к самому первому моему посту про Каратель, там Степанов рассказал много подробностей. Но потом, к сожалению, все свои откровения удалил.

Итак, макет Клопа, благодаря консультациям Сахарова, выполнен с учётом требований бронирования по классу 6а, броня подразумевалась композитная, самая современная (керамика и высокоориентированный полиэтилен на UD). Позволю себе ещё одну цитату:

«Созданная конструкция автомобиля и кузова, посадка экипажа способом «спина к спине» позволяют вести круговой обзор местности и обстрел. Крыша, боковые поверхности кузова в максимальной степени приспособлены для ведения боя с обеспечением стрельбы из положения стоя и сидя, а в случае покидания автомобиля для ведения боя рядом с движущемся транспортным средством боец имеет возможность использовать автомобиль и его элементы в качестве защиты. V-образная конструкция днища автомобиля в сочетании с применением специальных антифугасных сидений для экипажа позволяют существенно снизить воздействие на экипаж от ударной волны взрыва под колесом или днищем автомобиля».

У Лужкова изобретательская фантазия вновь разыгралась, как у младенца, дорвавшегося до ЛЕГО. Высочайшим мэрским повелением было приказано уменьшить длину за счёт задних распашных дверей, «а то не смотрится». Кто-то сказал Лужкову, что на «Энергии» делали электрическое мотор-колесо и он распорядился поставить его на Каратель. Ну и т.п.

Но. К сентябрю 2009 года Юрьмихалыч уже не так крепко сидел в своём кресле, как год назад, уже чувствовалось недовольство им на самом верху. Те, кто был на этой встрече, рассказывают про грусть и какую-то даже обречённость в его взгляде. По большому счёту, Лужкову уже было не до Карателя, его рекомендации были последним взмахом волшебной палочки недоучившегося изобретателя. Перед самой отставкой, когда уже всё всем было понятно, Лужков отписал ЗиЛу почти миллиард рублей из московского бюджета, и это был великодушный восклицательный знак, спасибо, типа, за сотрудничество.

А что же образец №1? С ним продолжали вялую возню, строя посадочный макет и разрабатывая варианты компоновки. Было несколько вариантов – с прямой трансмиссией и с бортовой, как двух-, так и трёхосные. Бортовой вариант с раздаткой ЗиЛ-49072 предлагали СКБшники в лице Юрия Соболева, но в дело эти предложения не пошли. Посадочный макет, более-менее готовый только к 2010 году, был двухосным.

В разработке остался и вариант с подкатным мостом а-ля Лужков, были сделаны прорисовки, даже подана очередная заявка на патент. Машину с подкатным мостом назвали Бизон. Но до строительства ходового образца дело не дошло.

Вообще, создаётся впечатление, что работы по образцу №1 ЗиЛ делал только для того, чтобы чем-нибудь занять свой конструкторский отдел, всех его заслуженных ветеранов, тех же Ткаченко и Журавлёва. Это своеобразный вариант благотворительности: работайте, ощущайте себя полезными. Смешно, но все «старики» работали по старинке, на кульманах, изводя горы бумаги, а Клопа делали целиком «в цифре». Не думаю, что Лаптев и Мазепа всерьёз хотели строить сразу две совершенно разных конструкции, на это не хватило бы никаких средств. К тому же после отставки «доброго гения» ЗиЛ впал в забытьё и безденежье, остановив всё производство в канун нового, 2011 года.

Клопа делала молодая команда, получавшая, высокие относительно «старичков» зарплаты. Это тоже показатель приоритета, кстати. Коллектив авторов Клопа выглядит так: Саакян, Чирков (дизайн), Степанов (шасси), Ошурков (кузов, компоновка), Потехин (идея и идеология). Разумеется, вписано сюда и руководство – Силин, Лаптев и Мазепа. Последний, впрочем, был скорее главным конструктором, чем администратором.

Клоп, как я уже сказал, поставили на временное шасси, там даже амортизаторов не было, точнее, были, но не в подвеске колёс, а между кузовом и рамой, чтоб не сильно по жопе било. Более-менее постоянное шасси в то же самое время строил Степанов, выписывая из-за границы нужные агрегаты. В основном, конечно, фирмы ZF, это было требование Мазепы. Короче, коробка передач и раздатка были ZF. Я удивлялся: Андрюха, чего ты не заказал их в одном картере, на фига тебе этот промежуточный вал, съедающий пространство? К тому же коробка и раздатка получаются несоосными, а это биения и уменьшение ресурса… Степанов отвечал: это промежуточная стадия, если дадут сделать всё, как я задумал, это будет единый агрегат, а оставшееся место займёт тысячелитровый топливный бак. Ибо у военных одно из требований – 700 км «без подзарядки».

Надо отдать должное Степанову: даже из навязанных агрегатов он построил изящную конструкцию, скомпоновав всю начинку внутри рамы. Интересно закреплён рулевой механизм – на подрамнике, что нехарактерно для таких машин, а рессоры – на выносных кронштейнах (передние их крепления – тоже на подрамнике). Рессоры тут служат только упругим элементом, направляющую функцию выполняют специальные продольные рычаги, они же служат кинематическими ограничителями хода отбоя моста. Амортизаторы пришлось делать спаренными, так как в ЗиЛовской гамме не нашлось подходящих по характеристикам, в дальнейшем планируют перейти на МАЗовские. Мосты – ЗиЛовские, с расширенной до 2100 мм колеёй.

Вообще, Степанов лелеял мечту, далёкую от Карателя – сделать шасси, пригодное для ралли-рейдов. Эдакий ЗиЛовский вариант КамАЗ-Мастера. Только на КамАЗе изначально спортивное шасси стало востребовано у спецслужб, а тут военная машина могла стать спортивной.

Общие затраты на постройку Клопа составили чуть больше 11 млн рублей, что не так много, Ё-Авто на свои первые прототипы истратила вдвое больше. Но машина по состоянию на конец 2010 года оставалась макетно-сырой, эффектной, но недоработанной.

А денег того… Нету больше. Собянину все эти проекты до лампочки, Минобороны тоже не хочет финансировать рискованный дизайн. И тут опять возникает Форт-Технология и выказывает заинтересованность в Клопе. В начале 2011 года пошёл настойчивый слух: Клопа продают. Я не знаю никаких подробностей и не хочу даже строить версий – кто с кем разговаривал на тему продажи, с каким результатом… Факт в том, что работы по Клопу на ЗиЛе были прекращены (ну или почти прекращены – Степанов продолжал работу над шасси). А студия Славы Саакяна получила заказ от Форт-Технологии на разработку… Правильно, клона Клопа. Помните, Березовский в своё время хвастался: зачем мне покупать газеты и телеканалы? Достаточно купить их менеджеров! Так и тут: зачем покупать Клопа, когда можно сделать почти так же, но лучше, обойдя ЗиЛовские патенты или даже не обходя их. С какого перепугу Форт-Технология захотела попробовать себя в автостроении, я не знаю, но думаю, всё дело в необычно-эффектном дизайне, который Сахаров решил довести до кондиции и щегольнуть им. Но, опять же, подробности и мотивации мне неизвестны.

Саакян сделал похожий дизайн для Форта, убрав подъёмные двери и сгладив некоторые другие радикализмы. Но в целом Клоп остался Клопом, даже поменяв хозяина. Форт-Технология оказалась куда более расторопной компанией, чем ЗиЛ, очевидно менее стеснённой в средствах и очень быстро построила ходовой образец. Сделали это в Набережных Челнах, на базе КамАЗ-Мастера, просто поставив саакяновский кузов на спортивное КамАЗовское шасси. Именно на этой машине развлекался Чагин на Дмитровском полигоне и её фото попало в сеть. Машина тоже пока сырая, над ней продолжается работа, но горизонт уже очерчен и результат близок.

Бронеавтомобиль ЗиЛ 4×4 «Каратель»

Прогресс и технологии в России во все времена были направлены на повышение ее обороноспособности, в том числе, с начала прошлого века для армии, а затем и для МВД, начали создавать различные типы бронеавтомобилей. По прошествии многих десятилетий эта тенденция, благодаря развитию науки и техники, только набирает обороты. Появление новых материалов, инновационных способов их обработки, эволюция электроники и информационного обеспечения лишь усилило это направление в современном машиностроении не только в нашей стране.

Тема бронеавтомобиля «Каратель» была поднята на заводе «ЗиЛ», где когда-то, кроме гражданских грузовиков, самосвалов и фургонов, производились военные машины повышенной проходимости – истинные колесные вездеходы, самыми яркими из которых, наверное, можно считать ЗиЛ-157 (за сильно выдающийся вперед капот в народе его прозвали «Колун») и ЗиЛ-131. На бездорожье эти трехосные машины, с колесными формулами 6×6, с равноразнесенными мостами и с системой подкачки колес, показали и зарекомендовали себя на «отлично».

Итак, спецавтомобиль ЗиЛ «Каратель» – секретный проект, созданный, как концепт-кар, для будущих разработок бронеавтомобилей такого типа. Бронированная машина будет предназначаться для отрядов специального назначения с возможностью быстрого десантирования экипажа в полной экипировке. Автомобиль должен быть принципиально новым и не похожим на другие, но при этом простым и высокотехнологичным, то есть требовалась хорошо защищенная, многоцелевая (модульная), полноприводная, легкая, надежная, радиопрозрачная и малозаметная машина.

Кроме всего перечисленного, к бронемобилю «Каратель» были выдвинуты такие требования, как малошумность, минимальное тепловыделение (возможно использование гибридного двигателя) и минимальные габариты с низким силуэтом, чтобы затруднить попадание в него. Задача малозаметности для средств уничтожения подразумевала применение технологии Stealth, а радиопрозрачность должна быть достигнута за счет экранирования и использования радиопрозрачных композитных материалов.

Защищенность машины обеспечена не только легкой, но прочной броней и бронированными стеклами, но и высоко поднятым над землей корпусом с клиновидным днищем, что защитит от мин экипаж автомобиля, состоящий из 11 человек. Кроме этого, экипаж, включающий водителя, командира и 9 десантников, защищают антифугасные эргономические сиденья, снижающие силу ударной волны от взрыва под броневиком. Сидения, предназначенные для десанта, могут складываться, тем самым, создавая единое грузовое пространство для транспортировки различных грузов или раненых бойцов.

Все важные системы автомобиля размещены внутри зауженной рамы, то есть с наружной стороны нет ни бензобаков, ни аккумуляторов, ни ресиверов, ни даже каких-либо подножек. Такое решение увеличивает живучесть машины во время боевых действий, а на пересеченной местности водитель не боится повредить о препятствия жизненно важные системы. В дальнейшем на ЗиЛ «Каратель» планируется устанавливать мотор-колеса производства РКК «Энергия» и оборудовать его мультимексной системой электрооборудования, разработанной в НТЦ «Мультисеть».

В создании всех бронеавтомобилей самым сложным этапом является вопрос снижения массы, так как тяжелая стальная броня зачатую сводит грузоподъемность машины к минимуму. Для этого инженеры, уже на этапе разработки проекта, вынуждены были искать более легкие, альтернативные стальной броне, композитные материалы, которые не уступают ей по прочности. Согласно техническому заданию, полная масса многофункционального внедорожника «Каратель» не должна была превысить 8 тонн. И такой материал был найден в Институте пластмасс им. Петрова.

Для создания ходового образца конструкторы выбирали самые современные узлы и агрегаты. Так секретный ЗиЛ был поставлен на шасси от КамАЗа с колесами R20 (мосты от ЗиЛа не подошли по ширине). Но в перспективе рассматривается установка «зиловских» ведущих мостов с расширенной до 2100 мм колеей. В качестве силового агрегата Каратель получил четырехцилиндровый турбированный дизель Cummiпs 4 ISBe Е3, мощностью 150 л.с. и объемом около 4.5 литров, а так же пятиступенчатую коробку передач, сцепление с пневмоусилителем и раздаточную коробку ZF.

Испытания показали, что на дорогах с твердым покрытием многофункциональный бронеавтомобиль ЗиЛ-3901С1 развивает максимальную скорость 100-120 км/ч. Внедорожник с колесной формулой 4×4 способен преодолевать подъемы с уклоном до 31°. В ходе проверки автомобиля были выявлены и некоторые недостатки, а именно – обзор через лобовое стекло водителю был достаточно ограничен из-за его чрезмерного наклона, несмотря на все соответствия российским ГОСТам. Но, в целом, новый бронемобиль ЗиЛ бы признан удачным проектом и, тем самым, стал прототипом для разработки будущих модификаций.

12 июня российское сетевое издание tvzvezda.ru опубликовало заметку о том, что в Набережных Челнах автолюбители стали свидетелями проезда по улицам города двух весьма необычных автомобилей. Если в одном из них угадываются черты КамАЗа, то второй скорее похож на фантастический гибрид голливудского «бэтмобиля» и броневика из компьютерной игры Half-Life 2.

"Викинг" и "Каратель" в Набережных Челнах

На видео, снятое очевидцами и опубликованное ими на YouTube, отреагировало множество знатоков автомобильной тематики, которые помогли идентифицировать загадочные бронемашины. Одна из них – многоцелевой грузопассажирский автомобиль «Викинг» с броневой обшивкой, созданный на заводе «КамАЗ» по заказу ФСБ и предназначенный для перевозки бойцов специального назначения. Также известно, что проект «Викинга» (не путать с внедорожником «Викинг-29031») был разработан в МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Бронегрузовик "Викинг" в производственном помещении завода
realnoevremya.ru

Сообщается, что «Викинг» создан на шасси автомобиля КамАЗ-4911 Extreme, предназначенного для участия в международных спортивных ралли (при этом используются особо прочные агрегаты и узлы). Технические характеристики бронегрузовика официально не опубликованы, однако существуют предположения, что его основные ТТХ (габаритные размеры, скорость, колёсная формула и т. д.) могут быть близки к характеристикам спортивного КамАЗа. На видео и немногочисленных фото «Викинга», опубликованных в Сети, видны четыре двери кабины и ещё две двери, расположенные в его кормовой части. Бронированный салон для десанта имеет бойницы по периметру для ведения огня изнутри. По международным стандартам MRAP броня автомобиля такого типа должна защищать военнослужащих от пуль и осколков фугасных снарядов, а также обладать достаточной прочностью, чтобы сохранить жизни экипажа и десанта при подрыве на минах мощностью до нескольких килограммов в тротиловом эквиваленте.


Бронегрузовики, изготовленные на ОАО "КамАЗ", уже участвуют в контртеррористических операциях
inetauto.ru

Гораздо больший интерес у комментаторов видеозаписи вызвал меньший по размеру бронеавтомобиль необычного внешнего вида, следовавший впереди «Викинга». В отношении этого броневика в Сети имеется больше информации, однако его история оказалась весьма запутанной, так как источники сообщают о нём противоречивые факты. Чаще всего машину идентифицируют как бронеавтомобиль «Каратель» – многофункциональный бронированный внедорожник для специальных подразделений.


Бронеавтомобиль "Каратель"
forums.spacebattles.com

Первые снимки «Карателя» были опубликованы в Сети в начале 2012 года, когда журналисты наблюдали необычный автомобиль во время испытаний на Дмитровском полигоне в Московской области. В публикации на сайте zr.ru сообщалось, что автомобиль построен на основе шасси КамАЗ-4326, а его испытания проводил сам Владимир Чагин – семикратный победитель международного ралли «Дакар». Тогда же стало известно, что в поперечном сечении броневик имеет V-образную форму кузова, чтобы лучше рассеивать энергию взрыва в случае наезда на мину. Рядом с традиционными автомобильными фарами на «Карателе» установлено два ряда светодиодных устройств, а буквы ЦСН на капоте журналисты расшифровали как «Центр специального назначения».


Бронеавтомобиль "Каратель". На заднем плане – бронегрузовик "Викинг"
bmpd.livejournal.com

В том же 2012 году другие источники сообщали о том, что «Каратель» построен по заказу Министерства обороны России на предприятии АМО ЗиЛ в рамках некоего секретного проекта как прототип перспективной бронемашины для спецподразделений. Так, сайт «Военное обозрение» в апреле 2012 года сообщал, что разработка ведётся уже несколько лет. Режим секретности вокруг нового броневика стал поводом для журналистского расследования. Более детальное изучение темы показало, что проект «Каратель» стартовал в 2002 году, после того как Министерство обороны России направило автомобилестроительным предприятиям страны техническое задание №2-99, определявшее параметры нового бронеавтомобиля. Некоторые предприятия, в частности ОАО «КамАЗ» и АМО ЗиЛ, приступили к разработке собственных проектов, которые развивались параллельно в течение нескольких лет.


Бронеавтомобиль "Каратель" на территории АМО "ЗиЛ". Фото 2012 года
sdelanounas.ru

До настоящего времени о новом броневике известно немного. Сообщается, что «Каратель» имеет вес около 12 т, шасси от автомобиля КамАЗ-4911 Extreme, колесную формулу 4х4, восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ мощностью 730 л. с. и скорость свыше 110 км/ч (по некоторым данным – до 200 км/ч). Бронезащита «Карателя», разработанная компанией «Форт Технология», выдерживает попадание пули калибра 7,62 мм и подрыв на фугасе весом в несколько килограммов. По некоторым утверждениям, лобовое бронированное стекло машины способно выдержать выстрел из РПГ благодаря своей прочности и острому углу наклона. Салон вмещает 10–12 человек, которые сидят спина к спине вдоль продольной оси машины. Такое расположение позволяет бойцам иметь постоянный круговой обзор и, в случае необходимости, вести огонь изнутри броневика практически в любом направлении.


"Каратель" на испытаниях
vpk.name

Сообщается, что дальнейшую разработку проекта ведет ОАО «КамАЗ» (по другим данным, на «КамАЗе» осуществляется лишь сборка машин, а генеральным разработчиком является компания «Форт Технология»). В последние годы в Сети появлялись различные фотографии автомобиля. Анализ внешне заметных различий на этих фото позволил блоггеру bmpd выдвинуть предположение о том, что сегодня в России существует по крайней мере четыре различных прототипа подобной конфигурации, что вполне правдоподобно, учитывая долгий срок развития проекта, а также смену производителей, дизайнеров и заказчиков. Сроки завершения испытаний и принятия бронемашины в эксплуатацию пока неизвестны.


На фото изображены два бронеавтомобиля с некоторыми отличиями, что позволяет сделать предположение о существовании нескольких прототипов "Карателя"
bmpd.livejournal.com

Лично мне, ZIL Karatel , больше всего, напоминает машину Бетмена. Согласитесь, — если увидеть такое - вот, на дорогах общего пользования, вполне можно подумать, что последний стаканчик - вчера, был явно лишним.

Это очень интересная машина, и названа она Карателем не случайно, ведь данное транспортное средство, предназначено для спецназа. Которые, по факту являются реальными, а не вымышленными героями; и машина им поэтому нужна самая реальная.

  • Пару букв о внешности:

Даже при осмотре фото Зил Каратель, у экспертов появляются вопросы.
Долю критики получили неприкрытые, уязвимые перед любым фугасом, мосты. Также многие критики делают акцент, что тяжелый – бронированный Каратель, при снаряженной массе в 8т, защищен лишь от стрелкового оружия, калибром в 7.62. И это при том, что уже выпускаемый , конечно же в бронированной модификации, способен выдержать обстрел и крупнокалиберного пулемета в 12.72мм калибром.

Так почему здесь такая, явно - не очень мощная броня?
Можно было бы сказать, — это легкий, но при этом очень быстрый броневик; ведь поступает информация, что тянуть эту махину, будет сердце Дакаровского болида. Но минутку! 8т снаряженной массы, какой же это легкий броневик?

Касаемо того, что можно увидеть внешне; интересно выглядят еще колеса, прикрытые не только сзади, но и спереди, — это явно положительный момент, учитывая спецификацию данного авто.

  • Пару букв о салоне:

Пока, салон Карателя рассчитан на 8 человек;
это командир, водитель, и 6 бойцов. Есть информация, что по периметру Карателя, будет установлено 6 камер, что также является очень положительным моментом, в условиях боя. Ведь в некоторых случаях, командир, или боец, может просто не заметить опасность через окно.

  • Характеристики Зил Каратель

Есть информация, что двигать ZIL Karatel будет Дакаровский V8 на 730лс. С таким то двигателем, броневик должен просто летать; его расчетная максималка составляет 200км в час. Согласитесь, для машины такого типа, это очень, и очень хорошая скорость.

Данное решение также получило свою долю критики, из -за прожорливости такого мотора. Но согласитесь, — для такой - то техники, экономичность, это далеко не первостепенный критерий.

  • Итоги:

Данная машина еще далека от серии, и пока она вызывает весьма много вопросов. Но, выглядит она действительно круто, и с таким мотором и шасси, она должна бегать как пушинка, — это явный плюс. Но при этом, вопрос живучести и надежности, пока остается открытым.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»