Что происходит с водителем при лобовом столкновении. Как избежать лобового столкновения. И вот последствия такого страшного столкновения

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Одно из самых страшных дорожно-транспортных происшествий - это лобовое столкновение. При этом, даже если оба автомобиля двигались с достаточно умеренной скоростью, последствия все равно могут быть катастрофичны, поскольку скорость обоих транспортных средств при лобовом столкновении суммируется. Т. е. если автомобили двигались со скоростью 50 км/ч каждый, столкновение вызовет такие же последствия, как если бы авто врезалось в стену на скорости 100 км/ч. На основании многочисленных исследований, такой удар будет иметь самые печальные последствия для водителя и пассажиров.

После столкновения и мгновенной остановки транспортного средства, водитель с пассажирами продолжают движение вперед по инерции. Именно поэтому получают серьезные травмы. К числу наиболее распространенных относится удар головой о стекло. Поэтому для водителя крайне важным навыком является умение уйти от лобового столкновения. В ряде случаев при невозможности избежать дорожно-транспортного происшествия полностью, имеет смысл предпочесть столкновение «по касательной» или же «контакт» с автомобилем, двигающемся в попутном направлении.

Первое, что нужно сделать при угрозе лобового столкновения

Как показывает практика, чем ниже скорость транспортного средства перед лобовым столкновением, тем менее серьезные последствия оно за собой влечет. Поэтому при малейшей угрозе столкновения, первое, что обязан сделать водитель - максимально снизить скорость своего автомобиля. На сегодняшний день многие автомобили оснащаются самыми совершенными системами, которые в автоматическом режиме ведут мониторинг дорожной ситуации. При опасном сближении или его угрозе подаст водителю соответствующий сигнал.

Кроме того, ряд систем, к примеру, CMBS, способны самостоятельно активировать систему экстренного торможения. Но при их отсутствии, слежение за ситуацией на дороге становится обязанностью водителя. Кроме соблюдения скоростного режима, стоит осознавать, что при угрозе лобового столкновения куда предпочтительнее оказаться в придорожных кустах или кювете, нежели подвергнуть собственную жизнь опасности, а автомобиль - серьезному разрушению. Естественно, не стоит пренебрегать использованием ремней безопасности, поскольку подушка безопасности рассчитана только на пристегнутого водителя.

Одним из важных моментов, которые позволяют уйти от лобового столкновения является опыт. Но совершенно необязательно проводить за рулем многие годы, достаточно пройти специальные курсы контраварийного или экстремального вождения. Такие занятия длятся максимум 6 дней, и дают водителю не только достаточный набор навыков, но и так необходимую «мышечную память», позволяющую действовать в экстремальной ситуации практически автоматически (рефлекторно). При невозможности пройти специальное обучение, можно проводить самостоятельные занятия на пустынных площадках. Несколько дельных советов о том, как уйти от лобового столкновения можно посмотреть на видео:

Правильная посадка в автомобиль и правило 2-х секунд

Правильная посадка в транспортное средство начинается с регулировки положения кресла. При его нормальном положении водителю доступно включение любой скорости и полное выжимание любой педали. Кроме этого, перед началом движения необходимо отрегулировать положение зеркал «под себя» - они должны обеспечивать максимально возможный обзор. Ни в коем случае нельзя начинать движение при замерзших стеклах, которые препятствуют нормальному обзору.

Правило двух секунд существует уже достаточно давно. Его основной принцип заключается в измерении дистанции до ближайшего автомобиля не в его корпусах или метрах, а в секундах. Для реализации этого правила на практике следует выбрать ориентир для автомобиля, движущегося впереди, и засечь время его прохождения. Если пройти выбранную дистанцию удается быстрее 2-х секунд, ее необходимо будет увеличить. Стоит знать, что при движении по скользкой дороге дистанция увеличивается в несколько раз.

На практике это дает возможность адекватно оценить надвигающуюся опасность и вовремя принять соответствующие меры для ее недопущения. Так называемое расстояние реакции для водителя, движущегося на скорости 60 км/ч составляет около 20-ти метров - такое расстояние успевает проехать автомобиль, прежде чем водитель успевает нажать на тормоз. К этому прибавляется и тормозной путь. В общем, дистанция должна получиться таковой, чтобы автомобиль успел снизить скорость и совершить маневр, уходя от лобового столкновения.

Простые правила, помогающие избежать лобового столкновения


Достаточно часто лобовое столкновение является результатом неправильного обгона, перед совершением которого водитель не смог адекватно оценить ситуацию на дороге. Чтобы ответить на вопрос как избежать лобового столкновения при совершении обгона, имеет смысл перечислить простые правила:

  • своевременное включение поворотника предупредит всех участников о совершении маневра;
  • при смещении всего на один метр влево видимость вперед должна быть не менее 100 метров;
  • следует позаботится о запасе места для разгона, чтобы время нахождения на встречной полосе оказалось минимальным;
  • перед маневром следует выбрать ту передачу, которая позволит мгновенно набрать скорость;
  • появление на «встречке» автомобиля - это повод отказаться от обгона и вернуться на свою полосу.

Навыки, помогающие предотвратить лобовое столкновение

Помимо банального соблюдения простейших правил и культуры на дороге (подавать сигнал поворота, избегать резких маневров), необходимо проявлять максимальную концентрацию и не отвлекаться на занятия посторонними делами. Принимать пищу, употреблять напитки или поднимать упавшие на пол веще во время движения недопустимо. Также, как и менять радиостанцию или разговаривать по телефону - все это существенно отвлекает от дороги.

Важно! При скорости 100 км/ч всего за одну секунду автомобиль проезжает 30 метров, и даже легкого ослабления внимания со стороны водителя достаточно для выезда на встречную полосу и совершения лобового столкновения.

Достаточное внимание необходимо уделять и наличию свободного пространства вокруг транспортного средства. При этом, дистанцию необходимо выбирать в соответствии с типом транспортного средства, находящимся спереди. Так, от мотоцикла лучше держаться подальше, поскольку тормозной путь у него меньше. Подальше стоит ехать и от грузовика, поскольку он существенно затрудняет обзор, а внезапную опасность можно заметить слишком поздно, когда лобовое/иное столкновение будет уже неизбежно.

ДТП с дикими животными ежегодно уносят многие сотни жизней водителей и приводят к сильнейшим повреждениям автомобилей. Осенью число таких аварий многократно возрастает. В это время года водителям нужно быть особенно внимательными и готовыми к появлению нежданных гостей на дорогах. Рассказываем, как избежать столкновения с дикими животными и что делать, чтобы минимизировать последствия аварии.

Главную опасность для автомобилистов на дорогах отечества представляют лоси и косули. Однако нередко российские водители встречаются и с другими представителями животного мира - лисами, кабанами и даже медведями. Осенью лесные обитатели становятся чрезвычайно активными из-за сезонных миграций и поисков корма в преддверии холодов.

Потенциальную опасность для участников дорожного движения несут все без исключения представители животного мира. Заяц едва ли станет причиной смертельного ДТП, но при столкновении может играючи «забрать» с собой бампер или фару вашей машины. А при аварии с участием косулей или лосей вероятность гибели водителя и пассажиров легковушки чрезвычайно высока: сохатые могут весить под 500 кг; столкновение с ними соизмеримо с въездом в стену, которая, в придачу, частенько влетает прямиком в салон и сминает всё на своём пути до самых спинок заднего ряда. Именно эти животные считаются наиболее опасными и непредсказуемыми.

1. Следите за автомобилем

Помните, что чем раньше вы заметите зверя, тем больше у вас шансов благополучно с ним разминуться. Для обеспечения наилучшей обзорности уделяйте пристальное внимание работе «дворников» и состоянию лобового стекла. Со временем последнее покрывается паутиной царапин и сколов, которые сильно снижают видимость в тёмное время суток. Отрегулируйте свет фар и всегда держите их в чистоте. Климатическая система автомобиля также должна работать исправно, в противном случае вы столкнётесь с проблемой запотевания и ухудшением обзорности.

2. Правильно пользуйтесь головным светом

В тёмное время суток всегда переключайтесь на «дальний» при движении вне населённых пунктов и отсутствии встречного транспорта. При наличии передних «противотуманок» используйте их совместно с ближним или дальним светом фар для усиления светового потока - они отлично подсвечивают обочины и помогают раньше заметить приближающихся животных. Не забывайте, что при неблагоприятных погодных условиях дальний свет лишь ухудшает видимость, «высвечивая» туман, капли дождя и снежинки.

3. Выбирайте время поездки

Принято считать, что лесные обитатели наиболее активны в ночное время суток. Это утверждение не лишено оснований, однако самым опасным периодом является переходное время - рассвет и закат. Человеческому зрению сложно адаптироваться к условиям слабой освещённости, при этом животные не спят и не прочь удивить вас внезапным появлением. Вероятность столкновения в сумерках крайне высока. По возможности избегайте движения в условиях ограниченной видимости. Во время сумерек сделайте перерыв - просто отдохните или перекусите.


4. Следите за ландшафтом

Наиболее часто звери выходят на дорогу, окружённую лесополосой, а также на участках, граничащих с водоёмами. Двигаясь в непосредственной близости от деревьев и кустарника, сбавляйте скорость. Увидеть животное в высокой траве или листве непросто, а значит, высока вероятность, что ваша реакция будет запоздалой.

5. Не игнорируйте знаки

Самые опасные участки дорог обозначаются специальными знаками, информирующем о возможном появлении диких животных. Игнорировать их чревато: эти информационные таблички появились не просто так и говорят о том, что здесь уже случились многочисленные инциденты и ДТП. Сбавьте скорость и удвойте бдительность.


6. Не переоценивайте свои возможности

Основной причиной всех бед и ДТП с животными являются сами водители. Эксперты рекомендуют в местах обитания зверей двигаться со скоростью не более 90 км/ч. В большинстве случаев она позволяет грамотно сориентироваться в ситуации и выполнить экстренную остановку или манёвр объезда. А если столкновение всё же происходит, то на гораздо меньшей скорости, что снижает последствия.

7. Пользуйтесь подсказками пассажира

Если вы едете не в одиночку, и чувствуете, что на конкретном участке дороге вас могут подстерегать неожиданные встречи, попросите пассажира внимательно следить за правой обочиной. Он увидит зверя быстрее водителя, поскольку не фокусируется на дороге и знаках, а значит, вовремя вам подскажет. В тёмное время суток животных выдают глаза, которые отражают свет фар. Заметили белые или красные точки - немедленно сбавляйте скорость!

8. «Читайте» подсказки животных

Если вы уже встретили на обочине или дороге животное, сбавьте скорость и двигайтесь особенно внимательно. Высока вероятность, что эта встреча не станет единственной. Косули и лоси нередко ходят группами. Автор этих строк за один вечер умудрился повстречать сразу шесть лосей. Помните: даже если вы увидели лису, на этом же отрезке можете повстречать ещё несколько; будьте уверены - их здесь много!


9. Не теряйте бдительность в населённых пунктах

В поисках пищи лоси, олени и другие животные нередко забредают в населённые пункты. Смертельные ДТП с их участием не исключены даже в мегаполисах. Всегда пристёгивайтесь ремнём безопасности и помните, что ваш тормозной путь должен укладываться в отрезок, освещённый светом ваших фар. Если это не так, сбавьте скорость до разумной.

10. Не пугайте животное

Заметив на дороге зверя, не тратьте время на клаксон и моргание фарами. Примите все возможные меры для максимального замедления или полной остановки. Не пытайтесь проскочить мимо - животное может броситься по совершенно непредсказуемой траектории и оказаться у вас под колёсами, а то и вовсе атаковать автомобиль.

11. Минимизируйте последствия ДТП

Если ДТП неизбежно, минимизируйте его последствия. Направьте автомобиль в сторону, откуда бежит животное: оно вряд ли успеет отскочить назад. Постарайтесь сделать всё, чтобы удар пришёлся по касательной. При столкновении с крупным животным отклонитесь к боковой стойке и закройте голову руками - силовая структура кузова здесь прочнее, чем в центральной части.


В момент, непосредственно предшествующий лобовому столкновению, водитель должен положить оба предплечья на руль, крепко удерживая его кистями. Их следует расположить у верхней точки рулевого колеса близко друг к другу.
В этом случае, если даже и произойдет резкое движение головы водителя вперед, лицо и голова ударятся не о детали автомобиля, а о более мягкие кисти и предплечья рук. Возникшие при этом травмы, естественно, будут не столь тяжелыми. Голову и шею водитель должен наклонить вперед, а туловищем натянуть ремень безопасности, так как слабо натянутый ремень в момент столкновения может дополнительно травмировать грудную клетку или брюшную полость. Ремни безопасности должны быть правильно подогнаны по размерам туловища человека. Пассажир, сидящий рядом с водителем, также должен максимально натянуть своим телом ремень безопасности, упереться кистями полусогнутых рук в приборную доску и наклонить вперед возможно ниже голову и шею.

Не дай вам Бог на полном ходу врезаться в дерево или стену. И уж совсем страшные последствия влечет за собой лобовое столкновение: ведь к вашей скорости фактически добавляется скорость встречной машины. А энергия, как учат в школе, пропорциональна квадрату скорости - в общем, о последствиях жутко думать.

Между тем, если все-таки подумать и вспомнить школьную физику, то... получается неожиданный вывод. Складывать скорости вовсе не нужно! И если, к примеру, на трассе сталкиваются лоб в лоб две одинаковые легковушки, двигавшиеся с равными скоростями, то энергия удара для каждой из них будет определяться только ее скоростью и массой. Иными словами, последствия для нее окажутся примерно такими же, как от удара в неподвижную стену! А вовсе не удвоенной и не учетверенной.

Непонятно? Между тем все просто - ситуацию описывал еще Яков Исидорович Перельман в своей «Занимательной механике». Действительно, если предположить, что в момент удара одна из машин стояла на месте, то очевидно, что последствия такой аварии будут куда менее страшными, чем при ударе в массивную неподвижную стену. Два столкнувшихся таким образом автомобиля продолжат движение и будут отброшены довольно далеко от точки столкновения; при этом энергия деформации поделится между ними, грубо говоря, пополам. А вот если тупо вмазаться в стену, то никакой траты энергии на перемещение уже не будет: вся накопленная энергия израсходуется на . Если же теперь предположить, что вторая машина в момент столкновения тоже обладала скоростью, то по мере ее увеличения перемещение скомканных кузовов от точки удара будет сокращаться и, наконец, при равенстве скоростей, машины останутся после аварии в точке удара. При этом последствия такой аварии будут аналогичны удару в стену.

Таким образом, столкновение двух машин равной массы на скорости, к примеру, 100 км/ч будет аналогично удару об стену на тех же 100 км/ч, а вовсе не на 200 км/ч. Примерно об этом и говорил Перельман, описывая знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. Напоминаю - их пытались разъединить две упряжки по 8 лошадей, тянувших в противоположные стороны. Но того же эффекта можно было бы добиться, обойдясь всего одной восьмеркой лошадей и прицепив одно из полушарий к неподвижной массивной стене…

Само собой, что если массы автомобилей значительно различаются, то и последствия такого столкновения будут как при контакте слона с Моськой. Во всех случаях тяжеленный «слон» заведомо меньше, чем крошечная «Моська».

Выводы довольно мрачные, но все-таки озвучу их. Для тяжелого автомобиля лобовуха с легкой машинкой может быть безопаснее наезда на неподвижное препятствие типа стены или опоры моста. Для маленькой машинки подобная «встреча» опаснее. Для машин равной массы разницы нет.

А совет в итоге простой: не гоните лошадей, друзья. Все-таки энергия до сих пор пропорциональна квадрату скорости…

ГИБДД опубликовала статистику ДТП за первое полугодие 2013 года. Основными видами аварий являются столкновения и наезды. Обратите внимание на рекомендации, как действовать и вести себя за рулём в случаях, когда удар неизбежен.

(Всего 7 фото и видео)

Как правило, столкновение случается, когда машина становится неуправляемой и человеческой реакции для предотвращения аварии уже недостаточно. Многие водители в стрессовой ситуации думают, прежде всего, о том, как минимизировать повреждения автомобиля, и из-за этого принимают ошибочные решения, которые иногда оказываются фатальными.

Самое главное в аварийной ситуации – это спасти жизнь и здоровье людей!

В случае неизбежной аварии водителю за минимальный отрезок времени необходимо решить важнейшую задачу: как сохранить жизнь и здоровье.

1. В первую очередь, при наличии возможности стоит предупредить других участников движения об опасности, подав звуковой или световой сигнал.

2. При неизбежности лобового столкновения, если вы пассажир и пристегнуты ремнем безопасности, быстро закройте руками лицо, особенно глаза. Да-да, это не шутка! Именно это поможет вам защитить лицо и глаза от травм.

3. Если же вы в критической ситуации не пристегнуты ремнем безопасности, необходимо немедленно лечь вбок на расположенное рядом пассажирское сиденье: это позволит избежать удара о летящие опасные предметы. Многие тяжкие и смертельные травмы люди получают в результате удара именно о боковые части .

4. Если вы водитель – постарайтесь убрать ноги подальше от педалей: можете пострадать от серьезных переломов голеней и стоп.

5. Если вам грозит боковое столкновение, сильно держитесь руками за руль или поручень, иначе вас может отбросить на дверцу автомобиля или стекло. При этом будьте готовы предпринять необходимые действия в зависимости от ситуации: возможно, после столкновения машину придется выровнять рулевым колесом, нажать на тормоз или другое.

В среде начинающих водителей бытует мнение, что удары сзади почти не опасны, но это серьезная ошибка. Особенно сложно в такой ситуации приходится тем, у кого в машине отсутствуют подголовники: в результате удара голова человека отбрасывается назад, но, поскольку его тело останется на сиденье, это может привести к перелому шейных позвонков.

6. В случае, когда вы заметили приближающееся сзади транспортное средство и поняли, что столкновение неизбежно (перестраиваться некуда, на обочину съехать невозможно и тому подобное), упритесь руками в руль и будьте готовы изменить направление движения сразу после удара, а также воспользоваться педалью тормоза. Избежать столкновения можно путем резкого увеличения скорости (если это позволяет дорожная обстановка).

7. Если вы стоите на перекрестке и видите, что удар сзади неизбежен, отпустите педаль тормоза (это смягчит удар), но нажмите ее сразу после аварии, чтобы предотвратить выезд на перекресток (пешеходный переход) или столкновение с транспортным средством, находящимся перед вами. Изо всех сил упритесь руками в руль, спиной – в спинку сиденья и прижмитесь затылком к подголовнику.

8. При этом нажмите клавишу звукового сигнала и включите аварийную световую сигнализацию, чтобы известить окружающих о скором ДТП.

Надеемся, что эти советы помогут вам и вашим родным остаться целыми и невредимыми в критической ситуации в пут



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»