Какую скорость нужно поддерживать на беговой дорожке? Средняя скорость Какая скорость оптимальна для беговой дорожки

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Не секрет, что с безопасностью автомобиля связано множество мифов. В форумах, ЖЖ и офлайновых дискуссиях полно советов на тему того, какой автомобиль безопаснее и как лучше себя вести в аварийной ситуации. Большинство этих советов если не бесполезны, то малоосмысленны - человек советует покупать "пятизвездочный" автомобиль по EuroNCAP, а почему, как, собственно, и что эти звезды значат - объяснить не может. В частности, практически никто не понимает, как "звезды" соотносятся с вероятностью серьезно пострадать в аварии конкретного типа и при конкретной скорости. Понятно, что чем больше звезд - тем лучше, но насколько это "лучше" и где проходит безопасный предел? Пользователь LiveJournal 0serg посчитал, как, на чем и куда безопаснее врезаться , и разбил в пух и прах теорию EuroNCAP-овских "звезд".

Один из крайне распространенных мифов состоит в том, что очень часто, когда говорят о лобовом ударе автомобилей, скорости этих автомобилей складывают. Вася ехал 60 км/ч, а со встречки на него вылетел Петя на скорости 100 км/ч, удар - ну и сами понимаете, что там на 100+60 = 160 км/ч от машин осталось... Это - грубейшая ошибка . Реальная "эффективная скорость удара" для машин обычно будет равна приблизительно средней арифметической скоростей Васи и Пети - т.е. около 80 км/ч . И именно эта скорость (а не обывательские 160) и приводит к развороченным автомобилям и человеческим жертвам.

"На пальцах" происходящее можно пояснить таким образом: да, при ударе энергия двух автомобилей суммируется - но и поглощают ее тоже два автомобиля, поэтому на каждый автомобиль приходится лишь половина суммарной энергии удара. Корректный расчет происходящего при ударе доступен даже школьнику, хотя и требует определенной смекалки и воображения. Представим себе, что автомобили в момент удара скользят по ровному шоссе без сопротивления (учитывая, что удар происходит за очень короткое время и действующие на машины силы удара гораздо выше сил трения со стороны асфальта - даже при интенсивном торможении это допущение можно считать вполне справедливым). В этом случае движение при ударе будет полностью описываться одной-единственной силой - силой сопротивления сминаемых корпусов металла. Эта сила, по 3-му закону Ньютона, для обеих машин одинакова, но направлена в противоположные стороны.

Мысленно поставим между машинами тонкий, невесомый лист бумаги. Обе силы сопротивления (первой машины и второй) будут действовать "через" этот лист, но поскольку эти силы равны и противонаправленны, то они полностью компенсируют друг друга. А стало быть, на протяжении всего удара наш лист будет двигаться с нулевым ускорением - или, другими словами, с постоянной скоростью. В инерциальной системе координат, связанной с этим листом, обе машины как бы "врезаются" с разных сторон в этот неподвижный лист бумаги - до тех пор, пока не остановятся либо (одновременно) не отлетят от него. Вспоминаете методику EuroNCAP где машины врезаются в неподвижный барьер? Удар о наш гипотетический "лист бумаги" в нашей специальной системе координат будет равносилен удару о массивный бетонный блок на той же скорости.

Как посчитать скорость листа бумаги? Это довольно просто - достаточно вспомнить механику соударений из школьной программы. В какой-то момент оба автомобиля "останавливаются" относительно системы координат листа бумаги (это происходит в то мгновение, когда автомобили начинают разлетаться в разные стороны), что позволяет нам записать закон сохранения импульса. Считая массу одного автомобиля m1 и скорость v1, а другого - m2 и скорость v2, получаем скорость листа бумаги v по формуле

(m1+m2)*v = m1*v1 - m2*v2

v = m1/(m1+m2)*v1 - m2/(m1+m2)*v2

Для столкновения в "попутном" направлении скорость второй машины следует считать со знаком "минус".
Относительные скорости машин относительно бумаги (т.е. "эквивалентная скорость удара о бетонный блок") соответственно равны

u1 = (v1-v) = m2/(m1+m2) * (v1+v2)

u2 = (v+v2) = m1/(m1+m2) * (v1+v2)

Таким образом, "эквивалентная скорость" лобового удара действительно пропорциональна сумме скоростей автомобилей - однако берется она с неким "поправочным коэффициентом", учитывающим соотношение масс автомобилей. Для автомобилей равной массы он равен 0,5, т.е. суммарную скорость нужно поделить пополам - что и дает нам упомянутое в начале заметки типичное для подобных аварий "среднее арифметическое". В случае столкновения машин разной массы картина будет существенно иной - "тяжелая" машина пострадает меньше, чем "легкая", причем если различия в массе достаточно велики - разница будет колоссальной. Это типичная ситуация для аварий класса "влетела легковушка в груженый грузовик" - последствия такого удара для легковушки близки к последствиям удара на полноценной "суммарной" скорости, в то время как "грузовик" отделывается небольшими повреждениями, т.к. для него "эквивалентная скорость удара" оказывается равной десятой, а то и двадцатой доле суммарной скорости.

Итак, мы научились считать "эквивалентную скорость удара" по очень простой формуле: нужно сложить скорости (для удара в попутном направлении - вычесть), а затем определить, какую долю массы составляет ЧУЖАЯ машина от суммарной массы ваших машин и умножить этот коэффициент на посчитанную скорость. Прикидочные значения коэффициента:

Машины примерно одинаковой весовой категории: 0.5

Малолитражка vs легковушка: малолитражка 0.6, легковушка 0.4

Малолитражка vs джип: малолитражка 0.75, джип 0.25

Легковушка vs джип: легковушка 0.65, джип 0.35

Легковушка vs грузовик: легковушка >0.9, грузовик <0.1

Джип vs грузовик: джип >0.8, грузовик <0.2

Например, джип Porsсhe Cayenne массой 2,5 тонны на перекрестке врезается на скорости 100 км/ч в едва начавший левый поворот Ford Focus II массой 1,3 тонны. Суммарная скорость - 100 км/ч, эквивалентная скорость удара для Cayenne - 35 км/ч, а для FF - 65 км/ч.

Основная угроза для жизни водителя при ударе определяется (в случае если он пристегнут) деформацией салона автомобиля. Эта деформация, в свою очередь, примерно пропорциональна поглощенной энергии удара. А эта энергия определяется старой доброй формулой "эм вэ в квадрате пополам", т.е. уже для 80 км/ч она будет в 1,5 раза больше "номинальной" энергии EuroNCAP, на 100 км/ч - в 2,5 раза больше, на 120 км/ч - в 3,5 раза больше, на 140 км/ч - почти в 5 раз больше.

Поэтому р еальная безопасность EuroNCAP-овских "звезд" обеспечивается только при эффективной скорости удара менее 80 км/ч!

Иными словами, все что выше 80 км/ч, - потенциально опасно для жизни, невзирая на тип автомобиля . "Горе-гонщиков" на дорогих автомобилях реально спасают лишь "понижающие коэффициенты" упомянутые выше - даже при суммарной скорости в 200 км/ч они, как было показано, обычно снизят эффективную скорость существенно более тяжелой машины до 80 км/ч и менее. Да и тормоза обычно позволяют успеть сбросить хотя бы 20-30 км/ч (а чаще - больше) в последний момент - отсюда и кажущаяся безопасность дорогих джипов. Но при ударе о прочное неподвижное препятствие либо о грузовик все закончится гораздо печальнее . Прочность машины на 100 км/ч - понятие весьма условное! Скорости до 80 км/ч на современных машинах практически безопасны в любой ситуации, но водитель, летящий со скоростью 140+ км/ч - это с большой долей вероятности убийца либо самоубийца.

Надо отметить, что с этой особенностью связан характерный миф о "низкой безопасности" легковых машин, особенно малолитражных и российского производства. Обычно в его подтверждение приводят красноречивые примеры лобового столкновения подобной машинки с каким-нибудь представительским автомобилем или джипом - но вы, полагаю, теперь уже догадываетесь, что основной причиной подобного кошмара становится не столько "низкая прочность" этих машин, сколько низкая масса, из-за которой последствия для легкой машины заведомо будут в разы сильнее последствий для тяжелой. Качество реализации пассивной безопасности машины в подобных ударах уже отходит на второй план. Однако во всех других авариях (вылет с трассы, удар о грузовик, удар с примерно таким же автомобилем) ситуация будет далеко не столь драматичной. Для тяжелых авто справедливы прямо противоположные соображения.

Коротко - о непристегнутых ремнях безопасности. При ударе о препятствие непристегнутый человек летит на баранку со скоростью, примерно равной эффективной скорости удара. Скорость, которую набирает человек, падающий с пятого этажа здания, при ударе о землю - менее 60 км/ч. Выживает примерно половина. Скорость, которую набирает человек падающий с девятого этажа, - около 80 км/ч. Выживают единицы. Подушки безопасности и удачно выбранная поза позволяют смягчить последствия (сделав выживание на 60 км/ч весьма вероятным, а на 80 - более реальным), но я бы сильно на них не рассчитывал. Буквально плюс 40 км/ч к относительно безопасному значению (которое, как я уже упоминал, в типичных авариях ближе к 60) - и вы гарантированный труп, что бы вы ни делали, и какая бы продвинутая система безопасности в машине ни была. Запас прочности у пристегнутых гораздо выше - там критической будет плюс 100 км/ч к безопасной скорости, и выйти за эти пределы будет не так просто. В неудачных ситуациях (вылет на обочину или под грузовик) обе цифры следует поделить пополам.

Практические советы:

1. Не превышайте сильно скорость. Шансы погибнуть после 120 км/ч растут ОЧЕНЬ быстро, хотя для тяжелых автомобилей безопасный верхний предел обычно несколько выше - увы, за счет безопасности окружающих.

2. Если превышаете - пристегивайтесь. Хотя для относительно небольших скоростей (0-100) без ремня достаточно много шансов выжить, в диапазоне скоростей 100-140 при аварии часто непристегнутые = трупы.

3. Современный тяжелый автомобиль почти всегда значительно безопаснее в авариях с более легкими автомобилями . К авариям с участием грузовиков или вылетом с трассы данное соображение не относится. Не забывайте только, что большая масса далеко не всегда компенсирует плохую пассивную безопасность - старье 20-летней давности настолько хуже современных 4-5-"звездочных" автомобилей, что его вообще мало что может спасти в аварии.

4. Удар о неподвижное тяжелое препятствие на обочине для тяжелой машины опаснее лобового столкновения. Для легкой машины - наоборот.

5. Удар о неподвижную машину и тем более - машину двигающуюся в попутном направлении всегда гораздо безопаснее удара о неподвижное тяжелое препятствие на обочине.

6. Если вы видите, что сейчас будет авария, а уворачиваться уже поздно - тормозите, как то и предписано ПДД. Пытаться вылететь на обочину, не сбрасывая скорости, обычно как минимум не менее опасно.

7. Исключением из пункта 6 является только тот случай, когда вам в лоб на большой скорости летит грузовик - тут лучше делать что угодно, но с его пути уходить. Но эта ситуация мне в реальной жизни пока не встречалась ни разу (а чтобы самим не вылетать на грузовики на большой скорости - см. пункт 1).


С какой скоростью ездить? Одни водители отвечают-не более 60, другие - 80-90 км/ч. Кто из них прав?

Дать рекомендации на все случаи невозможно. Да и не нужно. Скорость должна соответствовать дорожной обстановке, условиям движения и индивидуальным особенностям водителя. Даже высокая скорость может быть безопасной, если она правильно выбрана. И наоборот, при сравнительно низкой скорости не исключены дорожно-транспортные происшествия.

К сожалению, многие водители не умеют правильно выбирать безопасную скорость. По данным ГАИ, превышение и неправильный выбор скорости являются наиболее частыми причинами дорожно-транспортных происшествий. А ведут к этому лихачество, алкогольное опьянение, неправильное понимание дорожно-транспортных ситуаций, иллюзии при восприятии скорости движения и т. д.

У некоторых водителей существует мнение, что быстрая езда является признаком мастерства вождения. Однако при анализе стиля езды бывалых шоферов результат получается иным. Опытные водители ездят без больших перепадов скорости, без интенсивного разгона и резких торможений, с наименьшим количеством переключений передач. Такой режим движения меньше утомляет водителя и пассажиров, позволяет снизить расход топлива и уменьшить износ автомобиля. Средняя же скорость движения почти одинаковая.

Интересен в этом отношении опыт, проведенный в ФРГ. Водители двух одинаковых легковых автомобилей получили задание проехать 1500 км по одному и тому же маршруту. Первый водитель должен был двигаться с максимально возможной скоростью, не нарушая, разумеется, Правил дорожного движения; второй обязан был двигаться в общем потоке транспорта. Автомобили оборудовали аппаратурой для регистрации скорости, расхода топлива, числа торможений. Анализ результатов эксперимента показал, что водитель первого автомобиля приехал на 31 минуту раньше, однако этот выигрыш достался ему слишком дорогой ценой: несколько раз он попадал в аварийные ситуации, более 1300 раз тормозил, причем около 200 раз очень резко.

Практика показывает, что только около половины водителей умеют правильно определять скорость движения управляемого ими автомобиля. Но, несмотря4 на это, у многих из них отсутствует привычка контролировав скорость движения по спидометру. Необходимо помнить, при длительном движении у водителя, притупляется чувство скорости. Двигаясь на высокой скорости по шоссе, водитель по инерции продолжает поддерживать ее и при проезде населенного пункта. Это очень опасно.

В различных автомобилях скорость воспринимается неодинаково. Это объясняется разным расстоянием от глаз водителя до дорожного покрытия, расположением проемов окон кабины разной высоте, а также воздей ствием вибрации и шума. Водителям необходимо это учитывать, особенно при переходе с одной модели автомобиля на другую Особенно часто встречаются ошибки в определении скорое встречного автомобиля. Следует помнить, чем ближе встречный автомобиль или чем больше его габариты, тем большей кажется его скорость. В тумане, при дожде и в сумерках скорость встречных машин представляется меньшей, чем при ясной солнечной погоде.

Как же правильно выбирать режим движения на городских улицах и загородных дорогах? Правила дорожного движения требуют, чтобы водитель вел транспортное средство со скоростью, не превышающей установленных ограничений, с учетом интенсивности движения, дорожных и атмосферных условий, а также особенностей и состояния транспортного средства и груза.

Статистика аварийности свидетельствует, что с ростом интенсивности движения увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий вследствие существенного усложнения условий движения. Известно, что наиболее безопасной является скорость, равная скорости транспортного потока. Достаточно сказать, что если скорость автомобиля отличается от средней скорости потока на 30 км/ч в большую или меньшую сторону, то вероятность дорожно-транспортного происшествия для водителя возрастает примерно в 10 раз; если же разница в скоростях увеличивается до 60 км/ч, вероятность совершения аварии возрастает до 1000 раз. Учитывая это, водители должны выбирать скорость, мало отличающуюся от средней, установившейся на данном участке дороги.

При движении в интенсивном. транспортном потоке водителю приходится осуществлять много действий, непосредственно связанных с управлением автомобилем. Кроме того, он должен следить за пешеходами и другими участниками движения. При средней скорости 40 км/ч води* тель выполняет до 20 операций в минуту. Если же ее увеличить. количество операций настолько возрастает, что можно не успеть выполнить те, которые непосредственно влияют на безопасность движения. Поэтому на городских улицах с интенсивным движением скорость следует выбирать с учетом не только дорожной обстановки, но и своего мастерства. Безопасность в конкретных условиях определяют многие факторы. Для начинающего водителя даже невысокая скорость (40-50 км/ч) может оказаться опасной, так как его внимание в основном сосредоточивается на манипулировании органами управления. Понятно, что такой водитель быстро устает- сказывается отсутствие навыков управления и, как следствие, большое нервное напряжение. Лишь с течением времени, после формирования и закрепления навыков управления автомобилем, водитель более или менее легко справляется с длительным вождением.

Легкость управления автомобилем вначале достигается при движении на небольших скоростях, порядка 40-60 км/ч. Если же малоопытный водитель увеличит скорость до 70-80 км/ч, он снова напрягается и быстро устает. Это свидетельствует о том, что водитель не подготовлен еще к движению на высоких скоростях и что при управлении возможны ошибки могущие привести к аварийным ситуациям.

Следовательно, начинать вождение автомобиля или возобновлять его после долгого перерыва следует на небольших скоростях. И лишь после того, как действия по управлению автомобилем станут почти автоматическими, можно переходить к более высоким скоростям. Форсировать этот процесс ни в коем случае нельзя.

Опытный водитель не отвлекается на процесс управления. Его внимание направлено исключительно на оценку меняющейся обстановки. Он не совершает резких неожиданных маневров, его действия всегда понятны другим участникам движения.

В условиях интенсивного движения важно внимательно наблюдать за скоростью окружающих автомобилей и выдерживать дистанцию безопасности. Для этого каждый водитель должен уметь правильно определять величину остановочного пути своего автомобиля. На сухом асфальте, где коэффициент сцепления 0,7, длина тормозного пути увеличивается пропорционально квадрату скорости. Например, автомобиль, двигающийся со скоростью 60 км/ч, после начала торможения пройдет до полной остановки путь около 15 м, а при скорости 100 км/ч этот путь уже составит 60 м, т. е. при увеличении скорости в два раза тормозной путь увеличится в четыре раза. Для выбора безопасной скорости движения немаловажную роль играет умение правильно определить сцепные качества дорожного покрытия. При этом следует учитывать состояние шин автомобиля.

Наилучшим покрытием является специальный пористый бетон. Он шероховатый и при увлажнении меньше изменяет свои сцепные качества. Асфальтобетонное покрытие также имеет хорошие сцепные свойства. Однако на участках, где часто меняется режим движения, оно шлифуется и быстро загрязняется. К таким участкам относятся подъезды к перекресткам и сами перекрестки, подъемы спуски, зоны остановок общественного транспорта. Здесь даже в сухую погоду могут быть низкие сцепные качества вследствие усиленного износа, укатывания колесами автомобилей при разгоне и торможении, замасливания покрытия. Немалая угроза возникает я на загрязнениях участках дорог, примыкающих к пересечениям с проселочными дорогами, не имеющими твердого покрытия.

Сцепные качества дорожного покрытия снижаются во время дождя и в жару, когда на его поверхности выступают вяжущие материалы. Смоченные водой, эти материалы действуют как слой смазки.

Значительное количество аварий происходит на поворотах дорог. Причем причиной происшествий, как правило, является неправильный выбор скорости. Легкость управления современным автомобилем даже на большой скорости создает опасную иллюзию, что с такой же легкостью машина может выйти из любой ситуации.

На поворотах надо принимать во внимание и влияние центробежной силы, стремящейся отбросить автомобиль на внешнюю от центра сторону поворота. Чем выше скорость автомобиля и меньше радиус поворота, тем эта сила больше. Поэтому, подъезжая к повороту, следует снижать скорость, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Необходимо твердо запомнить: лучше снизить скорость при входе в поворот, чем тормозить при прохождении его.

В местах с ограниченной видимостью (из-за зеленых насаждений, малых радиусов закруглений, строений и т. п.) скорость необходимо снижать, чтобы можно было остановить автомобиль в пределе видимости. В этом случае водителю может помочь следующий упрощенный способ выбора скорости движения: на один метр видимого расстояния принимается не более одного километра скорости движения. Например, если дорога просматривается на расстояние не более 30 м, скорость движения не должна превышать 30 км/ч.

Характер груза, его расположение на транспортном средстве также оказывают существенное влияние на выбор безопасной скорости движения. Чем выше центр тяжести груза, тем опаснее становится движение на закруглениях и, следовательно, тем ниже должна быть скорость. Нельзя развивать большую скорость при перевозке жидкостей в цистернах, в особенности при неполной их загрузке, когда смещающаяся по инерции жидкость создает большое давление на переднюю часть автомобиля при торможении и на боковые стенки цистерны при движении по кривой.

Рекомендации по выбору скорости движения, конечно, не исчерпывают всех вопросов, которые необходимо знать и применять при вождении автомобиля или мотоцикла. Однако во всех случаях нужно помнить, что правильное определение безопасной скорости в конкретной обстановке является основой безаварийной работы.

хз

Прежде всего, необходимо понимать, что ограничения скорости могут быть:

а). Глобальными;

б). Локальными;

в). Специальными.

Глобальные ограничения скорости.

Ограничения скорости, носящие глобальный характер, действуют на всей дорожной сети страны. И эти ограничения вам хорошо знакомы.

Это и пресловутые 60 км/ч – на дорогах в населённых пунктах.

Это и 90 км/ч – на дорогах вне населенных пунктов.

Это и 110 км/ч – на автомагистралях.

Наконец, это известные всем 20 км/ч – предел разрешённой скорости в жилых территориях, обозначенных соответствующими знаками, а также в любом дворе.

Вместе с тем на любом участке любой дороги с помощью знаков или разметки можно ввести

локальные ограничения ,

причём, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения разрешённой скорости движения.

Это участок дороги вне населённого пункта, и если бы не знак, можно было бы двигаться со скоростью 90 км/ч.

Но знак стоит, и теперь, начиная с места установки знака, максимальная разрешённая скорость – 40 км/ч.

Это третье Транспортное кольцо в Москве, и как в любом населённом пункте, максимально разрешённая скорость на этой дороге – 60 км/ч.

Но вот на этом участке знаком разрешили 80 км/ч.

На этом участке дороги, на правой полосе, скоростной режим обычный – не более 90 км/ч.

А вот на левой полосе скоростной режим необычный! Конечно же, как на любой дороге вне населённого пункта – не более 90 км/ч .

Но при этом обязательно – не менее 50 км/ч.

Только что вы ехали со скоростью 90 км/ч. Но вот на дороге разметка, и с этого места – максимум 60 км/ч!

К специальным ограничениям скорости можно отнести следующие случаи.

Во-первых, это буксировка.

В соответствие с Правилами максимальная разрешённая скорость при буксировке механических транспортных средств – 50 км/ч.

Причём эта норма действует на всех дорогах (и в населённых пунктах, и вне населённых пунктов).

Во-вторых, это движение с прицепом.

На дорогах вне населённых пунктов прицеп «отбирает» у глобальных ограничений 20 км/ч.

Это следует понимать следующим образом:

При движении по автомагистрали без прицепа – 110 км/ч.

При движении по автомагистрали с прицепом – 90 км/ч.

При движении по прочим дорогам вне населённых пунктов без прицепа – 90 км/ч.

При движении по прочим дорогам вне населённых пунктов с прицепом – 70 км/ч.

В населённых пунктах всем транспортным средствам (с прицепом или без прицепа) Правила установили одинаковый предел – 60 км/ч.

Вот как об этом спрашивают на экзамене:

С этими задачками вы справляетесь легко. Но есть задачки и посложнее.

Каким автомобилям и в каких случаях разрешается движение вне населенных пунктов со скоростью не более 90 км/ч?

1. Легковым автомобилям при буксировке прицепа на автомагистралях.

2. Легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на всех дорогах, кроме автомагистралей.

3. Всем перечисленным автомобилям в указанных случаях.

Комментарий к задаче

Вопрос из разряда «трудных». Но труден он не сам по себе, а потому что его так задали – не сразу удаётся понять, о чём, собственно, спрашивают.

А спрашивают вот о чём:

1. Знаете ли вы, что прицеп «отбирает» у вас 20 км/ч. А если так, то с какой максимальной скоростью поедем по автомагистрали на легковом автомобиле с прицепом? (Ответ – 90 км/ч).

2. Знаете ли вы, что с такой же скоростью (90 км/ч) можно двигаться и по обычной дороге вне населённого пункта (если, конечно, без прицепа).

3. Знаете ли вы, что на легковые автомобили и на грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн распространяются одни и те же скоростные ограничения.

Теперь про мотоциклы.

Для мотоциклов установлены те же ограничения, что и для автомобилей категории «В», а именно:

– на автомагистралях – 110 км/ч;

– на прочих дорогах вне населённых пунктов максимальная разрешённая скорость – 90 км/ч;

– в населённых пунктах – 60 км/ч.

И про это есть одна задачка:

Теперь про мопеды.

Мопедам вообще везде установлен жёсткий лимит – максимум 50 км/ч.

И про это тоже разочек спросят:

Помимо вышеперечисленных ограничений Правила содержат ещё одно весьма важное требование:

Правила. Раздел 10. Пункт 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Конечно же, выбирая скорость, водитель должен учитывать условия видимости в данный момент.

В принципе, на этой дороге разрешено 90 км/ч. Но только не сейчас! Если сейчас двигаться со скоростью 90 км/ч, то помимо того, что это смертельно опасно, это ещё и нарушение Правил, а именно пункта 10.1.

Во всех случаях скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости!

Сейчас условия видимости прекрасные. Но посмотрите, в каком состоянии дорожное покрытие – это же сущий каток!

И пункт 10.1 обязывает водителей учитывать дорожные условия при выборе безопасной скорости движения.

И ещё пункт 10.1 обязывает водителей выбирать скорость сообразно интенсивности движения.

Сейчас неважно, какая тут разрешённая скорость движения. Сейчас водитель обязан двигаться со скоростью потока, не покидая своей полосы.

Завершая разговор о скорости движения, нельзя не упомянуть ещё об одном интересном требовании десятого раздела Правил.

Водителю запрещается создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью.

Обратите внимание – Правила не запрещают медленную езду, как таковую. Правила запрещают создавать помехи, двигаясь излишне медленно.

Представьте, что водитель впервые едет по этой улице и ищет нужный номер дома.

В данной ситуации, двигаясь медленно, водитель ничего не нарушает.

А вот сейчас, двигаясь медленно, водитель коричневого автомобиля создаёт помехи другим транспортным средствам и, следовательно, нарушает Правила (а именно, нарушает требования пункта 10.5).

И, наконец, последнее, но не менее важное.

Правила. Раздел 10. Пункт 10.5. Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Правила не содержат никаких ограничений на динамичность разгона. Стартовать можно сколь угодно резко, буквально срываясь с места.

А вот тормозить разрешается только плавно. Любое резкое торможение – это всегда опасность для движения, и Правила разрешают экстренное торможение только в экстренных случаях. При этом под экстренным случаем Правила понимают ситуацию, когда надо предотвратить ДТП.

Средняя скорость – не самое сложное понятие в кинематике. Однако для многих учащихся простота этого понятия оказывается обманчивой.
Известно, что средняя скорость – это величина, равная отношению пути, пройденного телом, ко времени, за которое пройден этот путь: Краткость и простота определения скрывают от некоторых учеников важные для решения задач вопросы и ответы на них.
1. Какое время следует учитывать при расчете средней скорости, если тело в пути делало остановки?
В определении указано: “...ко времени, за которое пройден этот путь”, то есть ко всему промежутку времени с момента, когда тело тронулось в этот путь (представьте, что Вы включили секундомер), до момента, когда тело преодолело этот путь (только в этот момент Вы останавливаете секундомер!). О том, что время на остановки не следует учитывать, в определении ничего не сказано (поэтому секундомер на промежуточных остановках не выключайте!). Таким образом, при расчете средней скорости следует учитывать всё время, которое ушло на преодоление пути (в том числе и время, потраченное на остановки).

2. Как правильно рассчитать среднюю скорость тела, которое начало движение в пункте А, окончило его в пункте В, но по дороге из А в В поворачивало назад (может быть ни один раз!), а затем вновь продолжало движение к пункту В?
В определении указано “...равная отношению пути, пройденного телом...”, значит, при расчете средней скорости определяющим является не расстояние между точками (пунктами) начала и окончания движения, а реальный путь, которое прошло тело.

Пример 1. Найти среднюю скорость человека на пути от дома до станции, расстояние между которыми l =800 м, если, пройдя четверть пути, он вернулся домой (например, проверить, хорошо ли закрыта дверь) и через мин продолжил путь на станцию. Скорость движения человека постоянна и равна v =4 км/ч.

Решение. Началом движения человека, конечно, следует считать момент времени, когда он первый раз вышел из дома. Четверть пути составляет расстояние l 1/4 =l : 4 =800: 4 =200 м. При возвращении домой человек прошел путь 2l 1/4 = 400 м. После этого он вышел из дома второй раз и дошел до станции. Путь, пройденный человеком с начала движения, составит:

S = 2l 1/4 + l =400 + 800 =1200 м =1,2 км .

Время t , которое затрачено на преодоление этого пути, складывается из времени пребывания дома и времени Т , в течение которого человек двигался по маршруту “из дома–к дому–на станцию”. Поскольку скорость движения человека постоянна (v =4 км/ч) и проделанный путь известен, то время движения составляет:

1,2 км: 4 км/ч =0,3 ч =18 мин.
Тогда все время, затраченное человеком, составляет:

t =+ T = 2 + 18 =20 мин =1/3 ч.
Найдем среднюю скорость:

1,2 км: ч =3,6 км/ч.

Ответ: v ср =3,6 км/ч.

Среднюю скорость движения человек оценивает довольно часто, но судит о ней, глядя на часы. Торопящийся человек соотносит расстояние, которое ещё осталось преодолеть, и время, отпущенное ему на это, после чего делает вывод (хотя числовое значение средней скорости вряд ли при этом находится): “Ну, теперь можно идти помедленнее” или “Придется еще поднажать, иначе не успею”.

Вернемся к рассмотренному примеру. Будем считать, что скорость v 0 =4 км/ч выбрана человеком не случайно. проходя от дома до станции ежедневно, человек замечает, что расстояние l ==800 м, он проходит за время t 0 =12 мин =0,2 ч:

0,8 км: 0,2 ч =4 км/ч.

По существу, это – средняя скорость, поскольку доподлинно неизвестно, с какой скоростью человек идет в каждый момент времени. Двигаясь с такой скоростью и затрачивая время t 0 , человек ежедневно успевает на станцию вовремя. Если приходится возвращаться домой (увеличивать путь, который надо преодолеть и на это требуется дополнительное время) или останавливаться (увеличивая время, необходимое на преодоление пути), выбранная скорость движения v 0 не подходит: можно опоздать на станцию. Значит, надо увеличивать скорость движения. Но как это сделать без напрасных затрат сил?

Пример 2. Человек обычно доходит из дома до станции за время t 0 =12 мин, проходя расстояние l =800 м. Однажды, пройдя четверть пути, он вспоминает, что не выключил электроприборы, и возвращается домой, выключает электроприборы, затрачивая время= 2 мин, и снова идет на станцию. С какой наименьшей скоростью надо двигаться человеку, после того как он повернул домой, чтобы успеть на станцию в обычное время (и не опоздать на электричку).

Решение.

1. Обычно человек двигается со скоростью

м/мин =4 км/ч.

2. Пройдя с такой скоростью четверть пути, он затратил время : 4 км/ч =0,05 ч =3 мин. Значит, в его распоряжении осталось время Т 2 =t 0 – T 1 =12 – 3 =9 мин.

3. За время Т 2 человек должен преодолеть путь до дома, а затем снова до станции:
м =1 км и, кроме того, часть времени (= 2 мин) потратить дома. Поэтому путь S человеку придется преодолевать за время

ч,

то есть со скоростью, не меньшей, чем

1 км: ч =км/ч =км/ч » 8,6 км/ч.

Проверьте, что добежав до дома со скоростью км/ч, а затем шагая со скоростью v 2 =2v 0 =8 км/ч, человек придет на станцию вовремя.
Ответ : человеку необходимо двигаться со скоростью, не меньшей, чем км/ч. Обратите внимание, что средняя скорость за время (t =12 минут) от начала движения до его окончания составляет

м/мин =100 м/мин =6 км/ч.

Найденное значение v ср в полтора раза выше, чем v 0 , и показывает, с какой начальной скоростью следует выходить человеку из дома, если он забывчив.

На рис.1 показан график зависимости скорости человека от времени для примера 2 в случае, если человек бежит домой со скоростью v 1 =3v 0 ==12 км/ч, а затем идет до станции очень быстрым шагом со скоростью v 2 =2v 0 =8 км/ч. Штрихпунктирной линией указан график движения со скоростью v 0 , а тонкой линией – со скоростью v ср =6 км/ч.

Подсчитаем среднее арифметическое для значений скорости v 0 , v 1 , v 2:

км/ч.

Это значение не равно значению средней скорости v ср. Убедитесь в этом и не совершайте в дальнейшем распространенную ошибку: не пытайтесь искать среднюю скорость как среднее арифметическое значение (оно не имеет физического смысла!).

Пример 3. Автомобиль проезжает первую треть пути равномерно со скоростью v 1 =108 км/ч, а остальные две трети пути – со скоростью v 2 =72 км/ч. Найти среднюю скорость автомобиля.
Решение. Неверно считать, что средняя скорость совпадает со средним арифметическим значением v 1 и v 2 , которое составляет

км/ч.

1. Найдем время t 1 движения со скоростью v 1 , полагая, что весь путь равен L [км]. Из условия ясно, что

2. Время t 2 движения на оставшемся участке пути составляет

3. Итак, время на продолжение пути L составляет

4. По определению средней скорости

км/ч.

Ответ : средняя скорость v ср =81 км/ч.

Значение средней скорости совпадает со средним арифметическим значением скорости только в одном частном случае , когда тело двигается с различными скоростями так, что между последовательными моментами изменения (переключения) скорости проходит одинаковое время Т. Таким образом, тело двигается со скоростью v 1 в течение времени t 1 =T , со скоростью v 2 в течение времени t 2 =T , со скоростью v 3 в течение времени t 3 =T и т.д. Если на протяжении пути скорость изменялась n раз, то пройденный путь

S =v 1 t 1 + v 2 t 2 + v 3 t 3 + ... +v n t n =T (v 1 + v 2 + v 3 + ... +v n ).

Время t , за которое пройден путь, составляет

t =t 1 + t 2 + t 3 + ... + t n =T*n.

По определению:

.

Не запрещено для этого частного случая двигаться со скоростью v 0 =0, т.е. делать остановки. Но время остановки должно составлять t 0 =T .

Пример 4. Вертолет пролетает без остановок равномерно и прямолинейно над пунктами А , В , С (в указанном порядке) и возвращается в А . Пункты А , В

2. Поскольку t =0,5 ч одинаково для всех участков движения, то

км/ч.

3. Если расстояние L СА =200 км и t CA =1ч, то не меняется v CA =200 км/ч. Но в этом случае нельзя подсчитывать (для простоты) среднюю скорость как среднее арифметическое, так как t CА ? t AB ==t BC .

км/ч.

Ответ: 1) v cp1 =300 км/ч; 2) v cp2 =275 км/ч.


Вы едете по городу, вас обгоняют другие транспортные средства, вы опережаете медленно идущие транспортные средства. С какой скоростью вам двигаться, чтобы не создавать помех для других участников движения? Правила дорожного движения ограничивают верхний предел скорости. Для различных транспортных средств в различных условиях он приведен в таблице.

Но с этой разрешенной максимальной скоростью можно ехать только в наиболее благоприятных для движения условиях.

Умение водителя выбрать соответствующую скорость движения имеет первостепенное значение. От скорости в основном зависит безопасность движения, а умение подобрать нужную скорость позволит быстро совершить поездку при полной ее безопасности.

Естественно стремление каждого водителя двигаться с максимально возможной скоростью. Умение определить эту максимально возможную скорость для данных условий характеризует мастерство водителя.

В безопасности дорожного движения есть определение чрезмерной скорости. Чрезмерная скорость - это слишком большая скорость в конкретных дорожных и погодных условиях движения. Из этого следует, что иногда максимально возможная скорость не является чрезмерной, а при движении в неблагоприятных условиях даже малая скорость может оказаться опасной. Например, скорость, разрешенная на данном участке дороги, не всегда является безопасной во время тумана или гололеда.

1. Дорожные знаки. Наличие дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 4.7 «Ограничение минимальной скорости», 5.18 «Рекомендуемая скорость» определяют и рекомендуют ехать с определенной скоростью. Но и многие другие знаки вводят различные ограничения в выбранной вами скорости.

2. Интенсивность движения. Мы уже рассмотрели с вами рекомендации по выбору скорости в транспортном потоке, скорость вашего автомобиля должна определяться скоростью этого потока.

Опережения и тем более обгоны на дорогах с интенсивным движением крайне затруднены и должны быть исключены. Даже опередив несколько транспортных средств, вы все равно вынуждены затем вновь войти в общий поток, а выигрыш во времени будет минимальный. Между тем при этом вы очень сильно рискуете, так как опережения и обгоны связаны с перестроениями, вносят в общий ритм движения нервозность, создают аварийные ситуации.

Нельзя в транспортном потоке ехать и медленнее, чем все остальные транспортные средства, так как при этом поток будет разрываться и вас начнут опережать и обгонять другие участники движения. Для безопасности на этом участке дороги плохо, если вы всех обгоняете или вас обгоняют другие транспортные средства.

Резкое снижение скорости в транспортном потоке также нежелательно, торможение вашего автомобиля вызывает более резкое торможение следующих за вами транспортных средств, причем интенсивность торможения каждого последующего водителя нарастает. Это очень часто приводит к наезду нескольких автомобилей друг на друга. Иногда участниками таких происшествий становятся десяток водителей.

3. Дорожное покрытие. Бугры, ямы и другие неровности на дороге должны вынудить вас снизить скорость и увеличить дистанцию до попутного транспортного средства. Выражение некоторых водителей «чем больше скорость, тем меньше ям» глубоко ошибочно. Шины и подвеска автомобиля работают в очень напряженном режиме и быстро выходят из эксплуатации. А частое резкое торможение, которое неизбежно при движении по дороге с неровностями с большой скоростью, приводит к перегрузке силами инерции передней оси автомобиля. Есть у водителей и другое выражение: «ямам надо кланяться», тормозить надо до ямы, а перед выездом из ямы добавить газу. Если дорога скользкая, имеет малый коэффициент сцепления, вы должны снижать скорость.

4. Погодные условия. Дождь, снег, туман на вашем пути - скорость свою снижайте. Чем больше скорость, тем больше вероятность возникновения заноса, юза и труднее их лик­видировать, тем сложнее сохранить контроль над автомобилем при маневрировании, тем больше путь, который пройдет ваш автомобиль до полной остановки.

Чем меньше коэффициент сцепления с дорогой, тем больше остановочный путь, тем больше надо снижать скорость автомобиля.

Остановочный путь на сухой горизонтальной дороге приблизительно определяется так. Ваша скорость.делится на 10, а результат умножается сам на себя. А при скользком покрытии он увеличивается в несколько раз. На рисунке показана зависимость остановочного пути от скорости движения на сухом и скользком покрытии.

5. Состояние вашего транспортного средства. Ваш автомобиль новый, имеет хорошую тормозную систему, двигатель мощный, приемистый, вы смело можете ехать с мак­симально разрешенной скоростью. Но если ваш автомобиль старой модели, при увеличении скорости он весь дрожит, двигатель работает на пределе своих возможнос­тей, тормозная система не раз испытывалась на прочность и износ шин за пределами требований правил дорожного движения, не пытайтесь развивать максимальную скорость, это вам может дорого обойтись.

6. Опыт водителя. Важным советчиком при выборе скорости является многолетний опыт водителя по управлению транспортным средством. Если у водителя имеется такой опыт, то он действует осторожнее, чем это кажется на первый взгляд, так как иначе он может натолкнуться на большие неприятности. Очень важным качеством водителя является умение безошибочно определять скользкость дороги и устойчивость автомобиля на дороге. Оба эти качества вы можете приобрести только на многолетней практике и имея при этом основные теоретические сведения.

Вы можете увидеть, как некоторые водители часто превышают дозволенную скорость, иногда даже приближаясь к пешеходным переходам и остановкам общественного транспорта. Особенно недисциплинированными с этой точки зрения являются молодые, неопытные люди, севшие за руль дорогих автомобилей (своих отцов) и стремящиеся лихой манерой вождения вызвать восхищение у сидящих рядом с ними друзей. К сожалению, это очень часто кончается трагически.

Учитывая все это, Правила дорожного движения вводят ограничения скоростного режима для водителей, стаж которых менее двух лет, скоростью 70 км/час на всех до­рогах вне населенного пункта.

8. Видимость дороги. Если видимость дороги впереди меньше, чем ваш остановочный путь, то вы едете вслепую.

Видимость может быть ограничена на железнодорожных переездах, перекрестках, пешеходных переходах, в местах остановок общественного транспорта, на вершинах крутых подъемов, перед поворотами. В этих местах снижайте скорость.

Впереди по ходу вашего движения справа место стоянки автомобилей. Пока пешеходов нет, но в любой момент они могут появиться. Снижайте скорость, смотрите вправо, примите влево.

Ограничивать видимость обстановки на дорогах могут атмосферные осадки, растения, здания, стоящие и движущиеся крупногабаритные транспортные средства, узкие участки дорог. Наилучший советчик при выборе скорости в таких условиях - ваш здравый смысл, чувство ответственности, что вы управляете транспортным средством повышенной опасности.

8. Характер перевозимого груза. Везете крупногабаритный груз, используете для перевозки груза багажник - снижайте скорость. Используйте для перевозки груза лег­косъемные багажники. После перевозки груза снимайте его. Стремитесь реже использовать наружный багажник, он сильно снижает динамичность автомобиля и увеличивает расход топлива.

Вы всегда должны вести свой автомобиль с такой скоростью, чтобы при внезапном появлении на вашем пути препятствия вы смогли вовремя остановиться или изменить направление движения, не создавая помех для других участников дорожного движения.

Вы продолжаете движение и на вашем пути пешеходный переход. Из Правил дорожного движения вам известно, пешеходный переход - это поперечная часть проезжей части, обозначенная дорожными знаками 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» и дорожной разметкой 1.14.1 и 1.14.2 «Пешеходный переход» - зебра установленные один с левой стороны дороги, другой с правой, и не на одном уровне, они указывают ширину или границу перехода, предназначенная для движения пешеходов, а водители всех транспортных средств обязаны уступать дорогу пешеходам на обозначенных пешеходных переходах. Казалось бы ясная ситуация, но есть необходимость подробного рассмотрения вопроса правил проезда пешеходны

Водитель автомобиля, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, должен снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить находящихся на проезжей части данного направления пешеходов, для которых может быть создана помеха или опасность: водители автомобилей Б обязаны остановиться, водители автомобилей А могут продолжать движение через переход, снизив скорость.

Пешеходы - самые многочисленные участники дорожного движения. Большинство из них не знают Правил дорожного движения, другие забыли их, а третьи знают их в общих чертах и сознательно их нарушают, так как зако-нонепослушны. По данным статистики, из общего числа дорожно-транспортных происшествий наезды на пешехо­дов составляют по стране в целом более одной трети, а в крупных городах их количество приближается к половине. В значительной доле этих происшествий виновниками являются сами пешеходы. По их вине гибнут другие участники движения, хотя сами пешеходы часто при этом остаются невредимыми.

Водители должны уделять особое внимание пешеходам, переходящим проезжую часть на пешеходных переходах. Подъезжая к обозначенному пешеходному переходу, вы должны так снизить скорость своего движения, чтобы дать возможность пешеходам свободно перейти дорогу без замедления, ускорения или остановки. Данная обязанность водителя действительна в случае, когда пешеходы уже находятся на переходе. Однако пешеходы не должны входить на переход, если ваш автомобиль находится недалеко от перехода, в противном случае, чтобы вам остановиться, надо прибегнуть к экстренному торможению. Случается, вы уже не в состоянии остановиться до пешехода. Перед выходом на переход пешеход должен определить скорость вашего автомобиля и его расстояние от перехода, и воздержаться от перехода, если нет возможности безопасно перейти улицу.

При движении по многополосной дороге вы встречаете на своем пути пешеходный переход, на котором мало пешеходов, а на вашем пути движения их уже нет или еще нет - вы снижаете скорость и можете проехать переход.

Пешеходы также имеют преимущественное право в движении перед транспортными средствами при переходе проезжей части у перекрестка по линии тротуаров, на обозначенной остановке трамвая при движении от тротуара к остановившемуся трамваю и от него со стороны дверей, при движении по тротуару или пешеходной дорожке, при движении в любом месте в жилой зоне, при выезде вашего автомобиля из двора, с автостоянки, автозаправочных станций и других прилегающих к дороге территорий.

Водители обязаны уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по разрешающему сигналу светофора на регулируемых светофором перекрестках и на не­регулируемых перекрестках, если они идут прямо по линии тротуаров у этих перекрестков - перед поворотом направо и в конце поворота налево.

Особое внимание вы должны обращать при движении по многополосной дороге при наличии на ней пешеходного перехода. Нередки случаи, когда пешеходу, особенно за крупногабаритным транспортным средством, движущимся в правом ряду, не видно вашей машины, когда вы движетесь по другим полосам. Пешеход может перебежать дорогу перед ближним к нему транспортным средством и внезапно появиться перед вашим автомобилем. А если вы увидели, что справа от вас остановилось транспортное средство перед пешеходным переходом, хотя вам и не видно пешеходов, снижайте скорость, а если надо и остановитесь, чтобы убедиться в отсутствии пешеходов на переходе.

На регулируемых регулировщиком перекрестках вы обязаны уступать дорогу пешеходам только перед поворотом направо, так как сигнал регулировщика - вытянутые руки в стороны или опущенные - разрешает движение пешеходам только прямо вдоль спины и вдоль груди, а при сигнале регулировщика с вытянутой правой рукой вперед разрешается движение пешеходов только вдоль спины.

На пешеходном переходе запрещены разворот и движение задним ходом, а обгон и объезд, если есть на нем пешеходы, а остановка запрещена на переходе и за 5 м до пешеходного перехода.

В случае если пешеход неожиданно вышел на проезжую часть на опасном расстоянии от вашего автомобиля, вы немедленно должны:

Подать предупредительный звуковой и световой сигналы для предупреждения пешехода;

Без выключения сцепления быстро правую ногу переносите на педаль тормоза и затормозить ступенчато или прерывисто, не доводя до юза;

Если есть возможность, объехать пешехода сзади.
Авария всегда является большим несчастьем, даже когда происходит по вине неосторожного пешехода. Вы, независимо от очевидной виновности пешехода, должны будете доказать, что избежать наезда было невозможно, что­
бы вернуть себе водительское удостоверение и избежать
других неприятностей.

Поэтому снижайте скорость, повышайте внимание и будьте готовы к торможению при:

Появлении детей у проезжей части;

Приближении к остановившемуся автобусу с опознавательным знаком «дети»;

При появлении вблизи проезжей части пьяных, пожилых и слепых пешеходов;

При движении мимо школ, кинотеатров, мест скопления людей;

При движении вдоль газона из кустарников, которые закрывают видимость пешеходов на тротуаре.

Зимой опасность наезда на пешеходов увеличивается, так как:

Пешеходы в зимней одежде хуже слышат, малоподвижны и менее осмотрительны;

Вероятность неожиданного падения пешехода на проезжей части увеличивается;

Сугробы снега снижают видимость пешеходов;

Ваш автомобиль имеет плохую обзорность, тормозной путь его увеличивается, управляемость ухудшается;

Вы в теплой одежде и обуви стеснены, и время
вашей реакции увеличивается, а в сумме с увеличенным
тормозным путем значительно увеличивается остановочный
путь.

Все это требует от вас осторожности, внимания и соответствующего снижения скорости движения.

Существует вероятность наезда на пешеходов при обгоне или объезде. Когда пешеход неожиданно для вас может выскочить из-за обгоняемого транспортного средства или выйти из-за объезжаемого. Когда вы обгоняете с выездом на полосу встречного движения по левой полосе. А пешеход привык переходить проезжую часть по принципу «перед выходом на проезжую часть посмотри налево, дойдешь до середины, посмотри направо». Он вас не видит, а вы его видите. Дайте ему дойти до середины или предупредите звуковым сигналом, чтобы не выходил на проезжую часть. Будьте осторожней при таком обгоне.

На вашем пути остановки общественного транспорта. Проезд их и взаимодействие с водителями трамваев, троллейбусов и автобусов крайне опасны, и требуются оп­ределенные знания, чтобы безопасно с ними разъехаться.

Правила дорожного движения разрешают движение по трамвайным путям только попутного направления, если они слева от вас на одном уровне с дорогой в следующих случаях:

При интенсивном движении, когда все полосы заняты;

Для поворота налево и разворота при отсутствии знаков 5.8.1 и 5.8.2 «Направления движения по полосам», определяющих количество полос;

Для обгона или объезда;

Когда габариты вашего транспортного средства не позволяют ехать не по трамвайным путям.

При движении по проезжей части, имеющей трамвайные пути, вы должны избегать ситуаций, при которых вы можете оказаться на трамвайных путях. Вам трудно будет потом съехать с них, так как коэффициент сцепления с дорогой, особенно в плохую погоду, намного меньше. А главное, торможение трамвая требует в 3 раза больше остановочного пути при той же скорости, а маневра у него совсем нет. Не следует двигаться слишком близко к трамваю на поворотах, так как передняя и задняя части двухосных трамваев значительно выходят за радиус поворота. Такая же опасность при движении рядом с сочлененными автобусами, задняя ось которых имеет управляемые колеса, что способствует выезду задней части кузова к внешней стороне окружности поворота.

Проезд через места трамвайных остановок, если трамвайные пути проходят посередине проезжей части, требует от вас особой осторожности. Вы обязаны уступить дорогу пешеходам, идущим от тротуара к остановившемуся трамваю и от него. При этом вы должны быть готовы к немедленной остановке автомобиля, если какой-либо запоздавший пешеход будет бежать к трамваю или засидевшийся пассажир может выйти из него, а также избежать наезда на пешехода, который может выбежать из-за стоящего трамвая с противоположной стороны дороги.

Если на остановке трамвая есть островок безопасности для пассажиров, то вы должны проехать рядом с этой остановкой на малой скорости, соблюдая особую осторожность. Такие меры предосторожности необходимо принимать при проезде остановок трамвая, так как пешеходы могут выйти на проезжую часть, когда трамвай только приближается к остановке, хотя Правила дорожного движения разрешают пешеходам выходить только к остановившемуся трамваю.

Особенно осторожно вам надо объезжать автобусы и троллейбусы, стоящие на остановке, несмотря на то, что пассажиры выходят из них только на тротуар. Здесь, хотя это и не разрешено правилами, пассажиры автобусов или троллейбусов часто выходят или выбегают на дорогу перед ними. Опасность эта возрастает в момент трогания этих транспортных средств с остановок. Пассажиры, которые еще находятся перед ними, резко ускоряют шаги и выбегают на проезжую часть, не обращая внимания на автомобили, объезжающие автобус или троллейбус. Вы должны быть готовы к такой ситуации и, проезжая эти остановки, следует:

Сосредоточить внимание на окружающей обстановке;

Снизить скорость;

При появлении пешеходов из-за стоящих транспортных средств спереди и сзади подать световой сигнал;

Быть готовым к подаче звукового сигнала;

При отсутствии пешеходов смотреть под передний бампер этого транспорта, там могут быть видны ноги людей;

Следить за пешеходами и слева от проезжей части, они могут бежать к остановке.

В населенном пункте автобусы и троллейбусы пользуются преимуществом, отходя от остановок, а водители других транспортных средств им обязаны уступать дорогу.

На вашем пути светофор. Для регулирования транспортных и пешеходных потоков широко применяют различные светофоры, которые позволяют повысить пропускную спо­собность дорог и сократить число ДТП на перекрестках. По назначению светофоры делятся на транспортные и пешеходные.

В правилах дорожного движения показано 15 различных светофоров, которые имеют 64 сигнала. О каждом сигнале светофора надо знать:

Название сигнала;

Назначение сигнала;

О чем предупреждает.

Сигналы светофора включаются в следующем порядке:

Красный;

Красный, одновременно с желтым;

Зеленый;

Зеленый мигающий;

Красный.

Рассмотрим значение некоторых основных сигналов. Знак(х) означает: сигнал включен.

1. Красный сигнал светофора (рис. А).

2. Запрещает движение во всех направлениях и требует остановиться у стоп-линий, а если ее нет, то перед проезжей частью пересекаемой дороги или у светофора (это показано стрелками внизу).

3. Предупреждает: поперечное движение есть, а встречное движение может быть (это показано стрелками вверху).

1. Красный и желтый сигнал включены одновременно (рис. Б).

3. Предупреждает: вскоре включится зеленый сигнал и надо приготовиться к движению. Начинать движение нельзя, так как на пересекаемой дороге горит желтый сигнал и на перекрестке могут быть транспортные средства и пешеходы, не успевшие закончить маневр или переход.

1. Желтый сигнал светофора (рис. В).

3. Предупреждает: вскоре включится красный сигнал. Надо готовиться к остановке.

Исключение:

Вы уже пересекли стоп-линию;

Вы находитесь у стоп-линий так близко, что для остановки надо применить экстренное торможение.

В некоторых местах остались светофоры, где желтый сигнал означал смену сигнала, и в нем нет красного сигнала одновременно с желтым. Водителям в этой ситуации очень трудно ориентироваться в обстановке, надо готовиться к остановке или к началу движения. Тем более, если он не видел предыдущего сигнала. Вышеуказанная последовательность устраняет эту неоднозначность в действиях водителя.

1. Зеленый сигнал светофора (рис. Г).

2. Разрешает движение во всех направлениях из соответствующих полос и при отсутствии предписывающих знаков 4.1.1 - 4.1.6, ограничивающих направления дви­жения.

3. Предупреждает: встречное движение есть, а поперечного - нет, или оно не мешает.

При повороте налево надо уступать встречному транспорту.

1. Зеленый мигающий сигнал светофора (рис. Д).

2. Разрешает движение во всех разрешенных направлениях.

3. Предупреждает о том, что время действия зеленого сигнала заканчивается, а секундомер рядом может указывать, сколько секунд осталось ему гореть. Не пытайтесь увеличить скорость, чтобы успеть «проскочить» на зеленый сигнал. Он предупреждает, чтобы вы не прибегали к экстренному торможению, готовились к остановке заранее.

1. Зеленый сигнал светофора с включенной дополнительной секцией (слева стрелка - налево и выключенная дополнительная секция - справа) (рис. Е).

2. Разрешает движение прямо, налево и на разворот, «безусловно». Запрещает движение направо.

3. Предупреждает: в разрешенных направлениях движение безусловное, никому уступать дорогу не надо. Встречного и поперечного движения нет или оно не мешает (сравните с просто зеленым сигналом).

1. Красный сигнал светофора с включенной дополнительной секцией справа (стрелка прямо) (рис. Ж).

2. Разрешает движение только прямо условно, методом «просачивания».

3. Предупреждает: надо уступить дорогу всему транспорту, который движется с других направлений. Устанавливается этот светофор на Т-образном перекрестке против дороги, не имеющей продолжения.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»