Чем опасен снег. Можно ли есть снег: польза и вред? Чем опасны снег и гололедица: обзор аварийных ситуаций

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Типичная картина для любого снегопада: машины продираются сквозь свежевыпавшие наносы, разбрасывая колесами комья . Он налипает на бамперах, порогах и, особенно интенсивно - в колесных арках. На первый взгляд, все в порядке - главное держать дистанцию, не лихачить и все будет нормально. Однако именно в такие дни серьезная опасность подстерегает автовладельца с совершенно другой стороны. Налипший в арках колес снег далеко не так безобиден как кажется. Пока машина находится в движении в городском потоке - проблем нет. , даже набившись до отказа в колесную арку, остается достаточно рыхлым и любое движение колес при повороте (например, на перпендикулярную улицу) обрушивает скопившуюся снежную массу, срезая ее как фрезой.

При длительном движении по трассе ситуация может измениться. в арке, не будучи потревожен длительное время, успевает уплотниться и слежаться. А если на маршруте попадались участки, посыпанные противогололедными реагентами, то масса в колесных арках оказывается еще и пропитана талой влагой. Через какое-то время она смерзается на морозе в монолитный ледяной кусок, практически «обнимающий» колесо с минимальным зазором. Аналогичную картину можно наблюдать и когда машина со стратегическими запасами снега в крыльях на ночь. До утра снег также успевает превратиться в лед.

А вот с ним уже шутить не стоит. Во-первых, льдом может «прихватить» узлы подвески или тормозной системы. В этом случае попытки повертеть рулем могут окончится печально, например, для резиновых пыльников. Не зная об этом, можно в достаточно сжатые сроки «приехать» к ремонту подвески. Про случай, когда замерзшей водой покрываются суппорта и колодки можно не упоминать. Первая же попытка торможения может привести к ДТП. Но даже если важные узлы и механизмы свободны ото льда, радоваться рано. Опасность от наличие глыбы льда между колесом и подкрылком никто не отменял! При трогании колесо может совать ее целиком или частично с «насиженного места». При этом, скорее всего, ее обломки встанут «враспор» между покрышкой и подкрылком. Усилие, развиваемое колесом машины, вомнет лед , а может быть даже и метал крыла под ним.

По этой причине пластиковый подкрылок может частично или даже целиком оторваться и вылететь на дорогу, либо застрять в рычагах подвески и повредить какой-нибудь пыльник. Помня о возможности наступления подобных последствий, имеет смысл следить за тем, что происходит в арках колес твоей машины. Особенно в снегопад. Чтобы избежать вышеописанных проблем, достаточно при каждой на длительное время контролировать арки колес визуально. Обнаружив набившийся снег, можно взять, например, снеговую щетку и ее ручкой постараться разрушить «сугроб» и выковырять его куски наружу.

В сознании большинства людей понятия «снег» и «стихийное бедствие» слабо связаны одно с другим. В самом деле, снег почти всегда ассоциируется с чем-то праздничным (обычно - с Новым годом), с красивыми видами и романтическими пейзажами на картинах и в кинофильмах. А стихийное бедствие это нечто куда более динамичное, более взрывоопасное. Между тем снегопад, то есть процесс выпадения снега, может превратиться в серьёзное стихийное бедствие - весь вопрос в продолжительности и интенсивности.

Всё зависит от меры

В действительности опасность снегопада зависит от той же характеристики, которая делает опасными и другие природные явления. Сами по себе ветер, дождь или огонь могут быть полезными и необходимыми, но когда они преодолевают определённый рубеж меры, то превращаются в стихийное бедствие - в ураганы, в наводнения, лесные пожары. Так и снегопад: пока он является слабым (то есть его интенсивность менее 0,1 миллиметра в час, число снежинок в кубическом метре менее 10 и так далее), никакой угрозы он не представляет. Более того, снежный покров в условиях зимы даже необходим: обладая низкой теплопроводностью, он защищает почву и находящиеся в ней растения от вымерзания в сильные морозы.

Всё меняется, когда снегопад становится не просто сильным, а очень сильным. При этом опасность снегопада многократно возросла по мере развития цивилизации, появления густонаселённых городов, транспортных магистралей и тому подобного. Когда интенсивность снегопада превышает отметку 20 миллиметров за 12 часов, это становится опасным для созданной человеком инфраструктуры. Ситуация тем более осложняется, если снегопады затяжные и наблюдаются в течение многих часов, а то и несколько суток. Накапливающийся снежный покров заносит улицы и дороги, под его тяжестью обрываются лини электропередач, что приводит к перебоям в электроснабжении и связи. Кроме того, очень большой снежный покров приводит к обрушению крыш домов и даже целых зданий.

Если же очень сильные снегопады наблюдаются в регионах с тёплым климатом, где снег редкость, это чревато, во-первых, возможными осложнениями для здоровья и жизни людей и животных; во-вторых, высоким риском гибели сельскохозяйственных растений. Когда же к сильному снегопаду присоединяется сильный ветер и начинается метель, это зачастую делает невозможным последнее средство связи отрезанных снежными заносами населённых пунктов с внешним миром, авиацию - и тогда ситуация становится по-настоящему критической.

Это только кажется, что все автовладельцы считают обязательным делом перед поездкой стряхнуть нападавший за время стоянки снег со всех частей своего авто. Довольно внушительная их часть на самом деле уверена, что по-настоящему необходимо чистить лишь лобовое и боковые стекла и капот - чтобы было видно дорогу. С крыши сугроб можно и не убирать - ветром сдует, считают некоторые автовладельцы и поступают соответствующим образом. Но бывает, что гражданин возит снежную шапку на «макушке» личного транспортного средства не вполне по собственной воле. Ликвидации этого безобразия может мешать, к примеру, наличие багажных приспособлений на крыше. Из-за таких девайсов тут появляются зоны, до которых добраться щеткой становится, как минимум, затруднительно. Еще один вариант появления «самоходного сугроба» рождается из сочетания следующих факторов: сильный снегопад, большая машина, миниатюрная автовладелица. Добраться до крыши у девушки банально не хватает ни сил, ни роста: откопала окна-двери - и слава богу, как говорится, так и поедем. Есть еще один вариант появления снежной шапки на крыше - «прагматический», так сказать. Некоторые сограждане всерьез уверены, что сугроб может дать дополнительную защиту лакокрасочному покрытию машины. Такой «рачительный хозяин» в душе сожалеет, что на дверях и крыльях авто снежная «броня» держаться не будет. И вообще - каждый взмах щетки по краске родного транспортного средства создает миллиарды новых микроцарапин на кузове, через которые агрессивные реагенты бросаются грызть беззащитный металл… На самом деле снег и лед никакой дополнительной защиты не создают.

Наоборот, при неизбежном постепенном таянии (ведь кузов прогретой машины плавит снег) «айсберга» на крыше влага может проникнуть не только в микротрещины ЛКП и расширить их, но и попасть, например, под уплотнители дверей. А это - гарантия их примерзания. Помимо вполне ощутимых проблем такого рода снег на крыше несет еще и серьезную угрозу безопасности на дороге. Резкое торможение или проезд лежачего полицейского - и сугроб съезжает на лобовое стекло, разом перекрывая видимость. Хорошо, если в этот момент не будет требоваться совершить маневр. Ну, а если на крыше не особо внушительный сугроб, то с ним «дворники» не справятся. Водителю придется выбираться из машины и убирать его с лобового стекла вручную, что отнюдь не безопасно на оживленной трассе. Не менее опасна ситуация, когда снежная шапка слетает с крыши под воздействием набегающего потока воздуха на большой скорости. Куда полетит эта глыба - в попутную машину или его вынесет на полосу встречного движения - не знает никто. Но в любом случае это не сулит ничего хорошего машине, поневоле ставшей мишенью такой бомбардировки. Ведь столкновение будет очень серьезным. 20-килограммовый пласт снега на скорости около 100 км/ч может ударит с силой около 5 тонн! Не даром, в европейских странах за организацию аварии из-за не счищенного с крыши авто снега полагается отдельный штраф.

«Движение без опасности»

Чем опасны снег и гололедица: обзор аварийных ситуаций

Зима в столице вернула себе статус полноправной хозяйки сезона: среднесуточная температура воздуха, наконец, установилась ниже отметки ноль градусов. Однако последствия недавних погодных колебаний еще напоминают о себе: выпавшие в больших количествах осадки в виде снега превратились в гололедицу, которая пока не собирается таять. И водитель от такой зимы не торжествует: управлять автомобилем при неблагоприятных погодных условиях становится гораздо труднее, поэтому риски попасть в ДТП возрастают. Как правило, причины «зимних» аварий кроются в недостатке опыта, неверной оценке дорожной обстановки, а главное, в выборе неправильной модели поведения на дороге. Обратимся к типичным примерам.

Одно из самых распространённых ДТП в городских условиях на скользкой дороге — это наезд сзади. Когда водитель совершает торможение перед остановившейся впереди машиной, замедление автомобиля может происходить недостаточно интенсивно и при наличии ABS, и при его отсутствии, и в таком случае автомобиль въезжает в транспортное средство перед собой. Опасность также состоит в том, что вместо бампера автомобиля с такой же вероятностью может находиться пешеход. Причина аварии, даже при условии, что водитель среагировал вовремя, — в несоблюдении дистанции и неподготовленности к зимнему стилю. Не каждый водитель может быстро перестроить свои привычки, а тормозной путь, как известно, на скользких покрытиях увеличивается в квадратной зависимости от скорости движения. Именно поэтому специалисты в области безопасности дорожного движения советуют придерживаться одной, так называемой «зимней» манеры вождения круглый год.

Держать максимальную дистанцию в городе проблематично, поскольку с большой вероятностью образовавшееся пространство будет занято другими автомобилями. Но увеличивать её необходимо даже при отсутствии снега или льда на дорожном покрытии, так как большинство зимних шин уступает летним в характеристиках на асфальте. Безусловно, этого может не хватить для полной остановки при экстренном торможении, но у водителя будет пространство для манёвра — при работе ABS (или применении прерывистого торможения на машинах без ABS) автомобиль сохранит управляемость, а сниженная скорость уменьшит последствия столкновения.

Большое количество нелепых аварий случается в дни первых снегопадов — некоторые водители до последнего момента откладывают смену летней резины на зимнюю, не желая ездить на ней по асфальту или игнорируя прогнозы синоптиков. В таких случаях дело не заканчивается простым наездом сзади. Люди, любящие сэкономить таким образом, не только не могут заехать на своем автомобиле в обледенелый подъём, но ещё и начинают с него соскальзывать, врезаясь в другие машины.

Безусловно, качественные шины — продукт не из дешёвых, однако ремонт автомобиля обойдётся дороже, не говоря уже о человеческом здоровье. Чтобы минимизировать износ зимних шин и потерю шипов при езде по асфальту, нужно не допускать резких разгонов с пробуксовкой и не пытаться проходить повороты на грани.

С выбором неправильной манеры вождения связан ещё один типичный сценарий зимнего ДТП — занос и потеря управляемости при резком объезде препятствия или перестроении. На снегу или льду машина гораздо менее устойчива, чем на асфальте, о чём, видимо, многие забывают. Как не допустить аварии? В первую очередь, нужно избегать резких движений рулём, особенно при торможениях. Но если все-таки начал развиваться занос, нужно как можно быстрее стабилизировать автомобиль, выкрутив руль в сторону заноса, а затем не забыть вернуть его в центральное положение, как только «нос» машины снова окажется в нужном направлении.

Характерная зимняя картина на российских дорогах - это колеи и образовавший между ними снег. При обгонах или перестроениях из колеи приходится выезжать, из-за чего протектор может забиться снегом, перестав отводить его из пятна контакта. Особенно часто это случается с изношенными шинами. В результате колёса теряют сцепление с покрытием, и автомобиль становится плохо управляемым — происходит то же самое, что и при аквапланировании. Типичные ошибки водителя в этом случае — паническое нажатие на педаль тормоза или неаккуратные действия рулём — только усугубляют ситуацию. Исход предсказуем — автомобиль либо совершает разворот, либо вылетает в кювет или на встречную полосу.

Снег, лежащий на обочине, также может стать причиной заноса и ДТП, если зацепить сугроб колёсами одной стороны автомобиля. Отдельного упоминания заслуживают и чередующиеся специальные полосы для обгона. Они встречаются, например, на трассе М-10 (Москва — Санкт-Петербург). В сильные снегопады их заваливает целиком, поэтому становится непросто обогнать даже грузовой автомобиль — колёса проваливаются в рыхлый снег, протектор забивается, и на машине с приводом на одну ось затруднительно разогнаться даже на качественных шинах. Это стоит учитывать при расчёте дистанции для обгона — длины полосы попросту может не хватить.

В мегаполисах водителей подстерегает ещё одна напасть — химические реагенты, которыми посыпают и поливают улицы для борьбы с гололедицей. В большинстве случаев они действительно помогают избавиться от льда на дорогах, но при определённых обстоятельствах (как правило, на промёрзших и хорошо продуваемых эстакадах) эта смесь делает покрытие еще более скользким. В результате это приводит к массовым ДТП — водители, привыкшие ездить по асфальту, не ожидают такой резкой смены условий. Визуально распознать подобные участки практически невозможно, поэтому нужно «прощупывать» покрытие коротким нажатием педали тормоза при въезде на мосты. Если вы слышите, как начинает работать ABS, тут же сбавляйте скорость. Индикатором может быть и заморгавшая лампа «трекшн-контроля» или системы стабилизации (если они имеются) — она срабатывает при пробуксовке колёс.

Еще одно неприятное последствие от реагентов — это грязь. От обильного количества химикатов на улицах машины моментально покрываются характерной плёнкой. Мокрый асфальт сам по себе поглощает свет фар, что снижает видимость на дорогах, а загрязнившиеся от химических смесей фары невозможно очистить даже омывателем. На многих автомобилях также сильно загрязняются боковые стёкла и зеркала, что значительно ухудшает обзорность.

Будьте внимательны при движении за автомобилем с тонированными фонарями — в слякотную погоду они пачкаются, и через засохшую грязь становится сложно заметить стоп-сигналы или «поворотники».

В зимний период в крупных городах лучше иметь с собой пару запасных канистр «незамерзайки», а также достаточный запас воды и тряпок для протирки фар, зеркал и боковых стёкол. Следует поменять заранее и щётки стеклоочистителя — старые «дворники» будут лишь размазывать грязь, а зимой, в основном, приходится ездить в тёмное время суток, когда сильнее устают глаза и тяжелее сохранять концентрацию.

Главный вывод - зимой нужно быть предельно внимательными и осторожными, погодные условия меняются очень быстро и неожиданно. Снижайте скорость, увеличивайте дистанцию, избегайте резких движений и держите стёкла и зеркала в чистоте — вот основные правила безопасного вождения в зимнее время года.

Напомним, чтобы обратить внимание водителей и пешеходов на проблемы безопасности дорожного движения при неблагоприятных погодных условиях и помочь им справить с их последствиями, Госавтоинспекция МВД России и Российский союз автостраховщиков при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности» проводят всероссийскую социальную кампанию .

Статья подготовлена на основе материала

Зима. Долгожданный отпуск. Праздничное настроение. Горнолыжный курорт. Татры. Живописнейший вид от слияния зимы и лета - заснеженных гор и яркого, казалось бы, теплого солнца. Все вокруг по-новогоднему сверкает, приглашая окунуться в эту незабываемую атмосферу с головой.

Томясь от предвкушения, вы стараетесь поскорее покинуть мрачную и темную комнату своего отеля, стремясь на свежий воздух, под ласкающие лучи стоящего высоко в зените солнца. Быстро натянув горнолыжный костюм, прихватив лыжи, вы выбегаете наконец наружу, с радостью устремляясь к ближайшей лыжной трассе. Вы жадно разглядываете окрестности, наслаждаясь причудливым ландшафтом, от избытка чувств на ваши глаза наворачиваются слезы, которые вы тут же смахиваете одетой на руку перчаткой. И вот вы уже взбираетесь на гору, вот стоите на вершине, заворожено рассматривая открывшийся на многие километры пейзаж.

Но вдруг возникает какой-то дискомфорт в глазах, различные уровни поверхности становится трудно различить. Появляется ощущение, словно в глаза попало множество мелких песчинок. Недоумевая, откуда на снегу взялся песок, вы часто моргаете, надеясь вымыть его текущими из глаз слезами, а к ощущению песка присоединяются еще и рези, которые с каждой минутой становятся все сильнее.

Вы возвращаетесь в медицинский пункт своего отеля, чтобы узнать, что праздник испорчен на несколько дней. Потому-что через время к дискомфорту и резям присоединяются воспаление глаз и отек век, человек по-настоящему слепнет. Возникает снежная слепота.

А бывает еще и так. Наученные "опытными товарищами", памятуя об опасности яркого снега, вы смело надеваете проверенные много раз на теплых курортах "солнечные" очки. И отправляетесь в горы, без опаски разглядывая окружающий пейзаж. Только через время все же снова появляется дискомфорт, чувство песка в глазах, а потом и рези. Нужно ли говорить, что через несколько часов также возникает снежная слепота? Почему так происходит?

Давайте сначала разберемся, что это за явление такое. Почему собственно оно получило название "снежная" слепота ? И почему она не возникает у нас дома, когда мы чуть ли не сутками любуемся выпавшим снегом, но может возникнуть буквально за пару минут, проведенных в солнечных и снежных горах?

В таких горах, особенно в предвесенний и весенний период, активность Солнца особенно велика. На высоте 3000 метров и более слой атмосферы довольно тонок, пропуская множество идущих от солнца ультрафиолетовых лучей. Снег же, как известно, очень хорошо отражает падающий на него свет. Вспомните снежные ночи в вашем городе. В это время года ночью на улице гораздо светлее, чем летом, не так ли? Снег отражает лунный свет, дополнительно освещая все вокруг. Так же происходит и зимой в солнечных горах, только уже отражается до 40% солнечного света, в том числе и ультрафиолетового излучения. Это явление больше характерно для южных горных регионов, но в весеннее время может встречаться и на севере.

В результате отраженные лучи попадают в широко раскрытые любопытные глаза, вызывая ожог сетчатки. Что проявляется сначала дискомфортом, а через несколько часов развитием светобоязни или даже полной слепоты (снежная офтальмия). Известны случаи возникновения слабых форм слепоты под действием солнечных лучей, отразившихся от водной поверхности.

Следует заметить, что в таких горах нужно сохранять бдительность и в облачные дни, когда вроде бы солнце не особенно ярко. Считается, что в такие дни опасность развития снежной слепоты даже выше, чем в солнечные дни. Дело в том, что в облачный день из-за рассеянного света все вокруг становится одинаково белым: и небо, и снег, и лед. Бугры и снежные уступы, даже крупные, не отбрасывают теней и становятся неразличимыми. Озабоченно разглядывая дорогу, приходится до предела напрягать зрение. Тем самым зрачки расширяются, а глаз лишается природного защитного механизма, который при ярком освещении ограничивает попадание в него отраженного солнечного света. Происходит ожог сетчатки, возникает снежная слепота .

Жертвой этого заболевания могут стать даже опытные горнолыжники, так как слепота развивается не сразу, а в течение 4-5 часов после воздействия света (хотя само воздействие может быть и несколько минут). В результате может быть такая картина - шел по снежнику, глаза немного слепило, но было терпимо, а вечером появились проблемы…

Как же проявляется эта болезнь? Насколько она опасна? Как уже упоминалось выше, при снежной слепоте (снежной офтальмии) сначала возникает дискомфорт в глазах, чувство попадания песка, слезотечение. Со временем появляется резь в глазах, покраснение слизистой, отек. Развивается светобоязнь - непереносимость сначала яркого, а потом и любого, даже относительно слабого, света. Через 4-5 часов может развиться полная потеря зрения.

Что же делать, если беда настигла вас или ваших знакомых? Прежде всего, не нужно паниковать. Следует заметить, что это явление обратимо, и через несколько дней, как правило, зрение полностью восстанавливается без каких-либо последствий. Пострадавшему нужно закрыть глаза от света (надеть маску или повязку) и препроводить его в темное помещение, где оказать первую помощь, а также вызвать врача.

Чем только ранее не лечили народные умельцы снежную слепоту! Использовали компрессы, спиртовую настойку опия, даже нюхательный табак! В качестве первой помощи при снежной слепоте рекомендуют сначала промыть глаза слабым раствором борной кислоты (Boric acid, acidum boricum), соды, бледно-розовым раствором марганцовокислого калия (марганцовка) или крепким холодным чаем. Затем на глаза надевается темная повязка или темные очки. Периодически на глаза для уменьшения болей ставятся холодные примочки.

Специалисты назначают для лечения снежной офтальмии дезинфицирующие средства, сульфаниламидные препараты. Но главное - изолировать глаза от солнечного света. Пострадавшему нужно обеспечить покой, поместить его в затемненное помещение. Зачастую, при невозможности применения медикаментов, ношение темной повязки - единственная мера при данном заболевании. Как правило, через 1-2 дня симптомы идут на убыль, а через 4-5 дней заболевание полностью проходит. Как уже упоминалось выше, обычно зрение полностью восстанавливается. Однако зачастую остается повышенная чувствительность к яркому свету.

Как видите, заболевание довольно неприятное, длится не один день, а потому может здорово испортить вам весь отпуск. Поэтому, собираясь в такие солнечные горы, следует не забывать о методах профилактики снежной слепоты. Кто предупрежден, тот вооружен, не так ли?

Итак, вооружаться будем очками. Причем, не дорогими нашему сердцу "разноцветными" солнечными очками, несущими с собой память о проведенных приятных днях на теплых морских курортах. Потому что множество подобных очков защищают от света, но не защищают от ультрафиолетового излучения, которое беспрепятственно проникает через стекла. Дешевые пластиковые очки могут даже стать причиной ожогов сетчатки - ведь в темноте зрачок расширяется. В результате проникший ультрафиолет беспрепятственно попадает на сетчатку глаза, вызывая ожог. Поэтому важно, чтобы в сертификате и на самих очках была метка СЕ, которая гарантирует глазам защиту от ультрафиолетового излучения.

Если нет очков, либо вы их потеряли, разбили или они вам просто не нравятся, можно сделать заменители из кусочков дерева, картона, полосок темной ткани с точечными отверстиями или узкими прорезями для глаз. Можно также зачернить сажей кожу вокруг глаз, если вы не боитесь испугать такой боевой раскраской окружающих.

Вместе с тем нужно помнить, что очки или их заменители необходимо носить не только в яркую, но и в облачную погоду, так как и в том, и в другом случае существует опасность появления снежной слепоты.

Но какие же стекла использовать при выборе очков-светофильтров? Мнения специалистов тут расходятся. Возможно, это объясняется тем, насколько стекла того или иного цвета позволяли работать, передвигаться, вести наблюдения. Т.е. многое зависит от индивидуальных предпочтений. Большинство исследователей Арктики и Антарктики отдают предпочтение очкам дымчатого цвета. Дымчатые очки имеют существенное преимущество: уменьшая яркость освещения, они не изменяют восприятия окружающих предметов.

Теперь, надеемся, отправляясь в Татры или другие солнечные горы, вы будете выглядеть как настоящие опытные горнолыжники, обзаведясь всем необходимым для этого удовольствия, в том числе и грамотно подобранными очками-светофильтрами.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»