Перегруз грузового автомобиля: размеры штрафов и последствия. Как считается нагрузка на ось грузового автомобиля и какие штрафы предусмотрены за перегруз Правила перевозки габаритных грузов

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Перегруз авто довольно нередкое явление. Он может быть вызван как коммерческим интересом, когда водитель за один рейс хочет привести все необходимое, так и простой, бытовой ленью – водитель не хочет кататься несколько раз. В любом случае это опасное явление, с которым нужно бороться. А, штраф за перегруз грузового автомобиля, как впрочем, и легкового автомобиля отнюдь не редкость.

Опасность перегруза грузового автомобиля, как и легкового, заключается в следующем:

  • в износе транспортного средства;
  • разрушение асфальта, покрывающего дороги;
  • тормозной путь удлиняется, что увеличивает риск аварий, особенно в зимний период, при резком торможении увеличивается вероятность заноса;
  • увеличивается расход бензина;
  • снижение маневренности транспортного средства.

Это самые основные последствия, однако, далеко не единственные. Очень часто, перегруз автомобиля влечет за собой аварии, заканчивающиеся летальным исходом.

Внимание! Обычно превышение массы игнорируют владельцы грузовых автомобилей. Согласно данным статистики, больше чем двадцать процентов этих транспортных средств передвигается, нарушая заданные стандарты по максимально допустимому весу грузов.

Опасность заключается также в том, что при перегрузе высокая вероятность выпадения груза из автомобиля. Это создаст аварийную ситуацию на дороге. Более того, опасные грузы лишь увеличат количество жертв.

Важно! Поэтому законодательные ограничения в весе введены отнюдь не случайно. Если данные правила нарушаются, то согласно законодательству к нарушившему применяется штраф.

Допустимые нагрузки

Для каждого вида средства передвижения существует свой, максимально допустимый размер груза. Исчисляется он в зависимости от того, какая наибольшая нагрузка возможна на ось авто.

Она же зависит от того, что ГОСТы, на основании которых осуществляется строительство дорог, включают в себя требования, в которых указана максимально возможная нагрузка. Эти требования можно найти в ПДД.

Помимо этого, на вес груза оказывают свое влияние расстояние, на котором расположены оси.

В целом максимальный вес, можно определить исходя из того, какое расстояние меж осями, и из того, какая для них установлена максимальная нагрузка.

Для грузового автомобиля

Так, для грузового автомобиля, расстояние, меж осями которого до одного метра, максимально возможный груз равен шести тоннам.

Если это расстояние от метра до метра тридцати пяти сотых, то вес увеличивается до семи тонн.

Когда расстояние между осями от одного метра тридцати пяти сотых до одного метра шестидесяти пяти сотых, допустимая масса груза равна восьми тоннам.

Расстояние колеблется от одного метра шестидесяти пяти сотых до двух метров? Тогда грузовой автомобиль можно нагрузить на девять тонн.

И, если расстояние меж осями равно двум метрам, максимально возможный груз равен десяти тоннам.

Для легкового автомобиля

Принцип расчета остается таким же.

Если расстояние меж осями до одного метра максимально возможный груз должен быть не больше четырех с половиной тонн.

Когда расстояние колеблется от одного метра до одного метра тридцати пяти сотых, груз не должен, быть тяжелее пяти тонн.

Если расстояние от одного 1,35 до 1,65 метра, то груз не должен превышать пяти с половиной тонн.

Оси на расстоянии от одного метра шестидесяти пяти до двух метров, то вес не больше пяти целых семи десятых тонн.

И, если расстояние равно двум метрам груз должен быть не больше шести тонн.

Как проверяют наличие превышения массы?

Для того чтобы определить есть ли на вашем транспортном средстве перегруз потребуется специальное оборудование.

Проверка будет происходить в форме взвешивания автомобиля. Сделать это возможно двумя способами:

  1. В статике. Первый способ заключается в том, что автомобиль должен полностью остановиться, после чего происходит его взвешивание.
  2. В движении. Для второго способа необязательна полная остановка, однако, скорость должна быть не больше пяти километров в час. После чего фиксируется вес авто с помощью весов. Для этого используются специальные поосные весы для автомобилей как грузовых, так и легковых.

Разница между этими способами, как очевидно, заключается в том, что для первого необходима полная остановка авто.

Кроме этого, разница также заключается в погрешности измерений. Первый способ максимально точный, для второго же характерны погрешности от половины, до трех процентов.

Полученные результаты сверяются с источником, где указаны допустимые величины грузов для каждого конкретного вида транспортного средства.

Внимание! Между показателями могут быть различия, не превышающие пяти процентов. Это объясняется погрешностями в измерениях.

Если на вашем авто был обнаружен перегруз, придется оплатить штраф.

Санкции за нарушение

Важно! За перегруз грузового автомобиля, как и легкового, водитель должен выплатить штраф. Он изменяется из-за разных критериев.

Например, оттого, кто виноват, физическое, или юридическое лицо. Если нарушение было сделано физическим лицом, то водитель должен выплатить штраф в размере от пяти до десяти тысяч.

Превышение допустимой массы может изменяться на пять процентов, от цифры, указанной в источнике. В случае если масса окажется значительно больше, возможен запрет дальнейшего движения, и машина может отправиться на штраф стоянку.

В случае если нарушение было сделано юридическим лицом, или индивидуальным предпринимателем размер штрафа значительно возрастает. Причем, выплачивать его будет не сам водитель, а должностное лицо, отправившее водителя в дорогу.

Именно на должностное лицо будет наложена ответственность, и именно это должностное лицо, обязано понести наказание.

Для индивидуального предпринимателя отсутствие регистрации в качестве юридического лица не будет причиной для освобождения от ответственности.

Размеры штрафа колеблются от двухсот пятидесяти, до четырехсот тысяч. Окончательный размер будет зависеть от степени перегрузки транспортного средства.

Внимание! Штрафы за перегруз грузового автомобиля 2017, безусловно, значительны. Они были установлены для того чтобы перегрузка авто в деятельности организаций приводила к убыткам, превышающим прибыль.

Груз больших габаритов

Перевоз этих грузов разрешается лишь по разрешению. Этот вид можно разделить на два типа:

  • с осевой нагрузкой;
  • с габаритами, равными авто или же длиннее его.

Перевоз грузов больших габаритов регламентируется ПДД и другими, специальными актами. Основание для таких перевозок – разрешение. Оно может быть одноразовым или длительным по сроку действия.

После того как разрешение было получено, нужно осуществлять перевозки, соблюдая ряд правил:

  • не отклоняться от заранее установленного маршрута;
  • не превышать максимально разрешенную скорость;
  • прекращать движение в гололед, дождь или если видимость становится менее ста метров;
  • не осуществлять передвижение по обочине, исключение – когда это оговорено в разрешение;
  • останавливаться только в специально обозначенных для этого местах;
  • при возникновении неисправности, которая может повлечь за собой аварийную ситуацию, остановить движение.

Возможно, ли оспорить решение?

Оспорить выплату штрафа, безусловно, возможно.

Если вы уверены, что штраф был наложен на вас не справедливо, то необходимо бороться за его отмену.

В качестве аргументов, которые помогут вам отстоять свою позицию могут выступать:

  • документы, в которых приводится взвешивание транспортного средства до его отправки в дорогу;
  • доказательства, подтверждающие тот факт, что весы работают неисправно;
  • нечеткость составленного протокола;
  • действия не по регламенту инспектора ГИБДД.

Штраф за перегруз легкового автомобиля и перегруз грузового автомобиля довольно распространен. Их большие размеры кажутся автолюбителям грабительскими, однако, они защищают состояние дороги, и самих участников дорожного движения.

Не забывайте, что перегруз грузового автомобиля, как впрочем и легкового, крайне опасен.

Одним из главных факторов, который негативно воздействует на дорожное покрытие и повышает вероятность возникновения аварии, является перегруз автомобиля. Причем эта вероятность существует как для грузового, так и для легкового автомобиля.

Какие конкретно риски существуют в случае перевоза на авто тяжелых грузов и какое наказание за это может последовать – об этом далее в статье.

Штраф за перегруз легкового авто

Легковой автомобиль выделен в отдельную категорию, поскольку требования к нагрузке осей и штрафы за это, установленные для грузовика, на него не распространяются. Но это не значит, что легковую машину можно безнаказанно нагружать по максимуму – это тоже является нарушением, ведь все риски и опасности в этом случае остаются теми же.

ВАЖНО! Применить штраф инспектор может только в том случае, если количество перевозимых в салоне пассажиров превышает допустимый предел.

Данный предел устанавливается заводом-изготовителем, но для его определения необязательно смотреть специальную документацию на авто. Определить максимально допустимое количество пассажиров можно и по наличию ремней безопасности – для каждого из них полагается один ремень.

Если данные требования не будут соблюдаться, к водителю будет применена следующая ответственность:

  • штраф в размере 500 руб . – за несоблюдение правил перевозки;
  • штраф величиной в 1000 руб . – за каждого пассажира в салоне, который не пристегнут.

То есть если посадить в четырехместную машину четырех пассажиров, то один из них окажется без ремня безопасности, поэтому водителю придется заплатить 1500 руб . Однако в некоторых случаях штраф может и не применяться – получится обойтись только предупреждением.

При перегрузе легкового авто так же, как и в случае с грузовым, оказывается негативное воздействие на различные детали и агрегаты, что приводит к их быстрому износу и повышает вероятность аварии. Для избежания всего этого нужно тщательно проверять вес перевозимого груза (особенно это касается водителей грузовиков) и убедиться, чтобы фактические данные совпадали с теми, что указаны в документации на товар. В противном случае избежать крупного штрафа не получится.

Штраф для грузового автомобиля

За нарушение установленных выше требований к водителю будет применяться штраф в соответствии со ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере:

  • 1,5-2 тыс. руб. – в общих случаях;
  • 10-15 тыс. руб. – для нарушителей, которые являются должностными лицами;
  • 250-400 тыс. руб. – для предприятий.

ВАЖНО! В некоторых случаях штраф может применяться и при отсутствии у водителя специального разрешения на перевозку крупногабаритных грузов, если оно является обязательным.

Заплатить при этом придется от 2 до 500 тыс. руб. Кроме этого, штраф может быть наложен и в том случае, если водитель проигнорировал знак 3.11 или 3.12. Данные знаки ограничивают движение автомобилей с определенной полной массой или нагрузкой на каждую ось. Штраф за нарушение составляет 2-2,5 тыс. руб.

Еще одно нарушение касается предоставления недостоверной информации относительно габаритов груза, что стало причиной нарушения правил его перевозки. За это полагается штраф в сумме 5 тыс. руб. Для юрлиц и предпринимателей эта цифра возрастает до 250-400 тыс. руб.

ВАЖНО! Для получения информации о точной массе перевозимого груза проводится специальная процедура – контрольное взвешивание (замер). Определять эти данные «на глаз» инспектор ГИБДД не может.

Что представляет собой перегруз

Перегруз автомобиля (вне зависимости от того, легковой он или грузовой) – это такое явление, при котором нагрузка на переднюю и (или) заднюю ось транспортного средства превышает установленный предел. Осевая нагрузка, в свою очередь, это давление, которое оказывает та или иная ось на дорожное покрытие из-за высокой массы перевозимого груза.

Общая масса снаряженного автомобиля состоит из двух компонентов:

  • вес самого ТС;
  • масса транспортируемого груза.

ВАЖНО! При этом общая нагрузка авто высчитывается путем сложения давления передней и задней оси.

На практике соотношение между осями неодинаковое и большая нагрузка всегда приходится на заднюю, поскольку там расположен грузовой отсек. Максимально допустимая масса для каждого автомобиля определяется заводом изготовителем и указывается в соответствующих документах.

Возможные риски при перегрузе автомобиля

Ограничение по предельно допустимому весу груза, перевозимого в автомобиле, вводится не случайно. В случае нарушения установленных требований водителя ожидает серьезная опасность, которая может заключаться в следующем:

  1. Разбивание дорог. Это первая и главная причина, по которой запрещается перегружать автомобиль. Повреждение дорожного покрытия является не просто ущербом, но также повышает вероятность возникновения аварий, в том числе с участием других транспортных средств.
  2. Вероятность возникновения аварии при езде на старых мостах и конструкциях. Это также может привести к тому, что покрытие просто не выдержит давления и может быть разрушено, создавая опасность как водителю, так и другим автомобилям и людям.
  3. Удлинение торможения. Перегруженный автомобиль будет медленнее останавливаться, что может стать рискованным в случае угрозы ДТП. При резком торможении автомобиль может занести из-за повышенной неустойчивости авто. Особенно это опасно, если дорога мокрая и скользкая (при дождливой погоде или в гололед).
  4. Высокий износ частей самого автомобиля (сцепления, шин, тормозной системы). На плохой дороге или при неаккуратном управлении у автомобиля могут просто лопнуть рамы или амортизаторы.

ВАЖНО! Кроме всего этого, существует вероятность, что груз может выпасть из машины. Это также является аварийным риском, особенно если груз относится к категории опасных.

Это лишь основные факторы, подтверждающие, насколько рискованным может оказаться перегруз ТС. С целью предотвращения всех этих ситуаций к нарушителям может применяться штраф. Поэтому для отдельных категорий авто установлены максимально допустимые габариты и массы перевозимого груза, нарушать которые запрещено.

Максимально допустимая нагрузка на ось у грузового авто

В ГОСТах, в соответствии с которыми строятся дороги в РФ, содержатся требования относительно максимально возможной на них нагрузки. Такие же требования имеются и в Правилах дорожного движения, в соответствии с которыми все авто делятся на две категории:

  • группа А – они не могут двигаться по скоростным дорогам, для них допускается использование только автодороги 1, 2 и 3 категорий;
  • группа Б – такие ТС могут двигаться по любым видам автомобильных дорог, вне зависимости от их типа.

Для перечисленной выше максимальной нагрузки в законе предусмотрена допустимая погрешность в размере 5% . Все, что выше этого предела, уже считается нарушением.

Проведение контрольного взвешивания

Данная процедура проводится на контрольных пунктах проверки веса, которые специально устанавливаются на дорогах. Взвешивание может проводиться одним из данных способов:

  1. В динамике – в этом случае автомобиль взвешивается без остановки. Скорость движения при этом не должна превышать 5км/ч. Для определения массы машины используются поосные автомобильные весы. Основной недостаток этого способа – наличие погрешности при получении данных. В зависимости от ситуации она составляет от 0,5 до 3%.
  2. В статике – при этом машина полностью прекращает движение. Такое взвешивание позволяет наиболее точно определить полную массу транспортного средства.

Если в результате проведения процедуры было выявлено превышение закрепленного законом предела, по данному факту составляется акт в установленной форме. На основании данного документа к водителю применяется административная ответственность в виде штрафа, указанного выше.

Стремясь получить максимальную прибыль от каждого рейса, владельцы грузовых ТС часто допускают их перегруз. Машина, загруженная «под завязку», становится источником повышенной опасности во время движения и негативно влияет на дорожное покрытие. В связи с этим власти серьёзно подходят к контролю движения тяжеловесных машин по дорогам, и нарушителей ждёт штраф за перегруз грузового автомобиля.

Транспортировка крупных грузов по автотрассам РФ производится в соответствии с профильной нормативно-правовой базой. Основным законом в данном направлении является ФЗ № 257 от 2007 года, согласно которому на движение по дорогам грузовика, превышающего допустимую массу более чем на 2,5% возможно при условии получения спецразрешения.

Согласно законодательству, в случае превышения допустимой нагрузки на ось ТС при передвижении по автотрассам перевозчик должен согласовать данный момент с контролирующими органами. Согласуется маршрут движения автомобиля и размер возмещения наносимого дорожному покрытию вреда.

Критерии определения перегруза автомобиля

Предельно допустимая нагрузка на дорожное покрытие устанавливается Правительством РФ на федеральном и местном законодательном уровне, а также собственниками некоторых участков трассы. Контролю подлежат общая масса и нагрузка на ось автомобиля. Последний показатель указывает массу давления колёс оси на дорожное полотно.

Предельно допустимые нагрузки установлены в вышеназванном Постановлении и зависят от категории транспорта:

  • для двухосных одиночных – 18 тонн;
  • для трёхосных одиночных – 25 тонн (28 тонн для прицепных);
  • для четырёхосных одиночных – 32 тонны (36 тонн для прицепных);
  • для пятиосных одиночных – 35 тонн(40 тонн для прицепных);
  • для шестиосных и выше прицепных – 44 тонны.

Перегрузом считается превышение данных показателей. Кроме массы при расчёте перегруза производится оценка показателя нагрузки на колёсные оси. Указанную нагрузку рассчитывают по определённой формуле, учитывающей количество осей, типа колёс и массы самого ТС. Данные расчёты автоматизированы и произвести их можно при помощи онлайн-калькуляторов.

Инспектор ГИБДД, выявивший нарушение, составляет протокол. Основным, но не единственным критерием для определения размера штрафа, является степень перегруженности в процентах по отношению к данным значениям.

Способы контроля веса ТС

Контроль соблюдения разрешённой массы груза производится при помощи специальных пунктов с установленным на них весовым оборудованием. Контрольные весовые пункты расположены на основных трассах, по которым производится перемещение крупнотонажных грузов.


Весовой контроль производится в двух режимах:

  • Динамический. Осуществляется во время проезда ТС со скоростью 5 километров в час по весовой платформе, оснащённой специальными датчиками. Во время движения датчики последовательно фиксируют показатели нагрузки на каждую ось. Погрешность динамического измерения в среднем составляет 3-4%.
  • Статический. Более точный способ измерения, осуществляемый после въезда ТС на платформу. Данный способ измеряет массу автомобиля и нагрузку на оси.

Существуют также мобильные весовые платформы, с помощью которых инспектора ГИБДД могут установить факт перегруза на любом участке дороги. И отклоняться от маршрута водителю не придётся.

Важный момент контроля перегруза – допустимая погрешность при взвешивании ТС. Законом установлена предельная величина в 5 %. Если оборудование допускает большие погрешности или не имеет документов о поверке в метрологической лаборатории, выписанный инспектором штраф можно оспорить.

Размер штрафов за перегруженный автомобиль

Вопросы назначения наказаний за движение перегруженного автомобиля по автотрассам регулируются статьёй КОАП 12.21.1. Штрафы назначаются за превышение суммарной массы автомобиля и груза, определяемой выданным разрешением на перевозку и специальными знаками, установленными на конкретной трассе.

Функции контроля и назначения наказаний возложены на инспекторов ГИБДД. Сумма зависит от того, кому выписывают штраф , поскольку за данное нарушение предполагается наказание для водителя, владельца ТС и организации, которая осуществляет погрузку.

Размеры штрафов в 2018 году следующие:

  • Перевозка крупногабаритного груза без наличия специального разрешения, отклонение от заданного в разрешении маршрута – для водителя 2000-2500 рублей либо лишение прав на полгода, для должностных лиц – 15000-20000 рублей, для юридических лиц – 400000-500000 рублей.
  • Перегруз в размере менее 10% штрафуется суммой от 1 до 1,5 тысяч рублей для физических лиц, от 100 до 150 тысяч рублей для юридических лиц.
  • Перегруз от 10 до 20% предусматривает штраф для физических лиц – 3-3,5 тысячи рублей, для должностных лиц– 20-25 тысяч рублей, для юридических лиц – 200-250 тысяч рублей.
  • Превышение максимального порога массы груза от 20 до 50% штрафуется в размере 4-5 тысяч рублей для физических лиц, 30-40 тысяч рублей для отвечающих за перевозку лиц, 300-400 тысяч рублей для физических лиц.
  • Перегруз от 50% и выше будет стоить 7-10 тысяч рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев для физических лиц, 40-50 тысяч рублей для лиц, отвечающих за перевозку, 400-500 тысяч рублей для юридических лиц.
  • Для ИП или организаций, осуществляющих погрузку, предусмотрен штраф в размере от 80 до 400 тысяч рублей, в зависимости от процента перегруза.

Важно. При отсутствии разрешения на перевозку груза в дополнение к штрафам ТС отгоняется на штрафстоянку. Дальнейшее движение по автотрассе в данной ситуации невозможно.

Некоторые нюансы назначение наказания за перегруз

Власти РФ пристально следят за организацией перевозки крупных грузов по дорогам, однако система далека от совершенства. Система контроля устраивает ГИБДД и перевозчиков, но зачастую крайними в ситуации с перегрузом остаются водители. Именно они рискуют потерять права и получить солидный штраф, при этом, даже не догадываясь о реальном весе груза.

Специфика дел о перегрузе такова, что водителям трудно разобраться во всех нюансах назначения штрафов. Судебная практика показывает, что водители часто становятся жертвами недобросовестных работодателей. Поэтому при назначении штрафа рекомендуется разобраться во всех нюансах с помощью опытного адвоката и по возможности оспорить наказание.

Специальное разрешение на перевозку грузов

Для осуществления транспортировки крупных грузов по автотрассам страны владельцы ТС обязаны получать специальное разрешение. Документ выдаётся федеральными, региональными и местными властями субъектов РФ.

Разрешение выдаётся на 1-10 перевозок. В документе указывается маршрут следования автомобиля, характер груза, сроки транспортировки. Максимальный срок действия документа – 3 месяца.

Заявление о выдаче разрешения подаётся в одну из следующих организаций, в зависимости от маршрута движения:

  • Росавтодор – для проходящих через несколько регионов маршрутов.
  • Минтранс конкретного субъекта федерации – для передвижения по автотрассам муниципального и местного значения.
  • Муниципалитет – для маршрутов в пределах города, района или населённого пункта.
  • Собственнику участка дороги.

Разрешение является платным. Цена его устанавливается властями субъекта РФ. Средства, полученные от выдачи разрешений, используются на восстановление покрытия автодорог, разрушенного крупнотонажным транспортом. Размер оплаты разрешения складывается из установленной собственниками дороги платы и госпошлины.

Документ оформляется в сроки от 11 до 15 дней. За это время маршрут согласуется с собственниками дорог, которые оценивают предполагаемый ущерб, и сотрудниками ГИБДД, контролирующими движение транспорта по данному участку дороги.

С целью сохранения качества автодорог, государство постоянно ужесточает контроль над перемещением по ним крупнотонажных грузов. Количество контрольных весовых пунктов постоянно увеличивается, поэтому недобросовестные перевозчики рискуют получить штраф за перегруз грузового автомобиля в случае несоблюдения правил перевозки.

На видео подробно рассказывается о том, какой штраф предусмотрен за перегруз грузового автомобиля.

Одной из основных причин порчи дорожного покрытия является перегруз автотранспорта. Сегодня власти ужесточили меры по наказанию правонарушителей, чей транспорт передвигается по дорогам с большим перегрузом. По словам представителей власти, штраф за перегруз грузового автомобиля, а также транспортных средств легкового типа является необходимостью, которая помогает сохранить трассы в хорошем состоянии.

Одним из самых опасных последствий движения перегруженного транспорта является разрушение дорожного полотна.

Выбоины и ухабы нередко становятся причиной аварийных ситуаций на дороге. По этой причине на ремонт полотна ежегодно тратятся огромные суммы из местных бюджетов.

Чтобы сократить эти расходы были введены штрафные санкции, но, по словам сотрудников ГИБДД, эта мера наказания мало повлияла на безответственных водителей, а потому в будущем еще ожидается ужесточение взысканий за перегруз грузового автомобиля.

В чем опасность перегруза грузового автомобиля?

При перегрузе грузового автомобиля помимо порчи дорог возникают следующие ситуации, опасные для всех, кто находится рядом с грузовиком:

  • увеличение пути торможения;
  • Износ ТС;
  • повреждение оси авто;
  • вероятность выпадения груза;
  • вероятность заноса грузовика;
  • вероятность опрокидывания грузовика.

Все эти факторы являются угрожающими и провоцирующими опасные ситуации.

Особую опасность перегруженный крупногабаритный транспорт несет на мостах, развязках, поворотах, на трассах после снега, дождя или мороза.

Важно! Ответственность за перегруз несет водитель транспортного средства.

В чем опасность перегруза легкового автомобиля?

Многие автолюбители, имеющие легковой автотранспорт, не задумываются об опасности перегруза грузового автомобиля. Ведь в законе нет четких указаний, какой положен штраф за перегруз легкового автомобиля.

Однако это не останавливает сотрудников ГИБДД наложить взыскание, если ваше ТС явно перегружено пассажирами или грузом.

Основными ситуациями, которые являются опасными, являются:

  • потеря устойчивости автомобиля;
  • смещение центра тяжести автомашины;
  • возможность заноса на повороте;
  • увеличение тормозного пути;
  • соприкосновение бампера с дорожным полотном.

Важно! Если у вас экстренная необходимость перегруза легкового автомобиля, вы должны передвигаться в первом ряду на скорости не более 60 км/ч.

Допустимые нагрузки авто

Для каждого вида легкового и грузового автомобиля существуют свои нормы грузоподъемности, которые рассчитываются из показателя возможной нагрузки на ось.

Также в расчет принимаются требования по ГОСТу, о возможной нагрузке транспортного средства на дорожное покрытие. Помимо этого, имеет значение и расстояние, которое разделяет оси.

Для грузового автомобиля

Принятые стандарты расчета грузоподъемности крупногабаритных автомашин позволяют рассчитать максимальное количество груза для каждого авто в зависимости от расстояния между его осями.

Читайте также:

Лишение отца родительских прав с чего начать, плюсы и минусы

Сегодня используются следующие нормы:

  • расстояние между осями 1 м – максимальный вес груза 6 т;
  • расстояние между осями 1 м 35 см – максимальный вес груза 7 т;
  • расстояние между осями 1 м 60 см – максимальный вес груза 8 т;
  • расстояние между осями 2 м – максимальный вес груза 10 т.

Для легкового автомобиля

Принцип расчета грузоподъемности легковой автомашины тот же, что и для грузовика. Максимальный вес груза определяется расстоянием осей друг от друга.

  • расстояние до 1 м – максимальный вес груза 4,5 т;
  • расстояние до 1 м 35 см – максимальный вес груза 5 т;
  • расстояние до 1 м 60 см – максимальный вес груза 5,5 т;
  • расстояние 2 м – максимальный вес груза до 6 т.

Важно! При перегрузе автомобиля на водителя налагается штраф в размере, оговоренном в законодательстве.

Как проверяют перегруз?

Для того чтобы определить превышение максимально разрешенного веса груза необходимо специальное оборудование.

Глупо надеяться, что инспектор не сможет оштрафовать вас, не имея весов. Для взвешивания легковых и грузовых автомобилей существуют специально оборудованные зоны в черте города и на контрольно-пропускных пунктах по трассам.

По этой причине при малейшем подозрении на перегруз вам будет предложено проехать в зону взвешивания.

Взвешивание грузового автомобиля может осуществляться двумя методами, с остановкой ТС на весах и без остановки.

Первый метод взвешивания является наиболее точным, для второго же возможна погрешность в показаниях до 3%.

Результаты проверки должны сравниваться со специальной таблицей, где указаны допустимый вес автомашины по каждой модели транспортного средства.

Если показатели вашего авто будут превышать допустимые нормы более чем на 5%, на вас будут возложены штрафные санкции.

Штрафы за перегруз грузового автомобиля 2017 довольно серьезные. Размер штрафа зависит от нескольких основных факторов.

На автомашину, принадлежащую юридическому лицу, будут применены более жесткие санкции, которые выражаются в серьезном размере штрафа.

Так, если физическое лицо оплатит за это правонарушение до 2 000 руб., юридическое лицо или должностное лицо будет вынуждено заплатить до 400 000 руб.

Такие меры наказания призваны уменьшить число нечестных грузоперевозчиков, которые в документах специально занижают вес груза.

Если груз необходимо перевезти, а его вес превышает нормы, нужно получить специальное разрешение, которое освободит должностных лиц от наложения штрафных санкций.

Нередко автомашины с перевесом отправляются на штрафстоянку. Это влечет за собой дополнительные расходы, ведь транспортировка и хранение груженого ТС обходится его владельцу в немалую сумму денег. При этом автомашину могут вернуть только после уплаты штрафа и устранения нарушений.

Важно! При повторном правонарушении водитель транспорта может лишиться прав на управление автомобилем.

Штраф за перегруз легкового автомобиля

Если легковой автомобиль перегружен различными товарами и предметами, а его владелец является физическим лицом, штраф за перегруз легкового автомобиля колеблется от 1500 до 2000 руб.

С помощью штрафов за перегруз грузовых автомобилей государство борется c нарушителями законодательства, устанавливающего максимально допустимую массу автотранспортных средств при передвижении их по дорогам общего пользования. Угроза наложения штрафных санкций призвана усилить дисциплину владельцев и эксплуатантов большегрузных автомашин для того, чтобы все участники рынка грузоперевозок соблюдали нормативы, установленные в отечественных ПДД и Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации.

Соблюдение требований законодательства необходимо в свою очередь для уменьшения количества перегруженных фур, которые во время следования по федеральным и региональным автотрассам разрушают дорожное покрытие и создают аварийные ситуации, зачастую сопровождающиеся человеческими жертвами. СМИ время от времени сообщают о смертельных ДТП с участием перегруженных фур. Это сильно беспокоит власти, в следствие чего были введены новые штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году.

ВАЖНАЯ РЕМАРКА
В самом начале следует оговорить один важный информационный момент. В течение последних нескольких месяцев российское транспортное сообщество взбудоражено введением в действие системы «Платон», разработанной для взимания покилометровой платы с владельцев автомобилей с массой более 12 тонн. Многие водители и эксплуатанты тут же придумали себе оправдание, дескать, если я плачу в «Платон», то могу чувствовать себя спокойно в отношении перегруза.

ЗАПОМНИТЕ!

Система «Платон» и штрафные санкции друг с другом никак не соотносятся. Как однажды выразился президент Путин, повторив известную поговорку, «мухи отдельно, котлеты отдельно». То есть уплата этой новой пошлины не освобождает от ответственности за превышение разрешённой массы большегрузного автотранспортного средства и не уменьшает размера штрафных санкций. Пусть это уточнение станет маленьким кирпичиком в фундаменте вашей юридической грамотности.


Что считается перегрузом – критерии

Каждый человек оценивает возможности автотранспортных средств по-разному. Именно поэтому один владелец автомобиля нагружает его в пределах нормы, другой – превышает её, и порой в несколько раз. Для того чтобы понять, перегружен данный конкретный автотранспорт или нет, была разработана система критериев, анализ которых позволяет инспекторам ГИБДД устанавливать факт перегруза.

Постановление российского правительства №272 от 15 апреля 2011 года, утвердившее Правила автомобильных грузоперевозок, устанавливает следующие допустимые массы одиночных автотранспортных средств:

  • двухосные – 18 тонн;
  • трёхосные – 25 тонн;
  • четырёхосные – 32 тонны;
  • пятиосные – 35 тонн.

Для прицепных и седельных автопоездов определены такие нормативы:

  • трёхосные – 28 тонн;
  • четырёхосные – 36 тонн;
  • пятиосные – 40 тонн;
  • шестиосные и выше – 44 тонны.

Если выявляется превышение этих предельных величин, инспектор ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении и начисляет штраф за перегруз грузового автомобиля или прицепа. Определение степени перегруженности по фактической массе является основным, но не единственным критерием.


Нагрузка на колёсные оси

Для оценки перегруженности автотранспорта используется не только валовая масса, но и другой показатель – нагрузка на колёсные оси. Расчёт этого параметра требуется для определения степени ущерба дорожному полотну и риска разрушения транспортировочной тележки, которое влечёт за собой аварийную ситуацию.

Осевая нагрузка подсчитывается для конкретного автомобиля в зависимости от его собственной массы, количества осей и типа колёс (одно- или двускатные). Также играет роль межосевое расстояние, зависящее от длины тягача и прицепа. Эти расчёты, как правило, автоматизированы, и в интернете можно найти онлайн-калькуляторы для расчёта осевых нагрузок для автомашин определённых моделей и всех типов прицепной техники.

В зависимости от осевых нагрузок все автотранспортные средства подразделяются на две категории – А и Б. К первой группе относятся большегрузные автотранспортные средства, нагрузка которых на оси составляет от 6 до 10 тонн. Это тяжеловесные тягачи типа МАЗ, КрАЗ и подобные им, которые могут передвигаться лишь по трассам со скоростными ограничениями (I, II и III категорий). В группу Б включаются автомобили с осевой нагрузкой до 6 тонн. Это среднетоннажные грузовики, микроавтобусы и малолитражки.

Таким образом, наказанию за осевой перегруз могут подвергнуться не только владельцы больших грузовых машин. Данный момент касается всех эксплуатантов автотранспортных средств. В случае превышения осевой нагрузки можно получить штраф за перегруз газели и даже легкового автомобиля. Разумеется, здесь борьба идёт не с разрушением дорожного полотна – всё-таки легковушка, даже и перегруженная, не сможет причинить асфальтобетонному покрытию существенного ущерба. В этом случае контроль нагрузки на оси проводится для предупреждения аварийных ситуаций, особенно, в городских условиях.

Владельцам малолитражных машин и пассажирских микроавтобусов не следует обольщаться и чувствовать себя недосягаемыми для наказания за перегруженность. Да, строго формально специальной статьи в КоАП РФ на этот счёт не существует. Однако штрафные санкции могут быть применены, если не по общей массе, то по превышению нагрузки на оси. Кроме того, для машин категории Б, предназначенных для перевозки пассажиров, дополнительным критерием перегрузки является количество пассажиров в салоне – за этим инспекторы ГИБДД следят очень пристально.


Актуальные размеры штрафов за перегруз грузовых автомобилей в 2017 году

Перейдём к самому животрепещущему моменту, расскажем, какой штраф за перегруз грузового автомобиля установлен властями в этом году. Его размер определяется статьёй 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сумма штрафных санкций зависит, прежде всего, от того, получено ли разрешение на передвижение данного грузового автомобиля по конкретной автотрассе.

При наличии такого документа на участников грузоперевозки, допустивших нарушение, накладываются следующие штрафные санкции (тыс. руб.):

Перегруз

Водители

Должностные лица

Юридические лица

Собственники автотранспорта

2-10%

1-1,5

10-15

100-150

10-20%

3-3,5

20-25

200-250

20-50%

4-5 или лишение прав на 2-3 мес.

30-40

300-400

св. 50%

45-50

400-500

В том случае, если разрешение на перевозку не оформлялось, то штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году будут следующими (тыс. руб.):

Перегруз

Водители

Должностные лица

Юридические лица

Собственники автотранспорта

2-10%

1-1,5

10-15

100-150

10-20%

25-30

250-300

20-50%

5-10 или лишение прав на 2-4 мес.

35-40

350-400

св. 50%

7-10 или лишение прав на 4-6 мес.

45-50

400-500

Примечание. Под перегрузом понимается разница между фактической и разрешённой массой автомобиля (нагрузкой на оси).

Кроме назначения штрафных санкций, инспектор ГИБДД может применить более жёсткое наказание – запрет дальнейшего передвижения транспортного средства. В этом случае машина либо ставится на штрафную стоянку, либо блокируется с помощью специальных технических приспособлений.

Перегруженное автотранспортное средство задерживается до тех пор, пока не будет устранено нарушение. Если груз является делимым, то перегруз устраняется путём перемещения его части на другой автомобиль. При неделимости перемещаемых объектов изыскиваются другие способы.


Иные ответственные стороны

Согласно ст.12.21.1. КоАП РФ штрафу за перегруз грузового автомобиля подвергаются не только сотрудники транспортной компании, чья машина была «поймана» с избыточным грузом. В соответствии с п. 8, 9 и 10 указанной статьи наказанию подлежат и грузоотправитель, предоставивший неправильные сведения о массе груза, что привело к перегруженности, и фирма, которая осуществляла погрузку объектов перевозки на борт транспортного средства. Максимальный размер штрафа для них составляет 400 тыс. руб.


Нарушение ПДД

Ну и, конечно, штрафные санкции накладываются на водителя в классической ситуации – когда он проехал под знак, ограничивающий массу автомобилей на данном участке автомагистрали. При этом взимается штраф в фиксированном размере 5 тыс. руб.(п.11 ст.12.21.1 КоАП РФ).

Уточним, что все эти наказания накладываются только в том случае, если не было оформлено специальное разрешение на грузоперевозку, либо были нарушены условия, указанные в этом разрешении.


Специальное разрешение на грузоперевозку

Разрешение на грузоперевозку представляет собой специальный документ, выдаваемый перевозчикам владельцами автомагистралей. Обычно это федеральные, региональные и муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации. Разрешение выдаётся только на одну грузоперевозку. В нём указываются сведения о транспортном средстве, характеристики груза, маршрут и сроки транспортировки.

Документ является платным. Размер платы за разрешение устанавливается властями субъекта РФ, по территории которого пролегает путь грузоперевозки. Эти деньги идут на возмещение ущерба дорожному полотну. Наличие разрешения на грузоперевозку определяет, какой штраф за перегруз будет наложен на участников данной конкретной грузовой транспортировки. Из приведённых выше таблиц видно, что при оформлении документа транспортные компании сберегают существенные денежные средства на уплате штрафных сумм.

Наличие разрешения не связано с системой «Платон». Некоторые участники рынка грузоперевозок ошибочно считают, что получение документа освобождает их от уплаты этого дополнительного налога. Это не так. Взнос «Платону» придётся делать в любом случае.
Взвешивание для определения штрафа за перегруз грузового автомобиля
От правильности определения массы зависит правомерность назначения штрафных санкций. Именно поэтому введено в действие два механизма взвешивания автотранспортных средств – статический и динамический. При возникновении спорных ситуаций один способ дополняется другим, что позволяет достоверно установить факт перегруженности автомашины или, наоборот, подтвердить его отсутствие.

Для взвешивания транспорта оборудуются специальные пункты, на которых устанавливается весовое оборудование. Они могут быть не только стационарными, но и передвижными. Современная весовая платформа уже не является массивной конструкцией. Выпускаются облегчённые модификации, которые могут перевозиться едва ли не легковым транспортом и монтироваться практически в любом месте трассы.

Таким образом, сегодня совсем не обязательно для взвешивания автомобиля отклоняться от маршрута грузоперевозки. Выездной пост ГИБДД может установить факт перегруза прямо на дороге. Если водитель не согласен с результатами такой проверки, то во избежание штрафа за перегруз грузового автомобиля он вправе потребовать повторного взвешивания на стационарном пункте.

Очень важный аспект взвешивания заключается в погрешности определения массы автотранспортного средства. Законодательно установленное допустимое отклонение составляет 5% от измеренного веса машины. Кроме того, требованием к весовому оборудованию является наличие документа о его поверке в специализированной метрологической лаборатории.


Статическое и динамическое взвешивание

Статическое взвешивание предполагает определение массы неподвижно стоящего автомобиля. Это наиболее точный метод. При этом способе машина въезжает на весовую платформу и фиксируется на ней. Из полученной массы брутто вычитается собственный вес автотранспорта, определяемый по паспорту. Информация об измерениях записывается в память компьютера и используется в дальнейшем для определения размера штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2017 году. Данные могут передаваться через интернет в единую систему учёта штрафных платежей для более эффективного контроля.

Динамическое взвешивание выполняется при движении автотранспортного средства по платформе, оснащённой специальными датчиками. Скорость движения не должна превышать 5 км/ч. Датчики последовательно фиксируют массу при прохождении каждой колёсной пары. Затем специализированное программное обеспечение по особой формуле вычисляет результирующую нагрузку на каждую ось. При расчётах учитывается тип транспорта, количество осей, вид колёс и прочие факторы.


Можно ли не платить штраф за перегруз?

Юридическая практика показывает, что оспорить в суде решение о взыскании практически невозможно. Однако такая вероятность остаётся всегда. Во всяком случае, законодательство не запрещает собственнику автотранспорта обжаловать штрафные санкции в судебном порядке. Поскольку штраф за перегруз грузового автомобиля в 2017 году представляет собой очень большую сумму, владельцу машины целесообразно хотя бы предпринять попытку отменить наказание.

Как и ранее, в 2017 году на предоставление соответствующим образом оформленных возражений отводится 10 дней. Основаниями для обжалования штрафа могут быть неправильности в оформлении протокола, а также неточности взвешивания. Юридически грамотное составление документа может помочь в разрешении этой ситуации.

Штрафы за перегруз грузовых автомобилей и оборудование системы Платон

В самом начале мы сказали, что штрафы за перегруз в 2017 году никоим образом не связаны с системой «Платон». Да, это так, но её оборудование вполне может использоваться для контрольных функций. На заседании Минтранса РФ, состоявшемся 27 февраля текущего года, было принято решение о создании к 2021 году на трассах федерального значения около 400 пунктов, где будет осуществляться автоматическое взвешивание большегрузов без их остановки. При этом с помощью камер «Платона» будет вестись фото- и видеосъёмка.


Такой механизм позволит организовать тотальный контроль фактов перегруженности автотранспортных средств. Власти рассчитывают таким образом обеспечить исполнение обязательств по уплате штрафов за перегруз грузового автомобиля. Остаётся надеяться, что намеченные меры окажутся результативными и повысят дисциплину игроков транспортного рынка, а если шире, то вообще всех участников дорожного движения. Как следствие, наши дороги станут более безопасными и комфортными для передвижения.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»