Поездка на большое расстояние советы бывалых. Как путешествовать на автомобиле – полезные советы. Что сделать перед отъездом

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

За шесть лет автопутешествий Лена Гитт и Павел Котиков проехали более 150 тысяч километров по России и хорошо знают, как российские дороги отражаются на автомобиле и кошельке, а иногда и на самочувствии. Специально для читателей они рассказали, как правильно спланировать поездку по России.

1. Выбирайте районные дороги вместо магистралей

В России мы предпочитаем путешествовать по районным дорогам, а не по автомагистралям. На первых меньше трафика, поэтому можно насладиться видами и посмотреть, как живут области, деревни и городки. Магистральные трассы используем только для быстрых транзитных переездов. К тому же большинство ДТП происходит именно на них.

2. Проверяйте состояние дорог

В России много вариантов дорожного покрытия, поэтому перед поездкой мы ищем в интернете информацию о состоянии всех дорог, по которым собираемся проехать. Мы используем сайт «Автострада» , но есть и другие. Некоторые энтузиасты выкладывают целые ролики, по которым можно понять, стоит ли соваться на ту или иную трассу.

3. Заправляйтесь заранее

Если ваша поездка проходит через малонаселенные районы, заправляйтесь заранее: АЗС здесь встречаются существенно реже, чем в том же Подмосковье. Обязательно возите с собой десятилитровую канистру с бензином: если вдруг топливо закончится, а заправок поблизости нет, сможете решить проблему самостоятельно.

Правило такое: если осталась половина бака, и видите брендовую АЗС - заправляетесь. На заправки с неизвестными названиями не заезжайте, ремонт машины может дорого обойтись.

4. Учитывайте свои биоритмы

Жаворонок? Выезжайте с утра пораньше (пассажиры могут досмотреть утренний сон на заднем сидении). Сова? Выезжайте позже и продолжайте путь вечером и даже ночью, но учтите, что ночью на неосвещенной трассе средняя скорость, как правило, ниже. К тому же ночью есть вероятность встретить дикое животное, выскочившее на дорогу, и хорошо если это будет лиса или заяц.

5. Определяйте длительность переезда

Просчитывайте среднюю скорость, чтобы спрогнозировать длительность поездки. При расчетах учитывайте время на обед, заправки, остановки для похода в туалет и отдыха. У нас, например, на районных трассах средняя скорость получается около 60 километров в час, если асфальт хороший, на многополосных магистралях - около 80 километров в час.

6. Определяйте длительность переезда правильно

Маршруты и расчетное время прибытия в поездке по России можно спланировать везде, кроме Москвы и области. Однако пробки, ремонт и загруженные дороги вносят свои коррективы. Если хотите точных прогнозов, при расчетах обязательно закладывайте дополнительное время на различные форс-мажорные обстоятельства. Например, на выезд из того же Подмосковья.

7. Заведите карточки популярных АЗС

Так вы сможете получать скидки на топливо. Они или бесплатны, или стоят символические 150 рублей, так что вы ничего не теряете. Чтобы не зависеть (пусть даже психологически) от конкретной заправки, оформите сразу несколько карт.

Основных принципа два: или на карточке копятся баллы, которыми можно оплатить топливо, или скидка дается сразу. К первым относятся, в частности, программы лояльности , и с « », ко вторым - и «ТрансАЗС».

8. Возите с собой запас воды и консервов

Особенно если путешествуете по пустынным дорогам: в случае поломки вечером вы сможете перекусить или даже переночевать в машине и не умереть с голода.

9. Не забудьте инструменты

Перед поездкой убедитесь, что у вас есть запаска и домкрат, чтобы заменить колесо в случае прокола. Ведь пробитые колеса - наиболее распространенное происшествие на дорогах России. Еще вам точно пригодится базовый набор инструментов и электрический автомобильный насос: за пределами крупных городов на АЗС редко встречается услуга подкачки шин. Возьмите с собой дождевик: вдруг придется менять колесо под дождем. Для этих же целей полезно иметь в машине перчатки и фонарик.

10. Отдыхайте

Обязательно делайте перерывы в пути, руководствуясь требованиями организма. Кому-то удобнее останавливаться раз в полтора-два часа на пять минут, а кто-то рулит по пять часов подряд, а затем час отдыхает. Все индивидуально, но отдыхать нужно обязательно: спустя продолжительное время за рулем вы становитесь менее внимательными. Особенно сложно после долгого передвижения по пустой дороге въезжать в город.

11. Никогда не теряйте бдительность

Неважно, в какой вы области, на магистрали или на районной трассе, в любой момент вы можете налететь на яму или посторонний объект на проезжей части (например, на доску, упавшую с лесовоза), обнаружить дорожные работы без предупреждающего знака или пьяного, готового выпасть вам под колеса. На российских дорогах не соскучишься.

12. Проверяйте маршрут

Не доверяйте слепо навигатору или хотя бы пользуйтесь несколькими для перепроверки маршрута. Лучше всего вообще выбирать маршрут самому. Можно, конечно, ехать из Москвы в Башкирию по частично однополосной трассе М-7, которую предложит вам любой навигатор, но красот России вы не увидите, поскольку будете увлечены постоянными попытками обгона фур на фоне общей перегруженности трассы. А ведь есть и другие, не такие напряженные и опасные маршруты - например, по менее загруженным дорогам через Нижний Новгород, Ульяновск и Татарстан.

13. Используйте навигатор

Для того чтобы видеть профиль дороги, особенно в ночное время, мы рекомендуем использовать навигатор iGO. В городах России мы также пользуемся «Яндекс.Навигатором» или «Яндекс.Картами». MAPS.ME лучше использовать для пеших прогулок. Полезно иметь несколько офлайн-навигаторов: если один начнет уводить вас в неведомые дебри, вы можете сразу переключиться на другой.

14. Обращайте внимание на состояние дороги

Этот пункт - специально для любителей съезжать с главной дороги навстречу приключениям. Если у вас полный привод - переходите к пункту 15.

Десять раз подумайте, прежде чем ехать по грунтовой дороге с лужами. Вытаскивать увязшую машину - долго, а иногда и дорого. Если видите, как грунтовка постепенно сужается и становится менее накатанной, - не обманывайте себя: скорее всего, скоро тупик или лесная непроходимая тропинка, и пора уточнять маршрут. А еще дорога, по которой вы легко и припеваючи ехали в солнечную погоду, после ливня может превратиться в непреодолимое болото.

15. Если едете на нескольких автомобилях, возьмите рации

Путешествовать на нескольких машинах очень весело и, как правило, не так быстро, как на одной. Скорость зависит от ваших организаторских навыков - иначе будете делать остановки в туалет раз в полчаса. Удобно купить рации и переговариваться. У нас рации фирмы Midland - недорогой и рабочий вариант.

16. Не покупайте продукты и напитки на АЗС

Если вы много путешествуете и на каждой АЗС покупаете вкусности, у нас для вас плохие новости: цены на брендовых заправках завышены. Если за один раз вы не заметите разницу, за пару недель сумма набежит приличная. Продукты в дорогу лучше покупать в супермаркетах и обычных магазинах, тем более что трассы часто проходят через города.

17. Проведите техническое обслуживание автомобиля

Мы делаем ТО каждые 10 тысяч километров, перед длинной поездкой иногда получается даже раньше. Лучше переплатить «на берегу», чем сломаться в дороге.

18. Подумайте о развлечениях в пути

Послушать музыку онлайн не получится: скорость интернета вне крупных городов оставляет желать лучшего. Поэтому заранее запишите на флешку или телефон альбомы и аудиокниги. В национальных республиках нам нравится слушать по радио колоритные песни на местном языке.

19. Возьмите наличные

Как бы нам ни хотелось жить в XXI веке, карточки в некоторых регионах до сих пор не принимают даже на заправках. Так что при поездках по России просто обязательно иметь при себе хотя бы небольшую сумму наличных денег. Трех-пяти тысяч будет вполне достаточно.

20. Поставьте программу-антирадар

В последнее время города и магистрали буквально напичканы камерами. Полезно иметь на смартфоне программу-антирадар, база которой содержит информацию обо всех стационарных камерах. Чтобы не попасть в «полицейскую засаду», придется все же раскошелиться на отдельное устройство: смартфоны реагировать на переносные радары пока не научились.

Здравый смысл подсказывает, что современная машина доставит меньше проблем, будет комфортнее и не сломается в дороге. Если у вас есть выбор, стоит поехать на менее изношенном авто, но, если выбора нет, не беда. Проблема старых автомобилей преувеличена теми, кто на них не ездит.

Средство передвижения должно пройти следующие стадии подготовки:

  • техническое обслуживание двигателя и ходовой части, устранение неполадок;
  • проверка уровня жидкостей и их долив, замена масла в двигателе и коробке передач при необходимости;
  • проверка запасного колеса;
  • экипировка набором инструментов, запасным маслом, тормозной и охлаждающей жидкостями, ремнями ГРМ и генератора, аптечкой, буксировочным тросом, домкратом, фонариком, насосом или компрессором, огнетушителем, светоотражающим жилетом и знаком аварийной остановки.

Для поездки нужен актуальный набор автомобильных документов, страховка и, если вы едете за рубеж, зелёная карта. Для подтверждения водительских прав в странах, присоединившихся к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, достаточно иметь при себе национальное водительское удостоверение. В этот перечень входит большинство стран Европы и бывшего СССР, всего около 80 государств (можно посмотреть в «Википедии »).

Бытовой райдер

Может показаться, что в машине хватит места для всех вещей, которые вы захотите взять с собой. Это иллюзия: при большом количестве хлама отыскать нужную вещь станет сложнее и всегда есть риск, что вы захотите купить в поездке габаритный предмет, но не уложите его в багажник.

Каждому путешественнику понадобится один комплект верхней одежды и три комплекта нижней. Помимо автомобильной аптечки под рукой необходимо иметь персональную с аспирином, парацетамолом, смектой или другим средством от проблем с пищеварением, лекарствами от аллергии и против кровососущих насекомых. В косметичку положите привычные средства, без которых не обходится ни один день, в большинстве случаев они не занимают много места.

Для ночёвки вне помещений понадобится спальный мешок, туристический коврик и , для самостоятельного приготовления пищи - газовая плитка с одной конфоркой. Это необязательные атрибуты, но они подстрахуют, если что-то пойдёт не так.

Держите в багаже запасную кредитку и немного наличных отдельно от основных кошельков.

То же самое проделайте с копиями всех документов (желательно сделать их цветными).

Багаж должен быть скомпонован и расположен в машине так, чтобы на полную разгрузку требовалось минимум перекладываний и затрачивалось минимум времени.

Планирование маршрута

Kalu Ci / Unsplash.com

Будем исходить из того, что типичное автомобильное путешествие - это не марш-бросок, не марафон и не трофи-экспедиция, а комфортная поездка на машине во время среднестатистического отпуска, на которую может быть затрачено от четырёх дней до двух недель.

Трезво оцените возможности. Водитель с опытом езды на дальние расстояния проедет за день 1 000 километров или больше, если двигаться по скоростной магистрали на две полосы в одну сторону. Но такой темп утомителен и требует разгрузочного дня или второго водителя.

Чтобы определить, сколько требуется проезжать в день, отметьте на карте опорные точки маршрута - города, исторические места или природные объекты, где планируете останавливаться с ночёвкой. После этого определите расстояние и маршрут между этими точками.

Нежелательно останавливаться в одной точке менее чем на сутки.

Переезд свыше 500 километров - небольшое испытание для водителя. К тому же лучше увидеть меньше по дороге, чтобы увидеть больше в месте назначения.

Расскажу о своём опыте. Желание сделать поездку максимально насыщенной смазало впечатления: посетили много городов, а увидели мало.

В Ярославль мы приехали в 16 часов. После суток езды, ночёвки в поле и беглого посещения Углича и Ростова Великого хотелось принять душ, поесть горячего и просто отдохнуть. Гулять вышли не раньше восьми вечера, а спустя четыре часа вернулись спать.

Следующие полдня осматривали город, а ближе к вечеру отправились в Вологду, но не по главной трассе, а через Рыбинск и Пошехонье: хотелось увидеть эти города хотя бы одним глазом. Времени доехать до Вологды засветло не хватало. Мы поехали по очень плохой дороге и вынуждены были в какой-то момент вернуться до предыдущей развилки.

В Вологду попали на следующий день, когда уже было пора возвращаться домой, а это 700 километров. Трёх часов в историческом 300-тысячном городе слишком мало, чтобы ощутить его атмосферу.

Финансовый вопрос

Чем больше путешественников в одной машине, тем дешевле каждому обходится поездка. Правда, планировать маршрут становится сложнее, но если договариваться до старта, то недомолвок и неожиданностей не будет.

Подсчитайте, сколько денег на бензин понадобится, и возьмите на треть больше. При подсчёте исходите из собственного опыта, а не технических показателей расхода. Онлайн-калькуляторы упрощают этот процесс, но не учитывают поворот не туда и последующие блуждания, а депозит на случай перерасхода топлива этот момент учтёт.

Заправочный фонд формируйте вскладчину до поездки, чтобы во время неё не путаться, кто платит. Остаток разделите между собой поровну в конце путешествия.

Заранее определите, где будете размещаться. Для дружеских компаний есть несколько приемлемых способов: мотель, хостел, апартаменты (можно снять через Avito, Airbnb и их аналоги), охраняемый платный кемпинг или ночлег на природе диким способом. Размещение в отеле чаще всего выгодно только семейным парам. подойдёт для одиночного путешественника или пары, в которой хотя бы один имеет прокачанный аккаунт на сайте Couchsurfing.com.

Для поиска всех типов платного размещения пользуйтесь метапоисковиками, например Booking.com или Trivago. На них можно найти акции, скидки и промокоды, предоставляемые как гостиницей, так и самим сервисом.

Перед пересечением государственной границы позаботьтесь о том, чтобы на руках было немного валюты страны пребывания, даже если предпочитаете расплачиваться картой.

Психологический аспект


Simon Schmitt / Unsplash.com

Отлично, если каждый путешественник знает, чего ждать от попутчика. Совместный быт в поездке требует доверия, взаимопонимания и поиска компромиссов.

Основатель экспедиционного проекта Dream Roads Константин Перфильев утверждает, что в каждом совместном путешествии должен быть руководитель. Организаторов может быть несколько, но координировать действия должен один человек - опытный путешественник, к которому в вопросах техники и тактики остальные прислушиваются. Даже если водитель везёт всех на своей машине, ему придётся смириться, что руководить процессом будет, вероятно, кто-то другой.

В компании не должно быть слабого звена, которое внезапно захочет домой или отдыхать вопреки намеченным заранее планам. Если путешествие спонтанное, это тоже не повод расслабиться, лёжа на диване в хостеле или играя в волейбол после завтрака в кемпинге, когда пора выезжать.

Итог

  • Автомобиль необязательно должен быть новым. Главное, чтобы он был надёжным и прошёл техническое обслуживание.
  • На всякий случай проверяйте возможность пользоваться российским водительским удостоверением в стране пребывания, держите документы в порядке и сделайте их копии.
  • Не перегружайте багажник. Представьте, что вы едете без машины.
  • Если план поездки очень насыщен, лучше проведите его генерализацию: уберите лишние промежуточные пункты, чтобы оставить больше времени на главное и интересное.
  • Берите денег на бензин больше, чем требуется, и заранее позаботьтесь о наличии валюты страны пребывания, если едете за рубеж.
  • Чтобы избежать конфликтов, договаривайтесь обо всём заранее и выберите руководителя поездки.

Чаще всего любители автомобильного туризма арендуют машину на месте, и вполне понятно, почему. На собственном автомобиле особенно далеко не уедешь, если только не доставлять его к месту начала путешествия – а это дорого, и оправданно разве что в случае какой-то внедорожной экспедиции.

Мы же поговорим не о подобном экстриме, а о простом туризме. Естественно, в первую очередь разговор пойдёт о Европе, как наиболее популярном направлении автотуризма. Конечно, кто-то может собраться из России и на юг, или, к примеру, с Дальнего Востока в Китай – но общие советы подойдут в любом случае, а более специфические – тема отдельного разговора. Восток, как известно, дело тонкое.

Рациональная причина может быть только одна: потому, что это ваш собственный автомобиль. Вы к нему привыкли, вы в нём уверены (в отличие от прокатных авто), он хорошо приспособлен именно для ваших нужд.

Некоторые предпочитают ехать на собственно автомобиле потому, что он довольно дорогой – а машину аналогичного класса, в отличие от дешёвых моделей, арендовать довольно проблематично, даже в Европе.

Так или иначе, ехать вы решили на собственном транспорте. Что нужно учитывать?

Маршрут: не только по суше

В Европе довольно хорошо развито паромное сообщение – поэтому не спешите исключать из своего маршрута точки, отделённые от его основной части водными преградами. Паромное сообщение чрезвычайно развито на Балтийском и Северном морях, но вполне часто встречаются и в южной части Европы.

Зачастую добраться куда-то морем вместе со своим автомобилем – и дешевле, и быстрее, чем в объезд. Так что изучите подобные возможности в интересующем вас регионе. Ходят паромы быстро, стоят недорого, и весьма комфортабельны.

Насколько удобно будет в этой местности на вашем автомобиле?

Банально, но подумать об этом многие забывают. К примеру, если вы предполагает поездки по европейским городам – то столь актуальный в Москве большой внедорожник будет там крайне неудобен. Узкие улицы, мало места для парковки, да и вообще – вы будете выглядеть диковато.

С другой стороны, даже в Европе немало сложных дорог, и, если ваша цель – природные красоты, но городская малолитражка может и подвести. Возможно, лучше всё-таки взять напрокат что-то более подходящее.

Или, к примеру, на немецких автобанах, имея автомобиль с двигателем менее 1,6 литра, вы будете чувствовать себя крайне неуютно – ехать нужно быстро.

Формальности на границе

Внимательно изучите этот вопрос заранее.

Страховка в Европе потребуется обязательно, да и не только в Европе. Без неё вас могут просто не пропустить, а если и пустят – возможные проблемы вам не нужны. Можно обзавестись страховкой заранее, но, в случае чего – к вашим услугам многочисленные пункты её оформления вблизи границ с Евросоюзом. Без полиса не останетесь.

Обратите внимание на техническое состояние машины : европейские пограничники предъявляют к нему весьма жёсткие и чётко прописанные требования. Если что-то не так – уболтать их не получится, и не надейтесь. Детали нужно уточнить непосредственно перед поездкой, поскольку правила могут меняться – но даже с трещиной в лобовом стекле, которая может долгое время совсем не беспокоить в России, вы рискуете никуда не уехать. Не говоря уж о более серьёзных проблемах вроде неработающей электрики. Да и соответствие экологическим стандартам – важный момент.

Есть и другие нюансы – например, у финнов чётко указаны даты перехода на летнюю и зимнюю резину, и их придётся придерживаться вне зависимости от реальной погоды.

Топливо

Бензин в Европе – дорогой, а в Азии – как правило, некачественный. Эти два тезиса – основа для серьёзных размышлений.

Действительно серьёзных: прожорливая машина в Европе может стать основной статьёй расхода, а чуткая к качеству топлива – элементарно сломаться после сомнительной заправки в Азии.

Ещё один совет может показаться вам смешным, но на самом деле вопрос — очень серьёзный. Убедитесь, что знаете, как нужный вам тип топлива называется в стране, куда вы едете. Думаете, в этом вопросе всё просто? А вот и нет.

Как вы думаете, что такое gasolio и gasoleo на итальянском и испанском языках? Бензин, по аналогии с английским gasoline? Как бы не так – это подвид дизельного топлива. Последствия ошибки любой автомобилист представляет себе во всех красках.

Нарушения

Введение платной парковки в Москве и видеофиксация нарушений с рассылкой «писем счастья» постепенно учат ездить и парковаться по правилам. Но учат медленно.

Путешествие на машине - это всегда свобода передвижения, практически неограниченный объем багажа и, самое главное, возможность поменять маршрут в любой момент. Неудивительно, что все больше людей выбирают этот способ перемещения в отпуске. Февральские праздники - это отличный повод посмотреть что-то новое и совершить свое первое небольшое автопутешествие. Юрист Валерия Белова провела зимние каникулы в поездке по Европе и написала о том, как подготовиться к путешествию на машине и чего в нем ждать.

Маршрут

Валерия Белова: Свое последнее автопутешествие я совершила этой зимой. Побывала в Белоруссии, Польше, Словакии, Венгрии и Румынии. Все эти страны мне хотелось сравнить между собой и посмотреть не только крупные города и столицы, но и провинцию.

В Белоруссии меня особенно поразили замки, расположенные на старой польской территории, а в Румынии - небольшие приграничные города, выстроенные в стиле барокко. В Словакии и Польше необычайно хороши горы (и козий сыр). А в Венгрии чудесные минеральные купальни и спа.

Подготовка к поездке

Время подготовки к путешествию зависит от дальности поездки, состояния автомобиля и того, насколько досконально вы хотите все продумать. Лично мне хватило недели. Я прошла ТО, докупила все для машины, помыла ее, заправила, приобрела страховку и запаслась едой. Потратила я на все примерно 15 тысяч рублей. Шенгенская виза у меня была получена заранее, и на это время и деньги не потребовались.

Стоит отметить, что в Белоруссию виза не требуется, да и период подготовки меньше. Так как она ближе и граница мягче.

Но вернемся к самой машине. Погранслужбы предъявляют к ней не так много требований, но их лучше всего соблюдать:

Исправность

Не стоит удивляться, если на границе захотят проверить работу фар и иных систем. Перед путешествием уточните техническое состояние автомобиля и устраните все выявленные недочеты (начать лучше всего с полной диагностики).

И не забудьте поставить правильные шины, ведь в большинстве европейских стран шипы запрещены и в зимнее время лучше ехать на так называемых липучках, но в Скандинавии, напротив, могут потребовать резину с шипами. Если ваш путь будет пролегать через горы, то на некоторых участках вам также могут потребоваться цепи на колеса.

Чистота

Не обязательно мыть машину непосредственно перед пересечением границы, но за день до начала поездки лучше все же это сделать (к тому же во время движения по европейским странам она практически не испачкается).

Исправность

На мелкие царапины, потертости или сколы внимания не обращают, но большие повреждения кузова, стекол или фар могут привлечь внимание пограничников и привести к дополнительным вопросам и сложностям на границе.

В машине стоит обязательно иметь такие вещи:

Аптечку (не забудьте проверить ее состав и срока годности медикаментов),

Знак аварийной остановки (треугольник) и светоотражающий жилет,

Буксировочный трос,

Провода вспомогательного запуска (для прикуривания),

Смазку WD-40 (мне кажется, что данное средство известно всем автолюбителям своей универсальностью и не требует дополнительных пояснений),

Щетку для чистки автомобиля,

Жидкость для омывания стекол.

Ведь кто знает, что и когда может пригодиться, да и к тому же часть из этих предметов обязательно должна быть в машине в соответствии с законами России и европейских государств.

Чего не стоит брать, так это антирадары: во многих европейских странах они запрещены (а в некоторых даже незаконны и их наличие влечет штрафы). Сильная тонировка также не всегда легальна, поэтому рекомендуем заранее уточнить требования стран, которые вы собираетесь посетить, или вовсе воздержаться от поездки на слишком тонированном автомобиле.

Что взять с собой

Еда. Какая дорога без вкусных перекусов? Советую взять много разной еды - и по чуть-чуть. Одно и то же быстро надоест, да и трудно угадать, чего именно захочется. Но однозначно не стоит брать сильно пахнущие и сильно пачкающиеся продукты, ведь путешествие долгое и хочется провести его с комфортом.

Особое внимание стоит уделить напиткам. Лучше всего взять несколько небольших бутылочек негазированной воды, а остальное - по желанию.

Карты. Мне удобнее использовать их электронные варианты, которые работают без доступа в интернет. Лично я использовала maps.me или City Maps 2Go. В обоих приложениях можно скачать карты, строить маршруты, а также найти кафе и достопримечательности. Но если вы привыкли к бумаге, то берите их. Главное, чтобы вам был удобно и понятно.

Музыка. Дорога длинная, и в автомобиле вы проведете достаточно много времени, поэтому лучше заранее запастись музыкой на любой вкус и настроение, иначе вы рискуете слушать местные европейские радиостанции и наслаждаться их подборками.

Еще стоит захватить плед и небольшую подушку, чтобы недолго подремать, пока ваш компаньон ведет машину.

Какие автодокументы необходимы

В поездке (помимо загранпаспорта и визы в европейских странах и российского паспорта, например, в Белоруссии) вам потребуется свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права.

Стоит отметить, что если у вас права старого образца, то на всякий случай стоит заранее получить международные (так как старые российские содержат информацию только на русском языке и зачастую они непонятны иностранным правоохранителям).

Кроме того, необходим международный страховой полис (Green Card). В далеком 2009 году Россия стала участником международной конвенции по оформлению Green Card («Зеленая карта»). Теперь при путешествии на автомобиле в другие страны нужно приобрести этот страховой полис, который по сути является международным аналогом ОСАГО.

Купить его можно практически в любой страховой компании. Для этого необходимо предъявить паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и заполнить заявление. А также оплатить стоимость страховки, которая зависит от срока действия, типа транспортного средства и страны назначения. Так, один месяц страховки легкового автомобиля для путешествия по всем странам - участницам международной конвенции обойдется в 4 180 рублей, а при поездке только в Азербайджан, Беларусь, Молдову или Украину достаточно 2 190 рублей.

Важно отметить, что количество лиц, допущенных к управлению, не ограничено, нет ограничений по возрасту и стажу водителей.

Пересечение границы

При пересечении границы России и страны, входящей в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия), пограничный контроль практически отсутствует, но иногда у вас все же могут проверить документы, поэтому их лучше всего совсем далеко не убирать.

По-другому обстоят дела на иных границах. Они представляют собой пропускные пункты с двух сторон и немного свободной территории посередине (ее размер часто варьируется в зависимости от местонахождения).

С каждой стороны вы проходите таможенный (чаще всего зрительный осмотр машины, открытие багажника) и паспортно-визовый контроль.

Минимальное время пересечения границы, на которой осуществляется проверка паспортов и виз, - примерно 45 минут, при условии, если на ней практически никого, кроме вас, не будет. Но лучше всего на это закладывать около трех-четырех часов.

Предугадать количество машин на границе достаточно сложно, однако сегодня практически все пропускные пункты оборудованы веб-камерами, трансляцию с которых можно посмотреть онлайн и получить примерное представление о загруженности.

Однако границы между странами Евросоюза можно пройти быстрее, так как документы обычно не проверяются и вы просто едете дальше.

Кстати, получить отметку на документах для Tax free можно и при пересечении границы на автомобиле. Но тут нет единой рекомендации по местонахождению специалиста таможенной службы, который проставит вам все штампы, необходимые при получении денег в банках - партнерах программ Tax free. Единственный совет - быть внимательнее и следить за всеми указателями, потому что сдать назад на границе вряд ли получится.

Особенности разных стран

При автопутешествии стоит помнить, что страны отличаются не только своей историей, архитектурой и культурой, но и стоимостью бензина, наличием или отсутствием платных дорог, правилами дорожного движения, а также особенностями вождения и дорожным покрытием. И к этому стоит быть готовыми. Вот какие особенности заметила я.

Беларусь

АИ-95 - 1,19 белорусского рубля (около 37 рублей)

Страна с хорошими дорогами и строгим скоростным режимом. Тут нет так называемых «+20», и радары считывают действительную скорость без погрешности. Несмотря на наличие платных дорог, россиянам (на легковых автомобилях) за них платить не нужно, поэтому можно спокойно путешествовать без лишних трат.

Стоимость бензина на всех заправках практически одинаковая, и можно не тратить время на поиск заправки подешевле.

Полиция в Белоруссии неподкупна, а пограничники достаточно строги, поэтому ехать стоит аккуратно - тогда все будет отлично.

Польша

АИ-95 - 4,70 злотого (около 69 рублей)

В целом в Польше хорошие дороги, но их качество и освещенность сильно отличается в разных воеводствах (местностях).

Лично меня поразила «поющая разметка» на автобанах. Так при попадании колеса на разметку благодаря трению издается звук, который при долгой дороге отлично бодрит и держит тебя в тонусе.

Интересно, что в деревнях можно часто встретить светоотражающую разметку, которая помогает вести машину в темноте.

Платные дороги в стране есть, но оплачиваются они по примеру российских аналогов (при подъезде к ним/выезде с них), поэтому особых трудностей возникнуть не должно.

Словакия

АИ-95 - 1,16 евро (примерно 71 рубль)

При въезде в Словакию стоит заранее приобрести электронную виньетку на специальном сайте . Фактически номер вашей машины вносится в электронную базу на определенный оплаченный срок, и вы можете без ограничений пользоваться всеми дорогами страны.

Словацкая полиция обожает проверять факт оплаты дорог, останавливая иностранные машины.

Румыния

АИ-95 - 4,80 лея (примерно 66 рублей)

Платные дороги есть и в Румынии. Принцип их действия аналогичен словацкому. Поэтому, как пояснили пограничники, оплачивать их лучше всего на заправках или на сайте . При въезде в страну можно увидеть огромное количество частных магазинчиков, которые предлагают аналогичные услуги, но не стоит к ним обращаться, так как они часто обманывают туристов, беря деньги и не внося данные о машине в систему.

Водят румыны эмоционально, поэтому не удивляйтесь, если водители соседних машин помигают вам фарами и попросят ехать побыстрее.

Литва

АИ-95 - 1,19 евро (примерно 72 рубля)

Во всех прибалтийских странах практически нет хайвеев, поэтому путешествовать быстро не получится. Средняя скорость движения - 70 км/ч, несмотря на то, что ограничение скорости в 50 км/ч существует только в населенных пунктах. Вне их можно ехать 90 км/ч, а на трассах (если вам повезет их встретить) - 110 км/ч.

Стоит отметить, что путешествовать на легковом автомобиле по Литве можно без дополнительных трат, так как плата за пользование дорогами взимается только с грузового транспорта.

Латвия

АИ-95 - 1,15 евро (примерно 70 рублей)

Плата за дороги с легковых автомобилей взимается только в курортной зоне Юрмала с 1 апреля по 30 сентября. В остальное время проезд свободный.

К сожалению, я столкнулась с коррумпированными сотрудниками полиции, которые при малейшем нарушении требуют оплатить «штраф».

Эстония

АИ-95 - 1,22 евро (примерно 74 рубля)

Еще одна страна без платных дорог и сборов с легкового автотранспорта.

К тому же здесь практически нет полицейских засад на дорогах. Однако не стоит расслабляться и лихачить. В стране установлено множество камер, фиксирующих все нарушения дорожного движения.

Спланировать идеальное путешествие — дело нехитрое. Статей на эту тему — вагон и маленькая тележка, бери и читай. Но разве жизнь была бы такой интересной, если бы не ошибки, любимые грабли и просчёты? Устали от предсказуемости поездок? Сейчас я вам дам несколько вредных советов, которые вполне себе способны превратить любое автопутешествие в насыщенное, запоминающееся приключение, которое оставит вас без денег и настроения. :)

Большая часть этих советов родилась из моего собственного бесценного опыта. С удовольствием вручаю вам свои грабли — авось, когда-нибудь на них тоже наступите.


Начну с планирования поездки.

Планирование

1. Никогда не планируйте маршрут заранее. Особенно, если у вас ограниченное время поездки — неделя или две. Времени — вагон, по пути разберётесь, куда и зачем ехать. Тайминг — для дураков. Самые тупые из них, как я, пользуются программой Google Earth , отмечают точки и через экспорт (файл KMZ/KML) переносят их в программу-навигатор MAPS.ME на смартфоне. Очень бесполезный сервис rutraveller.ru — там отмечены точки народных достопримечательностей. Но вам-то они зачем? Эйфелева башня и так все знают, где находится. Расставлять приоритеты достопримечательностей — такая же напрасная потеря времени.

2. Не читайте специализированные форумы, вроде Винского - полезного там мало. Будьте первооткрывателями! Мало ли где люди уже побывали — ваш опыт бесценен! Однажды я воспользовался этим советом, долго ехал в румынских Карпатах по Трансфэгэрашскому шоссе, чтобы пересечь хребет, и уткнулся в тупик. Оказалось, что в горах в мае еще лежит снег и дорога открывается только в конце июня.

3. Не стоит узнавать заранее про особенности ПДД и правила ввоза автомобилей в ту страну, куда собираетесь. Поверьте, всё везде как у нас. А если к вам вдруг пристанут с требованием выдернуть шипы из зимней резины где-нибудь в Польше, или содрать тонировку задних стёкол в Азербайджане — просто шлите лесом, полицейские и пограничники неправы.

4. Рассчитывайте в день проезжать по 1000 километров — быстрее доедете. К примеру, однажды я возвращался из Крыма домой и 2000 км проехал за 28 часов без остановки и ночёвки. Это было круто! Неопытные путешественники обычно планируют дневной пробег не более 600 км, а с остановками на осмотр достопримечательностей по пути — 250-300 км.

5. Выбирайте всегда самый крупный в стране город для ночёвки — в цивилизации всегда удобнее. И лучше всего заезжать в него в конце утомительного дорожного дня вечером, в 17-18 часов, когда в городе меньше всего пробок. Как здорово в конце дня покататься по узким улицам в поисках нужного адреса! Романтика!


Итак, маршрут не спланирован, приступаем к подготовке.

Подготовка

6. Не делайте МВУ (международное водительское удостоверение, книжка-перевод национальных прав) — лишняя трата денег. Особенно, если у вас права старого образца (до 2011 года).

7. Не берите в дорогу наличку — сейчас 21-й век на дворе и везде можно расплатиться картой. А если нельзя, то в любой деревне стоят банкоматы — снимете.

8. Все свои вещи укладывайте в одну большую тяжёлую сумку — всё пригодится. Слабаки, которые не способны каждый вечер доставать чемодан из багажника и переть его по лестнице в номер или квартиру, самые необходимые вечером и утром вещи кладут в маленькую сумочку, которую и берут с собой.

9. Не стоит распечатывать маршрутный лист с адресами, картами и контактами жилья — 21-й век опять же, зачем бумагу тратить. Смартфоны и планшеты — техника надёжная и в самый ответственный момент никогда не подводит.

10. Не покупайте страховку жизни и здоровья — что плохого может случиться в дороге? В крайнем случае, просто оплатите медицинские услуги на месте — в Европе и других странах они недорогие.

11. Всегда пользуйтесь российскими симками в роуминге - это очень дёшево! Те, кто не знает об этом (вроде меня), пользуются туристическими («Дримсим», например) и SIP-клиентами-приложениями, вроде eMotion (при подключенной услуге Мегафон.Мультифон).

12. Не берите с собой трос, запас жидкостей и всякие там расходники, типа лампочек — у других водителей на дороге этого добра навалом, спросите.

13. Не берите в дорогу развлечения для детей — им будет очень интересно просто смотреть в окно! Нечего баловать их всякими читалками, мультиками на планшетах, играми и аудиосказками.


Решили не ехать на своей машине, а взять в аренду?

Аренда авто

14. Берите в аренду в самой первой попавшейся компании с мировым именем. Там точно будет дешевле и по условиям выгоднее. То, что на кредитке сумму франшизы в 300-400 евро заблокируют — не беда, у всех так. А о том, что кроме Hertz и Europcar могут быть десятки местных прокатных контор, знать не нужно. Да и связываться с ними тоже — они берут налом, без всяких франшиз и ограничений, с полной страховкой. Подозрительные ребята.

15. Взяли в аренду? Нет нужды проверять страховку и другие документы на машину — надо доверять людям. Когда-то давно я взял машину в Черногории и поехал на ней в Боснию. На границе оказалось, что страховка выписана на другую машину — не проблема, всегда можно договориться с пограничником.

16. Не проверяйте в прокатной конторе, есть ли в машине запасное колесо, баллонный ключ, который подходит ко всем гайкам и работающий домкрат. Если что, просто вызовете эвакуатор. В горы.

17. Не проверяйте и не фиксируйте повреждения на арендованной машине — если хозяин сказал, что всё ОК, то так оно и есть. Если что, то потом при возвращении оплатите чужие царапины, делов-то.

18. Всегда выбирайте хорошо просматриваемую снаружи машину — вам нечего скрывать от людей. А вещи оставляйте на видном месте. Я скрытный человек, поэтому люблю, когда мои драгоценные вещички лежат под железной крышкой багажника, а на заднем сиденье не валяется ноут.

Машина не заправлена, ничего не готово — в путь!

Путешествие

19. Зачем брать отели на ночь, если можно как следует поспать в машине? Экономия на лицо! Старые, немощные путешественники же любят поваляться на кроватке, расправить свои кости и всласть выспаться. А вам, молодым, этого не нужно — усталость никогда не накапливается и на вождение на следующий день никак не влияет.

20. Бросайте машину в городе где хотите — знаки придумали для дураков. Все эти запрещающие парковку разметки не работают — ничего с машиной не случится. Я сам проверял в Софии: подумаешь, блокиратор колеса поставили. За 1000 рублей как поставили, так и сняли.

21. Не пристёгивайтесь ремнями, если доехать всего 50 метров. А полицию, которая в туристических местах специально пристально наблюдает за приезжими, шлите лесом. Был у меня такой случай в Грузии, когда в Степанцминде отъехали от парковки на 10 метров, на ходу пристёгиваясь ремнями, как за нами увязался полицейский джип с мигалками. Они до этого стояли неподалёку и, видимо, просто пасли нас. Начал движение без ремня — формально штраф. Ну, 1000+ рублей сегодня не деньги. Подумаешь...

24. Не пользуйтесь туристическими приложениями в смартфоне — язык до Киева доведёт. Лично я привык узнавать дорогу у навигатора, а том, где остановиться на ночь — в приложениях Hostelworld, AirBnB, Hotellook, Booking и Суточно.ру. Про поесть спрашиваю TripAdvisor и Foursquare, а лучшие места для фоток ищу в MAPS.ME и ViewPointer.

25. Всегда доверяйте навигатору — техника не обманет, я уже говорил об этом. Хотя бывает иногда, когда навигатор предлагает спрыгнуть с развязки, поехать по встречке или пересечь реку вброд. Но это не страшно и только добавляет куража к замечательному путешествию!

И последний бонусный совет тем, кто дочитал ко конца.

Не спешите путешествовать сейчас, пока молодые. Торопиться некуда. Поработайте до старости, скопите побольше денег, передайте дела молодому преемнику и отправляйтесь покорять мир! Возможностей путешествовать в старости у вас будет намного больше, чем сейчас!

Спонтанной вам поездки;)

PS. Я что-то пропустил? Накидайте в комментариях парочку вредных советов от себя!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»