Самый лучший утилитарный снегоход для охоты. Как выбрать снегоход? Покупаем «зимнего коня»! Известные модели и бренды

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Когда Yamaha разрабатывала серьезный утилитарный снегоход, она не брала за основу существующие мощные спортивные аппараты, но немного спортивности все же добавила. Не стоит сбрасывать со счетов Yamaha RS Viking Professional, считая его скучной «рабочей лошадкой». У этого зимнего грузовичка прекрасная наследственность, он работает, а вы знай себе посвистываете!

Как хорошо известно поклонникам Ямахи, снегоходы RS Viking Professional (Ямаха Викинг Профессионал) - это жидкостного охлаждения, с А-образными рычагами подвески модернизированная версия воздушного охлаждения Viking 540 (Викинг 540). Кстати, если вам нужна именно эта модель, то она по-прежнему очень популярна в Канаде, странах Скандинавии и России. Столь популярный в горнолыжных центрах, службах спасения и клубах любителей езды на снегоходах Yamaha VK 540 в настоящее время уступает более мощному RS Viking Professional с его жидкосто охлаждаемым двигателем Genesis 120 почти втрое.

Независимая передняя подвеска Viking Professional помогает снегоходу не застревать в снегу при движении задним ходом

Примечательно, что рабочие модели снегоходов Yamaha, как Viking 540, так и RS Viking Professional, имеют множество преданных приверженцев в мире снега. Снегоходы Yamaha, перевозящие грузы, можно найти в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты, но также легко их можно встретить и на самых гламурных лыжных склонах, перевозящими незадачливых лыжников, сломавших лыжи на спусках.

И если наш давнишний любимец Yamaha Viking 540 (Снегоход Ямаха Викинг 540) был ограничен в своих возможностях 535 см³ двухтактным ямаховским двигателем, то его двойник Yamaha RS Viking Professional (Ямаха Викинг Профессионал) с испытанным 973-кубовым 4-тактником их утроил. С 120 лошадиными силами на выходе RS Viking Professional может и лучше буксировать, и забраться выше благодаря высокому крутящему моменту жидкостно охлаждаемого мотора и трехскоростной коробке передач. Большинство пользователей вполне довольны ездой на обычной передней передаче, но если понадобилась большая мощность, то просто остановите снегоход, переключитесь на пониженную передачу и нет проблем. Ну и не стоит, наверное, повторять, что конечно же есть и реверс.

Задняя передача является стандартной для коробок с повышенной/пониженной передачами

Поскольку снегоход Yamaha RS Viking Professional был разработан как утилитарный, он оснащается самым совершенным 4-тактным ямаховским двигателем. Genesis 120 разрабатывался специально как двигатель для снегоходов, т.е. с большим крутящим моментом и высоким КПД, обусловленным системой топливного впрыска. Воздухоохлажаемый двигатель Viking 540 тоже обладает высоким крутящим моментом, но, будучи 2-тактным, он имеет тенденцию постепенно терять мощность после того, как она достигает своего среднего уровня. 4-тактный RS Viking Professional тянет втрое дольше, до пика около 8200 оборотов, что делает его прекрасной заменой VK 540. И хотя двигатель с жидкостным охлаждением имеет сравнительно высокий 11.3 коэффициент сжатия, он прекрасно работает на обычном 87-октановом бензине.

Шасси RS Viking Professional cконструировано специально под Genesis 120, это жесткое шасси Deltabox с низким центральным расположением двигателя для улучшения управляемости снегохода. Разработанная Yamaha система привода YVXC работает с трехскоростной коробкой передач, и вы можете полностью положиться на двухпоршневую дисковую тормозную систему, когда понадобиться затормозить. Тормозные диски вентилируются, что обеспечивает как снижение общего веса конструкции, так и улучшает охлаждение тормозной системы. Таким образом, это существенно более модернизированный вариант, чем у Викинга 540 (VK 540), оснащенного механическими дисковыми тормозами.

А-образные рычаги

Очевидные обновления внесены в конструкцию передней подвески. На снегоходе Yamaha Viking 540 используются стойки телескопической конструкции, разработанные конструкторами Yamaha еще в начале 1980 года. Викинг Профессионал (VK Professional) предлагает конструкцию поперечных рычагов второго поколения, имеющую короткие шпиндели на лыжах в сочетании с длинными А-образно изогнутыми рычагами. Форма изгиба хорошо продумана, ее задачей является помочь снегоходу RS Viking двигаться по пересеченной местности и глубокому снегу. Колея лыж VK Professional на 125 мм шире (1085 мм), чем у VK 540 с его 960 мм. К тому же вы обнаружите, что «снегоход Ямаха Профессионал» на самом деле довольно шустрый для своих увесистых 355 кг, так как инженеры Yamaha снабдили его 23- градусным углом продольного наклона оси поворота колеса для плавного маневрирования. Руль снегохода RS Viking имеет идеальную ширину, адекватно подобранную для обеспечения хорошего лавирования, и имеет регулируемый подогрев рукояток. Имеется даже «горная» перемычка, позволяющая сдвинуть руки на руле в положение, необходимое для маневра в узких пространствах. Волноваться не о чем, RS Viking Professional имеет превосходную флотацию и легко идет по рыхлому снегу благодаря идеальной комбинации широких пластиковых лыж и независимой двухрычажной передней подвески.

Подвеска с А-образными рычагами обеспечивает Yamaha RS Viking Professional его непревзойденную управляемость

Сзади Ямаха Викинг Профессионал (VK Professional) демонстрирует серьезные инженерные решения. Задняя часть снегохода заметно вытянута, что позволяет ему легко преодолевать препятствия и не позволяет снегоходу зарываться в снег при движении задним ходом. А кроме того, имеется возможность быстрой настройки амортизатора и пружины при увеличении или уменьшении загрузки снегохода.

Размещение груза.

Высокое широкое сиденье RS Viking Professional со встроенным багажным отсеком расположено над задней подвеской ProAction Plus и 3962-миллиметровым гусеничным траком. Задняя часть сиденья снегохода RS Viking, предназначенная для пассажира, снимается, освобождая больше места для размещения багажа на задней багажной площадке. Окиньте крышку сиденья – и перед вами вместительная подседельная емкость для хранения веревки, инструментов, ручной лебедки или просто чего-нибудь перекусить.

Поверните ключ для запуска всех 120 «лошадей» Викинга (Viking)

Снегоход Yamaha RS Viking Professional стал ощутимым шагом вперед от уже отходящего на второй план, но все еще очень и очень популярного Yamaha Viking 540. Алюминиевая рама имеет легкий вес благодаря запатентованной Yamaha технологии литья под давлением с регулируемым расходом (Controlled Flow die casting technology), в результате чего стало возможным изготовление более тонкостенных и вместе с тем более прочных деталей. Двигатель – это безусловно главное усовершенствование, приведшее к увеличению мощности и крутящего момента в новом RS Viking. Но также вы несомненно откроете для себя, что этот новый утилитарник, несмотря на обманчивую внешность, вполне спортивен и способен на очень достойную езду на трассе, так что для управления им нужно быть опытным наездником

Небольшим снегоходным клубам необходимы хорошие многоцелевые машины для вызволения попавших в аварию снегоходов вместе с их водителями, поддержания узких вспомогательных трасс или выполнения других необходимых работ в клубе, и Yamaha RS Viking Professional здесь является идеальным выбором. Он такой же надежный, как и Yamaha Viking 540, на смену которому он пришел. У него прочный передний бампер, зеркала заднего вида и стандартный фаркоп. Все это делает последний из утилитарных снегоходов Yamaha превосходным выбором. И, конечно, вы убедитесь, что с утроенным крутящим моментом и А-образным типом передней подвески, этот снегоход будет куда более востребован в клубах для выполнения повседневных работ.

Сравнительный тест-драйв утилитарных снегоходов BRP длиной во всю зиму

Самый объективный и в то же время достаточный период для длительного теста сезонной техники – весь сезон. Так что впечатления сложились вполне конкретные и проверенные многими километрами. Утилитарные снегоходы – это самый распространенный класс ввиду большого интереса к ним рыбаков, охотников, да и просто более практичных людей, нежели тех, кто покупает спортивный снегоход. Если вы планируете приобрести свой первый снегоход, то лучше начинать с утилитарника, и, возможно, это станет ваш любимый класс. Эти рабочие лошадки могут возить нескольких человек, тянуть сани, пробираться по лесам благодаря широкой гусенице или вытащить из леса второй сломанный снегоход.

В нашем тест-драйве участвовали два снегохода Lynx, а именно модели Yeti 59 и Commander 600 LTD, а также Skandic WT от Ski-Doo с мотором 550F. Со стороны непосвященный в тонкости BRP человек сможет отличить их, возможно, только по цвету, однако самым интересным будет сравнить именно силовые агрегаты снегоходов, ведь в остальном они похожи, как братья. Обладая схожей массой около 280-300 кг, одинаковыми габаритами, многими одинаковыми кузовными панелями, рулями, сиденьями и оптикой, они производят совершенно разное впечатление и каждый ориентирован на своего покупателя.

Начинает обзор самый доступный из троицы, самый знаменитый и самый желтый. WT в его обозначении расшифровывается как Widetrack, т.е. катящийся на гусенице в полметра шириной (у двух других снегоходов ширина гусеницы та же, но в названии это никак не отражается). Заметной на ходу отличительной чертой являются его лыжи – их профиль имеет прямоугольный в сечении киль (родственники Lynx ездят с более сглаженными килями), и это дает ему некоторую большую цепкость на утоптанном снегу при прохождении поворотов. Однако, стоят эти лыжи, как и расширительные накладки на них, почти ровно в два раза дороже.

Этот красавец выполнен в самом ярком цвете, он красный, и наиболее заметен среди бескрайних снегов. Для кого-то это покажется плюсом, ведь порой жизнь в лесу зависит как раз от того, чтобы тебя вовремя заметили и спасли, но многие охотники и рыболовы предпочитают наоборот лучше прятаться и маскироваться, чтобы не спугнуть добычу. В базовой версии Yeti предлагается без задней секции пассажира, и это довольно странно. Конечно, нет никаких проблем, ее можно докупить тут же, у дилера, и тогда сиденье через минуту станет двухместным, но все же странно, что утилитарный снегоход не комплектуют им с завода. И стоит отдельно это маленькое сиденье больше 30000 рублей. Зато в базовой комплектации и Yeti, и Commander оборудованы фирменными крюками-фаркопами, а у Skandic установлена лишь подготовка под фаркоп. Еще, пожалуй, самым заметным отличием обоих Lynx от Skandic является подсветка приборов субъективно более приятного цвета – белая (у Ski-Doo желтая) и наличие DESS-ключей, а не простого железного.

Xtrim Commander – уже самый серьезный снегоход из рассматриваемых. Комплектация LTD богато оснащена полезным в походах дополнительным оборудованием, включающим задний пластиковый кофр, складную лопату, упоры для ног заднего пассажира, спинку пассажирского сиденья (которая дает действительно комфорт заднему пассажиру, и которая действительно полезна при дальних вояжах вдвоем), светодиодный фонарь и необычное более дорогое тиснение на сиденье. Конечно, можно всем этим укомплектовать и два других снегохода, но цена за все эти аксессуары перевалит 50000 рублей. Белый цвет кузовных панелей выглядит очень нарядно, но на фоне снегов теряется. Полезнейшая вещь на Коммандере – его мультифункциональный цифровой дисплей в центре панели приборов – выводит множество интересных параметров. Также отличие этого снегохода от двух остальных – десятипозиционное регулирование подогревов ручек руля и курка газа, вместо привычных двух. Но все же наибольшая его отличительная черта раскрывается в движении: во-первых, это самый быстрый из трех снегоходов, но о моторах мы поговорим отдельно, а во-вторых, это самый устойчивый по управляемости из-за иной конструкции передней подвески. Здесь она выполнены на А-образных рычагах, лыжи расставлены более широко, и даже есть возможность установить стабилизатор поперечной устойчивости.

А теперь перейдем к самой интересной части – моторам

Три эти аппарата укомплектованы тремя разными двигателями BRP, и описание каждого способно вылиться в целую статью. Примечательно, что Ski-Doo предлагает три разные модификации Skandic, с моторами 550F – самый доступный, 600ACE – дороже примерно на 100000 рублей и 600E-Tec, который дороже еще на 100000 рублей. Нам повезло, что на снегоходах установлены как раз три эти двигателя, так что описание для потенциальных покупателей будет интересным.

Запуск в холодную погоду тяжелее всего дается 550F – приходится полностью открыть подсос и подольше покрутить стартером. Дальше он обычно заводится, если мороз не ниже -35, все вокруг заполняют клубы сизого дыма, пока не прогреется двигатель. Часто с первого раза мотор не завести. Немного поработав, он глохнет, и приходится крутить стартером заново. Выйдя на рабочую температуру, дымить мотор перестанет, но запах сгорающего в двухтактном двигателе масла все же останется. Возможно, поэтому в Европе такой двигатель уже не продается, чтобы не злить экологов. Стоит отметить, что в него можно заливать и минеральное инжекционное масло – здесь он совершенно не требователен, хотя, конечно, каждый заправляет то масло, которое считает нужным. При езде в одиночку это практически не мешает, но снегоходы, двигающиеся позади при движении в колоне, будут страдать. Однако, этот мотор наиболее простой и реанимировать его в дальней экспедиции будет наиболее просто, т.к. электроники на нем нет, и всю электрику, к примеру, защищает всего один предохранитель. Еще к нюансам мотора следует отнести немалый расход топлива. Отправляясь в дальний поход, возьмите запас горючего, т.к. даже стараясь экономить топливо и двигаясь крайне неспешно, расход вряд ли будет ниже 20 литров на 100 км пробега. Мотор этот выпускается уже многие годы, и специалисты из BRP утверждают, что надежность его проверена временем, хотя владельцы со снегоходных форумов говорят о необходимости капитального ремонта примерно каждые 20000 км. Цифра для многих абстрактная, кто-то выкатает половину за сезон, а кому-то хватит лет на 20 при использовании снегохода раз в неделю. Набирает мощность мотор с увеличением оборотов нелинейно: до 4500 об/мин мотор довольно тих и не разгонится больше 20 км/ч, однако дальше идет резкий всплеск мощности, и снегоход оживает вплоть до предельных 100-110 км/ч.

600ACE – мотор более предсказуемый. Тяга начинается чуть ли не с холостых оборотов. Его не нужно сильно крутить, а для того, чтобы тронуться с места достаточно просто немного приоткрыть газ. Привыкаешь моментально. Сколько газа открыл – столько и получил, ни больше, ни меньше. Возрастание крутящего момента разложено максимально линейно на весь диапазон оборотов, и это, бесспорно, добавляет обратной связи. Можно легко идти внатяг, тихо-тихо прокрадываясь по лесу. Четырехтактный мотор не требует инжекционного масла, нужно только периодически проверять уровень масла в картере щупом, а топлива потребляет меньше всех. Средний расход около 10 л на 100 км пути – прекрасный показатель, однако полностью ощутить это удастся в дальних поездках, когда не придется тащить целые сани с горючим. Запаха выхлопных газов не ощущается абсолютно, а радости от управления много. При немалых габаритных размерах снегохода создается ощущение, что едешь по лесу на этаком макси-скутере. Однако, сильно разгонятся такой мотор тоже не даст, его максимальная скорость составляет около 110 км/ч.

Теперь рассмотрим оставшийся двигатель, 600 E-Tec. Когда на спидометре 100-110 км/ч, кажется, что только сейчас он поедет по-настоящему. До этой цифры разгон был и так интенсивным, быстрее, чем у остальных, но по достижении двигателем высших оборотов, идет новый подхват и снегоход уносится дальше с еще большим остервенением вплоть до 160 км/ч. Удивительный мотор! При том же объеме, что у конкурентов, специалисты BRP смогли снять с него 115 лошадиных сил вместо 57 у 550-ки и 60 у 600ACE! Особенность заключается в клапанах 3D RAVE и способности очень качественно послойно сжигать подаваемое в камеру сгорания топливо. Всем правит электроника, тут ее много, но от этого не становится страшно; она даже способна сама законсервировать двигатель на сезон хранения или оградить неопытного водителя от чрезмерно активного катания в период обкатки двигателя. Однако, этот двухтактник уже требователен к качеству и бензина (лучше не жалеть деньги и лить бензин с октановым числом 98) и инжекционному маслу (хотя бы полусинтетика, но синтетика, конечно, предпочтительнее). Если выполнять эти простые условия – мотор запоет, и вы вместе с ним, т.к. характер у него очень азартный. Веселее только 800 E-Tec, но уже ставится на совсем другие снегоходы. Расход топлива при этом не большой, до 15 л на сотню, а масла потребляет также ощутимо меньше, чем 550F. Запас тяги для буксирования тяжелых саней у этого мотора самый внушительный; здесь даже стоит иной более мощный вариатор, вращаемый более толстым ремнем. Однако и переборщив с курком газа, неопытный наездник может быстрее закапаться.

Подводя итог, можно заключить, что Skandic 550F все же более приспособлен для удаленных от сервиса районов, где хозяин сам в гараже может провести плановое ТО, и ему для этого не потребуется специальный софт в ноутбуке или какие-то расширенные знания. Но желательно, чтобы в этом регионе было много топлива и масла. Yeti 59 600ACE – хороший пример семейного снегохода, управлять которым легко сможет и подросток, и пожилой человек; без претензий на скорость, но послушный и экономичный. Xtrim Commander 600 E-Tec – зажигалка в облике утилитарного снегохода, позволяющая выполнять самый широкий спектр задач и дарящий водителю драйв от вождения. Требует качественные ГСМ, но понапрасну их не сжигает – все отдает хозяину удовольствием, причем втройне.

Купил снегоход, оказалось, что не тот.

С каждым годом популярность снегоходов растет, а вместе с ростом спроса растут и продажи техники. Но как выбрать снегоход нужный именно вам? Как не ошибиться с покупкой снегохода и потом сожалеть? Какой выбрать снегоход новый или б\у? Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся дать в этой статье.

При просмотре объявлений о продаже подержанной техники, очень часто встречаются предложения одно, двухлетних снегоходов с маленькими пробегами. Это говорит о том, что люди купили либо не того класса, либо маленькой мощности. Обычно никто не покупает снегоход, не прокатившись на подобной технике хотя бы один раз. И утверждать, что люди разочаровались в снегоходах, как в средствах для отдыха тоже нельзя. Многие удивляются, когда снегоход продают с пробегом в несколько тысяч километров за три-четыре года эксплуатации. В этом нет ничего подозрительного. Во-первых, снегоход это не автомобиль, на котором за несколько лет проезжают десятки тысяч километров. Во-вторых, при катании на снегоходе редко удается за день наездить больше двухсот километров и за сезон больше двух тысяч (если это конечно не северные регионы, где снегоход является средством передвижения). Так как снегоходы используют либо для развлечений, либо для поездок на охоту или рыбалку.

На нашем рынке снегоходы представлены – двумя отечественными марками (Буран, Тайга) и четырьмя основными западными брендами(Yamaha, Polaris, Arctic Cat, BPR). Отечественная техника отличается низкой стоимостью снегоходов и запчастей, более дешевым обслуживанием (и более частым), но хорошей надежностью она похвастаться не может. Большой плюс состоит в том, что все запчасти есть в наличии, а на зарубежную технику все под заказ, кроме расходников. Сроки поставки запчастей обычно составляют две-три недели. Зарубежная техника более качественная, но и стоимость соответствующая.

Что касается классов снегоходов, то все снегоходы делятся на три основных класса: утилитарные, спортивные и туристические.

Утилитарные снегоходы специализируются на эксплуатации в тяжелых условиях. Они имеют широкую гусеницу для глубокого снега и широкие лыжи. Это несомненно сказывается на управляемости снегохода. Объемы двигателей у утилитарников от 500-1000 см3 Бывают двух и четырех тактные двигатели. Двухтактные снегоходы более резвые и стоят дешевле, по сравнению с четырехтактными., но и ресурс двигателя у них меньше. Четырехтактные работают более тише, Также утилитарные снегоходы обладают полноценным двухместным сидением, багажником, подогревом ручек водителя. Если вы рыбак или охотник, то это ваш выбор, но и просто для развлечений он также будет незаменим.

Туристические снегоходы обладают более узкой гусеницей, чем утилитарные и соответственно лучшей управляемостью. Туристы созданы для езды на длинные расстояния с максимальным комфортом водителя и пассажира. Двигатели представлены также как и у утилитарных двух и четырехтактными моделями. Также у туристов более мягкая подвеска, есть подогрев ручек водителя и пассажира, обычно ставится GPS-навигатор. Если вы будете совершать затяжные путешествия, то для вас только туристический снегоход.

Спортивные снегоходы самые легкие из всех классов, обладают очень узкой гусеницей и лыжами для отменной управляемости. Совершенно не подходят для эксплуатации в глубоком снегу. В спортивных моделях все сделано для максимального облегчения снегохода и получения максимальных скоростей. Обычно ставят только двухтактные моторы до 170л.с. Спортивные снегоходы как правило одноместные, так что жену придется оставлять дома. Настоящий адреналин могут принести только спортивные снегоходы.

Покупать новый или б\у, решать вам и вашим финансам. Конечно, если есть возможность, то лучше купить новую технику, но если выбор стоит между новым отечественным и подержанным иностранным, то лучше остановиться на втором варианте. Покупать б\у снегоходы лучше в специализированных центрах, где им сделали полную диагностику. Если берете с рук, то обязательно пригласите специалиста для осмотра.

Что касается объемов двигателя, то у импортных снегоходов очень широкая линейка двигателей от350-1200см3. Оптимальный выбор это снегоход в 500см3. Такой снегоход обладает хорошей динамикой и скоростью до 120 километров в час.

Окончательное решение принимать все равно предстоит вам. Постарайтесь купить хорошую технику, которая прослужит не один год и которую не придется перепродавать с потерей средств. Ну а если вы никогда не катались на снегоходе, возьмите для начала технику в прокате снегоходов и уже окончательно определитесь.

Всё о спорте - быстрее, выше, сильнее.

Отзывы владельцев о снегоходах, какой снегоход лучше купить

18.12.2011, 02:38

Какой снегоход лучше купить? Чтобы качественный и сравнительно не дорогой. Выбираю из импортных Yamaha, Polaris, BRP или отечественных Буран, Рысь, Тайга. Какие снегоходы по отзывам самые лучшие и надежные? Какие хвалят за проходимость? А то не хочется, нелепо по зиме, встрять из-за поломки или тупо увязнуть в сугробе.

Покупается для развлечения, до этого никогда раньше на снегоходах не катался. Интересуют отзывы владельцев, какие плюсы и минусы. На какие технические характеристики нужно обращать внимание при покупке?

Женя

Качественный и недорогой снегоход это Ямаха и Бомбардье

08.01.2012, 13:13

Качественный и недорогой снегоход это Ямаха и Бомбардье. С рук такой снегоход лучше не покупать, несмотря на внешний вид и рассказы хозяина о его идеальности. Покупать лучше только у представителя фирмы. Ну а наш за недорого можно купить на Авито.

Gustavo

Лучшие снегоходы – Ski-Doo фирмы Bombardier

24.01.2012, 12:26

По моему мнению, лучшие снегоходы – Ski-Doo . Фирма Bombardier с большой историей хорошими традициями. Ну и Ямаху можно смело брать, неплохие снегоходы делают.

А про наши снегоходы расклад такой.

"Снегоход Тайга" - Довольно надёжный. Электронику туда импортную ставят. В принципе неплохой снегоход. Но по цене приближается к импортным, а по ходовым качествам уступает существенно.

"Снегоход Буран" - Очень хорошая проходимость и тяга за счёт двух гусениц. Но надёжность низкая. При температуре теплее минус десяти склонен к перегреву.

"Снегоход Рысь" - Ездил на таком немного, но ломается часто. Особенно ненадёжна система зажигания.

Bastin

Недорогой снегоход хорошим не бывает

02.02.2012, 21:52

Недорогой снегоход хорошим не бывает. Если по деньгам совсем впритык бери Буран отечественный, он сейчас на двух лыжах выпускается - серьезно смотрится!

А если нужен реально хороший – то купи Бомбардье или Полярис. Только права не забудь получить на него, тракториста-машиниста, категории "А ", дают в Ростехнадзоре.

DeSent

15.02.2012, 07:31

Если хочешь остаться в лесу с мертвым снегоходом, покупай нашу Рысь, Тайгу или Буран - это техника полный пипец! Есть опыт эксплуатации потасканного Бурана и новой Рыси.

Буран просто смешной, лучше самому на лыжах, а Рысь за три месяца раз десять колом вставала, с ремонтом проблема. В каждой партии шли свои запчасти и они не взаимозаменяемы.

Сейчас у меня снегоход Ямаха Викинг 540 это день и ночь, жопу греет в лицо не дует, а разгон как у самолета. Свет супер. Легко прет троих на себе и пятерых человек в прицепе. Брал по рекомендациям знакомых, отзывы самые положительные - ни разу не пожалел о своём выборе. Теперь всем рекомендую только Yamaha Viking 540 - чудо техника.

Anarki1

Снегоход Буран нормальный аппарат

25.02.2012, 00:46

Снегоход Буран нормальный аппарат. Только длинномер не советую брать, он идет как утюг, морда тонет а корма наверху. По лесу на таком плохо ходить, между деревьями не выруливает.

Бери обычный короткий Буран, вариатор для езды по лесу сразу ставь сафари, скорость не особо зато на тягу зверь. Сильно груженому, с санями и грузом по целине лучше не ездить, двигатель можно запороть.

Еще из наших снегоходов есть Тайга, две лыжи, одна гусянка, по лесу не ходок, лыжи где-нибудь можно оставить.

Вообще Буран наиболее подходящая техника, но в одиночку далеко не советую забираться, обычно в паре по лесу ходят.

kaldun

Выбираю снегоход, хочется узнать мнения и отзывы.

06.03.2012, 11:26

Выбираю снегоход, хочется узнать мнения и отзывы. Кто и что может сказать о снегоходах Тайга и Полярис, какие их плюсы и минусы?

DeKum

Хорошие для туризма снегоходы Ямаха

14.03.2012, 16:28

Хорошие для туризма снегоходы Ямаха. Для спорта СкиДу. Полярис тоже хороший снегоход. А Тайга редкостная дрянь - редуктор летит при нагрузках и комфорт не тот.

anton048

Скажите какой из русских снегоходов лучше брать?

29.03.2012, 05:42

Скажите какой из русских снегоходов лучше брать? Русские снегоходы практичные? Или взять американца, наподобие Polaris, японцы типа Yamaha слабоваты.

tenditory

Любители зимней охоты не дадут соврать - для перемещения по устойчивому снежному покрову лучше снегохода ничего не придумать. Поскольку зачастую проводят охоту на снегоходах, даже не слезая с них, самыми полезными качествами становятся лёгкое управление вкупе с высокой проходимостью - те преимущества, которых у автомобиля, управляемого на снегу, попросту нет.

Особенности конструкции

Выбор снегохода в первую очередь определяется видом его конструкции. По этому признаку выделяют двухгусеничные и одногусеничные варианты.

Модели первого типа уже практически не выпускаются, вследствие их плохой управляемости и устойчивости. Как следует из названия, в их конструкции две гусеницы расположены сзади, а руль поворачивает одну лыжу спереди.

Модели второго типа предполагают управление двумя лыжами, а в движение бензиновым мотором приводится одна гусеница. Помимо отсутствия недостатков первого типа, данные агрегаты меньше весят и лучше перераспределяют нагрузку, что гораздо практичнее для охоты на снегоходах.

Двигатели встречаются двухтактные и четырёхтактные. Самые быстрые снегоходы комплектуются именно четырёхтактными движками, которые предпочтительнее из-за меньшего потребления топлива и более низкого уровня шума.

Система питания на современных моделях - инжекторного типа, это крайне экономный вариант, хотя и не такой простой в использовании, как карбюраторная система.

В зависимости от типа "снежной машины", в ней может быть установлена одна трансмиссия либо еще в довесок пойдет дополнительный редуктор, который предназначен для понижения передачи. Кроме того, на самых проходимых снегоходах редуктор также призван давать задний ход, чего не добиться с одной только трансмиссией.

Передняя подвеска у разных моделей также может отличаться. Для лучшей маневренности устанавливается рычажная подвеска. Её недостатком является очень низкая прочность, поэтому для надежного прохождения сложной полосы препятствий выбирают телескопическую подвеску.

Разновидности

Равно как и особенности конструкции, целевое предназначение и место использования снегохода играют важную роль при выборе снегохода.

Различают такие типы снегоходного транспорта:

  1. Для транспортировки разных типов грузов, которые могут найти применение во время охоты или другого вида активного отдыха зимой, применяются утилитарные модели, или, как их еще называют, снегоходы с широкой гусеницей. Без сомнения, это самые надежные снегоходы, обладающие повышенной проходимостью и, зачастую, имеют на борту место для двух человек, а не одного.
  2. В отличие от утилитарного снегохода, модель спортивного типа рассчитана на быструю и агрессивную езду - компактный и легкий снегоход, который обладает улучшенной управляемостью. На глубоком снегу на таком аппарате лучше не появляться, но если предстоит погоня на прокатанной трассе - высочайшая скорость снегохода становится главным преимуществом.
  3. Самый комфортный тип - это туристические модели : на хорошо выглаженной дороге вы получите истинное наслаждение от управления таким агрегатом. Однако, глубоко в лесу или просто на затруднительных маршрутах они могут стать бесполезными - слишком велик риск, что ваш агрегат застрянет или выйдет из строя. Впрочем, если стоит вопрос, какой снегоход выбрать для семейного путешествия - туристический тип будет ответом.
  4. Местности, где распространены высокие рельефы отлично проходятся на горных снегоходах. Это самый лучший снегоход для преодоления любых склонов даже по рыхлому снегу, для чего в их конструкции предусмотрена очень длинная и узкая гусеница, зацепы на которой достаточно велики.
  5. Наконец, существует отдельная категория моделей для детей и подростков , которую выделяют малые габариты и масса, а также дополнительные меры безопасности для водителя. Кроме того, такой маленький снегоход специально изготавливают маломощным, чтобы ребенок не смог подвергнуть себя опасности, набрав большую скорость.

Как выбрать снегоход для охоты

Любой снегоход для охоты должен соблюдать ключевые правила, которые позволят наиболее эффективно использовать его в процессе. В первую очередь это касается проходимости транспортного средства. Какой снегоход самый надежный? Тот, который не вызовет проблем с преодолением сугробы или прочих всевозможных препятствий, встречающихся на его пути.

Улучшение проходимости достигается за счёт широкой гусеницы - специалисты советуют выбирать модели у которых размер данного элемента составляет не менее 50 см. Кроме этого, рекомендуют выбирать транспорт с малым радиусом поворота. Повысить управляемость можно и за счёт телескопической подвески лыж.

Также перед охотником стоит задача выбора самого мощного снегохода. Тут всё очевидно: охота предполагает не только быструю погоню за живностью, но и последующую перевозку убитого зверя. Кроме того, на бездорожье часто требуется помощь закопавшимся товарищам. Без мощного двигателя ничего из этого достичь не удастся.

Как итог, все сходятся во мнении, что лучший снегоход для охоты - это модель утилитарного типа. Как было отмечено выше, его гусеница самая широкая среди всех видов машин, они хорошо справляются с трудными участками трасс и обладают приличным движком. Помимо этого, неоспоримым преимуществом утилитарного снегохода является наличие свободного места под перевозку всевозможных грузов.

И нельзя не отметить, что комплектация современных утилитарных снегоходов удивляет практичностью. Вам будут предоставлены фаркоп, аварийный выключатель, ветровой щиток и упоры для колен. Помимо этого, можно подобрать вариант, в котором будет реализован подогрев сиденья и руля, но это уже скорее относится к тюнингу снегоходов.

Тюнинг: да или нет?

Вне зависимости от того, пользуетесь ли вы старой моделью, типа «Буран» с двумя лыжами или новенькой спортивной машинкой, наверняка вас беспокоит вопрос, можно ли улучшить его производительной и удобство эксплуатации? Ответ лежит в мастерстве тюнинга снегоходов, когда стандартные заводские детали или элементы подгоняются под определенные задачи или меняются на новые.

Так, например, умельцы увеличивают тяговую силу двигателя при помощи настройки картера - для этого необходимо профрезеровать его каналы, а оставшиеся неровности зачистить. Тюнинг снегохода «Буран» позволяет после таких манипуляций развивает мощность двигателя в 36 лошадиных сил, тогда так максимальная заявленная - 34.

Иногда тюнинг снегоходов вызван желанием сделать аппарат тише. Водители, использующие снегоход «Лайка» не один год, отмечают, что с течением времени уровень шума мешает нормальной поездке. Поэтому в качестве решения приходят к замене подшипников катков. Дело в том, что стандартные подшипники - открытые, из-за чего необходима частая замена смазки, которую не всегда удается соблюсти. Закрытые подшипники решают эту проблему.

Также, используя недорогой пластик, можно обшить моторный отсек, что также заметно снижает уровень шума.

Кроме замены ответственных деталей для снегохода тюнингом считается установка всевозможных аксессуаров, которые смогут адаптировать снегоход для охоты или другого активного отдыха. Например, установка бампера и мягких накладок по бокам машины помогут оптимизировать снегоход для охоты в лесу, поскольку смогут защитить как здоровье водителя, так и цельность транспортного средства в условиях пересеченной местности или леса.

Обзор лучших моделей снегоходов

Yamaha VK540IV

По мнению экспертов - это лучший утилитарный снегоход. Вся серия VK утилитарных снегоходов Ямаха уже несколько лет находится в пантеоне снегоходов для охоты. Всё дело в качестве сборки и надежности, которые были не только постигнуты в сравнении снегоходов от разных производителей, но и доказаны многими тысячами пройденных километров.

Модель VK540 базируется на двухтактном двигателе, объёмом 535 кубических сантиметров, который охлаждается воздушной системой с осевым вентилятором. Питание осуществляется карбюратором Mikuni, а гусеница шириной в 50 см обеспечивает прекрасное сцепление на любом покрытии. Только попробовав всё это в действии, вы поймете, какой снегоход лучше для охоты на сегодняшний день.

Arctic Cat ZR 9000 137

Никнейм данного аппарата - Thundercat, что можно вольно перевести, как «громовая кошка». Сравнение с громом неслучайно - турбонаддув и мотор, объёмом в один литр позволяют показать невероятные 180 лошадиных сил. Это мощный спортивный снегоход, чьи характеристики вполне могут подойти и для полноценного автомобиля.

В группе спортивных моделей, Thundercat относится к лучшим снегоходом мира и не только из-за ходовых характеристик. Прочная передняя подвеска, регулируемые амортизаторы и улучшенная трансмиссия, в которой ремень не нагревается при высоких мощностях. Быстрый разгон и контролируемое управление сделает хозяина такой «машинки» королем на зимней дороге.

G-Force-One

Компанию G-Force Division трудно назвать полноценным производителем подобной техники, но она специализируется на поставке компонентов, как для снегоходов, так и для мотоциклов, в том числе знаменитых Harley Davidson. Но, тем не менее, инженеры из компании сумели в 2013 году представить на свет самый быстрый снегоход в мире - модель G-Force-One.

Мотор, вместимостью в 1 литр, мощность 145 лошадиных сил, прочная гусеница и наилегчайший кузов - собрав всё воедино и был достигнут абсолютный показатель скорости для такого вида транспорта: фантастические 340,3 км/ч.

Видео

В нашем видео вы найдете советы эксперта по выбору лучшей модели для охоты.


Нанук (молодой оленевод), Буран СБ4А, Хатанга, 1999 год

Снегоход (Snowmobile) - механическое транспортное средство, предназначенное для движения по снегу. В Советском Союзе и России долгое время был распространен термин «мотонарты», который и до сих пор часто встречается в различных официальных документах. В статье для упрощения будем использовать термин - снегоход.

Огромный выбор

Сейчас на рынке снегоходов присутствует такое большое количество снегоходов, что новичку не трудно и растеряться. Нужен небольшой «ликбез». Им и является настоящее руководство. Его задача - показать основные возможности снегоходного досуга и помочь вам в нелегком вопросе выбора не только самого снегохода, но и снаряжения, аксессуаров, услуг и т. д.

Невозможно предусмотреть всех аспектов и тонкостей. Особенно когда все производители постоянно совершенствуют свои продукты и предлагают новые. Так что это руководство не заменит вам продавца-консультанта. Но оно позволит вам максимально сузить параметры вашего поиска, сэкономить время и грамотно поставить задачу продавцам - опытным снегоходчикам из Рыбинска.

Для настоящего продавца лучшая награда - это довольный покупатель. Особенно приятно, когда покупатели, спустя месяцы, успев полностью насладиться снегоходом, говорят слова благодарности. В этом есть и коммерческий смысл - довольный покупатель будет рекомендовать хорошего продавца своим знакомым.

Какие бывают

Снегоходы делят на 5 групп:
  • спортивные,
  • горные,
  • туристические,
  • утилитарные,
  • детские.

Спортивные снегоходы


Polaris 600 RUSH


Yamaha RX1 MTX

Стихия этих снегоходов - ровные и укатанные трассы, ледяная гладь озер. Спортивные снегоходы не отягощены электростартером и задним ходом (опции). На них очень тяжело пробиваться в лесу, да и вообще ехать по глубокому снегу. И не забудьте, что это одноместные снегоходы.

Мощный и приемистый двигатель, скорость до 200 км/ч, энергоемкая подвеска, малый вес.

Плохая проходимость по глубокому снегу (из-за короткой гусеницы: 121 дюйм = 3073 мм).

Горные снегоходы


Polaris 800 DRAGON RMK 163


Arctic Cat M1000

Созданы для передвижения по рельефной местности в глубоком снегу. Как и спортивные, горные снегоходы имеют одно посадочное место. Двигатели объемом от 600 до 1000 см³, длинные гусеницы с большими зацепами - вот благодаря чему у снегохода хорошая проходимость. Надо помнить, что хорошая проходимость будет лишь в том случае, когда пилот активно помогает снегоходу.

Хорошая проходимость, крепкая подвеска.

Туристические снегоходы


Arctic Cat T570


Yamaha RS Venture TF

Комфортное передвижение по укатанным трассам и неглубокому снегу. Эти снегоходы бывают совершенно разные: от моделей с двигателем 380 см³ с минимальным набором опций до 800-кубовых «лимузинов». Это двухместные машины, которые с легкостью перевозят вас и вашего пассажира.

Комфортное передвижение на дальнее расстояние.

Очень большой вес и размеры, в связи с чем сильно страдает проходимость и иногда бывает очень трудно вытащить этих «бегемотов».

Утилитарные снегоходы (вайдтраки)


Yamaha Viking 540E


Arctic Cat Bearcat 570LT

Чемпионы по проходимости на равнине. Отличительная особенность - широкая гусеница, большое количество багажных отделений. При езде по лесу этим снегоходам нет равных. Одним словом, танки. Снабжены фаркопом и могут тягать за собой до 500 кг груза. Максимальная скорость порядка 120 км/ч.

Проходимость превосходит самые смелые ожидания.

Размер и вес.

Детские снегоходы


Polaris 120 DRAGON


Arctic Cat ZR 120

Предназначены для школьников, детей в возрасте 9–12 лет.

Как выбирать

Если разумно подходить к выбору снегохода, то необходимо понять:

  1. Цель (для чего вы покупаете снегоход).
  2. Условия эксплуатации (погодные условия, местность, удаленность от сервис-центров).
  3. В последнюю очередь: мощность, марка, цвет, красота и т. д.

Цель

Снегоходы покупают для:

  • работы;
  • отдыха: охота, рыбалка или «покатушки»;
  • cпорта;
  • чтобы был (у соседа такой «крутой», а я чем хуже).

Ничего страшного если снегоход вам нужен для охоты, «покатушек» и работы одновременно - подберем.

Местность

Выбор снегохода зависит и от местности, в которой вы живете. Для Западного региона страны характерно небольшое количество снега (обычно до метра) и есть возможность кататься на всех типах снегоходов.

Если вас не прельщает езда в глубоком снегу, «пробивки» в лесу, но вы любите погоняться по извилистым трассам с друзьями, то ваш выбор, однозначно - это спортивный снегоход. Также есть модификации «спортов» с удлиненной до 136 дюймов гусеницей. Например, для Московской области это хороший вариант, и проходимость такого снегохода будет «на уровне». Если вы предпочитаете активную езду в глубоком лесу, и при этом вам нужна хорошая скорость - надо брать «горник». Главное не переборщить с длиной гусеницы.

Для Москвы, Питера и им подобных, гусеница длиннее 144 дюймов (3658 мм) совершенно не нужна. Тут такое правило: чем длиннее гусеница, тем лучше проходимость, хуже управляемость и больше вес. И наоборот. Если же активно ездить не позволяет возраст и скорость больше 120 вам не нужна, но по снежному бездорожью ездить хочется - надо брать вайдтрак.

Здесь, по сравнению с горным, есть один неоспоримый плюс - можно выезжать на катания с семьей. При выборе утилитарника обычно смотрят на двигатель и переднюю подвеску. Двигатели идут от 550 кубов (воздушное охлаждение, 2 такта) и до литровых четырехтактников. Передняя подвеска может быть рычажной, а может быть телескопической.

Преимущество рычажной - лучше управляемость, телескопическую же сложно повредить о пеньки и прочие препятствия.

«Телескопы» обычно берут охотники.

Еще бывают, так называемые, супер вайдтраки, гусеница у них еще шире. На наш взгляд это уже излишество. При очень широкой гусенице страдает управляемость, да и проходимости не особо прибавляется.

Большинство снегоходчиков, которые катаются в глубоких снегах согласятся с этим. Туристические снегоходы, как правило, покупают люди, которые далеко от дома не уезжают. Снегоход используется для того, чтобы развеяться в окрестных полях или выехать на пикничок. Часто «турист» - это первая машина, с которой начинается освоение снегохода, появляется опыт, предпочтения, и этот снегоход меняется на что-то более подходящее. В целом, это неплохие семейные машины, предоставляющие высокий уровень комфорта и пилоту, и пассажиру.

И вот еще. Когда вы уже более-менее определились с типом снегохода, выбор сузился. Обычно выбирают между спортивным и горным снегоходами и между «туристом» и утилитарным снегоходом. Первые два для агрессивной езды без пассажира, и выбор делается в зависимости от величины снежного покрова. Тут все просто. А теперь про «вторую двойку».

Более рациональный выбор - купить снегоход с широкой гусеницей (утилитарный). На нем можно выезжать вдвоем, можно с легкостью передвигаться по глубокому снегу. Минус - небольшая максимальная скорость. Да и то с этим можно поспорить. Многие вайдтраки обеспечивают достаточную скорость и комфорт как пилоту, так и пассажиру. Это раньше они были «дубовые», а сейчас же с каждым годом уровень комфорта растет, а скорость уже превосходит 100 км/ч.

Немного про туристические снегоходы. Чем мощнее двигатель, тем снегоход круче. Причем уровень оснащения зависит от мощности двигателя. Если уж брать, то кубов на 800. Помните, что на всех «туристах» тяжело передвигаться в глубоком снегу, «засадить» их очень легко, а вот вытащить очень сложно - слишком тяжелые. Но если у вашего друга - вайдтрак, проблема вроде как отпадает.

Всё выше написанное подходит для Западного региона, тогда как в Сибири, на Урале или на Дальнем Востоке можно использовать только горные и рабочие снегоходы из-за обильного снега. Думаем тут все ясно. Любите адреналин - берите «горник». Нравятся более уравновешенные катания - утилитарный снегоход. Рыболовам и охотникам вообще думать нечего - для них только «утилиты».

Хранение и перевозка

Если вы купили снегоход, то перед вами встанет вопрос где и как его хранить, а также как довести снегоход до лесов и рек нашей бескрайней родины. Согласитесь, если вы житель города и добраться до леса 100–300 км, вы же не поедете на снегоходе по городу. Нужен прицеп для перевозки вашего снежного коня до места. Прицеп удобен также и для хранения снегохода на платных стоянках. Но а те у кого есть гаражи, то летом можно хранить его там, а прицеп брать на прокат или у друга.


Цены и производители

Естественно Вам нужно определиться с бюджетом. Не бойтесь ошибиться - это всего лишь первоначальная оценка, которая поможет продавцу. Если уж совсем трудно, то подумайте - больше какой суммы вам точно будет жалко потратить на снегоход.

В настоящее время в мире действуют семь независимых производителей снегоходов:

  • Alpina Snowmobiles - Италия;
  • Arctic Cat - США;
  • Bombardier (BRP) - Канада, Финляндия;
  • Polaris Industries - США;
  • Yamaha Motor Corporation - Япония;
  • ОАО «Русская Механика» (Рыбинск) - Россия;
  • ОАО УМПО (УФА) - Россия (более не производят).

Каждый производитель предлагает свои снегоходы с различным набором стандартных опций, причем количество включенных опций может меняться. Здесь вам стоит опираться на свой вкус, рекомендации продавцов и отзывы других владельцев. При выборе также учитывайте срок гарантийного обслуживания и наличия ближайшего сервис-центра.

Немного о российской технике

Зима и работа

Действительно, эти два уникальных российских понятия - зима и работа, ведь у всех остальных не только зима немного другая, но и работают они иначе... Это мы можем сказать как люди, объехавшие весь Север и Заполярье.

Поэтому люди, для которых снегоход - способ заработать, выбирают зачастую именно отечественную технику. Среди них - геологи, профессиональные охотники и другие люди, для которых важно недорого переместиться в любую погоду из точки А в точку В и перевезти при этом N килограмм груза. Здесь цениться простота, надежность и выносливость. И очень важный пункт - цена. Конечно, не все покупают снегоходы для работы, для многих это своего рода отдушина, любимое занятие или развлечение. Среди таких людей, к сожалению, редко можно встретить владельца российского снегохода - ну никак не тянет наш мотопром, чтобы снегоходы были хотя бы с минимальным уровнем комфорта. Все «Тайги», «Бураны», «Рыси» - изделия сугубо утилитарные и для развлечения не предназначены. Зато редкий импортный снегоход можно отремонтировать на месте.

Новый или б/у

Американцы и канадцы - не дураки, продают, как правило, снегоходы, из которых выжато всё что можно.

Часто перед покупателями стоит выбор: взять б/у импортный, новый отечественный или новый импортный снегоход. Покупая б/у импортный, вы покупаете кота в мешке. Неизвестно как с ним обращался предыдущий хозяин. Мог убивать, не обкатывать, а потом грамотно провеcти предпродажную подготовку и впарить вам... А мог обращаться бережно - тогда вам повезло. Покупая же новый отечественный снегоход, вы, как ни странно звучит, тоже покупаете кота в мешке. Все хозяева наших снегоходов подтвердят, что из ворот цехов российских заводов выходят совершенно разные машины. Можете отьездить несколько лет без проблем, а могут начаться детские болезни через сто километров пробега. Зато есть гарантия и легко купить запчасти. Идеальный же вариант купить б/у импортный снегоход у своего товарища, который ничего не скроет, или у хорошего дилера, который будет отвечать за снегоход. Если же покупать «с рук», то обязательно возьмите с собой друга, который хорошо разбирается в технике и знает как все должно быть.

Если же денег совсем мало и хватает только на б/у российский снегоход, то готовьтесь к трем вариантам. Либо снегоход был у опытного владельца и переболел «детскими» болезнями и вряд ли сломается в скором времени, либо предыдущий хозяин «убил» технику и пытается ее выгодно продать. Ну а третий - снегоход меняется на что-то более крутое. Вполне возможно он будет в нормальном состоянии.

При покупке подержанного снегохода берите с собой опытного друга, который всегда поможет советом и не гонитесь за дешевизной.

Безопасность

Для того чтобы ваш снегоход служил долго, будет не лишним соблюдать правила безопасности. И мы призываем не относитесь к этому пренебрежительно, ведь не даром говорят - инструкции по технике безопасности писаны кровью глупых, самонадеянных. Некоторые снегоходы достигают скорости 200 км/ч. Представьте что будет при столкновении с деревом или ледяным торосом.

Итоги

Теперь вы знаете, что снегоход должен не только нравиться вам, семье, друзьям и вызывать зависть соседей, но также идеально выполнять свои задачи и быть максимально безопасным.

Богатство выбора просто поражает. Огромные монстры и малыши, предназначенные для подростков, спортивные модели и модели для туристов, огромное количество опций и просто дополнительное оборудование, разнообразие цветов и форм - все это не только радует глаз и поражает воображение, но и порядком мешает сделать правильный выбор.

Пожалуй не многие салоны могут похвастать наличием в зале большого количества разных снегоходов. Однако если вы соберетесь посетить такой салон, обязательно решите для себя, какой снегоход вам нужен и для чего. В первую очередь определитесь с назначением, затем решите, какая вам нужна мощность двигателя и количество мест, а уж затем определяйтесь с производителем.

Мы не хотим сказать, что производитель никак не влияет на качество и удобство пользования снегоходом, но все же первично не это, а то, насколько удачно вы выберете модель, насколько ваш будущий снегоход подходит под задачи, которые вы планируете выполнять с его помощью.

Не стесняйтесь приставать к продавцу с вопросами, а еще лучше - изложите ему максимум информации о том, как вы видите использование снегохода в труде и отдыхе - вместе вы обязательно сделаете правильный выбор, однако для того, чтобы профессионал понял, что вы хотите получить, вы должны максимально точно это изложить.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»