Военный автомобиль каратель. Броневик «Каратель». Четырехколесная загадка. Необходимость в новом автомобиле для армии и силовых структур

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

На дорогах Татарстана были замечены новейшие российские бронеавтомобили "Каратель" и "Викинг". Несколько записей с видеорегистраторов опубликованы в Сети.

Окрашенные в черный цвет машины футуристического вида передвигались в общем потоке в Набережных Челнах и, конечно же, не могли не привлечь к себе внимание. В роликах видно, как многие автомобилисты пытаются обогнать бронетехнику, чтобы разглядеть со всех сторон. Сделать это непросто - после остановки на светофоре спецавтомобили стартуют достаточно резво.

Отметим, обе машины разрабатываются для отечественных силовых структур и считаются секретными. Официальной информации о них нет, доподлинные характеристики также неизвестны. Тем более удивительным становится их появление на городских дорогах.

Наиболее впечатляющим, как следует из откликов пользователей, стал произведенный Заводом имени И.А. Лихачева (ЗиЛ) "Каратель" или "Антиградиент".

По информации из открытых источников, непосредственные работы над "Карателем" начались в 2008 году, а техзадание на многофункциональный бронированный автомобиль для подразделений специального назначения Минобороны сформулировало еще в 2002-м. Концепт машины был представлен в 2009 году, однако он достаточно сильно отличается от опытного образца, который любители военной техники обнаружили зимой 2012-го на Дмитровском полигоне ФГУП "НАМИ".

Бронемобиль создан на базе шасси грузовика КАМАЗ 4911 Extreme - постоянного участника ралли "Дакар". По имеющимся сведениям, к испытаниям "Карателя" привлекали многократного чемпиона из команды "КАМАЗ-Мастер" Владимира Чагина.

По разным данным, бронемашина оснащается 185-сильным четырехцилиндровым дизельным двигателем Cummins или восьмицилиндровым дизелем ярославского завода ЯМЗ-7Э846. При последнем варианте мотор с мощностью 730 л.с. позволяет разгонять 12-тонное транспортное средство до 200 км/час. Однако расход топлива при этом достигает запредельных показателей.

Особенностью компоновки салона "Карателя" называется расположение десанта "спиной к спине", что обеспечивает круговой обзор. Подтверждение этому можно разглядеть на записанном в Челнах видео. По бортам машины размещены узкие смотровые окна с пятью бойницами. Отверстия для ведения огня имеются также и в отсеке для двух членов экипажа. В кормовой части расположены три окна с бойницами. Таким образом, можно предположить, что "Каратель" может перевозить 12-13 бойцов. Некоторые источники утверждают, что сиденья для десанта трансформируются так, чтобы в машине можно было транспортировать раненых.

Погрузка/высадка десанта осуществляется в кормовой части через двустворчатые двери. Нижняя створка при открывании образует подножку, а верхняя может откидываться отдельно, что позволяет вести относительно прицельный огонь на ходу. Броня автомобиля способна выдержать как минимум патроны 7,62-мм. Имеется также и противоминная защита, обеспечиваемая в том числе и подвеской особенной конструкции.

Обладает "Каратель" и достаточным набором электроники. В частности, для обзора в 360 градусов в ночное время или при сложных метеоусловиях используется система из шести видеокамер.

Во втором двигавшемся в Набережных Челнах спецавто несложно разглядеть очертания КАМАЗа, однако сведений о "Викинге" еще меньше. На кадрах видны двухсекционная четырехдверная кабина, закрытый кузов со смотровыми окнами по бокам, а также двери сзади.

По имеющимся сведениям, бронированный грузовик был создан рамках программы переоснащения спецотрядов Федеральной службы безопасности РФ на основе разработки МГТУ имени Н.Э. Баумана с шифром БКМ-49111. Многоцелевой автомобиль обладает рядом уникальных характеристик и предназначен для выполнения различных задач в контр-террористических операциях.

"Викинг" также создан на базе КАМАЗ 4911 Extreme, как и "Каратель" оборудован системой наблюдения за боевой обстановкой на основе расположенных по периметру корпуса видеокамер, обеспечивающих полный обзор водителю и членам экипажа.

Между тем

Фантазию для получения нового легкого бронеавтомобиля проявили на Украине. Техники и волонтеры одного из подразделений, как сообщил портал "Военный информатор", с помощью раздобытых листов брони модернизировали УАЗ-3151. Старый военный автомобиль теперь способен защитить экипаж от стрелкового оружия и осколков снарядов и остаться на ходу при подрыве, уверены украинцы.

Фото: military-informant.com

12 июня российское сетевое издание tvzvezda.ru опубликовало заметку о том, что в Набережных Челнах автолюбители стали свидетелями проезда по улицам города двух весьма необычных автомобилей. Если в одном из них угадываются черты КамАЗа, то второй скорее похож на фантастический гибрид голливудского «бэтмобиля» и броневика из компьютерной игры Half-Life 2.

"Викинг" и "Каратель" в Набережных Челнах

На видео, снятое очевидцами и опубликованное ими на YouTube, отреагировало множество знатоков автомобильной тематики, которые помогли идентифицировать загадочные бронемашины. Одна из них – многоцелевой грузопассажирский автомобиль «Викинг» с броневой обшивкой, созданный на заводе «КамАЗ» по заказу ФСБ и предназначенный для перевозки бойцов специального назначения. Также известно, что проект «Викинга» (не путать с внедорожником «Викинг-29031») был разработан в МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Бронегрузовик "Викинг" в производственном помещении завода
realnoevremya.ru

Сообщается, что «Викинг» создан на шасси автомобиля КамАЗ-4911 Extreme, предназначенного для участия в международных спортивных ралли (при этом используются особо прочные агрегаты и узлы). Технические характеристики бронегрузовика официально не опубликованы, однако существуют предположения, что его основные ТТХ (габаритные размеры, скорость, колёсная формула и т. д.) могут быть близки к характеристикам спортивного КамАЗа. На видео и немногочисленных фото «Викинга», опубликованных в Сети, видны четыре двери кабины и ещё две двери, расположенные в его кормовой части. Бронированный салон для десанта имеет бойницы по периметру для ведения огня изнутри. По международным стандартам MRAP броня автомобиля такого типа должна защищать военнослужащих от пуль и осколков фугасных снарядов, а также обладать достаточной прочностью, чтобы сохранить жизни экипажа и десанта при подрыве на минах мощностью до нескольких килограммов в тротиловом эквиваленте.


Бронегрузовики, изготовленные на ОАО "КамАЗ", уже участвуют в контртеррористических операциях
inetauto.ru

Гораздо больший интерес у комментаторов видеозаписи вызвал меньший по размеру бронеавтомобиль необычного внешнего вида, следовавший впереди «Викинга». В отношении этого броневика в Сети имеется больше информации, однако его история оказалась весьма запутанной, так как источники сообщают о нём противоречивые факты. Чаще всего машину идентифицируют как бронеавтомобиль «Каратель» – многофункциональный бронированный внедорожник для специальных подразделений.


Бронеавтомобиль "Каратель"
forums.spacebattles.com

Первые снимки «Карателя» были опубликованы в Сети в начале 2012 года, когда журналисты наблюдали необычный автомобиль во время испытаний на Дмитровском полигоне в Московской области. В публикации на сайте zr.ru сообщалось, что автомобиль построен на основе шасси КамАЗ-4326, а его испытания проводил сам Владимир Чагин – семикратный победитель международного ралли «Дакар». Тогда же стало известно, что в поперечном сечении броневик имеет V-образную форму кузова, чтобы лучше рассеивать энергию взрыва в случае наезда на мину. Рядом с традиционными автомобильными фарами на «Карателе» установлено два ряда светодиодных устройств, а буквы ЦСН на капоте журналисты расшифровали как «Центр специального назначения».


Бронеавтомобиль "Каратель". На заднем плане – бронегрузовик "Викинг"
bmpd.livejournal.com

В том же 2012 году другие источники сообщали о том, что «Каратель» построен по заказу Министерства обороны России на предприятии АМО ЗиЛ в рамках некоего секретного проекта как прототип перспективной бронемашины для спецподразделений. Так, сайт «Военное обозрение» в апреле 2012 года сообщал, что разработка ведётся уже несколько лет. Режим секретности вокруг нового броневика стал поводом для журналистского расследования. Более детальное изучение темы показало, что проект «Каратель» стартовал в 2002 году, после того как Министерство обороны России направило автомобилестроительным предприятиям страны техническое задание №2-99, определявшее параметры нового бронеавтомобиля. Некоторые предприятия, в частности ОАО «КамАЗ» и АМО ЗиЛ, приступили к разработке собственных проектов, которые развивались параллельно в течение нескольких лет.


Бронеавтомобиль "Каратель" на территории АМО "ЗиЛ". Фото 2012 года
sdelanounas.ru

До настоящего времени о новом броневике известно немного. Сообщается, что «Каратель» имеет вес около 12 т, шасси от автомобиля КамАЗ-4911 Extreme, колесную формулу 4х4, восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ мощностью 730 л. с. и скорость свыше 110 км/ч (по некоторым данным – до 200 км/ч). Бронезащита «Карателя», разработанная компанией «Форт Технология», выдерживает попадание пули калибра 7,62 мм и подрыв на фугасе весом в несколько килограммов. По некоторым утверждениям, лобовое бронированное стекло машины способно выдержать выстрел из РПГ благодаря своей прочности и острому углу наклона. Салон вмещает 10–12 человек, которые сидят спина к спине вдоль продольной оси машины. Такое расположение позволяет бойцам иметь постоянный круговой обзор и, в случае необходимости, вести огонь изнутри броневика практически в любом направлении.


"Каратель" на испытаниях
vpk.name

Сообщается, что дальнейшую разработку проекта ведет ОАО «КамАЗ» (по другим данным, на «КамАЗе» осуществляется лишь сборка машин, а генеральным разработчиком является компания «Форт Технология»). В последние годы в Сети появлялись различные фотографии автомобиля. Анализ внешне заметных различий на этих фото позволил блоггеру bmpd выдвинуть предположение о том, что сегодня в России существует по крайней мере четыре различных прототипа подобной конфигурации, что вполне правдоподобно, учитывая долгий срок развития проекта, а также смену производителей, дизайнеров и заказчиков. Сроки завершения испытаний и принятия бронемашины в эксплуатацию пока неизвестны.


На фото изображены два бронеавтомобиля с некоторыми отличиями, что позволяет сделать предположение о существовании нескольких прототипов "Карателя"
bmpd.livejournal.com

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Предлагаю вашему внимание продолжение повествовани про

Все жанры хороши, кроме скучного. В этом смысле минисериал про ЗиЛовский проект Каратель хорош, ибо бодрит. Напомню содержание предыдущих серий.
Коллега с сайта За Рулём неведомым способом получает фотографию Карателя на КамАЗовском шасси с Дмитровского полигона и клянётся, что это не слив. Я в ответ робко . Возникает бурное обсуждение с участием конструктора шасси Андрея Степанова. «Официальный» ЗиЛ обижается и требует убрать фотографии, апеллируя к авторскому праву. Потом на своём сайте публикует нелогичное и нелепое опровержение , которое я по пунктам и с документами опровергаю. Общий смысл ЗиЛовского выпада таков: ЗиЛ никогда не работал над проектом Каратель, а картинки, которые я у ЗиЛа украл, не имеют к ЗиЛу никакого отношения.
Конец первой части.

Теперь, господа, часть вторая, из которой вы узнаете кое-какие подробности проекта Каратель, а так же увидите то, что не видел ещё никто из простых смертных.
Вообще-то, сначала машина называлась Медведь. Даже круче – в версии Потехина – Медвед. Надо объяснять, почему это название не стало официальным?
…Шёл 2002 год. Минобороны разработало список требований к новой военной машине и разослало его нескольким автозаводам (техническое задание № 2-99 от 15.04.2002г.). Речь шла о полноприводном шасси грузоподъёмностью 1,0 - 2,5 тонны, с возможностью бронирования. Условно список требований назвали «Проект Каратель», но именно что условно, все понимали, что готовые машины так называться не будут. Это просто шифр такой: «Сокол, Сокол, я Стриж, приём».
И ЗиЛ ввзязался в эту работу, намереваясь более-менее тупо перенести бортовую трансмиссию Синей птицы в Каратель. Но тогда же проектировался Калам и ЗиЛовцы, в итоге, отдали предпочтение ему и от Карателя в 2003 году официально отказались, просто прикинув, что два проекта они не вытянут. Тем не менее, на военную тематику ЗиЛ делал серьёзную ставку, чему подтверждение приглашение на должность главного конструктора завода Евгения Рыбина, военного автомобилиста, бывшего директора 21-го НИИ Минобороны. Полагалось, что он протолкнёт, пролоббирует, скажет словечко «кому надо».
А ещё у ЗиЛа был добрый гений Лужков, знатный изобретатель Всея Руси. У него были свои виды на военный проект, он хотел в нём реализовать некоторые из своих идей, в частности, идею с задним поднимающимся мостом. Потом ЗиЛ сделает экземпляр гражданского полноприводника с таким мостом (ЗиЛ -43272Т), как бы в благодарность Юрьмихалычу за финансовую поддержку, да и просто поддержку. Мы же помним, что ЗиЛом тогда управляла компания МАК с одиозным Гарри Лучанским во главе, а этот бизнесмен входил в ближний круг Лужкова. Одна история с Батумским морским портом чего стоит: на него положил глаз Лучанский с протекции (разумеется, безвозмездной) тогдашнего главы Аджарии Аслана Абашидзе, тоже большого приятеля Юрьмихалыча; Лужков и Лучанский с помпой ездили в Аджарию, но потом пришёл Саакашвили и Абашидзе пришлось бежать в женском платье. Естественно, в Москву, где Лужков обеспечил ему достойную старость. Но это так, лирическое отступление.
Значит, Лучанский управляет ЗиЛом, а Лужков подкидывает ему деньжат, закупает машины по муниципальным контрактам и вообще всячески поддерживает. Он же, обуреваемый изобретательским беспокойством, в начале 2008 года распорядился возобновить работы по Карателю. Лаптев выпустил приказ по АМО ЗиЛ от 10.04.08г. № 3 ДСП, в соответствии с которым конструкторско-экспериментальная служба и начала работу.
У меня нет точной информации, было тут софинансирование со стороны Минобороны или нет, одни говорят, что было на начальном этапе, другие что нет, завод работал «на свои». Так или иначе, ЗиЛ начал проектирование автомобиля «рассчитанного на эксплуатацию по всем видам дорог и бездорожью и ориентированного на применение в вооружённых силах РФ и других ведомствах РФ (ОМОН, МЧС, геологоразведка и т.д.)» (это цитата из заявки на патент). К тому времени Константин Потехин набросал множество эскизов Медведа,


по нему даже сделали пластилиновый макет. Какая-то основа для Карателя вырисовывалась, можно было работать.

У меня есть одно из внутренних ТЗ на Медвед-Каратель, датированное 28 августа 2008 года, оно довольно подробно иллюстрирует компоновку. Не буду выкладывать весь документ, ограничусь цитатой:
«Кузов автомобиля проектируется, с расчётом, применения экипажем лёгкого стрелкового оружия, с возможностью круговой обороны. Поэтому, экипаж машины расположен следующим образом. Водитель находится на своём законном месте слева впереди, командир машины, справа впереди, между ними, на широком внутреннем капоте, организовывается лежачее место(головой по ходу машины) для стрелка, пулемётчика, которое занимается при необходимости ведения огня через открывающуюся, среднюю секцию лобового стекла. Экипаж по 4 человек в два ряда спиной к спине, занимает среднюю часть автомобиля, в заднем свесе, организовывается место ещё для четырёх человек экипажа. При таком размещении имеем полный экипаж- 14 человек. Между задними колёсными арками, образуется место для стрелка, который может выполнять боевую задачу через задний верхний люк. Пространство между спинками средних сидений, может занимать поклажа и оборудование».
Фактически, это описание показанного выше пластилинового макета.
А дальше началась история с доработкой дизайна и компоновки силами Льва Георгиевича Самохина и других штатных заводских дизайнеров, в частности, Калитина, Ибушева, Антипкина. Я как раз застал тот момент, когда Самохин ввязался в это дело, был у него, видел предварительные эскизы.

Как старый ЗиЛовец, Самохин и рад был бы сделать что-то оригинальное и свежее, но он внутри себя был скован ограниченным производственным потенциалом завода и финансовой безрадостной ситуацией. Он так говорил: какой смысл делать то, что мы всё равно не сможем запустить в серию? Как бы не договаривая до конца: лучше я сделаю хуже, но реалистичнее. Поэтому интересные решения Потехина постепенно отпадали, ради того, чтобы можно было использовать серийные узлы и агрегаты.

Вот фото из презентационного буклета Самохина:

Одновременно с этим ЗиЛ начал разработку второго варианта машины, взяв дизайн у Святослава Саакяна, талантливого художника, работавшего в своё время на ЗиЛе, а потом сделавшего собственную дизайн-студию. Он по своей инициативе предложил совершенно ошарашивающий дизайн, который понравился всем, несмотря на некоторые очевидные компоновочные недостатки. Эта машина за характерный абрис получила у заводчан прозвище «клоп». Так её и называли, в процессе работы и даже писали с большой буквы, как имя собственное: Клоп.

В процессе работы над двумя этими проектами произошла дифференциация: главным и основным по-умолчанию стал Клоп, а образец №1 развивался по остаточному принципу. Самохинская машина была сложна для бронирования, а Саакяновская подходила идеально. Поэтому на неё и бросили основные ресурсы, совсем не богатые, несмотря на лужковскую поддержку.
В октябре 2008 года настала пора от маленьких макетов переходить к постройке макетов полноразмерных. Самохин у себя в студии заложил посадочный макет, разместив его прямо напротив большого окна на первом этаже.

Напомню, работа велась под грифом «секретно», к ней имел доступ очень ограниченный круг лиц, в боксы № 130 и 131 КЭИР зайти мог далеко не всякий. Помню, говорил с трансмиссионщиком ЗиЛа Николаем Журавлёвым и вскользь сравнил какое-то из решений по машине 4362 с Карателем. Он сделал непонимающую физиономию, сказав, что «никакого Карателя не знает». Ну-ну, подумал я.
К тому времени он и Юрий Ткаченко уже почти закончили проектирование ходовой части для образца №1, с пневмоподвеской, как и у 4362, только более прогрессивной конструкции. Вот их шасси:

В октябре же к работе над Клопом подключается некто С.Сахаров (мы незнакомы, поэтому я его и называю «некто», надеюсь, он не обидится), главный конструктор ЗАО «Форт Технология» (имеющей некоторое отношение к ЦСН ФСБ). Это, как говорят ЗиЛовцы, «очень серьёзная структура». Сахаров выступает консультантом по бронированию. Потенциальному, разумеется, первый ходовой макет никто бронировать не планирует. Но сделать его надо так, чтобы последующая бронировка не вызывала проблем.

Вот как строили Клопа:

Макет в натуральную величину построили в сентябре 2009 года. Это было скороспелое творение, на КамАЗовских мостах, с примитивной рамой, с деталями кузова, выпиленными из фанерок. Торопились показать Клопа Лужкову и испытать его на удобство посадки-высадки. Для этого даже привлекали настоящих бойцов, при обмундировании. Там же всё нестандартное, непонятно было, как это работает и можно ли дальше проектировать машину. Опять же, проблемы с обзорностью, которая, хоть и удовлетворяет ГОСТу, но всё равно остаётся своеобразной. Конструкцию и компоновку Клопа усиленно обсуждали в комментариях к самому первому моему посту про Каратель, там Степанов рассказал много подробностей. Но потом, к сожалению, все свои откровения удалил.

Итак, макет Клопа, благодаря консультациям Сахарова, выполнен с учётом требований бронирования по классу 6а, броня подразумевалась композитная, самая современная (керамика и высокоориентированный полиэтилен на UD). Позволю себе ещё одну цитату:

«Созданная конструкция автомобиля и кузова, посадка экипажа способом «спина к спине» позволяют вести круговой обзор местности и обстрел. Крыша, боковые поверхности кузова в максимальной степени приспособлены для ведения боя с обеспечением стрельбы из положения стоя и сидя, а в случае покидания автомобиля для ведения боя рядом с движущемся транспортным средством боец имеет возможность использовать автомобиль и его элементы в качестве защиты. V-образная конструкция днища автомобиля в сочетании с применением специальных антифугасных сидений для экипажа позволяют существенно снизить воздействие на экипаж от ударной волны взрыва под колесом или днищем автомобиля».

У Лужкова изобретательская фантазия вновь разыгралась, как у младенца, дорвавшегося до ЛЕГО. Высочайшим мэрским повелением было приказано уменьшить длину за счёт задних распашных дверей, «а то не смотрится». Кто-то сказал Лужкову, что на «Энергии» делали электрическое мотор-колесо и он распорядился поставить его на Каратель. Ну и т.п.
Но. К сентябрю 2009 года Юрьмихалыч уже не так крепко сидел в своём кресле, как год назад, уже чувствовалось недовольство им на самом верху. Те, кто был на этой встрече, рассказывают про грусть и какую-то даже обречённость в его взгляде. По большому счёту, Лужкову уже было не до Карателя, его рекомендации были последним взмахом волшебной палочки недоучившегося изобретателя. Перед самой отставкой, когда уже всё всем было понятно, Лужков отписал ЗиЛу почти миллиард рублей из московского бюджета, и это был великодушный восклицательный знак, спасибо, типа, за сотрудничество.
А что же образец №1? С ним продолжали вялую возню, строя посадочный макет и разрабатывая варианты компоновки. Было несколько вариантов – с прямой трансмиссией и с бортовой, как двух-, так и трёхосные. Бортовой вариант с раздаткой ЗиЛ-49072 предлагали СКБшники в лице Юрия Соболева, но в дело эти предложения не пошли. Посадочный макет, более-менее готовый только к 2010 году, был двухосным.
В разработке остался и вариант с подкатным мостом а-ля Лужков, были сделаны прорисовки, даже подана очередная заявка на патент. Машину с подкатным мостом назвали Бизон. Но до строительства ходового образца дело не дошло.

Вообще, создаётся впечатление, что работы по образцу №1 ЗиЛ делал только для того, чтобы чем-нибудь занять свой конструкторский отдел, всех его заслуженных ветеранов, тех же Ткаченко и Журавлёва. Это своеобразный вариант благотворительности: работайте, ощущайте себя полезными. Смешно, но все «старики» работали по старинке, на кульманах, изводя горы бумаги, а Клопа делали целиком «в цифре». Не думаю, что Лаптев и Мазепа всерьёз хотели строить сразу две совершенно разных конструкции, на это не хватило бы никаких средств. К тому же после отставки «доброго гения» ЗиЛ впал в забытьё и безденежье, остановив всё производство в канун нового, 2011 года.
Клопа делала молодая команда, получавшая, высокие относительно «старичков» зарплаты. Это тоже показатель приоритета, кстати. Коллектив авторов Клопа выглядит так: Саакян, Чирков (дизайн), Степанов (шасси), Ошурков (кузов, компоновка), Потехин (идея и идеология). Разумеется, вписано сюда и руководство – Силин, Лаптев и Мазепа. Последний, впрочем, был скорее главным конструктором, чем администратором.
Клоп, как я уже сказал, поставили на временное шасси, там даже амортизаторов не было, точнее, были, но не в подвеске колёс, а между кузовом и рамой, чтоб не сильно по жопе било. Более-менее постоянное шасси в то же самое время строил Степанов, выписывая из-за границы нужные агрегаты. В основном, конечно, фирмы ZF, это было требование Мазепы. Короче, коробка передач и раздатка были ZF. Я удивлялся: Андрюха, чего ты не заказал их в одном картере, на фига тебе этот промежуточный вал, съедающий пространство? К тому же коробка и раздатка получаются несоосными, а это биения и уменьшение ресурса… Степанов отвечал: это промежуточная стадия, если дадут сделать всё, как я задумал, это будет единый агрегат, а оставшееся место займёт тысячелитровый топливный бак. Ибо у военных одно из требований – 700 км «без подзарядки».
Надо отдать должное Степанову: даже из навязанных агрегатов он построил изящную конструкцию, скомпоновав всю начинку внутри рамы. Интересно закреплён рулевой механизм – на подрамнике, что нехарактерно для таких машин, а рессоры – на выносных кронштейнах (передние их крепления – тоже на подрамнике). Рессоры тут служат только упругим элементом, направляющую функцию выполняют специальные продольные рычаги, они же служат кинематическими ограничителями хода отбоя моста. Амортизаторы пришлось делать спаренными, так как в ЗиЛовской гамме не нашлось подходящих по характеристикам, в дальнейшем планируют перейти на МАЗовские. Мосты – ЗиЛовские, с расширенной до 2100 мм колеёй.

Вообще, Степанов лелеял мечту, далёкую от Карателя – сделать шасси, пригодное для ралли-рейдов. Эдакий ЗиЛовский вариант КамАЗ-Мастера. Только на КамАЗе изначально спортивное шасси стало востребовано у спецслужб, а тут военная машина могла стать спортивной.
Общие затраты на постройку Клопа составили чуть больше 11 млн рублей, что не так много, Ё-Авто на свои первые прототипы истратила вдвое больше. Но машина по состоянию на конец 2010 года оставалась макетно-сырой, эффектной, но недоработанной.
А денег того… Нету больше. Собянину все эти проекты до лампочки, Минобороны тоже не хочет финансировать рискованный дизайн. И тут опять возникает Форт-Технология и выказывает заинтересованность в Клопе. В начале 2011 года пошёл настойчивый слух: Клопа продают. Я не знаю никаких подробностей и не хочу даже строить версий – кто с кем разговаривал на тему продажи, с каким результатом… Факт в том, что работы по Клопу на ЗиЛе были прекращены (ну или почти прекращены – Степанов продолжал работу над шасси). А студия Славы Саакяна получила заказ от Форт-Технологии на разработку… Правильно, клона Клопа. Помните, Березовский в своё время хвастался: зачем мне покупать газеты и телеканалы? Достаточно купить их менеджеров! Так и тут: зачем покупать Клопа, когда можно сделать почти так же, но лучше, обойдя ЗиЛовские патенты или даже не обходя их. С какого перепугу Форт-Технология захотела попробовать себя в автостроении, я не знаю, но думаю, всё дело в необычно-эффектном дизайне, который Сахаров решил довести до кондиции и щегольнуть им. Но, опять же, подробности и мотивации мне неизвестны.
Саакян сделал похожий дизайн для Форта, убрав подъёмные двери и сгладив некоторые другие радикализмы. Но в целом Клоп остался Клопом, даже поменяв хозяина. Форт-Технология оказалась куда более расторопной компанией, чем ЗиЛ, очевидно менее стеснённой в средствах и очень быстро построила ходовой образец. Сделали это в Набережных Челнах, на базе КамАЗ-Мастера, просто поставив саакяновский кузов на спортивное КамАЗовское шасси. Именно на этой машине развлекался Чагин на Дмитровском полигоне и её фото попало в сеть. Машина тоже пока сырая, над ней продолжается работа, но горизонт уже очерчен и результат близок.

А что же ЗиЛ?

О, у ЗиЛа открылось второе дыхание! Переуступка дизайна Клопа привела к тому, что тому же Саакяну заказали новый проект Карателя! Только уже не однообъёмный, а двух, ближе к классике. Есть версия, почему это произошло: дескать, Самохин так тщательно проектировал свой образец №1, что ЗиЛовцы начали буквально стонать. Утвердит один вариант дизайна, его начнут изготавливать, потом приходит Самохин с очередными правками – и всё приходится переделывать. И так много раз. Никак не выходил из образца №1 каменный цветок, ну никак! Хотя под это дело были разработаны и оригинальная раздатка, и ШРУСы.
Проект Каратель уже стал для ЗиЛа едва ли не главным с точки зрения занятости конструкторов, технологов и всего экспериментального цеха. Если бы не он – надо было бы эту ораву инженеров разгонять, а Каратель держал, позволял добывать какое-то финансирование. Да и новый директор, пусть и рохля безвольная, но Карателя вроде бы поддерживал.
В общем, Саакаяну привалил ещё один заказ. Но делал он его долго, приносил большое количество вариантов, один другого прикольнее.

Короче, сорвал все сроки. Поэтому, чтоб не застаиваться, ЗиЛ опять слегка взбодрил образец №1, стремясь сделать его максимально унифицированным с существующей производственной линейкой ЗиЛа. От импортного дизеля отказались в пользу ЯМЗ-536. Но сохранили идею подкатной оси.
Тут, наконец, утверждается новый дизайн Саакяна. И ЗиЛ опять работает над двумя вариантами Карателя сразу, как в былые времена! Опять – это вот сейчас, буквально в наши дни. Последний вариант Карателя кулуарно называется «Лодочкой», выглядит он вот так:




Есть мнение, что его хотят собрать вновь, но я в это не верю, три машины одновременно – это для ЗиЛа чересчур.
На этой фотографии – трое главных создателей Клопа: Сергей Ошурков, Владимир Мазепа и Андрей Степанов.

Что будет с этими проектами в связи с грядущим перепрофилированием ЗиЛа? Понятия не имею. Закроют, наверное. Может, новое руководство в лице Игоря Кульгана и захочет продолжить работу, но вряд ли, дай бог, чтоб Лодочку успели достроить.

PS: специально для руководства ЗиЛа сообщаю, что в этой заметке не было использовано ни одной фотографии, украденной у вас. Часть я снимал сам, часть попала ко мне из других источников. Если будут вопросы, связанные с авторским правом, у вас есть шикарная возможность задать мне их через суд.

В последние годы наша оборонная промышленность сосредоточилась, помимо танков и БМП, на разработке и производстве Одной из таких является ЗИЛ «Каратель». Его внешний вид сразу привлек внимание как журналистов, так и рядовых любителей военной техники. Но неужели только внешностью автомобиль уникален?

Вообще, этот проект был изначально направлен на создание машины с улучшенной броневой защитой для нужд специальных подразделений. Впрочем, учитывая наличие неплохо зарекомендовавшего себя «Тигра», машине придется выживать в условиях сильной конкуренции, даже если ее и примут на вооружение. В принципе, проект в настоящее время активно развивается и практически закончен.

Как ни странно, но санкции промышленности не мешают. Справедливости ради стоит отметить, что ЗИЛ «Каратель» в настоящий момент более всего напоминает какой-то гражданский джип из будущего, но никак не боевой автомобиль. Кстати, именно по этой причине возможностью его приобретения активно интересуются

Начало разработки

К весне 2002 года Министерству Обороны стало окончательно ясно, что войскам настоятельно требуется легкая бронированная машина. Первоначально речь шла о шасси с грузоподъемностью до двух тонн. Именно тогда проект получил условное (на тот момент) обозначение «Каратель». В отечественной прессе изредка встречается обозначение «Клоп».

Первоначальные требования к конструкции

Предположительно, изначально никакого финансирования разработки со стороны МО не было, так что участникам конкурса приходилось вести все изыскания исключительно за свой счет. Как бы там ни было, но завод начал проектирование машины, которая бы предназначалась для возможной эксплуатации в условиях бездорожья. В качестве основных пользователей предполагались как ВС РФ, так и прочие профильные ведомства.

Оттого сразу встала задача проектирования кузова таким образом, чтобы экипаж мог вести круговой обстрел из него, пользуясь собственным стрелковым оружием. Особого выбора в размещении команды не было: водитель на левом переднем месте, командир справа от него, между ними предполагалось смонтировать широкий ложемент для бортового стрелка, который, при необходимости, мог вести встречный огонь через поднимаемую центральную секцию лобового стекла.

Пятиминутка объективности

В то время на заводе работал Андрей Степанов, молодой и амбициозный инженер. Он действительно хотел сделать бронеавтомобиль «Каратель». Россия была уже предельно заинтересована таким классом машин, а потому и деньги на проект выделялись исправно. Вот только... Степанов бредил а потому и стремился сделать новый автомобиль так, чтобы его можно было использовать не столько в боевом, сколько в спортивном амплуа. Результат такого подхода был вполне ожидаемым...

Именно поэтому при сборке массово использовались импортные комплектующие без оглядки на возможность реального боевого использования машины.

Состав и количество экипажа

Изначально рассчитывалось, что внутри кузова смогут поместиться восемь десантников, сидя спина к спине, а еще трое или четверо расположатся в кормовом отсеке. Таким образом, в проекте экипаж мог достигать 14-15 человек. Между колесными арками прототипа было такое расстояние, чтобы стрелок при необходимости мог оборонять машину, пользуясь верхним кормовым люком. Изначально не предполагалось оборудовать броневик складными сиденьями и прочими элементами, которые бы облегчили его использование для перевозки грузов.

Работы на ЗИЛе

АМО "ЗИЛ" сразу «ввязался» в эту эпопею, так как специалисты рассчитывали использовать наработки по своему давнему проекту («Синей Птице»), перекинув всю ходовую без особенных изменений. В результате работы по обоим проектам попросту «заглохли», так как тянуть сразу два направления инженеры оказались не способны. Несмотря на это, новый бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» все же смог появиться. Как ни странно, но решающую роль в этом сыграли московские власти.

В то же время работами заинтересовался Лужков, на тот период занимавший пост мэра Москвы. Он вдохнул в проект новую жизнь, руководство завода вновь отдало распоряжение вставать за чертежи. Ни шатко ни валко, но проект подошел к 2009 году в варианте «Клоп», причем уже существовал крупноразмерный действующий макет. В принципе, к тому времени был не один броневик «Каратель», а сразу два, причем первый сильно напоминал нынешний «Тигр» и был куда более привлекателен для потенциальных заказчиков.

Но, по ряду причин, дальнейшая его разработка была остановлена. В том же 2009 году мэр уходит со своего поста, но завод получает в качестве субсидии последний транш на разработки. Его хватило, и в 2012 году первый опытный образец увидел-таки свет. Некоторые считают, что имя его - «Клоп», но это не так. Это наименование носил предшествующий образец.

Основные технические характеристики

Помните, что мы сказали о санкциях? На ЗИЛ 4х4 «Каратель» устанавливается итальянский (!) четырехцилиндровый дизель Cummins, развивающий мощность до 185 л/с. Сопряжен он с немецкой пятиступенчатой АКПП ZF. Есть ли в этом чуде инженерной мысли хоть какие-то отечественные комплектующие?

Есть и такое. От полноприводных КамАЗов взяли а также мосты и подвеску практически без изменений. В длину ЗИЛ «Каратель» равняется 6330 мм, ширина его составляет 2397 мм, а высота - 2566 мм. Без учета навешивания брони «чистое» шасси весит 4,5 т. В полностью же бронированном варианте вес его равен сразу 8 тоннам. Сообщается, что всего в машине могут уместиться до 10 человек (экипаж вместе с десантниками).

Скорость по шоссе должна достигать не менее 120 км/ч. По грунтовым дорогам — порядка 30 км/ч. Проскальзывала в прессе информация, что бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» может самостоятельно форсировать водные преграды за счет своей положительной плавучести, но производитель на этот счет особенно не распространяется.

Новый движок... и новые проблемы

Но! Впоследствии от итальянской силовой установки отказались в пользу ЯМЗ-7Э846. Вот только и здесь не все так хорошо. Выяснилось, что все это чудо будет потреблять более 50 литров топлива (или даже 100) на 100 км пробега! Вот уж действительно, будущее наступило... По этому показателю внедорожник ЗИЛ «Каратель» может смело конкурировать с танком, хотя по уровню защищенности и близко на него не похож.

Так или иначе, но руководство завода уже и само поняло свою «недоработку», а потому двигатель долгое время усовершенствовался. В каком состоянии этот проект сейчас, доподлинно неизвестно.

Расположение экипажа, обзорность

Командир и водитель размещаются в кабине, которая вынесена вперед от двигателя, а шесть десантников располагаются в своем отсеке, сидя спиной друг к другу. А еще двоих сажают лицом назад (между колесами), так что в результате обеспечивается полный круговой обзор. Все остекленные поверхности разделены на секции и располагаются под углом, дабы уменьшить вероятность пробития в случае обстрела машины из стрелкового оружия.

В ночное время и при условии сложных погодных условий за обзор отвечает система из шести видеокамер, причем пара из них может работать в качестве наружных зеркал, а остальные четыре отвечают за обеспечение полного кругового обзора. Таким образом, футуристичный ЗИЛ «Каратель» может похвастаться немалым количеством сложной электронной начинки.

Особенность и в открывании дверей: как в БТР, они откидываются вниз и вверх. В результате образуется подножка, не только удобная для посадки и высадки бойцов, но и не выходящая за пределы конструкции. Верхняя створка может откидываться отдельно, что позволяет вести более-менее прицельный огонь из личного стрелкового оружия на ходу.

О защите экипажа

Наружная броня защищает экипаж от автоматно-оружейного огня, а также осколков. Наружные крепления дверей разработаны так, чтобы минимизировать вероятность их повреждения в случае атаки. Кресла для десантников (складные), подвеска особой формы защищают людей в случае подрыва автомобиля на мине. Сложенные сиденья практически не занимают места, позволяя почти моментально трансформировать салон для перевозки раненых солдат или грузов.

В принципе, это делает броневик многофункциональным средством, которое может быть использовано сразу в нескольких ипостасях. Это всегда ценилось военными.

Что же касается конкретного калибра, от пуль которого может защитить броня, сообщается о способности противостоять 7,62х54R и 7,62х51 НАТО. Мягко говоря, слабовато. Даже старые БТР-80 обладают лучшей защищенностью. Сравните это с «Тигром 6А», который без проблем выдерживает попадание пули калибра 12,7 мм. Вот чем характеризуется ЗИЛ «Каратель». Цена этой разработки в прессу не попадала, а потому доподлинно не известна.

Основные достоинства машины

Если сравнивать автомобиль со стандартным БТР, то сразу обращает на себя внимание его исключительная простота и дешевизна. Словом, неплохая техника для легкой пехоты. Если попытаться навесить больше брони, установить мощное вооружение и усилить базу, чтобы перевозить больше груза, в результате получится стандартный БТР со всеми его недостатками. Таких много у РФ. ЗИЛ «Каратель» претендует на занятие несколько иной ниши.

Множество недостатков

Несмотря на все вышеизложенное, у специалистов к этому проекту до сих пор возникает очень много вопросов. Вот только некоторые из них:

    Для чего нужно было использовать столько стекла, пусть даже и броневого? Когда такая мера хоть как-то повышала защищенность боевой машины?

    Полное отсутствие турели на крыше вообще выглядит крайне странно. В конце концов, это же не прогулочный экипаж!

    Что же касается «Тигра», то вообще непонятно, чем же ЗИЛ «Каратель» его превосходит? Да и превосходит ли?

    Наконец, огромное количество импортных комплектующих. Для чего тратить огромные деньги на немецкие АКПП и итальянский дизель? В конце концов, это не настолько важный проект. Отечественный же аналог в этом случае явно далек от идеала.

Особенно странно выглядят боковые обзорные окна. Для чего было делать их расположенными под углом 90 градусов? Нет совершенно никаких надежд на то, что эта «броня» выстоит даже под огнем чего-то наподобие ПКМ, не говоря уже о более серьезном пулемете. Нет и сведений от производителя о реальной грузоподъемности. Проскальзывала информация о 800 кг, но если это так — все совсем плохо.

Грузоподъемность и прочее

Даже если отбросить водителя и командира, в машине должны сидеть 10 десантников в полном вооружении. Вес каждого — явно не менее 100 кг. Так что, двоих придется выкинуть, дабы автомобиль справился с нагрузкой? В общем, много неясностей. Во всяком случае, машина явно не предназначена для дальнейшей модернизации в плане увеличения бронезащиты. Так себе «Каратель». Автомобиль ЗИЛ мог быть и получше...

Кроме того, не выдерживают никакой критики и посадочные места для экипажа: если под днищем взорвется что-то мощнее оборонительной то людям придется очень несладко. Нормальные машины такого класса имеют специальную систему подвески сидений, которая позволяет минимизировать эффект от взрывной волны в случае наезда на мину. В рассматриваемом нами варианте ничего подобного нет и близко.

Прочие «казусы»

И уж совсем нелепым выглядит количество отверстий в бронекорпусе: здоровенные проемы под двери и окна, люк на крыше... Скорее всего, у этого «монстра» нет никаких шансов противостоять более-менее мощному фугасу, так что для непосредственной работы в зоне боевых действий автомобиль явно не пригоден. Ни фары, ни зеркала, ни даже оптика видеокамер ровным счетом никак не защищены от огня даже ручного стрелкового оружия.

Кроме того, на фотографиях видно абсолютно обнаженные мосты, тяги и прочие детали. Это подходит для гражданского грузовика, но как-то не вяжется с обликом машины, которая должна передвигаться в зоне возможного военного конфликта.

Таким образом, в настоящее время перспективы этой разработки в войсках весьма и весьма сомнительные. Может ли появиться на вооружении армии ЗИЛ «Каратель»? Характеристики этой машины таковы, что вряд ли заинтересуют военных. Скорее уж, этот проект подходит для того самого «Дакара».

Здесь нужно отметить состояние самого «Каратель», русский броневик, вряд ли будет производиться на фактически остановленном предприятии. Быть может, проект «выплывет» за счет частных покупателей. Мы уже писали в самом начале статьи, что они проявляют интерес к автомобилю из-за его крайне специфичного внешнего вида.

«Фалькатус» - Бронеавтомобиль центра специального назначения федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Бронеавтомобили появились ещё на полях сражений Первой Мировой войны и с тех пор сложно представить армию без этих боевых машин. В ходе своей эволюции их предназначение постоянно менялось. Правоохранительные органы по достоинству оценили главные качества бронированных машин – возможность быстро доставить бойцов к месту назначения, защитив их от пуль и осколков и при необходимости прикрыть их огнем. Классический бронетранспортер слишком громоздок. Именно поэтому и разрабатываются специальные узконаправленные броневики.

История создания

Работы над броневиком для центра специального назначения федеральной службы безопасности (ЦСН ФСБ) начались ещё в 2002 году. По неофициальным данным первый прототип проектировался на АМО «ЗиЛ» и носил название «Клоп», так окрестили его конструкторы из-за необычного внешнего вида. В 2009 году был собран полный макет «Клопа». Но из-за неизвестных разногласий сборка проходила не на заводе ЗиЛа, а на предприятии «КамАЗ». Из-за этого не была соблюдена технология и макет разобрали. Неизвестно когда вернулись к проектировке, но весной 2012 года были опубликованы первые фотографии данной машины вместе с некоторыми техническими параметрами, что вызвало бурную реакцию в обществе. За это время броневик сменил название на «Фалькатус» (официальное), пресса же окрестила его намного более грозно – «Каратель».

Фалькатус – разновидность меча, что указывает на предназначение машины. Правда информация о технических параметрах слишком скудна для того чтобы из нее можно было бы составить полное представление о броневике, большая часть сведений о нем – догадки, основывающиеся на фотографиях. Так по фотографиям видно, что машина принадлежит ЦСН ФСБ. Из-за недостатка информации о «Фалькатусе» постепенно забыли.

Вторая волна обсуждений началась после того, как в мае 2015 года «Фалькатус» вместе с бронеавтомобилем «Викинг» появился на дороге в Татарстане. Постепенно стали возникать фотографии и из других регионов России, а в феврале 2016 года «Фалькатус» засветился и на телевидении, во время представления его Владимиру Путину. Новая машина доработана специалистами ЗАО «Форт Технология». В том же видеосюжете директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что бронеавтомобиль «Фалькатус» - противопартизанская машина.

Технические характеристики «Фалькатуса»

Неоспоримым является то, что броневик выполнен по схеме 4Х4, предположительно на базе раллийного грузовика КАМАЗ-4911. Эти грузовики оснащаются двигателями ЯМЗ-7Э846, мощностью 730 л. с. При предположительной массе броневика в 12 тонн такие показатели возможно излишни, поэтому двигатель может стоять и менее мощный. При использовании же этого двигателя можно разогнать машину до 200 км/ч, что иногда может быть полезным.

  • Масса пустого - 12 т
  • Полная снаряженная масса - 15,42 т
  • Колесная формула - 4х4
  • Максимальная скорость - 200 км/ч
  • Максимальный угол подъема - 36 градусов
  • Максимальный десант - до 12 человек с водителем

Двигатель

class="eliadunit">

  • Двигатель - ЯМЗ-7Э846, V-образный
  • Тип - дизель
  • Количество цилиндров - 8
  • Объем двигателя - 17 литров
  • Мощность двигателя - 730 л.с. при 2500 об/мин
  • Максимальный крутящий момент - 2700 Н·м, при 1200-1400 об/мин

Конструктивные особенности бронеавтомобиля ФСБ

Несмотря на всю футуристичность внешнего вида такая конструкция корпуса позволяет обезопасить экипаж от обстрела из ручного стрелкового оружия и пулеметов. V-образное днище рассеивает волну от взрыва мины, что также положительно сказывается на живучести экипажа.

Обзор из кабины водителя ведется через три бронестекла с большим углом наклона, что затрудняет обзор, но также повышает пулестойкость. Из-за вытянутой передней части в поле зрения водителя образовывается большая слепая зона, которая, скорее всего, ликвидируется по средствам наружных видеокамер. В свою очередь экипаж ведет наблюдение за местностью через небольшие вытянутые бронестекла, расположенные по периметру всей машины.

Десантироваться из машины бойцы могут через пять дверей автомобиля, которые расположены по бортам (две с каждой стороны) и в корме. Двери раскрываются в разные стороны, что может прикрыть группу при перекрестном огне. Также бортовые двери очень широкие, что позволяет без труда покинуть машину, используя ее в качестве укрытия. Задняя дверь открывается вниз, образовывая подножку, для чего имеет две решетчатые площадки.

«Фалькатус» может перевозить кроме экипажа 10-12 человек десанта. Они располагаются спинами друг к другу, что позволяет им наблюдать за полем боя, а также вести огонь из личного оружия. Для этого имеются бойницы аналогичные бойницам в армейских бронетранспортерах. Однако, в связи со сложной формой корпуса, при обстреле образуются слепые зоны. Чтобы избавиться от этого предусмотрен второй ряд бойниц, расположенный таким образом, чтобы обстреливать нижний сектор. Пулеметчики имеют отдельные места ведения огня. Во-первых, в задней двери имеется специальная бойница. Во-вторых, в крыше имеется люк для ведения огня. Возможно, на месте люка можно устанавливать башню, однако информации или фотографий подтверждающих это нет.

Дальнейшая судьба фантастического броневика российского спецназа

«Фалькатус» является одной из самых таинственных единиц бронетехники современной российской армии. Пожалуй, его секретность можно сравнить с первой волной информации о Т-14 «Армата». Подогревает эту таинственность специфическая раскраска машины – большая часть поверхности черная, лобовая часть раскрашена красным. Так что единственное, что остается любителям бронетехники это ждать, пока «Фалькатус» станет штатной и распространенной машиной сил правопорядка.

class="eliadunit">

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»