Какой лучше блок двигателя ваз передний привод

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

На этой неделе стали известны подробности, касающиеся комплектаций автомобиля Vesta, который начнут выпускать в сентябре 2015 года. Гамма моторов флагманского седана будет состоять из трёх силовых агрегатов, два из которых ВАЗ выпускает сегодня (21127 и 21116). Ещё один мотор, предназначенный для топовых комплектаций, сейчас успешно производится концерном Nissan (HR16-DE). В действительности, у АвтоВАЗа есть ещё один двигатель, который разрабатывали специально для «гибридов». Он наделён турбонаддувом, и возможно, мы увидим его в доступных комплектациях «Лады Весты». А может быть, не только её.

Как известно, в семействе автомобилей «Калина-1» был доступен 16-клапанный ДВС ВАЗ-11194. Его объём составлял 1,4 л. Начиная с 2012 года, велись работы по модернизации этого двигателя, который нужно было оснастить турбиной. Надо проектом работал институт НАМИ в сотрудничестве с британской компанией Ricardo. Недавно проект был полностью завершён – новый двигатель . Параметры турбированного мотора выглядят так:

  • Рабочий объём – 1,4 л (сохранён без изменений);
  • Мощность – 163 л.с., но согласно некоторым источникам, значение ограничено процессором на отметке 150 л.с.;
  • Максимальный крутящий момент – 240 Н*м.

Для сравнения: крутящий момент ДВС ВАЗ-21127 не превосходит 148 Н*м.

Вазовский мотор 21127 можно назвать универсальным. Он появится даже в одной из комплектаций «Калины Кросс», а сейчас его устанавливают в серийные легковушки ВАЗ: «Калина-2», «Приора», «Гранта». Если же говорить о турбомоторе, с уверенностью можно утверждать одно: он может появиться в комплектациях седана Vesta.

Атмосферный бензиновый ДВС объёмом 1,8 л

Начиная с сентября 2014 года, компания «Супер-Авто» производит и продаёт автомобили «Приора», оснащённые двигателем с увеличенным объёмом. За основу нового силового агрегата был взят двигатель ВАЗ-21126, рабочий объём которого увеличился до 1,8 л благодаря удлинённому ходу поршней. Мотор получил обозначение 21128, но выпускать в больших количествах его не будут – сборка производится только в цехах «Супер-Авто».


Характеристики силового агрегата, обозначаемого цифрами 21128, выглядят интересно: крутящий момент, равный 145 Н*м, достигается уже при 2500 об/мин. Казалось бы, такому ДВС – самое место под капотом кроссовера. Но в действительности, «Супер-Авто» собирает не более пятисот моторов в месяц. И все они предназначены для «Приор».

Заметим ещё раз: ВАЗ не производит двигатели 21128. Их сборка производится только дочерней компанией.

Обзор двигателей ВАЗ

Выделить что-то главное в автомобиле достаточно сложно - каждая деталь, каждый узел несет свою смысловую нагрузку, и является существенной. Однако, если нагрузки на несущую конструкцию автомобиля (кузов или раму), или кинематику подвески просчитать, в принципе, не так и сложно, то с двигателем все обстоит иначе. Стоит заметить, что и по сей день (а ведь двигатель внутреннего сгорания существует уже более 150 лет!) восемьдесят процентов процессов, протекающих в ДВС, так и остаются неизученными. Именно по этой причине многие производители автомобилей не занимаются сами проектированием и конструированием двигателей, предпочитая пользоваться услугами профессионалов. В качестве примера производителей можно привести Chrysler (двигатель HEMI), а если говорить о конкретных автомобилях - то это McLarean F1 (изначально BMW, после - Mercedes). Вообще же, если говорить об истории развития двигателей в рамках одного производителя - то большая часть новых агрегатов - всего лишь глубоко (или не очень глубоко) модернизированные старые. Так, например, ВАЗовский двигатель 2130 объемом 1800 см. куб. - по сути, все тот же "классический" копеечный мотор 2101. Кстати, именно на эту тему и хотелось поговорить - на тему двигателей Волжского Автомобильного Завода. Немногие знаю, но кроме бензиновых "классических" и "переднеприводных" двигателей, на заводе выпускались и продолжают по сей день выпускаться дизельные и роторно-поршневые двигатели! Но обо всем по порядку. Родом из Италии Первым ВАЗовским двигателем стал глубоко модернизированный двигатель FIAT-124. Впрочем, прародитель подвергся весьма и весьма значительным изменениям - в первую очередь верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. При сохранении рабочего объема 1198 см куб. диаметр цилиндра стал больше на 3 мм (с 73 до 76 мм), а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, то есть двигатель стал более короткоходным, а значит - более приемистым.

Модель двигателя

Диаметр цилиндра, мм

Ход поршня, мм

Степень сжатия

Марка применяемого топлива

Все "классические" двигатели отличает межцентровое расстояние 95 мм (что, кстати, и позволило в дальнейшем неоднократно увеличивать объем двигателя), и восьмиклапанная головка блока цилиндров с одним распределительным валом. Шестнадцатиклапанные ГБЦ разрабатывались и на самом АвтоВАЗе, и МТХ, и ВФТС, но дальше единичных образцов дело не пошло, возможно оттого, что к моменту начала разработок уже вовсю выпускались более перспективные переднеприводные автомобили. На сегодняшний день все двигатели рабочим объемом менее 1500 см. куб. сняты с производства как маломощные. С освоением производства инжекторных двигателей под распределенный впрыск был адаптирован двигатель 21213, получив индекс 21214. На базе того же 21213 был создан и двигатель 2123 (устанавливается на Niva-Chevrolet) - первый "классический" двигатель с гидорокомпенсаторами клапанов и гидронатяжителем цепи. Как и 21214, 2123 оборудован системой распределенного впрыска топлива. Последний в линейке "классических" двигателей - 2130 объемом 1800 см. куб., выпускаемый пока только в ОПП (опытно-промышленное производство) , и устанавливается на длинные "Нивы", пикапы на их базе и на автомобиль 2120 . Porsche и ВАЗ Ни для кого не секрет, что к "переднеприводному" двигателя ВАЗ-2108 приложили руку специалисты из Штутгарта, и мотор действительно получился на редкость удачным, с огромным потенциалом для тюнинга. Особенностью компоновки (спереди, поперечно, а не продольно, как у заднеприводных ВАЗов), объясняется межцентровое расстояние "переднеприводных" двигателей - 89 мм, зато появилась возможность увеличить степень сжатия до 10,5. Это обуславливает некоторые ограничения при увеличении объема двигателя (большей частью - за счет увеличения хода поршня и высоты блока цилиндров), но даже при таких условиях удалось "расточить" блок до 82,5 мм, хотя и тепловая напряженность агрегата возросла многократно (удалена значительная часть тосольных каналов).

Модель двигателя

Рабочий объем (приведенный), см. куб.

Диаметр цилиндра, мм

Ход поршня, мм

Количество клапанов на цилиндр

Максимальная мощность, л.с. При мин-1

Максимальный крутящий момент, Нм при мин-1

Марка применяемого топлива

Система питания

Малая мощность двигателя 2108 (с ним груженая "восьмерка" еле-еле разгонялась до "сотни" за 30 секунд) способствовала появлению мотора 21083 объемом 1500 см. куб. Так же выпускались блоки 21081 объемом 1100 см. куб., но шли они в основном на экспорт. Не меньший интерес вызывают двигатели 1111 и 1113, устанавливаемые на ОКУ. По сути, оба двигателя - "половинки" моторов 2108 и 21083, с двумя цилиндрами! Смешно, на самом деле. С освоением систем электронного впрыска появился мотор 2111, устанавливаемый на ВАЗ-2110 (вместо 21083), а так же на семейство "Самара". В начале ХХI века появился и первый шестнадцатиклапанный двигатель - 2112, с гидронатяжителем ремня и гидрокомпенсаторами клапанов. В настоящее время серийно выпускаются моторы 21114 и 21124 объемом 1600 см. куб, которыми комплектуются "десятое" семейство и новая Kalina. Двигатель 21084 так и не дошел до конвейера, и, судя по всему, никогда и не дойдет - все силы АвтоВАЗ бросил на разработку 1,8 литровых двигателей 21118 и 21128, уже сегодня успешно используемых на купе 2112, выпускаемых в ОПП, а в перспективе - планируется установка их на Lada Kalina. Дизельная ЛАДА С 1988 года малыми сериями производится дизельный двигатель ВАЗ-341, которым изначально комплектовались автомобили ВАЗ-21055, сегодня - ВАЗ-21045, а так же 21213, 2131, 2123.

Модель двигателя

Рабочий объем (приведенный), см. куб.

Диаметр цилиндра, мм

Ход поршня, мм

Максимальная мощность, л.с. При мин-1

Максимальный крутящий момент, кгс.м при мин-1

Появление такого двигателя связано, в первую очередь, с успешным опытом использования зарубежных дизелей на ВАЗах (в частности, Peugeot ), а так же высокой экономичностью такого агрегата. Обратной стороной медали является низкая мощность и динамика. ВАЗ-341 -- 4-тактный, 4-цилиндровый рядный вихрекамерный дизель, установка мотора производится в СПАРе (подразделение ДТР ВАЗа), а "БарнаулТрансмаш" совместно с ВАЗом занимается доводочными работами по 1,8-литровому дизелю ВАЗ-343. В стадии разработки - турбо версия и 1,8 литрового дизеля и 3431. Помимо модельной линейки завода ВАЗ при создании дизельного двигателя была заложена возможность установки его на автомобили "Москвич", УАЗ, ГАЗ , а кроме того - силовой модуль ВАЗ-3413, представляющий собой единый агрегат из дизеля и его систем, может быть установлен на малогабаритный трактор, а также для привода электрогенератора в составе силовой энергетической установки (электро-агрегата). Наследие Ванкеля В 1974 году на Волжском автозаводе было создано специальное конструкторское бюро по созданию Роторно-Поршневых Двигателей (СКБ РПД), и вскоре был рожден отечественный РПД - односекционный ВАЗ-311 мощностью 70 л.с., и с конвейера сошла опытная партия автомобилей ВАЗ-21018 - всего 50 штук, 49 из которых вернулись на завод в течение года. Вторая попытка имела больше прав на жизнь - РПД ВАЗ-312 устанавливался на ту же "копейку", получившую индекс 21019, и являвшуюся, по сути, спецавтомобилем для силовых структур.
С 1994 года Волжский автозавод выпускает ВАЗ-2108-91 с "Ванкелем" ВАЗ-415 объемом 1,3 литра, мощностью 140 л.с. при 6 0 00 об/мин, но, конечно - ограниченными партиями. С появлением "десятого" семейства РПД обосновался и под капотом ВАЗ-2110 -91 и ВАЗ-2112 -91, так же его можно встретить под капотом "Самары". Кстати, выпуском РПД занимаются всего две компании - Mazda и ВАЗ, а гоночный автомобиль с "Ванкелем", имеющий международную омологацию - и вовсе единственный в мире - Lada 107 Touring , омологированн ый в группе N . Чем не повод для гордости? Кроме автомобилной промышленности, АвтоВАЗ выпускает так же РПД для малой авиации, один из примеров - вертолет "Актай" с трехсекционным 240-сильным РПД ВАЗ-426. Впрочем, в силу своих размеров и веса, на автомобиль он вряд ли когда-либо будет установлен. Интервенты Рассказ о двигателях, устанавливаемых на "Лады" был бы не полным, если не упомянуть про агрегаты зарубежных производителей, нашедших приют под капотами Российских автомобилей. В первую очередь хочется упомянуть про ВАЗ-21106 - "десятк у " с двухлитровым опелевским силовым агрегатом Opel C20XE , мощностью 148 л.с. Кроме этого - дизел ь Peugeot XUD-9SD объемом 1,9 л, мощностью 65 л.с., которыми комплектуются с середины 1990х годов экспортные НИВЫ ВАЗ-21215-10.

И уж совсем полное потрясение вызывают опыты французского дилера АвтоВАЗа Жан-Жака Пока. Для участия в ралли Париж-Дакар, по его заказу, были созданы НИВЫ с двигателями Porsche и Ferrari , а так же ВАЗ-2108 с полноприводной трансмиссией и силовой установкой Porsche 956 объемом 3,6 литра и мощностью 400 л.с.! И все же, несмотря на богатое наследие, несмотря на многочисленные разработки, еще многие сферы остались нетронутыми конструкторами ВАЗа. Электродвигатели, например, так и не зашли дальше опытных образцов, про гибридные установки - и говорить нечего. Не менее интересное направление, так и не затронутое инженерами из Тольятти - газотурбинные двигатели. И уж полное недоумение вызывает отсутствие бензиновых надувных агрегатов. Нам их ох как не хватает.

(с) 2007 Костин К.А.

Обзор двигателей, устанавливаемых на автомобили ВАЗ

Эпопея вазовских двигателей начиналась с мотора 2101 рабочим объемом 1200 кубических сантиметров. Позже появились моторы 1300, 1500 и 1600 "кубиков". Для модернизированной "Нивы" ВАЗ-21213 был создан двигатель рабочим объемом 1700 куб см с одноименным индексом. Еще позже из него был "выжат" уже 1800-кубовый мотор 2130. Все эти двигатели называют "классическими" (так как они предназначены для "классики"), отличает их межцентровое расстояние цилиндров в 95 миллиметров.

Размерность "классических" двигателей:
2101 1200 76 66
21011, 2105 1300 79 66
2103 1500 76 80
2106 1600 79 80
21213 1700 82 80
21214 1700 82 80
2130 1800 82 84

Сегодня меньшие, чем 1500 "кубиков" моторы сняты с производства как маломощные. На базе ("железе") двигателя 21213 выпускается 21214 (на нем вместо карбюратора установлен агрегат центрального впрыска), готовится к производству мотор 2123 (тоже 1700 куб см, распределенный впрыск, гидротолкатели и гидронатяжитель цепи). Двигатель 1800 производится только в ОПП (опытно-промышленное производство) и устанавливается на длинные "Нивы", пикапы на их базе и на автомобиль 2120.
К "классическим" моторам относится и дизель ВАЗ-341, разработанный на ВАЗе и в 1988 году прошедший государственные приемочные испытания в составе автомобиля ВАЗ-21055. Ныне этот несколько модернизированный дизельный мотор (рабочим объемом не 1,45, а 1,52 литра) выпускается на барнаульском "Трансмаше". Им сегодня оснащают мелкосерийный дизельный вариант "четверки" ВАЗ-21045, установка мотора производится в СПАРе (подразделение ДТР ВАЗа). А "БарнаулТрансмаш" совместно с ВАЗом занимается доводочными работами по 1,8-литровому дизелю ВАЗ-343. В стадии разработки – турбо версии 1,52 и 1,8 литровых дизельных моторов (3411 и 3431).
Дизельную тему продолжают французские моторы Peugeot. Именно таким XUD-9L рабочим объемом 1900 "кубиков" на производственно-техническом предприятии "Лада-Экспорт" в подмосковном Чехове комплектовались "Нивы" с 1993 по 96 год. Сначала дизельная версия этой машины носила индекс 2121Д, затем 21215. Всего было выпущено около 7 тысяч дизельных вездеходов, которые прямиком шли на экспорт. А с 1998 года такую "Ниву" 21215-10 с современным, отвечающим сегодняшним нормам токсичности, дизелем Peugeot XUD-9SD мелкими сериями выпускает сборочный конвейер. К сожалению, только на экспорт.
В конце семидесятых годов появился на свет односекционный роторно-поршневой двигатель ВАЗ-311. В свое время с ним выпускался автомобиль ВАЗ-21018, который затем переродился в ВАЗ-21059 и ВАЗ-21079. Позже появились двухсекционные РПД – сначала 413, затем 414 и 415, выпускаемый ныне. Сегодня мелкими сериями (около полутора сотен автомобилей в год) выпускаются роторные версии "самар". Их отличительная маркировка – дополнительные цифры "91" в индексе.
Гамма моторов для переднеприводных машин была разработана при создании "восьмерки". Эти из-за того, что по компоновочным соображениям установлены поперек моторного отсека, отличаются от "классических" меньшим межцентровым расстоянием цилиндров. Здесь оно составляет 89 миллиметров. Позже появились версии всех моторов с распределенным впрыском, которые изначально выпускались только для экспорта. Сегодня мотором 2111 комплектуются различные варианты "десяток" и "самар".

Размерность "переднеприводных" двигателей:
Двигатель Рабочий объем, куб сантиметр Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм
21081 1100 76 60,6
2108 1300 76 71
21083, 2111 1500 82 71
21084* 1600 82 74,2

Примечание:* - мотор появился много позже трех первых, выпускается только в ОПП.

С выпуском "десятки" были освоены шестнадцатиклапанные версии двигателей рабочим объемом 1500 (ВАЗ-2112) и 1600 (ВАЗ-21124) кубических сантиметров. Моторами 2112 оснащаются наиболее быстроходные версии седана (ВАЗ-21103), универсала (ВАЗ-21113) и хэтчбэка 2112. На "Самары" заводом шестнадцатиклапанные двигатели не устанавливаются из-за больших компоновочных сложностей. Двигатель 21124 выпускается, как и 21084, только в ОПП. В конце 1997 года начато мелкосерийное производство и продажа ВАЗ-21106 – "десятки" с двухлитровым опелевским силовым агрегатом "Opel C20XE". Рассматривается вопрос о замене этого мотора в ближайшее время более экономичным исполнением "Ecotec" или 1800-кубовым вариантом.

Сергей Мишин
Инженер-испытатель отдела специальных испытаний ВАЗ



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»