Выход из строя вакуумного усилителя тормозов. Способы устранения неполадок, в тормозах автомобилей ВАЗ

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

На автомобилях старых моделей для того, чтобы остановить машину, приходится с большим усилием давить на педаль тормоза. Примерно такое же действие приходится предпринимать иногда и на современных моделях, оборудованных вакуумным усилителем тормозов, когда он неисправен.

Основные причины поломки

Если на машине для остановки требуется необоснованно сильно давить на педаль, опытный водитель сразу поймет, что причиной этого является неисправный усилитель тормозов. Чтобы быстро устранить поломку, следует знать возможные причины отказа усилителя, а они могут быть следующими:

1. Разгерметизация соединения между вакуумным усилителем и впускным коллектором двигателя. Если произошел обрыв шланга, это можно определить визуально. Если образовались трещины в шланге, вакуумник будет шипеть. Помимо этого следует проверить затяжку хомутов. Установив, что поврежден шланг, механик производит его замену. Примечание: должен использоваться специальный шланг — армированный, толстостенный.

2. Поврежден сам вакуумный усилитель. Причиной повреждения может быть порыв диафрагмы или выход из строя клапанов — от старения резины. При таких дефектах вакуумник будет стравливать воздух.

Способы проверки

Если мотор потерял инертность, стал травить, или пропали холостые обороты, тогда первоначально стоит посмотреть, какой из цилиндров не функционирует. Тормозной вакуумный цилиндр соединяется с впускным коллектором на трубопроводе первого или четвертого цилиндра (в зависимости от типа двигателя), если произошла разгерметизация, топливная смесь, становится беднее, и, как следствие, цилиндр не работает.

При заглушенном моторе необходимо нажать на педаль тормоза 2-3 раза и, удерживая ее, запустить двигатель. При повреждённом вакуумнике педалька будет оставаться на месте, а если работает, тогда образовавшийся вакуум потянет педаль вниз.

Установив, что причина поломки в нем, его следует заменить или отремонтировать. При этом стоит знать, что не все конструкции вакуума подлежат ремонту, а для ремонта разборных усилителей, требуется специальное оборудование.

Вакуумный усилитель тормозов:неисправности и его ремонт.

Работа и признаки неисправностей вакуумного усилителя тормозов.

Водители нынешнего поколения не помнят те времена, когда в момент торможения на мокрой или скользкой дороге приходилось так сильно жать на тормозную педаль, что аж над сиденьем привставали, крепко держась за руль. Эти времена уже отошли в прошлое, теперь есть вакуумный усилитель, который помогает тормозить не напрягаясь. Что же это такое, как он работает?

Механизм работы вакуумного усилителя тормозов (ВУТ).

Элементы вакуумного усилителя тормозов.

Главные составные элементы которые в ходят в состав вакуумного усилителя тормозов.

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) действует по такому принципу. Это камера, причем замкнутая и округлой формы, она делится мембраной на две части. Одна часть соединяется шлангом с разряжением. Вторая часть имеет следящий клапан, который «следит» за сменой разряжения на атмосферный воздух. Он не просто «следит», он четко эту смену регулирует.

Педаль свободна и не нажата – диафрагма неподвижна. Педаль нажата и разряжение перекрыто теперь клапаном, диафрагма пошла в сторону тормозного цилиндра и толкнула шток. Этот шток, как и не глупо это звучит, усиливает тормозное усилие! Сильнее давим на педаль, отверстие увеличивается, дается больше атмосферного давления и усиливается давление на тормозной цилиндр. А это усиление дает еще больше давления на тормозные колодки. Они в раздвинутом состоянии полностью блокируют колеса, и машина полностью останавливается. То есть вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) не только увеличивает силу торможения, он еще и увеличивает силу давления, поэтому торможение получается надежнее!

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов (ВУТ):

Неисправность вакуумного усилителя тормозов тоже принадлежит очередному перечню ,но к фатальным поломкам или ситуациям не приведет, но нервы подпортит. Поэтому если вдруг начались трудности с торможением, или приходится прилагать много усилий для этого – проверяем ВУТ на неисправности. Это можно легко сделать в домашних (вернее гаражных) условиях, без помощи специалистов СТО.

Признаки проявления:

Двигатель начинает «троить» на холостом ходу. Нажимаем на педаль тормоза – «троение» исчезло, значит ВУТ неисправен.

Двигатель не работает, делаете несколько качков тормозной педалью, потом фиксируете ее (педаль) посередине хода. Запускаете двигатель и смотрите, «провалилась» ли педаль. Если она пошла к полу – с ВУТ все в порядке, если осталась на месте, то ваш усилитель требует замены или ремонта.

Диагностический осмотр:

Сделайте визуальный осмотр. Если есть даже небольшие потёки на корпусе ВУТ, срочно начинайте его «реанимацию» и для начала хорошенько проверьте все шланги и хомуты. Иногда всего-навсего достаточно зажать хомуты, и все придет в норму.

Если самостоятельной диагностикой вы выяснили, что вашему ВУТу нужна замена или ремонт,есть два выхода:

  • Первый из них – едем на СТО и доверяем машину специалистам.
  • Второй выход – едем в автомагазин, покупаем ремкомплект, соответствующий вашей модели, и меняем самостоятельно. О первом варианте рассказывать не надо – он известен всем. А вот что делать со вторым вариантом, сейчас расскажем!

Вот все шаги по ремонту (замене) вакуумного усилителя тормозов (ВУТ):

Произвести ремонт вакуумного усилителя тормозной системы используя ремонтный комплект.

1. Читаем «главную книгу» вашего авто – мануал вашего автомобиля, чтобы уточнить конструкцию ВУТ и рекомендации по его ремонту.

2. Под рулевым валом отсоединяем тягу привода ВУТ от тормозной педали.

3. Снимаем (ГТЦ) в под капотном отсеке.

4. От обратного клапана отсоединяем вакуумный шланг.

5. Либо ремонтируем наш старый ВУТ (если умеем), либо ставим совсем новый ВУТ.

6. Проверяем нашу работу, двигаясь под уклон и нажимая на педаль сначала легонько, а потом сильнее. Эффект будет на лицо!

Вакуумный усилитель тормозов облегчает нам не только торможение, но и жизнь, потому что дает дополнительную безопасность. Проверяйте его периодически, меняйте и ремонтируйте по мере необходимости и удачи вам на дорогах!


Вакуумный усилитель тормозов автомобиля, должна интересовать всех водителей. Ведь этот элемент - это очень важная деталь в современной тормозной системе и без него представить себе нормальную и эффективную работу педали невозможно. В нашей статье вы подробно узнаете о принципе его работы и вариантах проверки детали, если произошёл её ремонт.

Наверное, не найдётся среди читателей такого водителя, который бы не сталкивался с проблемой вакуумного усилителя. Если при нажатии на чувствуется, что нужно приложить максимум усилий, это значит, что вышел из строя вакуумник. Находится он под капотом, а к нему крепится главный цилиндр.

Когда возникают проблемы с этой деталью, это напрямую воздействует на управление машиной. Водитель уже не чувствует прежнего комфорта. Нередко это приводит к трагическим последствиям.

Именно поэтому водитель должен уметь проверять устройство после его замены и попытаться понять, в чём именно заключается проблема. Определять неисправность нужно обязательно на неподвижном .

Чтобы проверить, как работает вакуумный усилитель после замены, нужно подкачать немного педаль тормоза, а затем зафиксировать её в середине. Запускаем двигатель - если педаль сама опускается, это означает, что прибор в порядке.

Как всё работает

Для начала разберёмся, из чего состоит устройство вакуум-усилителя тормозов и что это вообще такое? Как и было сказано, вакуумный усилитель соединён с ГТЦ и вся конструкция не является особо сложной. Этот элемент включает в себя корпус, который, в свою очередь, делится на две части - это вакуумная и атмосферная ниши. Последняя находится ближе к педали тормоза.


Кроме корпуса, вакуумный усилитель имеет камеру, которая соединяется с ним при помощи обратного клапана с впускным коллектором.

Известно, что на дизельных двигателях применяется ещё и вакуумный электронасос, который обеспечивает постоянную работу усилителя. В том случае, если двигатель остановится, благодаря обратному клапану, произойдёт разъединение усилителя и коллектора, так как вакуум-усилитель функционирует только . Такое же разъединение происходит и в том случае, когда вакуумник выходит из строя.

Кроме этого, вакуумный усилитель включает толкатель, а также возвратную пружину. Необходимо знать и о том, что в системе EPS используется активный усилитель тормозов, который предназначен для предотвращения переворотов автомобиля на высокой скорости. Вот так выглядит вакуумный усилитель в разрезе:

Виды поломок

Теперь обратим внимание на то, у этого элемента, когда делается ремонт вакуум-усилителя тормозов. Как уже было сказано, неисправности этой детали могут привести к трагическим последствиям, но не к полному выходу из строя всей системы. При этом происходит значительное затруднение управления машиной и увеличивается необходимость прикладывания дополнительных усилий при давлении на педаль тормоза.

Самыми частыми неисправностями такого элемента являются:

  • обрыв шланга, соединяющего его с коллектором агрегата (в этом случае можно услышать характерное шипение вакуумника);
  • разрыв диафрагмы внутри корпуса;
  • выход из строя резины клапанов.

Теперь можно вооружиться вязальной спицей, а затем извлечь стопорную шайбу и манжету. Осмотрев её, принимаем решение. Если она сильно изношена, то меняем на новую. Сборку проводим в обратном порядке, предварительно смазав манжету литолом.

Для начала нужно будет измерить длину штока вилки:


Для транспортных средств, имеющих левосторонний руль, длина штока должна быть равна 160 мм, а для автомобилей с правосторонним управлением - 120 мм.

Если длина не подходит, то придётся заменить усилитель.

Вначале устанавливаем деталь, не закрепляя на нём толкатель. Затем затягиваем два крепёжных болта усилителя тормозов и после этого устанавливаем главный тормозной цилиндр. Закручиваем две гайки крепления тормозного цилиндра, проверяем надёжность фиксации.

Необходимо также убедиться в том, что держатель-распорка находится на месте.

На видео - замена вакуумного усилителя тормозов:

После этого следует установить толкатель в вакуум-усилитель тормозов, а затем нажать на педаль, чтобы соединить усилитель и толкатель.

Очень важно при замене вакуумного усилителя обратить внимание на уровень тормозной жидкости в бачке и, если что, долить нужное количество.

Вот и всё. Надеемся на то, что эта статья поможет вам самостоятельно вакуум-усилителя тормозов.


Основным фактором неисправности вакуумного усилителя тормозов считается его полная или частичная неспособность создания вакуума в рабочей камере. Потенциальным источником проблемы служит обрыв либо разгерметизация соединения шланга, стыкующего впускной коллектор двигателя и усилитель.

Помехи в работе агрегата вызываются и дефектами, находящимися внутри усилителя – вследствие нарушения целостности рабочей поверхности диафрагмы или утери эластичности клапаном. Для того чтобы обнаружить неисправности вакуумного усилителя тормозов, проводятся определённые тесты.

Способы и признаки обнаружения неисправностей вакуумного усилителя тормозов

  1. Например. Запустить двигатель, а по прошествии нескольких минут заглушить его. Потом сколько-нибудь раз с обычным усилием нажать на педаль тормоза. При исправном усилителе в момент первого нажатия педаль выжмётся, как полагается, до упора. Система сработает, и создавшийся вакуум притянет диафрагму, которая помогает толкать через шток поршень главного тормозного цилиндра.

    Дальше клапан сравняет давление в камере с атмосферным. Во время второго и последующих нажатий педали разряжению браться будет неоткуда, отчего ход педали будет становиться всё меньше и меньше. Если между первоначальным и дальнейшими нажатиями на педаль разницы не чувствуется, то ясно: данный прибор дополнительное усилие в главном тормозном цилиндре не обеспечивает.

  2. Вслед за проделанным опытом нелишне выполнить ещё один. Двигатель выключен. Педаль тормоза сколько-нибудь раз подряд нажата. Её ход о чём-то засвидетельствовал. Либо результаты эксперимента показались неубедительными, либо появилось желание произвести контрольную апробацию. Производятся следующие действия. Выжимается педаль тормоза, и при нажатой педали заводится двигатель.

    При исправном вакуумном усилителе в его вакуумной камере образовывается разряжение, из-за чего мембрана давит на шток, шток тянет за собой толкатель, соединённый с педалью, и последняя слегка опускается.

    В случае, когда педаль осталась на месте, делается вывод: ожидаемая цепочка событий не состоялась ввиду неисправности вакуумного усилителя тормозов. Подобные проверки выявляют существенные поломки детали.

  3. Очередное испытание даёт возможность определить наличие небольших утечек воздуха. При работающем моторе автомобиля следует нажать на педаль тормоза, после чего, не отпуская её, заглушить двигатель. Удерживать педаль в таком же положении в течение полуминуты.

    По причине нарушения герметичности усилителя давление в вакуумной камере станет повышаться. Диафрагма под влиянием возвратной пружины, лишившись поддержки силы, уравновешивающей её позицию, будет давить на толкатель, и поднимать тормозную педаль.

Если этого не наблюдается, значит, неисправности отсутствуют, и вакуумный усилитель тормозов работает нормально. В любом случае, при возникновении необходимости ремонта какого бы то ни было узла тормозов, учитывается, что второго шанса на починку может и не представиться, поэтому за содействием в диагностике и ремонте обращаются к профессионалам автосервиса. Они могут произвести

Автомомбиль, который эксплуатируется регулярно, требует к себе некоторого внимания. Со временем изнашиваются даже самые надежные и качественные детали. А так как весь механизм автомобиля представляет собой сложную систему взаимодействия узлов и отдельных деталей, то становится понятно, что если одна деталь выходит из строя, то нарушается вся работа автомобиля. Исходя из этого становится очевидным тот факт, что для полноценного использования транспортного средства, требуется регулярный осмотр и исправление появившихся неполадок. Этот осмотр тем более необходим если вызвают сомнения какие-то звуки или неправильная реакция управления. Если например неработает педаль тормоза то это говорит о неисправности вакуумного усилителя тормозов. Помимо этого, в автомобилях выходит из строя и ходовая часть, и нарушается рулевое управление и происходит еще масса неполадок влияющих на его полноценную эксплуатацию. При возникновении первых признаков каких-то нарушений в работе машины, нужно сразу стараться выяснить причины и следствие поломок. Невнимательное отношение на первоначальном этапе приводит к большим осложнениям в дальнейшем устранении проблем.

Основные признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов.

Одной из важнейших систем автомобиля является тормозное оснащение, оно состоит из нескольких групп узлов и механизмов, слаженная работа которых, обеспечивает ее надежность. Если какая-то часть этой системы выходит из строя, то сразу нарушается весь процесс качественного торможения.

Наверное, одной из самых пугающих неполадок является скрежет при резком торможении, так как это говорит о возможной неисправности тормозной системы. А такая неисправность может дорого стоить водителю в любой дорожной ситуации. Надо понимать что присутствие скрежета, это не единственный характерный признак данной неполадки.

Для того чтобы прояснить вопрос о неправильной работе тормозов, следует выявить причины этой неисправности, которые существуют. А самое главное как их распознать, то есть понять, что какие-либо характерные симптомы говорят именно о неисправности этой части автомобиля.

Начнем сначала, если при нажатии на педаль торомоза, требуются большие усилия, особенно если этого не требовалось ранее, то это говорит о проблемах с вакуумным усилением тормозного механизма. Чтобы понять насколько все серьезно нужно провести некоторые манипуляции.

Во первых, нужно заглушить двигатель. И в этом состоянии, автомобиля, прокачать тормоза, то есть с некоторой периодичностью по нажимать на педаль тормоза. Если вакуумный усилитель тормозов шипит, то это означает, что произошла его разгермитизация. Чаще всего это происходит из-за прорыва рабочей мембраны усилителя, или других резиновых элементов системы. Например, это может быть нарушение целостности вакуумного шланга, или случилось его отсосединение от штуцера впускной трубы. Помимо того, нужно проверить надежность соединения штуцера и патрубка усилителя. Надо понимать, что в вакуумном шланге находится обратный клапан, и если его работа нарушается то его следует заменить. Чтобы узнать наверняка придется открутить вакуумный шланг, и продуть его с помощью резиновой груши, и если дело в обратном клапане, то его просто меняют. Только нарушение целостности каких-либо резиновых деталей, может привести к тому, что шипит вакуумный усилитель тормозов. Из него выходит воздух и это создает такой неприятный шум, однако, бывает что ни какого шума неслышно, потому что нарушения еще незначительные или в систему попадает тормозная жидкость. Поэтому при неправильной работе педали тормоза, надо сразу осматривать вакуумную систему. Осматривать нужно очень внимательно, обращая внимание на потеки и небольшие трещины, которые могут обнаружиться на каких-то деталях усилителя.


Кроме того, к такому вопросу как признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов, относится и ряд других неполадок в работе автомобиля. Это может быть полный износ, а также смещение хомутов на различных деталях. Смещение происходит из-за вибрации автомобиля, и надо периодически просто посильнее затягивать эти хомуты. Если замечен их износ, то надо обязательно заменять их на новые по мере необходимости. Кроме того, полноценно проверить наличие неисправностей, можно только демонтировав весь агрегат. Если на лопнувшей мембране видны следы тормозной жидкости, то это означает, нарушена системы работы вакуума. Иногда можно обойтись заменой всех резиновых деталей усилителя, всех прокладок и мембраны. Но если после проверки отдельных частей механизма, и замены некоторых небольших деталей, полноценная работа усилителя не восстановилась, то его замена неизбежна.

В работе тормозной системы существуют и другие не менее важные неисправности, которые тоже надо уметь различать. Если во время передвижения слышиться равномерный шум а при резком торможении стук, пропадет то это свидетельствует о том, что тормозные колодки стерты. Тут сомнений быть не может, их нужно срочно менять. Если этого не сделать вовремя, то произойдет нарушение работы тормозного диска, а это уже серьезная неисправность. Также об износе тормозных колодок, говорит и характерный визг машины при торможении.

Также нужно обращать внимание при изучении тормозной системы на плотное прилегание всех деталей. Это необходимо контролировать постоянно, потому что ослабление креплений или повреждение каких-либо деталей, непременно приведет к серьезным неполадкам.


Как рационально решить возникшую проблему?

Водители автомобилей ВАЗ это особая категория людей, это приверженци отечественной классики. Традиционно, такие люди в течении всей своей водительской жизни, предпочитают только эти автомобили. Машины со временем меняются, меняются модели и цвета, но приверженность ВАЗу остается. Люди отдают предпочтение этому производителю, зачастую по нескольким причинам это:

  • относительно невысокая стоимость автомобиля, особенно подержаного,
  • абсолютное наличие запасных частей и расходных материалов, в любой торговой автомобильно й точке,
  • недорогой ремонт, и возможность самостоятельной замены деталей.

А эти факты при постоянной финансовой нестабильности, играют огромную роль в выборе транспортного средства.

Вот на последнем пункте следует остановиться по подробнее. Самостоятельная замена деталей вполне оправдана, но бывают всеже и исключения. Независимо от таких параметров, как признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов, и даже при их обнаружении, надо понимать следующее:

  1. Замена некоторых деталей этой системы весьма трудоемка, и не имея специальных навыков и опыта, сделать это самому будет крайне не легко.
  2. Ремонт такого рода неисправностей в какой-либо мастерской может занять много времени, и стоимость этой процедуры может быть немалой. Относительно, конечно.
  3. Цена нового вакуумного усилителя вполне приемлема, а его замена полностью экономически оправдана.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что если обнаружились неисправности в вакуумной системе, то не стоит терять время на поиски деталей и пытаться самостоятельно все исправить. Нужно постараться как можно скорее заменить этот агрегат на новый. Потому что, от него напрямую зависит полноценная работа всей тормозной системы, а она является одной из самых важных в работе автомобиля.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»