Что такое марка кузова. Виды и типы кузовов легковых автомобилей: их особенности. Кроссоверы или паркетники

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Легковые автомобили представлены широким модельным рядом, отличающимся по цене, назначению, классу комфорта и другим параметрам. Характеристики машины и требования к ней накладывают серьезный отпечаток на виды кузовов легкового автомобиля. Кузов машины определяет ее внешний вид и выступает основной несущей конструкцией, поэтому в зависимости от требований изменяется и вид детали.

В некоторых модельных рядах основной несущей конструкцией выступают шасси и рама.

Кузов – основная деталь, определяющая:

  • внешний вид;
  • объем (как для пассажиров, так и для груза);
  • количество пассажиров;
  • аэродинамические показатели.

Деталь во многом определяет дальнейшую компоновку, а вследствие и поведение машины на дороге. Поэтому наиболее распространена классификация легковых автомобилей по типу кузова.

Существуют 3 основных типа кузовов легковых автомобилей:

  1. однообъемные.
  2. двухобъемные.
  3. трехобъемные.

Количество объемов детали – обособленные блоки.

Трехобъемные

Они характеризуются обособленным моторным отсеком и багажным отделением. Преимуществом выступает легкий доступ к деталям, что сделало конструкцию классической. Однако она предполагает небольшие возможности для видоизменения. Популярные типы трехобъемных моделей следующие:

  • кабриолет, родстер, брогам и тарга.

Седан

Отличительные черты конструкции кузова легкового автомобиля седан – явно выступающее багажное и моторное отделение, 4 двери и 2 ряда сидений. Высота крыши всего салона одинакова. Сзади авто отсутствует подъемная дверь. Такая компоновка удобна для перевозок пассажиров, что сделало ее популярной. Многие производители разделяют седан на подклассы. Одним из таких является класс удлиненной машины (маркировка L). Обычно удлиненные части встречаются у седанов бизнес-класса. К ним относятся таун-кары – седаны с увеличенной высотой крыши.

Существуют также двухдверные седаны. Отличительная черта машины – наличие двух рядов сидений, например – «Запорожец».

Купе

Особенность – две удлиненные двери. Обычно кузов легковушки комплектуется двумя сиденьями, но в некоторых случаях задняя часть оснащается двумя дополнительными пассажирскими местами. В отличие от двухдверного седана, эти места неудобны и не рассчитаны на длительные поездки. Форма крыши купе всегда покатая, с уклоном назад, что улучшает аэродинамические характеристики машины.

Авто такого типа относятся к спортивному классу, поэтому представлены в основном высокой ценовой категорией. Они комплектуются двигателем большой мощности, усиленной подвеской и низким клиренсом для улучшения ходовых характеристик. Эти машины очень изящны, что также добавляет им престижа.

Авто с открытым верхом

Такие автомобили особенно популярны в странах с жарким климатом. Машина без крыши – оригинальное и престижное решение. К этим классам также относятся модели с откидной крышей. К таким типам устройств относятся:

  • ландо;
  • фаэтон;
  • родстер;
  • брогам.

Кузов кабриолет – классический вид машин без крыши или с откидным устройством. Проектируется на основе «Купе», реже – «Седана», обладает рамной конструкцией подобного вида. Чаще всего данный класс машин комплектуется мягкой откидной крышей.

Класс кузовов фаэтон – авто с откидной мягкой крышей. Отличие от кабриолета – полное отсутствие рамной конструкции над салоном. Благодаря этому окна боковых дверей в таких машинах являются съемными. Фаэтоны – наиболее открытые автомобили. Классические фаэтоны – правительственные авто без крыши с тремя рядами сидений, предназначенные в первую очередь для парадов. В настоящее время виды на удлиненной колесной базе без крыши не выпускаются.

Слово «фаэтон» в автостроении также акцентирует внимание на роскошь авто и увеличенное пространство внутри машины. Так, Volkswagen Phaeton, запущенный в производство в 2002 году, по типу корпуса является классическим седаном.

Кузов родстер – открытый, на укороченной базе с двумя дверями. Такие автомобили также отличаются разборными боковыми стеклами или полным их отсутствием, мягкой крышей. Родстер без крыши называется спайдером. Исторически родстеры, кроме основных комфортабельных сидений, комплектовались дополнительным откидным, получившим в народе название «тещино место». Современные родстеры часто представлены спорткарами, в числе которых находится Lada Revolution.

Разновидность родстера, укомплектованная жесткой дугой сзади сидений, называется таргой. Автомобили также обладают съемными боковыми окнами и не имеют боковых рамных конструкций, но чаще комплектуются жесткой съемной или разборной крышей.

Пикап

Автомобили пикап – трехобъемные. Основная черта моделей – открытый багажник. Они предназначены не только для езды, но и для перевозки большого объема грузов.

Первоначально пикапы были распространены в северной Америке среди фермеров и простых людей, позже получили распространение по Европе и всему миру. Современный пикап – комфортабельная машина, созданная на базе внедорожника. Существуют как двухдверные, так и четырехдверные авто с комфортабельной кабиной.

Особенностями пикапов являются:

  • высокая мощность;
  • высокая проходимость;
  • большой объем двигателя;
  • просторная, комфортабельная кабина.

Лимузин

Данный вид машин предназначен для представительского класса и отличается повышенным уровнем комфорта, тип кузова создан на основе концепции седана. Конструкция лимузина – легковой автомобиль на удлиненной базе с обязательной перегородкой между водителем и пассажирами. Комплектуется 2 или даже 3 рядами сидений, 4 дверьми. Именно жесткая перегородка отличает данный класс от удлиненного седана.

Классические лимузины создавались на базе седана, однако, в настоящее время имеются и авто на базе внедорожников. Встречаются лимузины довольно редко, отчего являются еще более эффектными.

Двухобъемные

Кузова этого вида отличаются отдельным обособленным моторным и пассажирским отсеком. Грузовая часть машины слита в одно пространство с пассажирской. Это позволяет увеличить грузовую часть или салон без повышения длины колесной базы. Нахождение пассажирской и грузовой части машины в одном пространстве дает конструкторам авто больше пространства для маневра. К популярным видам двухобъемных моделей относятся:

  • хэтчбек;
  • кроссовер;

Универсал

Кузов универсал – автомобиль грузопассажирского типа. Такой вид авто получил свое название благодаря многоцелевому использованию. Автомобили «комби» обладают 3 или 5 дверьми, 2 рядами сидений с большим объемом. В большинстве моделей задние сидения складываются, увеличивая багажник до огромных размеров. В начале нового века универсалы являются лидерами рынка, обогнав по продажам седаны.

Одним из подтипов универсала являются кузова шутинг брейк. Это двухдверные авто премиум-класса с прямой крышей, разработанные на основе спорткаров.

Хэтчбек

Тип кузова хэтчбек напоминает универсал, но отличается наклонной крышей. Эти авто часто называют фастбэками. Хэтчбеки часто выполняются в качестве легкрвых автомобилей с большим багажником. Они отлично подходят для городских условий, прекрасно справляются с транспортировкой пассажиров и грузов. Выполняются в виде трех- или пятидверных машин. Примерами отечественных хэтчбеков являются ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.

Лифтбек

Кузов лифтбек – средний вариант между хэтчбеком и седаном. По внешнему виду корпус напоминает седан или купе, но структурно более схож с хэтчбеком. Багажник такого автомобиля открываются при помощи люка, откидывается с задним стеклом. Между багажником и задними сиденьями устанавливаются мягкие перегородки. При необходимости они снимаются, после чего машина готова к транспортировке габаритных грузов.

Внедорожник

Авто данного класса похожи на универсалы, но обладают большим размером и высоким дорожным просветом. Отличительной особенностью выступает мощная рама, делающая корпус более прочным. Эти автомобили предназначены для езды по бездорожью, поэтому обладают высокой проходимостью. Почти все они обладают мощным двигателем и полным приводом, иногда с блокировкой дифференциала. В народе внедорожники, а иногда и другие авто, похожие по внешним характеристикам, называются джипами.

Создатели автомобилей повышенной проходимости пришли к тому, что снижение веса машины способно повысить ее ходовые характеристики. Так появился внедорожник без кузова – багги.

Кроссовер

Этот вид кузова довольно сильно похож на внедорожник, но значительно легче. Автомобили этого класса – гибрид между универсалом и внедорожником: вариант городского авто, приспособленного под езду по бездорожью. Также отличается высоким клиренсом, но не обладает рамами и блокировками. Отличается от внедорожника более высоким классом комфорта, при этом проходимость на порядок ниже.

Разновидность кроссоверов – класс SUV. Это увеличенный автомобиль универсал с высокой посадкой, отличающийся высоким клиренсом и дорожным просветом. Такие виды обладают упрощенным полным приводом. SUV (как и большинство кроссоверов) – гибрид универсала и внедорожника.

Фургон

Данный кузов полностью приспособлен под перевозку грузов. Фургоны – переходной вариант между легковыми и грузовыми автомобилями. Оснащаются обширным высоким грузовым отделом с большой задней дверью, без окон. В некоторых случаях они выполняются как глубокая модернизация устройства кузова легкового автомобиля («Москвич»-412 «пирожок»), но чаще как отдельная конструкция. Часть современных фургонов – однообъемные автомобили. Некоторых из них имеют определенное назначение, например, вмещают специальные приспособления, медицинское оборудование или рефрижератор.

Однообъемные

Кузова данного типа не имеют выступающих частей и представляют цельнометаллическую конструкцию. Моторный и багажный отсеки слиты с салоном машины в один блок. К этому классу относится большинство автобусов. Среди легковых авто они представлены самыми молодыми классами:

  • компактвэн.

Минивэн

Кузов минивэна представляет собой однообъмную конструкцию длиной не менее 4,5 метра. Эта машина совмещает в себе комфорт универсала и вместимость фургона. Большой объем позволяет разместить третий ряд сидений и делает их идеальными семейными автомобилями. По виду кузова минивэн напоминает микроавтобус с отличием в том, что вмещает не более 8 посадочных мест.

Компактвэн

Компактвэн – уменьшенный вариант минивэна. Часто вмещает 3 ряда сидений. При этом отличается меньшим объемом салона и багажника, но выигрывает в маневренности.

Микровэн

Эту разновидность часто причисляют к хэтчбеку. По большей части характеристик автомобили похожи на однообъемные машины этого класса. Отличительная черта – большая высота пассажирской части, обеспечивающая комфорт находящимся в салоне, что особенно приятно в дальних поездках.

Грузовики

Тип кузова грузового автомобиля бывыет двухобъемным (КАМАЗ) или трехобъемным (КРАЗ). Однако это не является определяющей особенностью. Основной градацией кузовов выступает тип грузового отдела. Они делятся на:

  • бортовые;
  • самосвалы;
  • шаланды;
  • тентованные;
  • цистерны;
  • платформы;
  • кузовы специального назначения.

Грани между классами автомобилей постепенно стираются. На рынке появляется все больше моделей машин, совмещающих характеристики тех или иных классов. Это дает возможность создавать универсальные авто, отвечающие потребностям водителей и пассажиров.

За последние двадцать лет конструкторы автопрома создали немало новых типов кузовов, например, в 90-е годы их было меньше в два раза. Все чаще мы видим кузова, объединяющие в себе наиболее лучшие качества нескольких обычных типов. Ведь именно разновидность кузова транспортного средства наиболее часто определяет его стоимость и размеры.

На сегодняшний день эксперты насчитывают примерно 15 типов автомобильных кузовов. И не каждый автомобилист может похвалиться знанием их названий, а также преимуществ и недостатков той либо другой разновидности. А при приобретении автомобиля – кто обладает информацией, тот и сделает удачную покупку. Об этом далее в статье.

Кузов – это главная часть автомобиля, что-то вроде определенной формы, позволяющей перемещать в ней грузы, людей и так далее. Именно форма данной неотъемлемой части транспортного средства определяет ее функциональность, число пассажиров, которые могут сесть в салон, и так далее.

Кузова в автомобилестроении классифицируют по таким параметрам:

  • Конструкция.
  • Назначение.
  • Компоновка.
  • Степень нагруженности.

По компоновке есть три типа кузовов:

  • Однообъемные – двигатель, груз и пассажиры расположены в одной пространственной конструкции.
  • Двухобъемные – силовой агрегат находится под капотом, а груз и пассажиры расположены в салоне.
  • Трехобъемные – пассажиры располагаются в салоне, силовой агрегат размещен в подкапотном пространстве, а груз находится в багажном отделении.

Классификация кузовов по степени нагруженности:

  • Полунесущий – воспринимает нагрузки, которые приходятся на раму.
  • Несущий – может воспринимать все нагрузки.
  • Разгруженный – воспринимает вес пассажиров и груз.

Трехобъемные

Главной характеристикой трехобъемных кузовов является выступающий багажник и капот. Именно в результате ограниченной трансформации они являются наименее универсальными среди остальных типов. Самыми популярными в этой группе являются кабриолеты, седаны, пикапы и купе.

кузов седан


Седан

Седаны присутствуют фактически во всех модельных рядах большинства производителей автомобилей. Они распространены среди автомобилистов, поскольку классика всегда находит своих поклонников. Седаны все еще остаются самыми престижными машинами. Данный тип кузова оборудован четырьмя дверями и двумя рядами кресел, а также оснащен жесткой крышей, уровень которой не меняется по всей длине автомобиля. Особое место среди седанов занимают машины с удлиненной базой, относящиеся к представительскому классу. Маркируют их буквой L.

кузов купе


Купе

Такие автомобили выпускают как четырехдверные, так и двухдверные. Салон может быть оборудован лишь одним рядом кресел. Внешне такие автомобили выглядят как спортивные по причине покатой формы задней части крыши. Двери купе не похожие на двери седана, они немного больше по размеру. Безусловно, купе изящны и престижны, однако из-за тесноты комфортными их назвать сложно.

кабриолет, брогам, родстер и тарга


Кабриолет

Единственное отличие между купе и кабриолетом — мягкая крыша-тент у последнего. Обычно ее можно сложить и поднять при потребности. Данный тип кузова относится к открытым кузовам. Во время складывания крыши боковые стекла и дверные рамки остаются неподвижными. Существуют также купе-кабриолеты — машины, жесткую металлическую крышу у которых можно сложить в багажник.


Родстер

Родстер оборудован мягкой открывающейся крышей и одним рядом сидений. Наиболее распространен в южных странах.


Брогам

Главное отличие кузова брогам — закрытая задняя часть крыши для пассажиров и открытая передняя часть крыши для водителя. На сегодняшний день таких автомобилей единицы, однако при желании их можно изготовить под заказ.


Тарга

Тарга — данный тип кузова встречается на дорогах крайне редко. В нем открывается лишь средняя часть крыши, складываемая в багажное отделение. Что касается задней части крыши, то она полностью закрыта стеклом.

кузов пикап


Пикап

К пикапам относятся кузова, у которых открыта грузовая площадка. От салона она отделена жесткой перегородкой. Пикапы пользуются особой распространенностью у жителей новой Зеландии, австралийцев и американцев. Стоит отметить, что они обладают превосходной проходимостью. Современные изготовители автомобилей обычно создают пикапы на базе внедорожников.

авто лимузин


Лимузин

Данный тип кузова может быть удлиненной модификацией хэтчбека, седана либо внедорожника. От остальных типов кузовов лимузин отличается наличием стеклянной перегородки, отделяющей передние кресла от остального салона. Выпускаются они с четырьмя дверьми и несколькими рядами кресел. Лимузины относятся к автомобилям высочайшего класса. Как правило, они говорят о высоком статусе ох обладателя либо применяются в условиях особого торжества.

Двухобъемный кузов

Двухобъемные типы кузовов — это кроссовер, внедорожник, хэтчбек и универсал. Они характеризуются вместительными багажниками, компактными размерами и отсутствием выступающего багажника. Последний открывается вместе со стеклом с помощью крышки, которая считается еще одной дверью.

кузов универсал


Универсал

Данный кузов характеризуется наличием двух рядов кресел, пяти либо трех дверей, а также неизменным уровнем крыши. Универсал отличается от хэтчбека углом наклона и длиной стекла задней двери. Зачастую именно изготовители решают, каким образом позиционировать выпущенную модель.

Универсал способен превратиться из пассажирского в грузопассажирское транспортное средство. Для этого необходимо попросту сложить задние кресла. Автомобиль с подобным кузовом стоит дороже, нежели седан. Впервые универсал был выпущен компанией «Форд» в 1928 году.

кузов хэтчбек


Хэтчбек

Задняя дверь такого типа кузова наклонена вместе со стеклом под небольшим углом. Хэтчбеки наиболее распространенные среди европейцев. В наше время можно встретить автомобиль любого класса с подобным типом кузова. Он является не таким громоздким, как универсал, и более компактным, чем седан. Сложив задние кресла и демонтировав полку, закрывающую багажник, можно получить дополнительную площадь для груза.

кузов лифтбек


Лифтбек

К данному типу относят машины, крышка багажника у которых оборудована выступом небольшого размера и открывается вместе со стеклом.

автомобиль внедорожник


Внедорожник

Такой кузов оборудован шестью либо пятью большими дверями, из которых две либо одна относятся к задним. Автомобиль имеет два либо три ряда кресел. В принципе, это универсал, отличающейся наличием полного привода, высоким клиренсом и большими габаритами.

машина кроссовер


Кроссовер

Данный тип закрытого кузова отличается от внедорожника компактностью и высотой дорожного просвета. Кроссоверы все больше популярны у городских граждан, поскольку дают возможность передвигаться по наших некачественных дорогах с минимальными потерями.

Однообъемный кузов

К однообъемным кузовам относятся компактвэны, микровэны и минивэны.

авто минивэн


Минивэн

Характеризуется большими габаритами и тремя рядами кресел. Довольно часто они оборудованы сдвигающимися боковыми дверями. Считаются весьма распространенными среди американских и европейских семьянинов. Впервые начали выпускаться в 80-х годах.

микровэн


Микровэн

Является увеличенной копией хетчбэка. Характеризуется просторным салоном, в котором отсутствует третий ряд пассажирских кресел.

компактвэн


Компактвэн

Является чем-то средним между микровэном и минивэном. В некоторых случаях оборудуются третьим рядом кресел. Они выглядят более аккуратно, нежели минивэны. Выпускать их начали в 90-х годах.

Тип кузова автомобиля – понятие, встречающееся во всех описаниях легковых транспортных средств. Именно от него зависит ряд особенностей эксплуатации авто, а также утилитарность автомобиля, его грузовместимость и ряд иных параметров.

В этом материале мы попытаемся досконально разобраться, какие типы кузова легковых автомобилей существуют и чем они отличаются друг от друга.

Что такое тип кузова машины?

Тип кузова автомобиля представляет собой определение, характеризующее соотношение внутреннего объема кузова к его грузовместимости и техническим особенностям багажного и капотного отделений, а также компоновку пассажирского салона.

Проще говоря, от типа кузова зависит вместимость внутри, а также размер и конфигурация багажного отделения.

Видео обзор различных видов кузовов легковых автомобилей:

Наличие большого количества видов связано с тем, что конструктивно в автомобиле крайне сложно совместить грузовместимость и особенности дизайна, что вынуждает разработчиков создавать различные вариации, призванные удовлетворить людей с разными требованиями к транспортному средству – от тех, кто регулярно транспортирует большое число грузов до граждан, которым грузовместимость практически не важна, но имеет значение дизайн и ходовые характеристики авто.

Классификация легковых автомобилей по типу кузова

Сегодня имеется большое количество различных типов кузовов автомобилей. При этом автопроизводители не останавливаются на достигнутом, стараясь привлечь внимание к своим новинкам громкими заявлениями о «создании» нового типа кузова.

К такого рода экспериментам можно отнести недавно появившуюся категорию «четырехдверных купе», «внедорожные купе» и прочие.

Однако в нашем обзоре мы постараемся рассмотреть традиционные варианты, поскольку все вышеозначенные версии являются вариациями на их основе. Итак…

Седан (SEDAN)

Седан или, как его еще называют, автомобиль в трехобъемном кузове – самая хорошо известная в нашей стране версия. По статистике, в России данный тип кузова самый популярный, что связано, вероятно, с многолетней привычкой наших соотечественников к подобным автомобилям. Связана она с тем, что большинство советских автомобилей были именно седанами и этот типоразмер хорошо знаком нашему потребителю.

Условно седан представляет собой автомобиль, в котором моторный отсек, пассажирское отделение и багажник отделены друг от друга и имеют отдельный доступ. Такую компоновку имел всем известный ВАЗ-2101 и ряд последующих отечественных авто.

Сегодня этот тип кузова остается весьма популярным, хотя и подвергся определенной доработке – багажное отделение седанов уже нельзя назвать полностью независимым. От пассажирского салона на большей части моделей оно отделено спинкой заднего сиденья, которое, при необходимости, откидывается, позволяя увеличить вместительность.

Также на всех современных моделях в спинке имеется лючок в районе центрального подлокотника, который позволяет перевозить в багажном отделении грузы большой длины (например, лыжи или сноуборд).

Купе (COUPE)

Классическое купе – тип кузова, появившийся еще в начале ХХ века. Как правило, он «прижился» в сегменте спортивных автомобилей и представлял собой классический «трехобъемник» с парой дверей, имеющих увеличенные размеры, что упрощало посадку пассажиров на заднее сиденье. К слову, последнее нередко отсутствовало, что было характерно для спорткаров.

Впрочем, существовал и особый класс купе класса «премиум», которые создавались на базе представительских седанов и предназначались для обеспеченных граждан, желающих самостоятельно управлять своим автомобилем.

В нынешнее время кузов «купе» подвергся серьезной трансформации, и главной из них стал отказ от независимого «багажника».

Подобных моделей остается довольно мало, а большинство современных «псевдоспортивных» авто являются, по сути, трехдверными хэтчбеками с заниженным контуром крыши в задней части.

Хэтчбек (HATCHBACK)

Тип кузова под названием «хэтчбек» — самый популярный в Европе ввиду своей утилитарности при общей компактности самого автомобиля.

Фактически, он представляет собой двухобъемный кузов, где часть пассажирского отделения «отдана на откуп» багажнику. При этом конструкция пятой двери (именно так именуют дверь багажного отделения» сделана пологой, что позволяет придать динамичность силуэту такого авто.

Преимуществом хэтчбека выступает не столько вместительность, сколько широкие возможности по трансформации грузового отделения и салона, а также удобство перевозки длинномерных грузов. При этом подобная компоновка позволяет уменьшить размеры авто при сохранении вместимости, что является важным преимуществом для городских машин.

Лифтбек (LIFTBACK)

Нередки случаи, когда производителя предусматривают двойное открытие – может выполняться открывание крышки багажника или двери целиком, что еще больше приближает автомобиль к седанам.

Преимуществом лифтбека является еще большая, нежели чем у хэтчбека, вместительность при сохранении традиционных пропорций седана. Многие компании используют подобную компоновку для автомобилей бизнес-класса, для которых традиционность форм является важным элементом престижа.

Универсал (WAGON)

Тип кузова универсал, уже исходя из названия, говорит о максимальной функциональности. По принципу построения он схож с хетчбеком с той лишь разницей, что багажное отделение гораздо вместительнее благодаря вертикальному расположению пятой двери и сохранения высокой линии крыши на протяжении всего кузова.

Сегодня автомобили типа универсал чаще ассоциируются с утилитарными авто, однако в середине ХХ века определенную популярность обрели кузова конфигурации shootingbrake, которые представляли собой своеобразное купе с универсальным кузовом, фактически, трехдверный авто, сочетающий динамичность классическ5ого купе с преимуществами универсальной компоновки.

Сегодня подобный тип кузова пытается возродить компания Mercedes Benz в некоторых моделях с указанной приставкой в названии. Впрочем, от классических моделей такие универсалы отличаются наличием пятидверной компоновки и, по сути, представляют собой все же традиционный универсал со спортивным силуэтом.

Минивэн(MINIVAN)

Минивэн или, как его иногда именуют, однообъемник, представляет собой тип кузова, в котором моторный отсек, пассажирское отделение и багажник скомпонованы в одной пропорции. Точнее, двигательный блок все же вынесен в переднюю часть, однако длина капота автомобиля невелика.

Следует отметить, что очень популярны у наших соотечественников, которые предпочитают активные виды отдыха — путешествия, рыбалку и охоту.

Такой кузов значительно выше, нежели чем у универсала, что позволяет использовать широкие возможности трансформации салона. В частности, такие автомобили очень часто имеют семиместную компоновку, что достигается без увеличения общих габаритов, посредством организации вертикальной посадки седоков.

Фактически, этот класс автомобилей представляет собой нечто среднее между универсалом и микроавтобусом, сочетая удобство обоих типов кузова.

Пикап (PICK-UP)

Родиной пикапов традиционно именуют Соединенные Штаты Америки, где подобные автомобили весьма популярны.

Фактически, пикап представляет собой внедорожник с отдельным грузовым отделением, своеобразный мини-грузовик для перевозки груза, не требовательного к температурным перепадам.

По сути, эта машина являлась самой популярной в фермерской среде благодаря вместительности, грузоподъемности и возможности легко очистить багажное отделение с помощью подручных средств.

Сегодня пикапы несколько отошли от функционального имиджа и часто предлагаются в качестве машин для активного отдыха, пользуясь успехом среди последних ввиду не только вместительности, но и «внедорожной» проходимости, а также «неубиваемой» рессорной подвески.

Уровень комфорта пикапов также вышел на новый уровень и практически не уступает таковому для внедорожников.

Внедорожник (OFF-ROAD VEHICLE)

Внедорожник, фактически, представляет собой автомобиль с универсальным кузовом, располагающий полноприводной трансмиссией и рамной конструкцией. Позволяет преодолевать сложные дорожные условия и имеет большой дорожный просвет.

В последние годы рынок внедорожников разделился на классические рамные модели и кроссоверы – универсальные легковые машины с увеличенным дорожным просветом и несущим кузовом.

Часто такие авто в базовой версии не имеют полного привода, не обладают серьезным арсеналом внедорожных возможностей, но универсальны и вместительны.

Фактически, сегодня традиционные минивэны, которые при смене поколений фактически превратились в кроссоверы и получили сходную компоновку.

Кабриолет (CABRIOLET), родстер (ROADSTER)

Кабриолет представляет собой автомобиль со съемным матерчатым или металлическим верхом, часто двухдверной компоновки. Ранее часто встречались четырехдверные модели, однако ввиду сложностей в организации жесткости открытого кузова распространения они не получили.

Наиболее распространенной версией кабриолета является родстер – спортивный открытый автомобиль, имеющий двухместный салон или посадочную формулу 2 + 2, то есть заднее кресло предусматривается в качестве дополнительного багажного отделения или посадки ребенка.

Как правило, в случае с родстерами производители наделяют такие модели спортивной управляемостью и позиционируют их в качестве альтернативы спорткупе. Подобные модели имеются в гамме практически всех производителей спорткаров на рынке.

Лимузин (LIMOUSINE)

По сути, тип кузова «лимузин» не является самостоятельным, а выступает в качестве вариации классического седана (а нередко и внедорожника).

Лимузины часто производятся сторонними тюнинговыми компаниями посредством внедрения вставки в центральную часть автомобиля, которая увеличивает длину салона в необходимом диапазоне (от 30 см до нескольких метров).

Целью доработки является увеличение вместимости задней части салона для размещения богатого интерьера, дополнительных технических средств и обеспечения большего жизненного пространства.

Как правило, лимузины применяются для перевозки высокопоставленных лиц, часто оснащаются дополнительным бронированием.

Единственным автопроизводителем, конвейерно производящим лимузины, выступает компания Mercedes Benz со своей моделью Pullman. Кроме того, нередко фирмы, создающие седаны представительского класса, выпускают их в двух вариантах колесной базы – стандартной и увеличенной.

Также распространен рынок создания прокатных лимузинов. По внутренней компоновке они существенно отличаются от представительских и, по сути, являются вместительными аттракционами на колесах с мини-баром, аудиосистемой и комфортабельными диванами внутри.

Фургон (FURGON)

Фургон еще в конце ХХ века представлял собой отдельный класс автомобилей, в котором наблюдалось разделение кабины (как правило, двухместной) и закрытого грузового отделения с отдельной дверью без окон.

Подобные автомобили предлагались в качестве удобного развозного городского транспорта, и пользовались большой популярностью.

Сегодня производители отошли от подобного подхода и, чаще всего, предлагают в качестве фургона стандартный универсал или минивэн с удаленным задним рядом кресел, большой грузовой площадкой и отсутствующими стеклами (хорошим примером такого подхода служит соответствующая модификация Лады Ларгус).

Такая компоновка позволила получать доступ к грузу не только через заднюю погрузочную дверь, но и посредством штатных боковых дверей автомобиля. От пассажирского салона грузовое отделение фургона чаще всего отделяется металлической перегородкой.

Кузов современного легкового автомобиля является несущим элементом.

Примечание
Еще не на всех автомобилях именно кузов выполняет несущую функцию, бывает, что все основные элементы автомобиля крепятся к раме, но об этом позже.

Понятие «несущий» говорит само за себя. Грубо говоря, именно на кузов и его элементы навешивают все оборудование и агрегаты, и он их «несет» на себе. Все силы и нагрузки от дороги через колеса и подвеску передаются именно на кузов.

Виды кузовов

Кузова автомобилей по виду можно разделить на одно-, двух- и трехобъемные . Под объемом в данном случае понимают пространство/емкость для размещения чего-либо, отделенное перегородкой от другой части кузова.

Двухобъемные

Попросту говоря, в двухобъемном кузове есть отведенный объем (пространство) под двигатель (моторный отсек с полноценной крышкой капота). Он отделен поперечной перегородкой от второго объема – салона вместе с багажным отделением.

Рисунок 2.1

Трехобъемные

В трехобъемном кузове есть объем для двигателя, пассажиров с водителем и объем для багажного отделения.


Рисунок 2.2

Однообъемные

Интересная ситуация с однообъемным кузовом. Здесь нет как такового объема под моторный отсек. Двигатель фактически находится в салоне автомобиля под приборной панелью.

Это одно из основных разделений кузовов автомобилей по виду.


Рисунок 2.3

Типы кузовов

Итак, с количеством объемов автомобильных кузовов разобрались, теперь перейдем непосредственно к классификации по типам.

Тип кузова отчасти определяет функциональное назначение автомобиля: то ли он для получения удовольствия от вождения, то ли для перевозки большого количества людей, то ли для комфортного перемещения из точки А в точку Б и т. д. - форма и содержание кузова будут соответствовать его предназначению, даже в эпоху унификации, универсализации и всяческих стремлений маркетологов удовлетворить как можно большее число потенциальных клиентов, которые в своих предпочтениях весьма взыскательны.

Седан

Коротко: трехобъемный, четырехдверный, пятиместный

Начнем с одного из самых распространенных и популярных, по крайней мере, у нас в СНГ, типа кузова – седан. Это трехобъемный кузов с четырьмя дверьми (очень редко - с двумя) и, зачастую, с пятью полноценными сиденьями для среднестатистических взрослых.

Учитывая, что почти каждая автомобильная марка являет собой чуть ли не эталон преданности своему бренду, то название типа кузова внутри компании и для разных стран может отличаться от, так сказать, стандартизированного. Поэтому, например, в Германии седаны называют Limousine, а на туманном Альбионе - не иначе, как Saloon.

Купе

Коротко: трехобъемный, двух-/четырехдверный; двух-, четерырехместный или с компоновкой мест «2 + 2» (два полноценных и два детских).

Следом за седаном рассмотрим его более динамичную версию – купе, такую же трехобъемную, но с двумя дверьми. Вообще, в былые времена, чтобы называться «купе», автомобиль должен был иметь только два передних места (исключение – плюс еще два, но неполноценных места сзади), две двери и укороченную колесную базу. Но с предоставлением более широких полномочий все тем же маркетологам, имя «купе» начали приписывать для красивого словца полноценным «седанам», отличительной чертой которых стала ярко выраженная покатая, заваленная задняя стойка кузова. Ярчайшими представителями сего типажа стали Mercedes-Benz CLS, Audi A5 Sportback и VW CC.

Лимузин

Коротко: трехобъемный, четырехдверный, четырех-/восьмиместный.

Раз уж начали говорить о трехобъемниках, стоит вспомнить тип кузова лимузин (не путать с лимузином в Германии, там он называется Poolman-Limousine или просто Poolman). Это, опять же седан, но часто с удлиненной колесной базой, иногда с тремя рядами сидений и с жесткой перегородкой, отделяющей водителя от пассажиров. В большинстве случаев перегородка имеет подъемное стекло. Не хочется обойти вниманием сейчас уже редко встречающиеся, но довольно эффектные преобразования кузова седан.

Редкие вариации кузова седан

Например, фастбэк (есть отечественный представитель этого рода – ГАЗ М20 «Победа») – кузов фактически трехобъемный, но с настолько покатой задней частью, что в профиль создается впечатление отсутствия багажника как такового.

Есть также и хардтоп-седан , некогда популярный типаж в Соединенных Штатах Америки, - седан с отсутствующей центральной стойкой кузова и с иногда безрамочными дверьми. Такой типаж некогда был популярен в Соединенных Штатах Америки.

Универсал

Теперь перейдем к автомобилям двухобъемного семейства, очень широко представленного на рынке автомобильной техники. И первым следует упомянуть тип кузова универсал. Это пятиместный, пятидверный, реже трехдверный автомобиль с задней частью кузова вагонного типа и обычно почти вертикально установленной дверью багажного отделения. Название типа кузова говорит само за себя. Универсальность заключается в том, что, получая удовольствие от езды, можно перевезти довольно-таки большой объем поклажи. Большинство универсалов имеют функцию увеличения объема багажного отделения за счет складываемых задних сидений.

После своего появления универсал претерпевал различные метаморфозы: он то удлинялся, то становился выше, а то и вовсе расширялся по всем направлениям.

SUV (Универсал повышенной проходимости)

Коротко: двухобъемный, трех-/пятидверный, пяти-/семиместный.

Увеличив дорожный просвет, немного вытянув кузов по высоте, в отдельных случаях установив всевозможные пластиковые защитные накладки, из универсала получили тип кузова с незамысловатым названием - «универсал повышенной проходимости». Автомобили с таким типом кузова относятся к классу SUV (Sport Utility Vehicles, в простонародье - «паркетник»). По проходимости, в буквальном понимании этого слова, автомобиль не ушел далеко от своего прародителя, но по комфорту многим может дать фору.

Хэтчбек

Коротко: двухобъемный, трех-/пятидверный, пяти-/семиместный.

Хэтчбек является одним из самых популярных в Европе типов кузова. Это двухобъемный кузов, представляющий собой укороченную версию универсала. Дословно «хэтчбек» переводится как «за спиной». С таким же комфортом, как в универсале, перевезти 4–5 пассажиров и объемный груз уже не получится, но пару больших сумок влезет. Тем не менее, хэтчбеки, как и их удлиненный сородич, имеют функцию складывания задних сидений. Поэтому, если нет необходимости в одновременной транспортировке бригады строителей с рабочим инвентарем, то, сложив спинку второго ряда сидений, можно получить куб, а то и более, дополнительного пространства.

Минивэн, микровэн и компактвэн

Коротко: Одно-/двухобъемный, четырех-/пятидверный, четырех-/семиместный

Вспоминая о метаморфозах кузова универсал, плавно подошли к автомобилям, олицетворяющим практичность и семейственность. Среди всех типов кузовов лидер по количеству возможных вариантов трансформации салона – минивэн. Это, в основном, двухобъемный, очень редко однообъемный, кузов с пятью, шестью или семью посадочными местами, с четырьмя дверьми (одна задняя сдвижная) или с пятью дверьми (все двери распашные или две задние сдвижные). Прелесть любого минивэна в том, что задние сиденья можно сложить полностью или по отдельности, в отдельных случаях их можно отрегулировать, подстроив тем самым салон автомобиля под конкретные нужды.

Немного уменьшив в размерах, урезав функционал салона, но не в ущерб комфорту пассажиров, получили тип кузова микровэн, в остальном, это все тот же минивэн.

Компактвэн унаследовал от сородичей с общей частью «-вэн» лишь высоту потолка и приближающуюся к вертикальной посадку водителя и пассажиров, сохранив при этом на должном уровне комфорт, но только для максимум пяти человек. Багажное отделение, увы, пострадало от преобразований больше всего.

Кабриолет

Коротко: трехобъемный, двух-/четырехдверный, четырех-/пятиместный, со складной крышей

Слово о самых эффектных типах кузовов. Кабриолет - типичный «седан» четырех-, а то и двухдверный, со складывающейся крышей из какого-либо мягкого тканевого материала, с четырьмя полноценными местами для пассажиров, включая водителя (назвать отдельные версии пятиместными язык не поворачивается). Бывает и такое, что крыша металлическая, но таки складывающаяся, в таком случае кузов называют «купе-кабриолет». Эффектным тип кузова назван, как раз из-за его открытости. Однако весь восторг обладателя кабриолета может мгновенно улетучиться при отсутствии функции автоматизированного складывания верха (да-да, есть и такие в нашу эпоху), ибо дождь, слякоть, мокрый салон и отказывающаяся зафиксироваться на рамке ветрового стекла крыша, оставит неизгладимые впечатления.

Родстер

Коротко: трехобъемный, двухдверный, двухместный, со складной или снимающейся крышей

Двоюродным братом кабриолета является родстер. Последний бескомпромиссен - только две двери и два посадочных места. Почему двоюродный брат? Потому что сделан на базе купе, который плоть от плоти седана. На родстере также может быть как мягкий, так и жесткий верх. Одно объединяет, как родных, родстер и кабриолет - объем багажного отделения, безжалостно съедаемый приводными механизмами и самой крышей, если она сложена.


Please enable JavaScript to view the

За конструкцией кузова делятся на трехобъемные, двухобъемные а также однообъемные.

Трехобъемный кузов



Трехобъемными считаются кузова автомобиля, что делятся на 3 изолированных между собой отсека: двигательный отсек, пассажирский салон а также багажный отсек.
Трехобъемный кузов считают самым безопасным и комфортным, потому что при лобовом столкновении либо ударе сзади энергия удара в первую очередь принимает на себя и поглощает или двигательный отсек или багажный, но не пассажирский салон.

Также эта конструкция кузова обеспечивает максимальный комфорт пассажирам, из-за того, что пассажирский салон отделен от двигательного с багажным отсеков, в какие поступает шум от работы двигателя, неровностей дорожного покрытия и ударов по колесам, которые передаются внутрь кузова по элементам крепления подвесок а также двигателя авто, запахи перевозимых вещей и принадлежностей.

Недостатком конструкции является увеличенная длина авто, из-за которой возникают некоторые трудности во время парковки и маневрирования в местах с большим скоплением транспорта.


Седан – имеет четырех или двухдверный кузов, в котором расположены 2 ряда сидений и жесткая крыша, рассчитан на размещение 4-5 людей.
Одна из версий гласит, что произошло слово из названия французского города Седан, где было развито изготовление карет в XIX веке. Другая версия гласит, что это английский вариант наименования паланкина.


Купе – двухдверный кузов, который имеет жесткую, в задней части заниженную крышу, имеет один либо два ряда сидений.
На втором ряду сидений, обычно, ручную кладь, но не людей. Вмещает в себе двух человек и обладает укороченной базой. Переводя с французского coupé обозначает сократить, укоротить.


Кабриолет – кузов седан либо купе, имеет два ряда сидений, со съемной либо складывающейся крышей.
Кузов выглядит эффектно, привлекает к себе много внимания, но является не практичным. В одно время выпуск кабриолетов приостановили из-за несоответствия конструкции требованиям безопасности. Предполагают, что слово происходит от итальянского capriole, где capra – коза.


Лимузин – седан который имеет удлиненную базу и жесткую крышу, с более чем двумя рядами сидений.
Водительское сидение отделяется от остального салона установленной жесткой перегородкой. В нем может быть более четырех дверей, а отличается высочайшим уровнем комфорта. Название от области Лимузен, что расположена во Франции.


Пикап Легковое авто, что имеет открытый либо легко открывающийся багажный отсек, который расположен сзади пассажирского салона.
Другими словами – грузовая версия легкового автомобиля. Pick-up на английском значит поднимать, открывать.


Фургон – практически пикам но с закрытым багажным отсеком. Бывают и трехобъемные и двухобъемные.
Произошло от французского слова fourgon – закрытая повозка для перевозки поклажи.

Двухобъемный кузов



Двухобъемный кузов имеют все авто, в которых кузова конструктивно разделяются на два изолированных между собой отсека, двигательный а также грузопассажирский.
Зачастую такие авто обладают нечетным количеством дверей из-за наличия задней открывающейся двери. Грузовой с пассажирским отсеком объединены одним общим отсеком со всеми последующими последствиями.
Эта компоновка позволяет просто при необходимости расширить объем багажного отсека, но приводит к понижению уровня комфорта а также безопасности, поскольку шумы из задней подвески и сторонние запахи из багажа будут поступать прямо в салон автомобиля, ну а вещи, что перевозятся в качестве груза либо багажа несут реальную угрозу пассажирам при возникновении аварийных ситуаций, так как свободно перемещаются по салону при столкновении либо опрокидывании авто.


Универсал – Кузов машины, который имеет жесткую крышу, а крышка багажника размещается практически вертикально, и являет собой дополнительную дверь.
По длине такой же как седан. В отдельных случаях оснащен третьим рядом облегченных сидений, которые легко демонтируются. Второй ряд сидений складывается, что допускает использование части пассажирского салона в качестве багажного отсека. Широко применяют такой тип кузова в производстве внедорожников. Переводя с латыни universalis обозначает общий.

Хетчбэк – это кузов со свойствами кузова универсала, но имеет укороченный багажный отсек, и короткий задний свес, что делает автомобиль более компактным и удобный для эксплуатации в тесных городских условиях.
Название кузова произошло от английского hatchback, где hatch это люк, back это сзади.


Лифтбэк – это хетчбэк, внешне похожий на седан, но крышка багажника открывается совместно с задним стеклом, что дает доступ как к багажному отсеку, так и к пассажирскому салону.
Его особенность в отсутствии металлической преегородки, которая придает кузову прочность и изолирует пассажирский салон от багажного отсека, как в обычном седане. Перевод с английского lift – поднимать, back – задняя часть.


Фаэтон – имеет кузов с мягкой крышей и съемные дверные стекла. Специфический и достаточно редко встречающийся вид кузова. Пример фаэтона – УАЗ 469.


Минивен – Кузов универсал с увеличенным объемом, что предназначен для перевозки груза и пассажиров.
Первоначально был разработан для перевозки пассажиров, а лишь впоследствии начали появляться грузовые варианты. Включает в себя подклассы: микровэн, компактвэн, мультивэн. Бывает двухобъемным и однообъемным. Происхождение от английского mini – маленький а также van – фургон.

Однообъемный кузов



Однообъемные кузова автомобиля отличимые отсутствием разделения на отсеки. Обладают общим грузопассажирским салоном, причем капот двигателя, конечно если он есть, открывается во внутрь салона.
Эта конструкция дает возможность максимально эффективно эксплуатировать полезный объем кузова для перевозки грузов и пассажиров.
Такими кузовами оснащают автобусы, микроавтобусы (УАЗ 452 – «Буханка»), минивэны (Mitsubishi L300 и Toyota Previa), и даже некоторые сити-кары либо той-кары (к примеру Smart).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»