Основные приемы торможения на льду. Тормозим при экстремальных условиях погоды. Что следует знать

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

При управлении автомобилем в сложных погодных условиях очень важно уметь правильно тормозить. Ведь когда дорога покрыта льдом, то вероятность возникновения аварийной ситуации возрастает в разы.

Торможение может быть следующих видов:

  • ступенчатое (увеличение усилий на педаль тормоза до остановки, которое завершается выключением сцепления);
  • прерывистое (усилие на педаль дозируется);
  • комбинированное торможение (одновременно с торможением включается пониженная передача);
  • экстренное торможение (при возникновении критической ситуации, к примеру, появление внезапного препятствия).
  • Техника торможения на скользкой дороге предполагает не только соблюдение определенных технических правил торможения, но и контролирование своего психоэмоционального состояния.

Во время торможения на скользкой дороге очень многие водители допускают грубейшую ошибку – они начинают тормозить в пол. Также ни в коем случае нельзя делать резких движений рулём и педалями тормоз и газ. Такие действия на скользкой дороге непременно поспособствуют блокировке колёс, что в результате приведет к заносу задней оси либо сносу передней оси автомобиля.

Действия водителя при торможении на скольской дороге

Тормозить на дороге покрытой льдом необходимо только импульсно (прерывисто или ступенчато). То есть не нужно давить педаль в пол, водитель должен осуществлять кратковременные нажатия на педаль тормоза. Это позволит блокировать колеса одновременно и в результате заноса не произойдет. С точки зрения физики такое торможение позволяет перераспределять вес автомобиля менее интенсивно. Поэтому общее сцепление автомобильных шин с дорогой значительно увеличивается и автомобиль становится более устойчивым.
Если дорожная обстановка предоставляет водителю много места для торможения, то можно использовать комбинированный метод. Для этого в начале торможения необходимо перейти на пониженную передачу. Но в таком случае очень важно включить передачу в соответствии со скоростью вашего автомобиля. Благодаря этому автомобиль не потеряет устойчивость.
Во время торможения на дороге покрытой льдом, также нужно правильно располагать ноги на педалях и не забывать пристегивать ремень безопасности. Левая нога находится на подставке, а носком правой ноги нужно нажимать на педаль тормоза, пятка должна упираться в пол. Благодаря соблюдению этих простых правил водить начинает чувствовать автомобиль гораздо лучше.
В каждой дорожной ситуации техника торможения должно быть абсолютно индивидуальной. Так при торможении у светофоров либо перед пешеходным переходом нужно помнить, что именно перед такими участками может быть особенно скользко. Поэтому при приближении к ним лучше всего начать тормозить заблаговременно, комбинированно или импульсно. Не спешите поехать после зеленого сигнала светофора, быть может, кто-то заканчивает проезд перекрестка.
Торможение в автомобильном потоке либо во время заторов также должно происходить заблаговременно. Следует начать тормозить тогда, когда тормозят идущие впереди четыре машины. Лучше всего применить прерывистое, ступенчатое либо комбинированное торможение
Двигаться по обледенелым спускам необходимо только с включённым сцеплением. В противном случае автомобиль потерять устойчивость. Если ваш автомобиль оснащен антиблокировочной системой, то при применении экстренного торможения возможны самые разные последствия. Так как автомобили различных годов выпуска от различных производителей могут вести себя принципиально противоположно. То есть может произойти уменьшение тормозного пути, а может – увеличение. Это связано с несовершенством таких систем. В том случае если ваша антиблокировочная система работает хорошо, то воспользовавшись ею на дороге покрытой льдом, вы сможете остановить автомобиль своевременно. А для объезда препятствия появится возможность подрулить на незаблокированных колёсах.

Торможение на скользкой дороге часто заканчивается заносом. «Хотел остановиться, а вместо этого развернулся » - так говорят многие попавшие в подобную ситуацию. Причина многих заносов – резкое торможение на скользкой дороге, когда колеса блокируются и машина теряет управляемость и устойчивость.

Во время торможения часть веса автомобиля по инерции переходит на переднюю ось. Задняя ось разгружена и минимального поворота руля достаточно, чтобы скользящие разгруженные задние колеса пошли по другой, более широкой траектории.

Чтобы этого не случилось, нужно сочетать работу тормозных механизмов с торможением двигателем. Важно правильно понижать передачи. Если переключать их не по порядку и перескакивать через одну, то двигатель заблокирует колеса и вновь получится занос .

Порядок действий при торможении двигателем таков. Первым делом отпускается педаль газа и нажимается педаль тормоза, одновременно выжимается сцепление. Если на автомобиле не установлена система АБС , то педаль тормоза нажимается прерывисто. Переключать передачи при этом нужно последовательно по одной вниз. Также и на автоматической коробке. Первую передачу на ходу не воткнешь, поэтому переключаясь на нее, на мгновение нужно нажать на педаль газа.

Все это только кажется сложным на первый взгляд, после нескольких тренировок на закрытой площадке такой способ торможения вполне можно освоить. На скользкой дороге он будет более эффективен и тормозной путь будет меньше, чем при использовании одной только педали тормоза. Дополнительные советы по торможению на скользкой дороге смотрите в видеоролике.

Видео

Если вы пробовали прием торможения двигателем на скользкой дороге, то оставляйте свои комментарии и опишите каков был результат.

Гололед очень опасен, в том числе и для полноприводных автомобилей. Даже они, в подобных условиях, начиная торможение на одной улице, могут остановиться совсем на другой. Как же тогда быть обладателям автомобилей с одним, задним или передним, приводом? Как правильно тормозить в гололёд и как не допустить аварии в подобных условиях? Автомобильные эксперты советуют для экстренной остановки автомобиля на скользком дорожном покрытии использовать один из трёх приёмов торможения: комбинированное (соединение тормоза и газа), прерывистое и ступенчатое.

Комбинированное торможение – это надежный и удобный способ остановки автомобиля. Осуществляется он с помощью уменьшения динамики вращения коленчатого вала двигателя при включенной передаче. При этом одновременно начинает использоваться тормоз. Основную роль в данном приёме торможения играет двигатель. На скользком покрытии занос может произойти даже от малейшего нажатия на педаль тормоза. В подобной ситуации сначала блокируются именно задние колеса. Это неминуемо влечет за собою занос. Поскольку во многих автомобилях задние колеса связаны с двигателем, то это может помочь сделать торможение более плавным. Сила инерции вращающихся элементов двигателя, коробки передач и сцепления будет сопротивляться остановке транспортного средства, чем сгладит эффект грубого торможения. Кроме этого, во время уменьшения оборотов происходит понижение энергии, действующей на элементы трансмиссии. Это создаёт достаточно мощный замедляющий эффект. Таким образом, действуя вместе со своим двигателем, автолюбитель достаточно эффективно, а главное безопасно, притормаживает.

Прерывистое торможение характеризуется тем, что водитель резко нажимает на тормоз, а потом, на грани заноса, отпускает его. Если даже колёса и успели при этом заблокироваться, то после отпускания педали тормоза, они успевают вновь раскрутиться, то есть обрести необходимое сцепление с дорожным полотном. После прекращения заноса, можно повторить подобное нажатие на тормоза вновь. Во время использования такого способа торможения водитель должен быть очень внимателен и аккуратен.

Подобный приём торможения не даст колёсам скользить. Именно поэтому тормозной путь будет короче. Однако необходимо отметить, что во время описанного торможения запрещается поворачивать рулевое колесо. Корректировать траекторию движения можно только тогда, когда педаль тормоза свободна, а колеса автомобиля вращаются. Таким образом, попеременное воздействие на руль и на тормоз обеспечит Вам наиболее эффективное торможение на скользкой поверхности. Основным преимуществом этого способа является возможность контролировать траекторию движения автомобиля в критической ситуации. При этом, кроме эффективного маневрирования, производится и постепенное торможение автомобиля.

Ступенчатое торможение отличается от, описанного ранее, прерывистого только тем, что во время растормаживания педали её отпускают не полностью. Нога водителя, при этом, все время находится на педали тормоза. Это даёт возможность водителю быть постоянно готовым к ослаблению давления во время возникновения

Эх! Хорошо прокатиться на своём авто с ветерком! Вот только после такого стремительного старта нужно знать, как правильно тормозить на автомобиле. И лучше научиться этому до того, как наберёте скорость.

Особенности торможения на МКПП

Торможение на авто, снабжённом механической трансмиссией , имеет ряд особенностей. Взять хотя бы наличие сцепления, которое тоже придётся выжимать. Несколько основных правил, как правильно тормозить на механике:

  • сначала полностью отпускаем газ;
  • выжать левой ступнёй сцепление;
  • правой выжать тормоз;
  • поставить КП на нейтральную ступень.

При замедлении выжимают сцепление для значительного снижения скорости и переключения КП на более низкую ступень . На скользкой дорожной поверхности лучше применять ступенчатое или прерывистое торможение. В случае аварийной ситуации нужно дополнительно снижать скорость за счёт двигателя и трансмиссии. Все эти способы рассмотрены ниже.

Основы экстренного торможения

Применяется при возникновении. Понятно, что идёт речь о резком нажатии на тормозную педаль. Но даже у такого простого, на первый взгляд, действия имеется ряд незыблемых правил. Их нужно знать каждому, у кого есть водительские права . Вот эти правила, которые научат вас, как правильно тормозить на автомобиле:

  • При резком или длительном нажатии тормоза нельзя сильно выворачивать руль. Это может вызвать занос автомобиля и его переворот.
  • Не прогибайтесь всем телом вперёд. Старайтесь, чтобы ваши плечи и лопатки касались спинки кресла. Так вы лучше будете чувствовать изменение положения машины относительно дороги и обезопасите себя при возможном столкновении.
  • При экстренном торможении на авто с МКПП нельзя выжимать сцепление. Автомобиль будет замедляться дополнительно благодаря снижению оборотов двигателя.

Основы безопасного скольжения по льду и мокрой дороге

Хотя сейчас многие автомобили снабжаются АБС, но от этого принципы безопасной остановки на машине сильно не изменились.

Некоторые наши автомобилисты со стажем, привыкшие к манере езды на отечественной автоклассике, намеренно отключают АБС. Для новичков этот подход недопустим категорически.

Есть несколько основных способов, как правильно тормозить на автомобиле при гололёде и на мокром асфальте . Рассмотрим каждый из них.

Торможение коробкой и двигателем

Замедление происходит за счёт снижения мощности мотора и переключения коробки на пониженную ступень. Благодаря чему колёса получают меньшее число оборотов и не могут вращаться с большей скоростью.

Существует некоторое отличие торможения двигателем с АКПП и «механикой». При замедлении на машине с МКПП переключение скоростей производится водителем, а с АКПП за это отвечает электроника.

В зависимости от модели авто скорость переключения передач «автоматом» может быть разной. Поэтому если в вашем автомобиле предусмотрена возможность работы коробки в нескольких режимах, то при торможении с помощью двигателя нужно использовать ручной.


Чтобы научиться тормозить с помощью мотора и трансмиссии, выполняем следующее:

  • сбрасываем обороты педалью акселератора;
  • выжимаем сцепление (для МКПП или ручного режима);
  • ставим положение рукоятки коробки на следующую низкую ступень;
  • сцепление отпускаем, правой ступнёй выжимаем газ.

При необходимости эту схему действий повторяют несколько раз вплоть до переключения на самую низкую передачу. Такое торможение приемлемо для замедления автомобиля на прямом отрезке скользкой дороги и при спуске.

Способ прерывчатого замедления

При таком способе задействуются руль и ножной тормоз. Нажатие на педаль осуществляется резкими рывками. Из-за этого колёса автомобиля не успевают полностью стопориться. Важно понимать, что такой метод требует наличия некоторого опыта вождения.

Всесезонные модели шин подходят лишь для лета и периода весенне-осеннего межсезонья. В условиях зимы нужно отдать предпочтение шипованным или фрикционным (нешипованным) . Рисунок их протектора лучше приспособлен для торможения по льду.

Ступенчатое торможение

Ступенчатое торможение во многом схоже с прерывистым. Водитель также сбрасывает акселератор и периодично нажимает на тормоз. Но в отличие от прерывистого при ступенчатом левая нога не полностью отпускает педаль, а держит её немного вжатой, чередуя это действие с резким нажатием тормоза. Таким образом, происходит чередование степеней «зажатости» барабана колеса башмаком (колодкой). Этот способ торможения на машине во многом копирует принцип ABS.


АБС и торможение

Всё чаще начал сталкиваться наш неискушённый отечественный автомобилист с этой системой. Чтобы правильно тормозить с ABS, обязательно нужно ознакомиться с принципом её действия.

Принцип работы ABS

Основной задачей этой системы является недопущение блокировки любого из колёс при торможении. Благодаря АБС между покрышкой и дорогой трения почти нет. А если и возникает, то его сила равномерно распределяется системой между всеми колёсами.

Полностью застопоренное колесо находится в состоянии покоя относительно дорожного покрытия. Поэтому на всей поверхности каждой из покрышек действует трение. При неравномерном его распределении между четырьмя колёсами возникает разница силы трения и автомобиль идёт в занос или переворачивается.

На внутренней части ступицы нанесены специальные зубья, которые передают своё движение специальному датчику системы ABS. Если скорость вращения любой из ступиц становится меньше или одно из колёс останавливается, АБС слегка снижает давление в системе тормозов, а затем снова его увеличивает.

Торможение

  • Для остановки авто, снабжённого АБС, просто нужно держать нажатой тормозную педаль. Система сама распределит нужное давление по всем 4 колёсам.
  • В моделях авто, снабжённых МКПП, для замедления следует одновременно нажимать тормозную педаль и сцепление, чтобы исключить двигатель из торможения. Замедление с участием мотора осуществляется за счёт уменьшения передачи числа оборотов приводным колесом.
  • При работе ABS слышен «хруст» работы системы, а ступня водителя ощущает подёргивание педали тормоза.
  • При использовании антиблокировочной системы следует помнить, что она перестаёт срабатывать на скорости меньше 5 км/ч.
  • Нужно понимать, что тормозить на поворотах с помощью антиблокировки не только не эффективно, но и небезопасно. Система не сможет справиться с перераспределением такого уровня нагрузки между колёсами, и автомобиль может уйти в занос или перевернуться.

При торможении с помощью АБС на неровных и неоднородных поверхностях коэффициент её эффективности значительно снижается. Проявляется это в сильном увеличении тормозного пути.

Итоги

Как правильно тормозить на автомобиле с разными типами трансмиссии и при любых дорожных условиях, вы уже знаете. Но главное - понимать, чем меньше скорость, тем вы остановитесь быстрее. Удачного вам старта и финиша!

Вопрос о том, как нужно тормозить на автомобиле с механической коробкой передач, часто заставляет нас задумываться о правильности своих действий за рулем. Задать вопрос экспертам зачастую возможности нет, да и торможение происходит нормально без специальных знаний. Но помните, что неправильное торможение на мокрой или скользкой дороге может вызвать серьезные неприятности.

Поэтому лучше научиться правильно тормозить на механике с использованием возможностей двигателя. Кстати, это одно из серьезных преимуществ механической коробки передач. На автомате придется рассчитывать только на педаль тормоза и прочие функции активной безопасности.

Тормозим двигателем - экспресс-курс для зимнего вождения

Когда дороги заметены снегом, есть риск уйти в занос при легком нажатии на педаль тормоза. Опытные водители стараются забыть о существовании этой педали и максимально мало использовать ее при вождении. Конечно, полностью отказаться от торможения с помощью предназначенной для этого системы невозможно, ведь двигатель может лишь замедлить ход авто, но не полностью остановить машину.


Итак, торможение двигателем происходит следующим образом:

  • заблаговременно определите момент, когда необходимо начать снижение скорости;
  • выжимайте сцепление и переключайте передачу на пониженную;
  • затем медленно отпускайте педаль сцепления и замедляйте ход;
  • когда авто замедлится и примет свободный ход, нужно снова переключить передачу на пониженную.

Распространенной ошибкой многих водителей в этом процессе является включение первой передачи на большой скорости. Это приводит к нескольким неприятным последствиям . Во-первых, в автомобиле становится ехать некомфортно, водитель и пассажиры клюют носом при каждой попытке притормозить. Во-вторых, такое торможение наносит вред коробке передач, передавая слишком высокий крутящий момент от колес на коробку.

Лучше всего постепенно понижать передачи, но делать это быстро. Если тормозить нужно экстренно, включит вторую передачу и сразу после замедления используйте первую. После окончательного замедления на первой передаче используйте педаль тормоза для полной остановки.

Другие правила торможения на авто с механической коробкой передач

Существует еще несколько особенностей торможения на автомобилях с механической коробкой передач. К примеру, еще в автошколе большинство водителей получают знания о том, что механическая коробка позволяет замедлять ход автомобиля и делать его контролируемым, если не выключать передачу. То есть, не стоит сбрасывать передачу на нейтральную каждый раз, когда вы собираетесь остановиться.

Это дает несколько важных преимуществ:

  • полный контроль движения автомобиля и его замедления;
  • более эластичная работа двигателя без резких перепадов нагрузок;
  • отсутствие лишних движений по включению/выключению передач.

Важно не передерживать включенную передачу больше рекомендованного минимума. Если вы ехали на четвертой передаче, но замедлились до скорости в 20 километров в час, лучше переключиться на нейтральную и дальше принимать решение о нужном режиме поездки. Иначе двигатель не выдержит нагрузки, автомобиль начнет дергаться, а мотор просто заглохнет. Такие ошибки часто допускают начинающие водители, что приводит к неприятным ситуациям на дороге.

Езда и торможение на горных дорогах

Все знают о том, что на автомобили с автоматическими коробками передач производители ставят значительно более выносливые и толстые тормозные колодки. Дело в том, что при движении по склону авто, оснащенное механической коробкой, имеет значительное преимущество перед автоматом.


Можно контролировать скорость и замедление авто с помощью коробки, позволяя тормозам отдыхать. Техника вождения автомобиля с механикой по горным дорогам следующая:

  • выключать передачу и переходить на нейтральную строго запрещено;
  • при выезде на гору руководствуемся общими правилами вождения - повышенные обороты для разгрузки двигателя;
  • при съезде с горы используем пониженную передачу и тормозим исключительно двигателем (как описано выше);
  • притормаживать педалью можно только в случаях, когда нужно повернуть, а скорость авто слишком высока для этого.

Подобная техника вождения позволит вам избежать попадания на полосу торможения в горном серпантине. Если все-таки тормозные колодки стерлись, и автомобиль неконтролируемо катится вниз с горы, стоит хладнокровно использовать возможности коробки передач и притормозить автомобиль по ходу спуска. Никаких ручников и прочих способов торможения здесь использовать нельзя - это небезопасно.

Видео:

Подводим итоги

Владельцы автомобилей с механическими коробками передач имеют определенные преимущества по вождению авто в горной местности, а также по эксплуатации тормозных колодок. Тем не менее, нужно освоить технику торможения двигателем и получить больше преимуществ от вождения автомобиля с МКПП.

Помните, что каждый полученный навык в вождении авто позволяет вам стать на ступень выше и получить больше безопасности в эксплуатации транспортного средства . Знаете ли вы иные способы торможения на автомобиле, которые были бы столь же безопасны, как торможение с помощью двигателя?

Первая машина, первый автомобильный опыт, первая авария. Как показывает практика, многих неприятных ситуаций можно было бы избежать, применив ту или иную технику и знания.

Зачастую молодым и неопытным недостаточно умений вести транспорт во время гололёда или снижать скорость двигателем.

Ничего страшного, все проходят через это. В целях оказания методической помощи, в данной статье рассмотрим тему: как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач.

Несмотря на то, что стремительной популярности набирает автоматический тип, многие управляют механикой по старинке.

Что следует знать

Торможение коробкой требует наличия специального опыта и знаний. Просто так сел и поехал, не получится. Для чего необходимы эти умения. Прежде всего, чтобы суметь внезапно совершить или закончить манёвр, увести машину от столкновения.

Иными словами, не выключая скорость совершить полную остановку. Совет от мудрецов: навсегда забывайте езду накатом на нейтральной передаче . Это крайне опасно как для водителя, так и для встречного транспорта.

Если на улице гололёд или сильный дождь, а водителю нужно остановить технику, тогда выполняем следующее:

  • постепенно отпускаем акселератор;
  • не спеша нажимаем на педаль тормоза;
  • перед моментом окончательной остановки, выжимаем сцепление, чтобы машина не заглохла;
  • выводим кулису в положение «нейтраль»;
  • отпускаем все педали;
  • при необходимости фиксируем стоянку ручным тормозом.

Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач

Не прикасаясь к педали сцепления, нажимаем плавно на тормоз, параллельно отпуская газ. Не беспокойтесь, мотор не заглохнет, пока скорость движения выше 3 км/ч. Снизив скорость до желаемой, продолжайте движение, можете переключиться на низшую передачу.

Главное правило расположения ног, которые многие новички путают: левая всегда отвечает за сцепление, правая – за акселератор и тормоз. Только так, и не иначе.

С первых минут за рулём приучайте себя не смотреть под ноги или на педали. Спустя несколько недель, все действия по переключению будут происходить автоматически.

Экстренное торможение во время гололёда

Возникла необходимость внезапной остановки, тогда делайте так:

  • сбросьте ногу с акселератора;
  • выжмите сцепление;
  • понизьте передачу;
  • отпустите сцепление;
  • корректируйте газ.

Главное правило – не давать высоких оборотов при скользкой поверхности на дороге, иначе занесёт или кинет в сторону. Описанный способ намного эффективнее, чем остановка тормозными колодками.

Впереди крутой поворот

Видите, что приближается опасный участок, ведите машину так:

  • к педали тормоза вообще не прикасайтесь, это только усугубит ситуацию, управляемость потеряется;
  • к сцеплению предъявляются аналогичные требования;
  • резко не отпускайте акселератор;
  • для заднеприводного типа – постепенно снижайте обороты;
  • для переднего привода – увеличивайте обороты. За счёт силы притяжения, машина отлично войдёт в любой поворот;
  • рулевое колесо должно быть направлено в сторону заноса. Например, задок машины заносит влево, значит руль также влево, но постепенно, без резких движений. Главное чувствовать руль.

Чем грозит включение «нейтралки»

Выключение скорости приводит к полной потере управляемости, техника становится неподвластна водителю. В большинстве случаев ожидает занос. Включение четвёртой передачи на скорости 55 – 60 км/ч не поможет, так как тягового момента будет вовсе недостаточно для контроля.

Тахометр покажет 2 тыс. об/мин. Для возобновления управления нужно переключиться на третью передачу, разогнать тахометр до 3500 об/мин и прибавить скорость до 70 – 75 км\час.

Скользкие подъёмы настоящее горе для многих водителей, поэтому, некоторые участки допускается преодолевать задним ходом . Особенно, когда речь идёт о переднеприводном транспорте.

Во время преодоления спусков используйте специальные шины с шипами, навесные цепи. Применяйте технологию постепенного, не резкого торможения . Тогда авто приобретёт устойчивость и повысится управляемость.

Современные машины могут похвастаться дополнительной опцией в виде системы «abs» - антиблокировка. Она не позволяет колёсам уходить в стороны во время торможения, таким образом, вероятность заноса или юза в несколько раз снижается.

Суть технологии: тормозной цилиндр, получив команду от блока управления машины, начинает прерывисто притормаживать, до момента полной остановки транспортного средства. Подобной технологией рекомендовано пользоваться на тех автомобилях, на которых отсутствует подобная опция.

При подъезде к светофору:

  • в условиях сухого дорожного покрытия снимите ногу с педали акселератора;
  • поэтапно нажимайте на тормоз;
  • выжмите сцепление перед моментом полной остановки;
  • включите нейтраль и отпустите сцепление;
  • держите правую ногу на тормозе, так как авто может самопроизвольно покатится и создать аварийную ситуацию.

Передача и потребление топлива

Движение вверх или вниз на включённой передаче приводит к увеличенному расходу бензина. Наряду с этим существенно повышается уровень вашей безопасности. При умелом использовании педалей можно преодолеть 10 – 14 км. на одном литре топлива.

Известны многочисленные факты преодоления 21 км. на одном литре бензина.

Что такое гоночное торможение

Опытные гонщики и пилоты Формулы – 1 при вхождении в опасные повороты используют одну и ту же проверенную технику – торможение передачей. Сначала сбавляются обороты до 5000, после чего включается передача на порядок ниже и на высокой скорости преодолевается участок трассы.

Снижать обороты до 5 тыс. необходимо для того, чтобы при переходе на пониженную передачу, стрелка тахометра не сильно зашкаливала.

Диапазон режимов

  • первая: до 20 км/ч;
  • вторая: до 40 км/ч;
  • третья: до 60 км/ч;
  • четвёртая: до 80 км/ч;
  • пятая: от 80 и выше.

Приведённый пример носит ознакомительный характер, у каждого технического средства он может быть свой. Более подробно с передаточными числами нужно ознакомиться в инструкции по эксплуатации ТС.

Что касается коробки автомат, то там всё банально просто. Кстати, педаль сцепления в таком типе авто отсутствует в виду ненадобности. Движение и остановка осуществляются за счёт увеличения или снижения оборотов.

Для полного торможения используют педаль тормоза. А впрочем, это совсем другая история. Всего хорошего. Учитесь к основам вождения с самого начала.

Теперь вы знаете, как правильно нужно тормозить, если на вашем авто стоит механическая коробка передач, если мы что-то пропустили, то пишите об этом в комментариях. До скорых встреч.

Автомобилисту для хорошего вождения необходимо много навыков и знаний. Самым основным из них является торможение. Чтобы правильно и быстро остановиться, хорошей реакции не достаточно. Большую роль здесь играет точное техническое исполнение. Обязательно узнайте, как правильно тормозить на механике. Поскольку от своевременной остановки транспортного средства может зависеть чья-то жизнь.

Обычный способ торможения

Для того чтобы затормозить на автомобиле с МКПП при включенной скорости нужно выжать одновременно тормоз и сцепление. Причем сцепление следует нажимать буквально на долю секунды быстрее, нежели тормоз.

Если вам необходимо притормозить совсем немного, то сцепление следует выжимать до упора. Тормоз же выжимается только до необходимого снижения скорости. При полной остановке и скорость, и сцепление нужно выжимать до упора. Затем следует включить нейтральную передачу и только после этого можно будет отпустить педали. Если этого не сделать, то машина сразу заглохнет.

Отдельное внимание нужно уделить тому, как тормозить на механике, если автомобиль движется на нейтральной передаче накатом. В этой ситуации выжимать сцепление при торможении не надо. Следует работать только педалью тормоза. А если вы хотите притормозить совсем немного при включенной передаче, то можно также вообще не выжимать сцепление. Однако если машина начинает дергаться, сцепление выжать все-таки придется.

Торможение двигателем

Стоит также узнать и, как тормозить двигателем. Это пригодится при спуске по крутым горным серпантинам.

Причиной дорожных неприятностей зимой является ухудшение сцепления колес автомобиля с поверхностью дороги. Сцепление колес с поверхностью дороги характеризуется коэффициентом сцепления, который колеблется в пределах 0,6-0,8.

Минимально допускаемый коэффициент сцепления является 0,4 - это согласно условиям безопасности движения. Под воздействием метеорологических условий дорожные покрытия теряют свои качества, а коэффициент сцепления при этом снижается до опасных пределов.

Остановочный путь может увеличиваться в 3-4 раза в зависимости от состояния дорожного покрытия.

Одной из основных ошибок водителей при езде по мокрой, заснеженной или обледенелой дороге является неправильный выбор скорости.

Самое важное здесь - это научиться определять опасную для движения дорогу и своевременно изменять режим и тактику управления.

Конечно же скользкие участки дороги необходимо по возможности избегать, стараться их объехать либо использовать особые приемы управления автомобилем.

Как можно определить состояния дорожного покрытия?

Когда выезжаете на скользкую дорогу, постарайтесь как можно быстрее определить степень ее «скользкости». Для этого можно использовать несколько способов:

  • визуально;
  • торможением;
  • изменением подачи топлива;
  • выжимом педали акселератора.

Резко нажав на педаль тормоза, не всегда можно оценить насколько опасна дорога, но человек с нормальным зрением почти всегда увидит скользкую поверхность.

Также в некоторых случаях проверять сцепление колес с дорогой можно путем резкого нажатия на педаль акселератора (газа). Если ведущие колеса сорвутся в пробуксовку, значит, дорога достаточно скользкая, и при движении по ней надо выполнять следующие рекомендации:

  • Продолжать движение на пониженной скорости, увеличив таким образом запас безопасности автомобиля. Он необходим так, как на такой дороге необходимо значительно больше места для маневрирования и полной остановки. Также будьте особенно внимательны, приближаясь к мостам или путепроводам. На таких участках дороги ледяное покрытие появляется раньше, чем в других местах, а исчезает позже. В таких зонах следует избегать резких движений рулем, торможения, перегазовок.
  • Старайтесь сохранять скорость постоянной, педалью газа пользуйтесь осторожно и мягко, без лишних движений. Скорость снижайте перед поворотами и перекрестками заблаговременно по таким причинам: во-первых, есть угроза столкновения с другим транспортным средством, водитель которого, двигаясь по пересекаемому направлению, не рассчитал скорости и не справился с управлением; во-вторых, поверхность дороги перед перекрестком может быть особенно сколькой из-за постоянного торможения автомобилей.

Как безопасно тормозить в гололед и ч то делать, если необходимо экстренно затормозить на льду?

Новички, как правило, жмут до упора педаль тормоза, при этом колеса мгновенно блокируются на юз, и автомобиль не только успешно скользит по льду, как на коньках, но еще и не слушается руля. Следовательно, тормозить на юз нельзя.

Иномарки последних лет выпуска все чаще снабжены антиблокировочной системой тормозов (АБС). Действует она так: если в процессе торможения какое-либо колесо становится заблокированным, то датчик тут же отметит изменение его угловой скорости.

Компьютер выдает команду растормозить колесо, чтобы не допустить дальнейшей блокировки. Порой это происходит со скоростью 10115 раз в секунду, педаль тормоза «дрожит» под ногой. В итоге АБС позволяет водителю сохранить контроль над автомобилем.

И все же эту систему не следует переоценивать, поскольку эффективность торможения зависит не столько от нее, сколько от коэффициента сцепления.

Поэтому не пренебрегайте шинами по сезону. Некоторые опытные водители отключают АБС, более необходимую новичкам. Делать этого не рекомендуется: опыт может и подвести.

Для экстренной остановки на скользкой дороге можно использовать три приема торможения:

  • торможение двигателем;
  • прерывистое;
  • ступенчатое торможение.

Тормозить двигателем рекомендуется в такой последовательности: сбросить подачу топлива, не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить сцепление.

Автомобиль увеличит обороты и будет постепенно сбавлять скорость. При этом можно плавно подтормозить рабочей тормозной системой. Такое суммарное торможение весьма эффективно создает не меньшую тормозную силу, чем колодки.

При прерывистом торможении водитель сильно нажимает на педаль тормоза, а затем на грани юза мгновенно отпускает ее. Если колеса при этом и заблокировались, то потом они все равно успевают раскрутиться и обрести сцепление с дорогой.

После того как занос или юз прекратится, следует повторить нажатие на педаль тормоза, но уже чуть слабее - это предохраняет от блокировки колес. При таком способе торможения водитель более внимателен, каждый раз нажимая на педаль.

Такие приемы торможения не позволяют колесам постоянно скользить, поэтому тормозной путь у автомобиля будет намного короче. Стоит отметить и то, что при данном способе торможения поворачивать руль нужно только на этапе «отпустил», когда педаль тормоза не нажата и колеса свободно вращаются.

И запомните: тормоз - руль - тормоз - руль - самый эффективный способ остановки на скользкой поверхности в сочетании с одновременным уклонением от опасности в критической ситуации. Таким образом водитель полностью контролирует автомобиль, одновременно производя необходимые маневры и в то же время торможение.

Ступенчатое торможение - это способ наилучший для опытных водителей. Он отличается от прерывистого лишь тем, что при растормаживании педаль отпускается не полностью, а частично. Нога все время на педали, готова чуть ослабить давление при блокировании колес, чтобы затем придавить тормоза. Это тонкая робота, но она станет доступной после тренировки на безопасных площадках.

На льду предпочтение отдают торможению двигателем , поскольку блокированное (не катящееся) колесо на льду неуправляемо. Катящееся - даже при частичном проскальзывании - обеспечивает какой-то минимум управляемости, машина слушается руля.

Безопасность на скользких поворотах.

При прохождении поворотов на автомобиль действует боковая сила, стремящаяся сдвинуть его в сторону от поворота. Чем выше скорость и круче поворот, тем она больше. Повороты особенно опасны на скользкой дороге, поэтому в данном случае скорость лучше всего снизить до минимума и ни в коем случае резко не тормозить.

Чтобы предупредить заносы, водителю необходимо соблюдать следующие правила:

  • двигаться по дороге с минимальной скоростью, обеспечивающей безопасность;
  • при поворотах и съездах с проезжей части дороги поворачивать рулевое колесо очень плавно;
  • избегать торможения на поворотах и закруглениях;
  • при остановке автомобиля заблаговременно снижать скорость до минимальной, а затем плавно тормозить.

Причиной заноса может быть и различное состояние дороги под колесами передней и задней оси или ее уклон. Обычно одни колеса блокируются раньше других. Появляется юз и занос автомобиля. Следует помнить и то, что бороться с начавшимся заносом легче всего на его начальном этапе, так как скорость бокового скольжения еще невелика и автомобиль не так далеко уклонился от траектории своего движения.

Если автомобиль заносит , выполните следующие правила поведения:

  • Никогда не тормозите. Это лишь усугубит занос. И хотя неведомая сила неудержимо тянет ногу к тормозу, надо устоять, иначе машина выйдет из-под контроля.
  • Не выжимайте педаль сцепления - это так же бесполезно, как, скажем, нажатие при заносе на кнопку прикуривателя.
  • Не бросайте резко педаль газа, так как это тоже усугубит занос. Если автомобиль заднеприводный, то при появлении признаков заноса необходимо плавно снизить обороты двигателя. В случае с переднеприводным - обороты, наоборот, лучше увеличить, таким образом сила тяги на управляемых колесах позволит «вытянуть» автомобиль из заноса.
  • Поворачивайте руль в сторону заноса. Задняя часть машины пошла влево, туда же следует и руль выворачивать, и наоборот. Это движение нужно довести до автоматизма, чтобы в случае необходимости выполнить без рывков, но быстро.

Обратите внимание, что передние колеса всегда смотрят в направлении движения. Лишний поворот руля в панике может не «утихомирить», а еще больше разболтать машину. Поэтому руль надо поворачивать быстро и в меру.

Что делать на подъеме или спуске в гололед?

При преодолении скользких подъемов заблаговременно выберите соответствующую передачу и скорость, чтобы не менять их на самом подъеме. У переднеприводных автомобилей иногда бывает, что передние колеса на скользком подъеме начинают буксовать; в таких случаях можно попробовать взять подъем задним ходом, порой это срабатывает.

На обледенелых спусках тормозите двигателем, включив еще наверху вторую передачу. Если в этом случае нажать на тормоз, то машина превратится в санки. То же самое может получиться при резком повороте руля: если автомобиль ехал прямо, так он и будет ехать дальше.

Чтобы улучшить свое положение на скользкой дороге, можно повысить сцепление шин с дорогой. Для этого используют специальные зимние шины, шипованную резину и цепи противоскольжения.

Итак, обобщая все выше сказанное, при управлении автомобилем на скользкой дороге все движения на обледенелой дороге должны быть более плавными, чем на сухой. Избегайте резких поворотов, резкого торможения, резкого переключения передач.

Плавное, мягкое, размеренное управление автомобилем придает ему большую устойчивость, снижает вероятность заноса, которая всегда существует на скользком покрытии.

Правила вождения зимой значительно требовательней и существенно отличаются от аналогичных правил в летний сезон. Вам придется на время забыть об удобной функции круиз-контроль, научится контролировать занос автомобиля, чтобы избежать аварии. Выезжая на лед нужно понимать, что авто будет практически не управляем как сани, катящиеся с горы, которые невозможно сразу остановить или быстро изменить направление движения.

Правила вождения зимой

Зимнее вождение связано с рядом опасных ситуаций, таких как гололедица или снежные наносы. При торможении или ускорении на льду даже опытный водитель может потерять контроль над транспортным средством. К тому же зимой из-за снегопада или тумана уменьшается глубина восприятия расстояния, что мешает заблаговременно выбрать безопасную дистанцию перед впереди идущим автомобилем.

Когда вы оказываетесь в опасной ситуации естественная реакция быстрее нажать на тормоз. Если же на дороге гололед, то будьте уверены, что колеса заблокируются и машина уйдет в занос. Чтобы этого не случилось, важно знать, как правильно тормозить зимой на механике . Следует плавно отпустить педаль газа, не выключая скорость и автомобиль замедлиться сам. Для более быстрого снижения скорости последовательно переключайте рычаг КПП на низшие передачи вплоть до остановки.

В общем, когда на на улице гололед лучше ехать медленнее, чем обычно и стараться увеличить дистанцию до впереди идущего авто. Дистанцию между вашим и впереди идущим автомобилем стоит увеличить в три раза как минимум. Тогда запаса тормозного пути хватит, чтобы безопасно остановиться, даже на скользком покрытии. Если нужно экстренно остановиться, то без педали тормоза не обойтись. Для предотвращения возможного заноса нажимайте на нее плавно.

При движении по снегу или льду машины, оборудованные механической коробкой передач, имеют свои преимущества и недостатки. Плюсы «механики» заключаются в большем контроле над автомобилем.

Недостатком механической КПП на скользкой дороге является проблемное преодоление подъемов в гору. Нужно обладать большим опытом вождения, чтобы заставить авто поехать по скользкой дороге под уклон.

Стратегия заключается в объезде маршрутов с крутыми подъемами, но это не всегда возможно. Если же нужно остановиться на уклоне припаркуйте автомобиль по правой или левой части дороги, где лежит не уплотненный снег. Рыхлый снег обеспечит большее сцепление, чем укатанный. Если необходимо начать движение, то включите вторую передачу. Колеса будут поворачиваться медленнее и обеспечат больший крутящий момент.

Благодаря своей структуре лед при определенных условиях, кажется темным, и становиться малозаметным для глаз. Он образовывается при таянии снега, вода от которого замерзает и находится обычно под мостами, эстакадами, в тенистых местах. При движении по шоссе в тени деревьев предугадать его появление можно по участкам, напоминающим свежий асфальт или по пятнам, которые находятся обычно возле стока для воды. Образовавшийся в этих местах лед неотличим по цвету от покрытия дороги.

Когда колеса попали на темный лед, они начинают буксовать. Самое правильное решение немедленно убрать ногу с педали газа. Особенностью управления автомобилем с передним приводом при заносе в этом случае является поворот руля в направлении, котором нужно двигаться. После восстановления сцепления с дорогой следует плавно нажать на газ.

Круиз контроль – удобная функция, но может быть очень опасна, если пользоваться ей на заснеженной трассе или при гололеде. Включенный круиз-контроль не позволяет водителю контролировать скорость авто самостоятельно. Для его отключения обычно нажимают на педаль тормоза. Но проблема в том, что нажатая педаль может отправить машину в неуправляемый занос. Для максимального контроля над автомобилем данную опцию лучше не использовать.

Современные модели автомобилей оснащены, казалось бы, бесконечным множеством технических помощников, таких как радар для обнаружения пешеходов, кросс-система для измерения дистанции и т.д. Все эти функции призваны исключить человеческие ошибки, и дают ложное чувство безопасности вождения. При вождении в ненастную погоду, не полагайтесь на электронику вместо этого отрабатывайте правильные приемы управления автомобилем.

Если снежная буря застала вас с автомобилем посреди трассы, то рассчитывать стоит только на себя. Скорее всего, другие водители также оказались в сходной ситуации, и помочь не смогут. Может случиться, что в условиях низкой температуры вы пробудете пару часов. Так что будьте готовы.

Преодолевая значительные расстояния с собой всегда необходимо иметь базовый набор для выживания. В комплекте должна быть вода, еда (батончики орехи сухофрукты), аптечка, перчатки, одеяло, инструменты, лопата, фонарик и зарядное устройство для сотового телефона.

Если вы застряли в снегопад и авто стоит на одном месте, самое главное убедиться, что выхлопная труба очищена от снега. Если это не сделать, то при работающем двигателе угарный газ (СО) проникнет в салон автомобиля. Трубу следует проверять довольно часто, чтобы убедиться, что удалению выхлопных газов ничего не мешает.

Если выпадет снег, уберите его по направлению к шоссе, чтобы проехать, когда путь расчистят.

Лучшее что водитель может сделать для совершенствования правильных навыков зимнего вождения – это найти пустую парковку и проверить теорию на практике. Набрав небольшую скорость, проезжая по снегу и льду нажмите на тормоз, чтобы посмотреть, что произойдет с автомобилем, а заодно проверьте время своей реакции. Многократное повторение описанных выше действий стоит потраченного времени, т.к. поможет избежать развития опасной ситуации.

Не забудьте своевременно подготовить автомобиль к холодному сезону. Правильное обслуживание авто в зимний период также будет способствовать вашей безопасности.

Для того чтобы профессионально водить автомобиль, необходимо много знаний, опыта и навыков. Среди всего прочего следует выделить такой нюанс, как торможение двигателем. Что это такое и как тормозить на «механике»? Обо всем этом далее в нашей статье.

Как мы знаем, на дороге могут случиться самые неожиданные ситуации. Поэтому в ходе движения нужно быть готовым ко всему. В частности, нельзя чрезмерно нагружать тормозную систему автомобиля. Это касается тормозного диска (барабана) и колодок. Почему именно эти элементы нельзя нагревать? Все очень просто. Из уроков физики мы знаем, что при трении детали нагреваются; конкретно в нашем случае та поверхность колодок, что называется фрикционным материалом, может попросту приклеиться (намертво припаяться) к диску. В результате этого машина становится неуправляемой, ее ведет в занос. Именно поэтому на горных местностях и серпантинах важно научиться тому, как притормаживать на «механике».

Суть данной технологии очень проста – вместо замедления колес при помощи трения колодок мы затормаживаем сам двигатель, при этом вся тормозная система находится в спокойном состоянии. То есть мотор тормозит «на передаче», соответственно, усилия, передаваемые на колеса, уже не будут такими большими, как ранее. Такое применение тормозов делает поездку не только комфортной, но и безопасной.

Прежде всего, использование такого метода торможения повышает устойчивость транспортного средства к заносу, так как колеса не блокируются колодками при помощи тормозной системы. По этой причине большинство профессиональных водителей рекомендуют применять его в самых контраварийных ситуациях. Также использование передачи позволяет увеличить ресурс колодок. Ну и, что самое важное, сам диск (или барабан) не нагревается при снижении скорости. А это значит, что риск отказа тормозной системы (что часто бывает при движении по горным участкам дороги) снижен до нуля.

Вариантов использования данного метода есть около десяти. Но наиболее распространенных из них всего два. Итак, давайте рассмотрим, как правильно тормозить на «механике».

Процесс снижения скорости двигателем происходит в несколько стадий:

  • Водитель отпускает газ. Педали на «механике» расположены так, что акселератором и тормозом управляет правая нога, а сцеплением - левая.
  • При помощи сцепления включается пониженная передача. В зависимости от скорости это может быть 4-я или 3-я скорость.
  • Когда стрелка тахометра и скорость начнут заметно падать, включается вторая или третья передача. Это делается только тогда, когда водитель почувствует, что торможение на «механике» уже не дает нужного эффекта (машина едет, как на накате).
  • Аналогично весь процесс происходит до включения первой передачи. Как остановиться на «механике»? Сама же остановка выполняется при использовании тормозной системы (когда скорость автомобиля составляет 5-10 или меньше километров в час).

Важно помнить, что неправильный подбор передачи может угробить мотор. Чаще всего при несоответствии скоростей машина «клюет» носом, а стрелка тахометра находится на предельно максимальных значениях. Это большой дискомфорт как для водителя, так и для самого автомобиля.

Пользуясь данным способом впервые, можно не угадать точно, какую именно передачу следует включить. Чтобы не нагружать сильно коленчатый вал, попробуйте «поиграть» сцеплением, то есть по мере движения плавно нажимать или отпускать его. Также при включении пониженной скорости можно увеличить обороты двигателя путем нажатия ногой на педаль газа. Это значительно снизит рывки и сгладит эффект торможения, делая его более плавным.

Помните, что для каждого скоростного режима есть своя передача. На скорости более 70 километров в час ни в коем случае не нужно начинать с третьей (если у вас «пятиступка»). Если включить более пониженную скорость (к примеру, на 60 километрах в час перевесить на «вторую»), колеса сразу потеряют сцепление с дорогой и будут самопроизвольно прокручиваться. А это грозит попаданием автомобиля в занос. Помните, что обороты от 3,5 тысяч являются для бензиновых ДВС крайне высокими. То есть машина будет тормозить сильнее, чем при нажатии педали тормоза в пол.

Пользуясь таким методом снижения скорости, важно обратить внимание на несколько правил. Во-первых, всегда следует обращать внимание на обороты двигателя. Для бензиновых ДВС 2,5 тысячи – это тот самый момент, в который нужно переключаться на пониженную скорость. Когда стрелка тахометра будет показывать на шкале 1 тысячу оборотов, выжимаем сцепление и переходим на следующую передачу. Лучше всего следовать по порядку – сначала 4-я, затем 3-я, 2-я и далее - первая скорость. Во-вторых, эффективное торможение достигается не с использованием одной передачи, а с последующим переключением на более пониженные. В-третьих, включение иных скоростей сопровождается небольшой перегазовкой. Это действие позволяет снизить нагрузку на коробку передач и диск сцепления, а также предотвратит рывки при движении.

Каждый автолюбитель знает, насколько сильно меняется поведение автомобиля на скользком участке дороги. Качество сцепления с дорожным полотном и колесами при таких условиях снижается в несколько раз. Соответственно, риск попасть в занос очень высок. Поэтому во избежание частых ДТП все импортные автомобили с середины 2000-х годов комплектуются системой АБС. Но даже она иногда оказывается бездейственной на льду. Поэтому каждый водитель должен уметь правильно обращаться с автомобилем, выезжая на гололедицу.

Главное правило использования эффекта торможения двигателем – переключение на пониженную передачу согласно скорости машины. И здесь, в отличие от сухого асфальтового покрытия, любая ошибка и несоответствие передачи оборотам ДВС могут стать роковыми. Поэтому, если вы хотите узнать, как тормозить на «механике» зимой, помните, что передачи всегда должны включаться последовательно. Так машина будет снижать скорость плавно и уверенно. При этом мы не будем затрагивать колеса и блокировать их при помощи тормозной системы.

Бывает и такое, что применение пониженной передачи нельзя использовать по тем или иным причинам (к примеру, если надо экстренно остановить машину). В таком случае использовать педаль тормоза нужно лишь прерывисто. То есть плавно нажать ее и через 1-3 секунды отпустить. Далее подождать еще 2 секунды и снова нажать. Так машина не будет входить в занос ни на льду, ни на сухом асфальте. Но на горных спусках все же следует использовать именно передачу.

Следует отметить, что при использовании принципа торможения двигателем машина не будет иметь перерасход топлива. Он останется таким же, как при использовании педали тормоза. А все потому, что во время снижения скорости мы не затрагиваем акселератор, соответственно, уровень подачи топлива в цилиндры остается нулевым. Так происходит до тех пор, пока нам снова нужно будет ускориться.

Но есть случаи, когда для большей экономии топлива лучше использовать эффект «наката». Его суть заключается в том, что двигатель некоторое время работает вхолостую, а сам рычаг КПП находится в нейтральном положении. «Накат» лучше всего использовать при длительных спусках или перед светофором, когда у вас нет необходимости в резком снижении скорости.

Как показывает практика, использование наката значительно влияет на расход топлива с положительной точки зрения. Так, если на 1 километр пути машина расходует до 10 литров топлива, то при движении на «нейтралке» этот показатель будет составлять 1 литр на 15 километров, что в 1,5 раза меньше, чем это заложено производителем.

Движение на нейтральной передаче категорически запрещается в горных районах, то есть когда машина спускается по серпантинам. В таком случае она быстро наберет скорость, сбавить которую можно лишь при сильном нажатии педали тормоза. Если это делать несколько раз подряд, можно запросто сжечь тормозную систему.

Тогда при очередном нажатии педали машина не будет останавливаться, а еще больше наберет и без того бешеную скорость.

По правилам для таких горе-автолюбителей предусматриваются специальные улавливающие «тупики» (такие можно увидеть на крымских автодорогах). Поэтому, чтобы у вас вдруг не отказали тормоза, при движении на серпантинах никогда не используйте накат – всегда тормозите двигателем, переключаясь на более пониженные передачи.

Как правильно тормозить на «механике», мы уже выяснили, теперь о том, безопасен ли этот метод для самого двигателя. На самом деле применение данного эффекта является абсолютно безвредным для мотора, коробки передач и всех прочих узлов автомобиля. Повышение оборотов на несколько секунд еще никогда не становилось причиной капитального ремонта двигателя. Поэтому не стоит верить людям, которые утверждают, что торможение двигателем усугубляет работу машины и всех ее механизмов. Главное – соблюдать последовательность всех действий.

Итак, мы выяснили, как тормозить двигателем на «механике». Помните, что данный способ значительно снижает риск вхождения авто в занос, поэтому старайтесь использовать его как можно чаще. Если вы знаете, как правильно тормозить на «механике», ваш уровень владения автомобилем становится еще на порядок профессиональнее.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»