Что нужно знать велосипедисту для езды по дорогам общего пользования? Знак направление движения по полосам

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Каждый год в Эстонии на нерегулируемых пешеходных переходах случаются десятки происшествий с детьми до 15 лет, пересекающими дорогу пешком или на велосипеде. В 2017 году в таких происшествиях пострадали в общей сложности 48 детей. Для ребенка, когда он идет пешком или едет на велосипеде, риск несчастного случая в два раза больше, чем для взрослого.

Поведение ребенка на дороге зачастую оказывается отражением того, как ведут себя на дороге взрослые. «Пешеход и велосипедист - самые незащищенные участники дорожного движения, которые в случае дорожно-транспортного происшествия всегда оказываются пострадавшей стороной. Подаваемый родителями правильный пример и совместные тренировки по безопасному передвижению по дорогам помогают сделать путь ребенка до школы и обратно более безопасным. Однако важную роль в том, как дети ведут себя на дорогах, играет и поведение других взрослых, которое влияет на принимаемые детьми решения», - объясняет эксперт отдела профилактической работы Департамента шоссейных дорог Эве-Май Валдна.

5 советов, которые родители должны время от времени повторять ребенку и которым сами всегда должны следовать:

  • Будь внимателен и думай, где и как безопасно переходить дорогу!
  • Прежде чем переходить дорогу, обязательно остановись и посмотри по сторонам - машины сразу остановиться не могут! При скорости движения 50 км/ч остановочный путь транспортного средства на сухом асфальте составляет около 28 м, на мокром - 38 м, а на заснеженном - 62 м.
  • Постарайся установить зрительный контакт с водителем!
  • Переходя дорогу, не занимайся ничем посторонним!
  • Имей запас времени!

Другие советы и дополнительную информацию можно найти на специальной странице .

«Чтобы ребенок умел безопасно передвигаться по дорогам и считался с другими участниками движения, родители должны его этому научить. Важен также пример, которой ему подают окружающие. Для безопасного передвижения по дорогам ребенку нужен опыт. Однако многие взрослые в начальных классах возят ребенка в школу и из школы на машине, не задумываясь о том, что таким путем достаточных навыков передвижения в качестве пешехода ребенок приобрести не может. Расширяющийся с возрастом радиус передвижения приводит ребенка в места, где он раньше не бывал, и он оказывается в ситуации, при которой должен самостоятельно принимать правильные решения и выбирать наиболее безопасную траекторию движения», - добавляет Валдна.

Кампания Департамента шоссейных дорог по пересечению дороги «Подай пример, чтобы ребенок был осторожен» проводится с 22 августа по 19 сентября. В этом году кампания впервые адресована родителям, дети которых ходят в 1-6-й классы. В рамках кампании с 31 августа по 7 сентября будет впервые проводиться «Неделя движения пешком вместе с ребенком», цель которой состоит в том, чтобы побудить родителей вместе с детьми тренироваться в передвижении по дорогам.

Когда-то люди передвигались только пешком. Потом были приручены лошади, и появились всадники. Одно из величайших изобретений человека – хомут – позволило впрягать лошадь в повозку, появились пассажирские экипажи, и ходить по дорогам, узким городским улочкам стало сложнее. В городах для пешеходов начали обустраивать тротуары.

«Попал под лошадь», – такие сообщения о ДТП стали появляться в газетах задолго до наступления эры автомобилей. Рассеянные и невнимательные пешеходы были всегда.

Пешеход такой же участник дорожного движения

Наиболее часты ДТП с участием пешеходов случаются на и при попытках перейти улицу не в месте установленного перехода. Как правильно и где переходить городскую улицу, учат, начиная с детского сада. Тем не менее, нарушения совершаются с обеих сторон. Не менее важно соблюдать правила и при передвижении по дорогам как внутри, так и вне населенного пункта.

Если вы идете по дороге

Передвигаясь по городу, пешеход обязан идти по тротуару и не выходить на проезжую часть. А двигаться, если вы пешком отправились в соседний населенный пункт, и путь туда лежит только по автостраде, у которой практически нет даже обочины? В этом случае идти надо обязательно по левой стороне навстречу движущемуся транспортному потоку. Так вы сможете всякий раз, при приближении встречного автомобиля, объективно оценить складывающуюся обстановку и выбрать заранее подходящее место подальше от проезжей части, где можно встать и переждать. Водитель встречной машины, видя вас лицом к себе, будет уверен в адекватности вашего поведения.

Если, двигаясь пешком, вы хотите «поймать попутку», сигнальте проезжающим водителям со своей, левой, стороны. Переходите дорогу к остановившейся машине, пропустив проезжающий транспорт и убедившись в своей полной безопасности.

Передвижение по дорогам в темное время суток

Ходить по неосвещенной дороге ночью пешком – особенно опасно. Совершать такие переходы следует лишь в случае крайней необходимости. Но бывает, что зимой школьники идут , когда еще не совсем рассвело, или уже в сумерках возвращаются после второй смены. В этом случае родители должны приобрести для них верхнюю одежду со светоотражающими элементами на куртке, брюках, на головном уборе. В продаже сегодня есть ранцы со светоотражателями. Тогда водитель встречной машины, заранее увидев пешехода, переключит фары на ближний свет и не ослепит путника.

Катание на велосипеде неотъемлемо связано с участием в дорожном движении. То есть это не обычная езда, а езда по правилам, с непрерывным анализом намерений других участников движения и так далее.
Чем лучше мы к этому подготовлены - тем меньше шансов устроить себе настоящую головную боль.
Что нужно для безопасного катания(езды) на велосипеде по дорогам?

1) Фары/светоотражатели - по правилам, велосипедист должен обозначить свое присутствие красным задним фонарем и желтым(белым) передним;
2) Светоотражательные элементы на вашей одежде - вас, без велосипеда, тоже должно быть видно;
3) Зеркало(а) заднего вида - в потоке это облегчит жизнь, без лишних движений и рисков, однако это решение на любителя. Мы еще напишем об этом;
4) Необсуждаемо - наличие шлема;

Помимо этих условий обязательно выполнение Правил Дорожного Движения(ПДД). Почему это обязательно? Велосипедист - самый уязвимый участник движения.

Основные знаки всем известны - "главная дорога", "конец главной дороги", "примыкание", "круговое движение". Они везде, важно помнить, что мы, велосипедисты рискуем своим здоровьем даже если правы. Так что важно смотреть не только на знаки, но и на дорогу.

С этим мы сталкиваемся постоянно: будь то езда на автомобиле или передвижение пешком. Сейчас мы обсуждаем езду на велосипеде, и в нынешнем году, в связи с популяризацей велосипеда, в ПДД появились новые знаки, для велосипедистов. А именно:
1) Велопешеходная дорожка;


2) Появилась полоса для движения велосипедистов. По ней другой транспорт ехать не может (в реалиях нашей страны - не должен ехать, но едет/паркуется);

3) Выделенная полоса для велосипедистов;


4) Полоса для МТС (маршрутные транспортные средства) - велосипедистам разрешено двигаться по полосам для маршрутных транспортных средств (далее МТС), если полоса расположена справа;
5) При движении в колонне, велосипедисты должны разделиться на группы по 10 человек. Для облегчения обгона, расстояние между группами должно составлять 80-100 м;
6) При движении велосипедистов по правому краю проезжей части, велосипедисты должны двигаться только в один ряд. Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м;
7) При движении по тротуарам, обочинам и пешеходным зонам, велосипедист не должен создавать помех другим лицам. В противном случае, он должен спешиться и продолжить движение пешком. При движении по тротуару, велосипедист может двигаться со скоростью пешехода;

Велосипедистам запрещено:
- управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- запрещается буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом;

Теперь стоит обсудить основные аспекты езды по дорогам общего пользования.

Правила поведения велосипедиста на дороге:
1) Велосипедист должен двигаться по дороге возможно правее (в старой версии ПДД - в метре от обочины), по ходу движения, заблаговременно перестраиваясь в соответствующий ряд для выполнения поворота (в соответствии со знаками, разметкой и сигналами светофора);
2) При этом нужно двигаться как можно правее на выбранной полосе движения. После выполнения маневра (поворота), занять крайнее правое положение на дороге, чтобы не создавать помех другим участникам движения;
3) При левом повороте на регулируемом перекрестке, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся навстречу, так как у него возникает «помеха справа»;
4) При левом повороте на нерегулируемом перекрестке, при наличии знаков приоритета, преимущество имеет транспортное средство, находящееся на главной дороге. При выполнении правого поворота сложностей возникнуть не должно;
5) На дороге с круговым движением, транспортные средства, движущиеся по кругу, имеют преимущество перед теми, кто въезжает на круг, о чем информирует знак «Направление главной дороги».
Но бывает и наоборот: главной дорогой считаются въезды на круг (в любом случае, надо смотреть на знаки);
6) Бывают случаи, когда пересечь проезжую часть приходится по пешеходному переходу. Правила предписывают перевезти велосипед через него в руках, так как не всегда движущийся автомобиль может вовремя остановиться (за движение на велосипеде по пешеходному переходу – штраф 800 рублей);
7) При выезде с дворовых территорий на дорогу, водитель транспортного средства обязан уступить всем транспортным средствам, движущимся по ней;
При движении по дорогам общего пользования нужно быть всегда внимательным и осторожным, так как другие участники движения могут не всегда соблюдать правила дорожного движения и вас могут не пропустить, подрезать и т. д. и т. п. Если водители будут видеть, что вы знаете ПДД, к вам будут более уважительно относиться на дороге, что придаст вам больше уверенности в своих силах. А уверенность придет к вам с опытом – нужно некоторое время, чтобы научиться применять знания на практике. Дорожная ситуация изменяется ежесекундно и нужно быть всегда готовым к тому, что даже если вы будете ездить по правилам, но кто-то из участников движения, находящихся рядом с вами на дороге, их нарушит, или вынужден будет совершить непредсказуемое действие – вы будете готовы ко всему, а так же осторожными и внимательными на дороге.

Теперь, хотелось бы осветить еще один важный момент: СВЕТОФОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
При красном – движение запрещено!
Зеленый сигнал – разрешает движение.
Зеленый мигающий разрешает движение и информирует, что время действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал.
Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, когда водители не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, и предупреждает о предстоящей смене сигналов.
Желтый мигающий сигнал – разрешает движение и предупреждает о наличии нерегулируемого перекрестка, предупреждает об опасности.

Если светофор оборудован дополнительной секцией со стрелками, то при включении ее движение разрешено в направлениях, указанных на стрелках.

Круглый бело-лунный сигнал на ЖД переездах разрешает движение.

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Светофор указывает нам, как двигаться. Но как мы укажем, что хотим сделать?
Для этого существуют сигналы, подаваемые велосипедистами:
Поворот налево: Левая рука вытянута в сторону или правая поднята вверх, согнутая в локте.
Поворот направо: Левая рука согнута в локте, или правая рука, вытянутая в сторону.
Стоп (при движении в колонне): Поднятая вверх прямая рука.

Знак о предстоящем маневре (повороте, объезде препятствия, перестроении) велосипедист должен подавать по-возможности заблаговременно, чтобы это не было неожиданным для других участников движения.
Но бывают случаи, когда препятствие появляется внезапно (резко остановился впереди едущий автомобиль, открылась дверь в стоящем автомобиле и т. д.) и его необходимо объехать - подавайте сигнал рукой о маневре.

Вы все соблюдали, ехали аккуратно, но (не дай Бог!!!) случилось ДТП. Что делать, куда бежать? Об этом - ниже!

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ ПОПАЛИ В ДТП.
1) Ничего не трогайте на месте ДТП;
2) Сфотографируйте место ДТП и дорожные знаки;
3) Вызовите ДПС;
4) Найдите свидетелей ДТП и запишите их координаты.
Теперь, немного подытожим:
0) Безопасность - превыше всего.

Выезжая на дорогу на велосипеде – будьте осторожны и внимательны!
1) Проезжая мимо стоящего автомобиля - помните, что в любой момент может открыться дверь, или он может тронуться без включенного сиг-нала поворота;
2) Никогда не опережайте длинномерные составы (грузовые автомобили с прицепами и полуприцепами или автобусы), не будучи уверенными, что водитель вас видит;
3) При движении в темное время суток – помните, что расстояние до предметов кажется бОльшим, чем есть на самом деле;
4) Совершайте только хорошо обдуманные маневры на дороге, чтобы это не стало неожиданным для других.
И вообще, лучше 3 минуты подождать и потом безопасно совершить маневр, чем спеша куда-то наделать глупостей на дороге. А дорога, как известно, ошибок не прощает.

Водители автомобилей очень не любят велосипедистов и мотоциклистов за их непредсказуемость на дороге. Соблюдение Правил Дорожного Движения при езде на велосипеде по дорогам общего пользования прекратит эти дорожные войны. Вы перестанете мешать прохожим на тротуаре, сможете быстрее доехать в нужное место, минуя пробки. Главное - помните золотое правило пилотов самолетов-истребителей времен Второй Мировой войны: "Крути головой на 360 градусов!" Ваша внимательность, знание правил и анализ ситуации - вот основные козыри велосипедиста на дороге. Не забывайте об этом, и хорошего вам катания на велосипеде!

С пецтехника – это особый класс машин. В своих областях они незаменимы. Но, как любой специализированный механизм, имеют свои особенности в эксплуатации. Чаще всего сложности возникают с перемещением техники в пункт назначения: низкая скорость и нестандартные габариты вызывают массу вопросов при движении по автомобильным дорогам, а правила на этот случай довольно туманны…

ПДД новой редакции

Новая версия Правил Дорожного Движения, от 1 марта 2009, немногим отличается от предыдущей. Опубликованный текст ПДД регулирует движение техники только определенных габаритов: по ширине – не более 2,55 м (2,6 м для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте – до 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) – до 20 м. Кроме того, груз не должен выступать за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м. Если машина (или ее груз) не соответствуют данным характеристикам, она должна быть оборудована проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета, который предупреждает других участников движения об опасности, но не дает преимуществ на дороге (смотри пункты 3.4 и 23.5 действующих ПДД). А собственно движение такой техники осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Но, где же ссылка на эти «специальные правила»? В каком разделе их искать? ПДД не дает ответа. Указано только, что водители негабаритного транспорта, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности движения. Кроме того, необязательными становятся пункты 9.4 - 9.8 и 16.1, то есть водители негабаритных транспортных средств могут занимать наиболее удобную для них полосу движения, даже при интенсивном движении на дороге. Негабаритному транспорту, в особых случаях, могут разрешить отступить от требований дорожных знаков 5.15.1 или 5.15.2 «Направления движения по полосам». Но на дорогах с односторонним движением грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, на левой стороне дороги разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки.

Общие правила для спецтехники

Если габариты спецтехники не превышают установленных нормативов, то ее движение подчиняется общим правилам. Например, тихоходная машина, чья скорость не превышает 40 км/ч по соображениям безопасности или техническим причинам, обязана двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги (9.5 ПДД). Спецтехнике, как и прочему транспорту, запрещено ехать по прерывистым линиям разметки, за исключением перестроения в другой ряд. При повороте на дорогу с реверсивным движением необходимо занять крайнюю правую полосу. В целом, эти требования понятны и очевидны. Очень подробно оговариваются правила движения при перевозке грузов (пункт 23 ПДД), также имеются развернутые комментарии, где оговорены все подробности. Однако, не указано, как должен действовать на дороге водитель специфического транспорта, не соответствующего общим стандартам.

По-видимому, каждый случай передвижения крупногабаритных, тяжеловесных или опасных машин и грузов – уникален, поэтому и правила, и маршрут должны быть разработаны и согласованы индивидуально. Пожалуй, наиболее важным вопросом становится маршрут следования: ограничения в тоннелях, акведуках, по грузоподъемности мостов, по скорости и прочие. Негабаритные машины и грузы способны парализовать движение на улицах городов, поэтому необходимо продумать варианты объездных дорог, время прохождения маршрута. То есть, перемещение спецтехники это логистическая задача, и чаще всего ее поручают специалистам транспортных компаний.

Инженерные машины

Дорожно-строительную спецтехнику, например – асфальтоукладчики, дорожные фрезы и катки, обыкновенно перевозят на полуприцепах , в которые «впрягают» мощный тягач. Чаще всего, это прицепы с пониженной высотой грузовой платформы, грузоподъемностью от 4 до 60 тонн, с высотой грузовой платформы до 1000 мм и углом наклона въездных трапов от 8 до 180. Они оборудуются электрической или гидравлической лебедкой для погрузки неисправной техники.

Иногда, необходимо переместить сосем уж экзотическую технику, например, водоплавающий экскаватор. Для этого используются прицепы и тягачи повышенной грузоподъемности. Тяжелая строительная спецтехника и инженерные машины потребуют транспортировки на специальных полуприцепах-тяжеловозах с тремя и более задними осями. Нельзя допустить, чтобы огромные гусеницы исковеркали асфальтовое покрытие автомагистралей, не говоря уже о низкой скорости движения. Полуприцепы предпочтительнее, поскольку обладают небольшим дорожным просветом, центр тяжести загруженной машины расположен низко, поэтому полуприцеп намного более устойчив. Кроме того, процесс погрузки и выгрузки требует меньше усилий. Однако, качество отечественных дорог таково, что тяжело загруженный полуприцеп с малым клиренсом пройдет далеко не всюду. Это необходимо учитывать, разрабатывая маршрут движения. Если дорожное полотно находится в хорошем состоянии, для транспортировки можно выбрать низкорамный полуприцеп с клиренсом 300 мм. Но чаще всего покрытие оставляет желать лучшего, поэтому полуприцепы с клиренсом в 500-600 мм являются оптимальным вариантом. Для перевозки огромных горнодобывающих машин используются комбинационные модульные прицепы и полуприцепы , состоящие из отдельных тележек с электронным управлением и особым поворотным механизмом. Их грузоподъемность равняется сумме грузоподъемности всех модулей. Перед транспортировкой операторы моделируют поведение машины и груза при помощи компьютерных программ.

Дорожная самоходная спецтехника

Для дорожной самоходной техники предусмотрены дополнительные условия: нельзя передвигаться на высокой скорости, работать в одиночку в опасных местах, необходимо предупреждать сигналом окружающих людей об изменении направления движения. При управлении грейдером следует использовать знак «тихоходная машина», включить проблесковый сигнал желтого или оранжевого цвета. Управляя автокраном нужно помнить, что скорость движения такой техники не должна превышать 60 км/ч. В инструкции по эксплуатации автокрана говорится: «При проезде под линией электропередач, находящейся под напряжением, рабочие органы машины должны находиться в транспортном положении»

В большинстве случаев, правила движения для спецтехники логично вытекают из ее особенностей, и указаны в инструкции по эксплуатации. Перемещение же крупногабаритной и тяжеловесной спецтехники настолько сложно, что требуют индивидуального подхода и согласования.

Центральным понятием ПДД является дорога. А как еще может быть в Правилах ДОРОЖНОГО движения?

Определение из ПДД (п.1.2):

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога.

Но и искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.

Две узкие полоски вытоптанной травы, уходящей в поле? И это – дорога.

И даже если лютой зимой местный тракторист прямо по полю с помощью своего бульдозера проложит «зимник» (чтобы короче было ездить к своей любимой на встречу), то это тоже будет дорога. Пусть и временная (до весенней распутицы), но – дорога!

А как быть с ледовой переправой. В ПДД нет такого понятия, но есть определение, что это тоже дорога. Недаром же она обозначается дорожными знаками.

И даже брошенные в болотистый торфяник хворост или бревна, превращаются в гать – дорогу на болоте.

И на всех этих многочисленных вариантах дорог действуют (или, как принято говорить, «работают») Правила дорожного движения.

Итак, дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС .

Она включает в себя (как видно из второй части цитаты) следующие основные элементы:

  1. проезжую часть (одну или несколько), которая делится на полосы движения;
  2. разделительную полосу (при наличии);
  3. обочины (при наличии);
  4. тротуары (при наличии);
  5. трамвайные пути (при наличии).

Об этих элементах дороги и поведем речь.

Проезжая часть

Очень часто с понятиями «проезжая часть» и «дорога» происходит путаница. Под дорогой нередко подразумевают тот самый асфальт, по которому двигаются ТС.

Это ошибка! Тот самый асфальт – это лишь часть дороги. А именно – проезжая часть дороги.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И оказывается, что асфальтовое покрытие имеет не дорога, а ее проезжая часть.

И не асфальт – критерий проезжей части, а движение безрельсовых ТС. Проезжая часть может быть оформлена с помощью иного покрытия – бутового камня, брусчатки, щебня – или просто иметь грунтовую основу.

Но это – проезжая часть, которая создана специально для движения безрельсовых ТС. Трамвай к ним не относится.

Полоса движения

Исключительно для удобства движения проезжую часть дороги делят продольными линиями разметки на специальные участки – полосы движения (или полосы для движения).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Чтобы не «потеряться» на широкой проезжей части, водителю нужен какой-то ориентир при движении. Такой ориентир – это полоса движения, ширина которой достаточна для беспрепятственного и безопасного движения.

Но что делать зимой, когда разметка неразличима?

Или она вовсе не нанесена на проезжую часть?

В этом случае водитель обязан самостоятельно определить свое положение, которое он занимает на проезжей части. И делается это так: проезжая часть делится продольной линией строго посередине; участок справа – наш, слева – «встречка».

И последний штрих – сколько ТС способно разъехаться одновременно в одном сечении дороги. Количество ТС, способных сделать это, и укажет на численность полос.

Следовательно, полосы для движения ТС обязательно присутствуют на проезжей части. Водителю просто надо их найти.

Разделительная полоса

Существуют участки дорог, посреди которых можно встретить оригинальную конструкцию, — разделительную полосу.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Судя по определению, разделительная полоса – это «мертвый» участок дороги, который категорически запрещен для осуществления движения, остановки и стоянки ТС.

Для чего же существует разделительная полоса? Для обеспечения безопасности движения! Разделительная полоса разграничивает, разделяет транспортные потоки противоположных направлений, затрудняя (или делая невозможным) выезд на встречные полосы движения. Именно поэтому автомагистраль (самый скоростной участок дороги!) должен обязательно иметь разделительную полосу (или ограждения посредине дороги).

Однако разделительная полоса может быть оформлена не только с помощью какой-то физической конструкции, но и с помощью разметки «одинарная сплошная» (1.2.1).

На такой участок дороги тоже нельзя выезжать для движения, остановки или стоянки.

Говоря о разделительной полосе, нельзя не отметить ее еще одного важного свойства: разделительная полоса выделяет смежные проезжие части .

И последний момент. Понятно, что разделительная полоса не является обязательным элементом дороги, но положительно влияет на безопасность.

Обочина

Как это и не может показаться странным, обочина – тоже элемент (или часть) дороги. А все потому, что по обочине в редчайших случаях Правилами разрешено движение. А главное – обочина является участком дороги, на котором допускаются остановка и стоянка ТС.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина – дорожный элемент, который непосредственно примыкает к проезжей части и к тому же – в одной плоскости. Поэтому она не может быть отделена от проезжей части каким-то газоном или бордюром. Она именно «приклеена» к проезжей части, потому что предназначена, в основном, для остановки и стоянки.

Как правило, обочина отличается от асфальтовой проезжей части иным способом покрытия: она может быть выражена травяным покровом, щебнем, грунтом, песком, глиной и пр.).

Однако на крупных федеральных трассах практикуется формирование обочины с помощью такого же покрытия, как и на проезжей части. Это делается для обеспечения максимальной безопасности движения по скоростной дороге, чтобы частицы грунта, песка, глины не попадали на проезжую часть и не натворили беды при экстренном торможении ТС.

В этом случае границей проезжей части и обочины будет специальная – сплошная или прерывистая – линия разметки.

Говоря об обочине, следует отметить, что она не является обязательным дорожным элементом. Как правило, в населенных пунктах обочина отсутствует за ненадобностью, ибо ТС совершают стоянку или остановку, используя край проезжей части.

Следовательно, обочина – это удел загородных дорог. Кстати, здесь – в условиях отсутствия тротуаров – разрешено и движение пешеходов.

Тротуар

Тротуар – это еще один дорожный элемент. Причисление его к одной из частей дороги вполне оправдано. И вот почему.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

В принципе, все просто и понятно. Тротуар – для пешеходов, а они – участники движения. Потому и тротуар – часть дороги. Однако в редчайших случаях по нему разрешено движение ТС, а также их остановка и стоянка.

Тротуары, как и обочины, не являются обязательным элементом дороги.

Вне населенного пункта в них практически нет потребности: пешеходы перемещаются по обочинам.

Трамвайные пути

В наших ПДД есть много неточностей, «белых пятен» и т.п. Один из пробелов – отсутствие определения трамвайных путей, которые являются частью дороги, но не являются проезжей частью. Такие характеристики обусловлены анализом понятий «дорога» и «проезжая часть».

Существует два преимущественных способа организации трамвайных путем (в пределах дороги):

1) посредине дороги;

2) на границе с проезжей частью.

Невнимание ПДД к понятию «трамвайные пути» неоправданно, ибо они могут быть использованы для движения (в соответствии с нормами ПДД).

Очевидно, нам предлагается самим домыслить: трамвайные пути – это участок дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств .

Сделаем вывод

Дорога – это часть суши (или искусственное сооружение), предназначенная для движения ТС. В структуру дороги входят несколько элементов (проезжая часть и – по возможности – разделительная полоса, тротуар, обочина, трамвайные пути).

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Анисим

    В ПДД может быть и есть неточности. Но должны ли мы, простые водители, домысливать эти самые ПДД. В частности, трамвайные это пути или не трамвайные. Главное, как к нашему домысливанию отнесется инспектор ГИБДД.

    Надежда

    Как вообще можно не узнать трамвайные пути? В ПДД (на крайний случай, в комментариях к ним) приводится точные определения со всеми возможными вариациями к ним. На данный момент инструкторы автошкол объясняют все негласные ситуации, которые могут возникнуть на дороге, и плоха та автошкола, которая не дает достаточных знаний и представлений о наших российских дорогах

    Александр

    Добрый день. прошу разъяснить. рядом со зданием моего места работы проходит улица, с обеих сторон которой установлены знаки «остановка запрещена» и «принудительная эвакуация». Однако между зданием и дорогой уложена плитка шириной в 5 м. Между этой плиткой и асфальтовым покрытием дороги очевидно когда-то был бордюр. Сейчас он практически не виден и выступает над поверхностью не более чем на 2 см. Имею ли я право припарковать свой автомобиль на данном участке уложенным плиткой? Был случай когда администрация написала заявление в ДПС и людей оставивших автомобили на этом участке оштрафовали за неправильную парковку. Ведь есть нормы по которым тротуар считается таковым при определенной высоте бордюра.

    Игорь

    Здравствуйте! Разъясните пожалуйста, какое название по ПДД имеет разметка 1.3 (двойная сплошная), и если она — разделительная полоса, то почему дорога с разметкой 1.3 имеет одну проезжую часть? (билет №5 вопрос 1). Спасибо за ответ!

    Евгений

    Игорь, приветствую Вас! Разметка 1.3 не может быть разделительной полосой (РП). РП — это элемент дороги, и обозначена РП двумя (с каждой стороны) линиями разметки 1.2.1 (которая обозначает край проезжей части). Поэтому РП делит проезжую часть, а разметка 1.3 — нет. Она просто запрещает себя пересекать, но проезжая часть — едина!

    Стас

    Кстати, сейчас задумался о том, что не уверен в вобщем-то простых и привычных вещах. Например, задумался о том, как должен передвигаться я как пешеход по обочине вне населенных пунктов и как тут обеспечивается безопасность пешехода, если дорога грунтовая и граница между проезжей частью и обочиной не всегда понятна? Ну и, кстати, в тему вспомнилась байка о том, как студентам на военной кафедре преподавались некоторые армейские понятия. В том числе там изучался классификатор дорог для военных строителей. Особое впечатление производило упоминание про то, что военная дорога 7 категории - это когда лес повален, но не убран.

    Павел

    Обочина при дороге какой должна быть ширины? И то, что на обочине происходит отдельная жизнь, вот где удивление! На обочине располагаются целые рынки торговли, будь то арбузы гостей из Азии, или яблоки и картофель бабушек из соседнего поселка, изделия из мрамора, игрушки и даже вполне стационарные забегаловки «типа кафе», продающие кофе, чай, пирожки, по обочине путешествуют молодые люди и не очень, идут «крестные» ходы, катят велосипедисты, гонят стада овец и коров пастухи крестьянских деревень, порой на обочинах продают солярку из грузовиков-цистерн, дежурят инспекторы дорожных и иных служб. И все это не отражено в ПДД!

    Анна

    В ответ на комментарий Павла рассуждаю как водитель и пешеход. В городских условиях для пешеходов предназначен тротуар, где также могут располагаться места общественного пользования типа магазинов и кафе. За городом таким «тротуаром» является обочина. И где сказано, что на обочине запрещено организовывать места торговли? Другое дело, что это может быть небезопасно в случае заноса автомобиля. Ну так и на обычной городской остановке никто не застрахован от несчастного случая.
    А пробелы в ПДД насчет отсутствия определения трамвайных путей, многие автолюбители в свою пользу трактуют. Часто наблюдаю картину: стоит трамвай в пробке из-за застрявшего на путях авто. Надо бы прописать этот пункт.

    Sergey

    Само понятие дорога имеет относительное определение. ПДД во многом не учитывают непреодолимую силу, как для водителя, так и для пешехода. Например, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам или при отсутствии подобных по внешнему краю. Бывают случаи, когда тротуары, обочины и.т.п. непроходимы по погодным условиям с плохой видимостью на проезжей части, когда пешеходу приходиться выходить на дорогу с движением автотранспорта, что приводит к аварийным ситуациям. Водитель не заметил, пешеходу негде идти, оба не виноваты, а ДТП произошло. Как поступают сотрудники ГИБДД в данной ситуации согласно ПДД?

    Пугин Анатолий

    По старым правилам ширина полосы движения была от 3 до 6 м. Край проезжей части обозначался в 20 см от обочины. Сейчас принят стандарт полоса 3,75 м. В городе получились обочины по 3 м шириной. С какой целью приняты такие стандарты? Заузили ширину проезжей части, увеличили пробки. У нас есть центральная улица в городе, ширина проезжей части 12 м. То есть возможно было движение по полосе в 2 ряда для легковых авто. Сейчас нанесли разметку так, что обочина получилась 2,5 м.Вынуждены тянуться за маршрутными автобусами со скорость 25-30 км/ч, по обочине двигаться нельзя, и обогнать нельзя, центр дороги обозначен сплошной разметкой. Зачем в городе обочины по 3 м шириной?

    Андрей

    По поводу белых пятен и неточностей в ПДД.
    Действующими правилами дорожного движения РФ трамвай отнесен к «Маршрутному транспортному средству» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
    Порядок движения по трамвайным путям определен п. 9.6 ПДД РФ, Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 ПДД. П.8.5 ПДД При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения.
    Знание данных норм вполне достаточно для того, что бы понять, что трамвайные пути могут использоваться для движения автомобилей только в случае если они расположены на одном уровне с проезжей частью и на проезжей части т.е. являются частью дороги. В остальных случаях когда трамвайные пути не находятся непосредственно в пределах дороги то действие ПДД (определение ДОРОГА) на трамвайные пути не распространяется.Считаю что нет необходимости давать в ПДД определение термина «Трамвайные пути» Введение в ПДД дополнительных терминов и определений относительно трамвайных путей никак не повлияет на безопасность дорожного движения, вполне достаточно имеющихся требований в ПДД относительно Маршрутных Т.С. (раздел 18 ПДД).

    Сергей

    Насколько мне известно дорогой считается приспособленная для движения транспорта полоса или поверхность земли. Дорога может быть как полевой, так и искусственно возведенной с разграничительными полосами, бордюрами и трамвайными путями. Даже временная ледовая переправа тоже считается дорогой. Существует понятие проезжей части это где движется транспорт, полоса движения — любая из полос, по ширине достаточная для автомобилей в ряд. Для этого и существует разметка на дорогах. Зимой и там где нет разметки делим дорогу на две равные части на нашу полосу и не заезжаем на чужую. Разделительная полоса и обочина это тоже часть дороги, хотя и транспорт там не ездит.

    Иванович

    В своей жизни мне много пришлось водить автомобиль по необорудованным сельским дорогам. Дорогам, накатанным колесами автомобилей по лугам, рядом с полями и т.п. И, часто, приходилось перевозить грузы по местам, где дорога, в самом понимании этого слова, отсутствовала. Например, по полю с зерном от комбайна, с сеном по скошенному лугу. И вот однажды произошел такой случай. Помощник комбайнера решил отдохнуть, устроился для этого на краю копны соломы, оставленной на поле комбайном, после обмолота пшеницы. Один из водителей двигаясь по полю, по направлению уложенных копен, решил изменить маршрут движения и резко, чуть проехав копну, развернул автомобиль и задним колесом проехал по копне и лежащему там, человеку. Вот теперь вопрос для дискуссии: Нарушил ли водитель ПДД и располагался ли он на дороге?

    Иванович,

    ситуация неоднозначна, но можно предположить, что:

    согласно п.1.2 ПДД, водитель не нарушил Правил.

    1. Двигался не по дороге.

    2. Не был участником ДТП.

    Водитель может быть наказан по статье 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Если смерть имела место быть. Если причинен вред здоровью, то в зависимости от степени вреда — административная или уголовная ответственность.

    Сергей

    Можно задать вопрос – если проложенная дорога не существует, т.е. незарегистрированная кадастром, за нее не отвечают дорожные службы, как разобраться в аварийной ситуации. Например, вы разобьете свой автотранспорт или создадите аварийную ситуацию на официальной трассе по вине плохого качества из-за дорожных служб, то отвечать (возможно) будет подрядчик. На само накатной дороге за техническое состояние данной ни кто не отвечает. В аварийной ситуации с другим транспортом или связанной с поломкой вашей машины ни кто иной, кроме вас разбираться и отвечать не будет. Это пояснение к тому, что перед тем как подавать жалобу на дорожную службу, необходимо удостоверится в ее официальном существовании.

    Иторь

    Я до сих пор не пойму для чего нужна разделительная полоса с мертвой зоной, через которую нельзя переезжать по правилам, а технически можно. В городах с интенсивным движением она только сокращает проезжую часть, ведь на большинстве дорог нет мертвых зон и аварии от этого сильно не увеличиваются. Можно понять их присутствие на автомагистралях дальнего следования, но в городах без ограждений они просто бесполезны.

    Павел

    Провалился участок дороги, не критично, но некоторый трамплинчик имеется. Дорожные службы выставили предупреждающие знаки и на этом успокоились, интересно сколько эти временные знаки могут стоять и дорожники не вести ремонтные работы? На нашем участке уже больше года этот происходит и провал все увеличивается. Есть ли какие нормы по срокам ремонта дорог после выявления дефектов?

    Антон

    В городах или благоустроенных населенных пунктах дорога сразу видна. А вот в деревнях, где дорога и видна только по наезженным колеям, считать ее дорогой или нет непонятно. В одной деревне накатали выезд из нее через лесопосадку. Которая была густой, деревья и кусты ее плотно закрывали вид слева и справа, хотя все местные водители знали, что там, над посадкой тоже накатана дорога для объезда поля. И на этом закрытом повороте мотоцикл с коляской столкнулся с автомобилем. Виновным посчитали того кто проезжал лесопосадку, он превысил скорость движения на закрытом перекрестке. Вот такая дорога.

    Анатолий

    Хорошо, что в настоящее время, в стране значительно усилена работа по устройству современных дорог, благоустроенных и оформленных линиями и знаками, в соответствии с ПДД. По таким дорогам едешь, и душа радуется. Даже далеко от населенных пунктов, на крупных развязках, работает освещение, что позволяет удобно ехать в ночное время. Жизнь меняется в лучшую сторону, дорожники в зимнее время стараются содержать дороги в расчищенном виде. В лютые морозы и пургу, устраивают посты обогрева работники МЧС. Мне это нравится, так держать.

    Макарий

    На современных дорогах, а таких в настоящее время стало больше, иногда не сразу разберешься, как правильно ехать. Особенно если дорога пересекается с искусственно возведенными мостами, которым предшествуют большого размера развязки, круги, или иные конфигурации. Я иногда, что бы понять устройство такой дороги, аккуратно останавливался на обочине, выходил из автомобиля и пешком исследовал, устройство развязки. А что делать? Ведь иногда думаешь, что движешься правильно, но внезапно выезжаешь на встречную полосу, или вообще на полосу, которая уводит тебя в неизвестное направление. Я, один раз, очень долго ехал в неизвестном направлении, так как дорога была обустроена разделительной полосой с бордюрами, и место разворота оказалось очень далеко. К современным развязкам надо привыкнуть.

    Андрей

    Нигде не могу найти определение термина «правый край проезжей части». Вот если в городе к тротуару припаркован автомобиль, то можно ли его объехать на велосипеде слева? Если поверхность под припаркованным автомобилем (автомобилями) остается проезжей частью, то объезжать слева нельзя, так как надо ехать по правому краю. Но тогда получается, что на велосипеде ездить почти негде, везде стоят автомобили. Не по тротуару же гнать, там люди идут!

    Анатолий

    Понятие дорога в реальной жизни, зимой, получается размытым. Сегодня ездил в деревню после снегопада, ориентиром была лесопосадка, старался ехать в трех метрах от неё, прорвался. А после меня уже получилась дорога, две колеи.

    Наив

    Отныне нужно знать ПДД и понятие дорога даже пешеходам. Как нужно правильно двигаться пешеходу вдоль дороги? в чем быть одетым? Экипажи ДПС теперь реагируют даже на этих, раньше не нужных пешеходов!

    Наталия

    А у меня тоже вопросик:
    Парковочные места, которые находятся вдоль проезжей части, по моему разумению — это тоже дорога и в зимний период, по хорошему, все эти парковочные места должны очищать дорожные службы, которые обязаны очищать данную дорогу. А на деле в правилах ДД ни слова об этом и в нормативных документах о содержании дорог в зимнее время тоже! Поэтому живем в городе в 4 км от Москвы, а парковочные места никто не чистил с самого начала зимы, в то время, как снег идет практически ежедневно. Каждый день очередной урок экстремальной парковки обеспечен!
    Подскажите, пожалуйста, откуда растут ноги????
    А то получается как в песне — ж…па есть, а слова нет.

    алексей

    у меня такое ощущение что все пдд придумывают какие то гамадрилы, про тротуар я вообще в шоке, является частью дороги но там ездить нельзя какое то противоречие это часть дороги но только для пешеходов нахера тогда называть ее частью дороги нельзя придумать какой то другой термин и не путать людей



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»