Габариты газ 13 чайка. Технические особенности автомобиля

Подписаться
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:

Работы над созданием нового автомобиля представительского сегмента, призванного заменить модель ГАЗ-12, стартовали в середине 1950-х годов «с чистого листа» усилиями большого коллектива инженеров, конструкторов и дизайнеров «Горьковского автозавода»… а уже летом 1957-го был собран первый опытный экземпляр седана ГАЗ-13, получивший название «Чайка».

До мелкосерийного производства трехобъемник добрался в начале 1959 года, а уже через несколько лет, в 1962-м, его слегка обновили – машине отделили новый карбюратор, другую отделку салона и иные колесные колпаки.

После этого в неизменном виде выпуск четырехдверки продолжался до 1981 года, когда и был окончательно свернут.

ГАЗ-13 «Чайка» представляет собой представительский автомобиль «большого класса» в кузове седан. При этом встречается он и с открытым кузовом типа «фаэтон» (ГАЗ-13Б) с мягким верхом, поднимающимся и опускающимся посредством электрогидравлической системы (их было выпущено не более 20 штук).

Габаритные размеры трехобъемника впечатляют: 5600 мм в длину, 1620 мм в высоту и 2000 мм в ширину. Колесные пары машины разнесены на расстояние 3250 мм, а ее «брюхо» отделено от дороги клиренсом величиной 180 мм. «Боевая» масса легковушки насчитывает 2100 кг, а ее полный вес переваливает за 2600 кг.

Технические характеристики. Для «Чайки» оригинального воплощения предлагался только один бензиновый двигатель – это V-образная «восьмерка» объемом 5.5 литров (5526 кубических сантиметров) с алюминиевым блоком цилиндров, карбюраторным впрыском, 16-клапанным ГРМ и жидкостным охлаждением, производящая 195 «жеребцов» при 4400 об/минуту и 412 Нм предельного момента при 2500 об/минуту.

Силовой агрегат на автомобиле состыкован с 3-ступенчатым гидромеханическим «автоматом», имеющим кнопочное переключение диапазонов, и заднеприводной трансмиссией.

С места до 100 км/ч советский лимузин устремляется по истечению 20 секунд, максимально достигает 160 км/ч и «поедает» порядка 17.5 литров топлива в смешанных условиях.

В основе ГАЗ-13 «Чайка» находится X-образная хребтовая рама, к которой посредством резиновых проставок прикреплен стальной кузов. На передней оси седана использована независимая пружинно-рычажная подвеска с гидравлическими амортизаторами, а в задней части – зависимая система на двух полуэллиптических рессорах (также с амортизаторами).
Автомобиль оснащен рулевым управлением с 2-х гребневым роликом и гидравлическим усилителем. Четырехдверка демонстрирует тормозную систему с вакуумным усилителем: спереди она «щеголяет» дисковыми устройствами, а сзади – более простыми «барабанами».

До наших времен «дожило» совсем немного экземпляров ГАЗ-13 «Чайка», а их стоимость сами хозяева исчисляют миллионами рублей.

Достоинства автомобиля: эксклюзивность на дорогах, эффектная внешность, комфортабельная подвеска, высокая плавность хода, качественный салон и многое другое.
Его недостатками считаются: дороговизна самого седана и его содержания, низкий уровень безопасности, «капризные» карбюраторы и большой расход топлива.

«Чайка» - была настоящей «синей птицей» в руках СССР. Работая над новой моделью, конструкторы пытались создать служебный автомобиль класса «люкс». Так и вышло, ведь на «Чайке» в то время ездили многие министры, первые секретари обкомов, богатейшие люди Советского Союза, а также – этот автомобиль было принято дарить самым известным людям мира или предоставлять Дворцам Бракосочетания (уж настолько красивым и парадным был дизайн этой модели). Все остальные граждане имели возможность любоваться этим автомобилем либо с улиц, либо с картинок журналов.

Немного истории о ГАЗ-13

Официально многосерийное производство Чайки началось с конца 1959 года, но в начале 1958 года все же был представлен первый экземпляр «Э-2», который разрабатывали в экспериментальном режиме специально для международной выставки «ЭКСПО-58», которая проходила в Германии. Этот образец отличался пастельно-бирюзовым цветом, эмблемой в виде чайки на капоте и дизайном, практически аналогичному «Паккарду» (именно последний фактор принудил конструкторов заметно модернизировать кузов в дальнейшем).


ГАЗ-13 «Чайка»

За создание этой «птицы» взялись самые опытные инженеры, конструкторы и испытатели: Н. А.Юшманов, В. В. Гнетнев, М. Мокеев, В.С. Соловьев, О. И. Пелюшенко и т.д . Именно они привнесли в Чайку много новинок, о которых раньше в Советском Союзе даже не говорили. Сюда можно отнести мощнейший верхнеклапанный двухрядный 5.5 литровый двигатель, четырехкамерный усовершенствованный карбюратор, усилитель тормозов, гидроусилитель руля, возможность поднимать и опускать стекла с помощью кнопок и многое другое (о них мы поговорим ниже). Кстати, рама автомобиля стала Х-образная, на которой уже не было лонжеронов, а сам кузов крепился в 16-ти точках. Чайки были достаточно габаритными автомобилями, ведь, как правило, в салоне было три ряда сидений, рассчитанных на 7 человек, как минимум. Не смотря на это, усовершенствованная система отопления отлично обогревала такой большой салон, а встроенный бардачок, электроприкуриватель, пепельницы, качественный радиоприемник и мощные задние динамики только увеличивали комфорт, делая пребывание в автомобиле настоящим наслаждением для того времени.


В начале 60-х ХХ века в Латвии, по индивидуальному заказу главы Минздрава, «Чайка» была переоборудована под медицинский автомобиль. У них был более просторный салон, специальные носилки, большой круглый салонный фонарь, а также – были усилены . Этот автомобиль называли «кремлевскими чайками», ведь они обслуживали исключительно чиновников, большевиков и «первых» людей Советского союза. Кстати, во многих источниках можно еще встретить Чайку «ослобык», которая также переоборудовалась по индивидувальному заказу военного генералитета. Так как Чайка была автомобилем для высшего общества, то средним чиновникам их иметь было несколько опасно. Обладая хорошей смекалкой, военные нашли выход – это взять кузов знаменитого « », сохранив, при этом, салон и техническую «начинку» от Чайки.


Медицинская Чайка, 1982 год

Первую серьезную модернизацию Чайка получила в середине 1962 года, которая коснулась не только внешнего вида, но и технических характеристик. Ее комфортабельность возросла за счет нового приемника с регуляторами на заднем диване, и более дорогой обивки салона в приглушенно-зеленых тонах. Дизайнеры поставили на колеса новые диски, а вместо старого карбюратора К-113, поставили более производительный . В 1963 году конструкторы сделали передние фары цельными, немного изменили форму бамперов и улучшили бамперную облицовку. В таком виде «Чайка» кружила на просторах Советского Союза около 10 лет, не вызывая никаких нареканий даже со стороны самых требовательный ее покупателей.


ГАЗ-13 «Чайка» 1959-1981 гг

Уже к началу 70-х гг. ХХ столетия дизайнеры вновь принялись за модернизацию. На этот раз на были установлены уникальные боковые зеркала с ножкой и возможностью регулировки положения. Спустя несколько лет в салоне появилась деревянная обивка, для диванов использовался качественный велюр светло-коричневого цвета, а также – был установлен новый транзисторный радиоприемник. Таких экземпляров сошло с конвейера совсем немного, и один из них до сих пор украшает музей завода имени Молотова. Вскоре производство ГАЗ-13 прекратилось. На смену им пришли новые «Чайки» под артикулом .

Создание автомобиля ГАЗ-13

За всю свою историю выпуска Чайка прошла одно из главных испытаний – это по-настоящему всемирное признание, любовь и уважение. Этот автомобиль заслужено получил звание «самый красивый автомобиль ХХ столетия» и «лучший лимузин Советского Союза». За 19 лет производства было выпущено всего 3179 экземпляров. Это и не странно, ведь Чайка имела представительский класс и не предназначалась для массового пользования.

С самого начала между создателями разгорелся спор о том, как назвать ГАЗ-13 – «Чайкой» или «Стрелой». Но после того, как один из инженеров произнес «Если есть Волга, так значит, над ней должна парить Чайка» , выбор стал очевиден. Пожалуй, самым сложным процессом в создании ГАЗ-13 – это была разработка дизайна.


Чертежи кузова Чайки

Работа началась со средины 50-х, и тогда автомобиль еще не имел козырьков над , имел много общего с кузовом знаменитой «Волги», а передний бампер почти повторял бампер ЗИЛ-111. В конечном итоге получился не очень удачный вариант, поэтому скульптор Лебедев и автоконструктор Дуарте принялись переделывать ГАЗ-13, в надежде создать что-то новое и не похожее ни на что иное. Уже в 1957 году было изготовлено 2 опытных экземпляра, отличия которых заключались лишь в объеме двигателя. Они проходили испытания на сложных дорогах Украины, России и горных дорогах Кавказа, общей длиной не менее 21000 км. И вот уже 19 января 1959 года Горьковский завод спустил с конвейера первую «Чайку», которая никогда не оставалась без внимания всех прохожих.

Производство Чайки

Первая серия Чаек имела некоторые отличия от всех последующих, и первым делом это касалось самой эмблемы. Этот автомобиль уже с первых лет своей «жизни» принимал активное участие практически во всех зарубежных выставках (Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико и др.). Одной из первых самых крупных выставках, на которых участвовал ГАЗ-13 была выставка-конкурс «Гран-При», которая проходила в Германии (город Брюссель). Там было представлено три модификации – это ГАЗ-13А (седан с внутренней перегородкой), ГАЗ-13С (медицинский автомобиль) и ГАЗ-13Б (кабриолет). Кстати, отталкиваясь от медицинского универсала, немного позже был создан образец катафалка, которому так и не было суждено пойти в массовое производство.


В конце 1959 года в Нью-Йорке был представлен уникальный экземпляр «Чайки» в черном цвете с тканевой обивкой салона, которая имела оригинальный шахматный принт. Если рассматривать «жизнь» Чайки в хронологическом порядке, первое перевоплощение автомобиль ощутил уже в 1961 году, когда на Горьковском заводе принялись за разработку кабриолета, который получил артикул «13Б». В этом же году, на несколько месяцев позже, вышел в свет знаменитый лимузин, имеющий цельную перегородку от водителя. Эти автомобили выпускались, как правило, только по индивидуальным заказам и в соответствии с прихотями «первых лиц» Советского Союза (это касалось даже дизайна салона и цветовой гаммы). Лимузинов сходило с конвейера не более 150 экземпляров в год. Через год, в 1962 году, основной седан полностью модернизировался и получил «новый облик» как изнутри, так и внешне. К 1970 году, Чайка уже обзавелась зеркалом заднего вида. В последней «фазе жизни» конструкторы немного сбавили обороты над производством ГАЗ-13 и принялись за новый ГАЗ-14. Хотя в этот период все-таки решили переделать салон, добавив туда натуральные материалы, более красивую обивку и прочее (который, в принципе, был очень похож на салон ГАЗа-14).


Кабриолет «Чайка», 1961-1962 гг

Сравнивая с другими автомобилями, такими как ЗИМ, или , ГАЗ-13 «Чайка» не была автомобилем свободной продажи и никогда не имела определенной стоимости. Но из некоторых источников было известно, что, когда цена других автомобилей колебалась от 16 до 40 тысяч рублей, то цена Чайки была не менее 100 тысяч рублей. Кстати, Чайка имела и еще одну важную особенность – это лимит на пробег, который устанавливался в обязательном порядке. После того, как автомобиль «накатает» определенное количество километров, ему либо полностью меняли моторную часть, либо перекрашивали в белый цвет и передавали в центры бракосочетания. Кстати, и сейчас, в ХХI веке, Чайка является одним из самых востребованных автомобилей на свадьбе.

Но если говорить в общем, то «Чайка» была настоящей звездой своего времени, ведь она всегда участвовала в парадах, праздниках, ее подавали приезжим дипломатам, политикам и людям высшего общества, а также – официально передавались в «Интурист» в качестве автомобиля для vip-туристов. Чайки были настоящим «лицом» Советского Союза – они были во всех посольствах СССР за границей. ГАЗ-13 – это большая редкость в наши дни, ведь во время всего периода производства было выпущено около 3000 экземпляров (из которых 20 универсалов и не более 8-ми кабриолетов).

Технические характеристики ГАЗ-13 «Чайка»

Год выпуска 1959-1978 гг.
Тип кузова 4-х дверной седан (лимузин - 7 мест, фаэтон – 6 мест)
Двигатель/объем/мощность ЗМЗ-13 V8/5520см 3 /4200 об.мин
Расход топлива 14-21 л/100км
Бак для топлива 80 л
Привод задний
КПП 3-х ступенчатая гидромеханическая АКП
Задний мост литой, с цельным картером
Карбюратор 4-х камерный, с падающим потоком
Система вентиляции Открытая
Тормоза передн./задн. Дисковые/Барабанные
Подвеска передн./задн. Независимая/зависимая
Амортизаторы 2-х стороннего действия, гидравлические и телескопические
Шины 8,5х15, бескамерного типа
Разгон до 100 км/ч 20 секунд
Макс. скорость 160 км/ч
Габариты д/ш/в, 5600/2000/1620 мм
Колесная база 3250 мм
Колея задняя/передняя 1530/1540 мм
Дорожный просвет 180 мм
Безопасность Блокировка дверей, ремни безопасности, очистители фар, противотуманные фонари
Масса 2100 кг
Масса полн. 2625 кг
Смотрите полные

Взгляд на «Чайку» изнутри

Конструкторы наградили Чайку 8-ми цилиндровым верхнеклапанным . Все блоки и головки цилиндров изготовлены из прочного сплава алюминия, тогда, как сами гильзы съемные и изготовлены из чугуна. Пять подшипников коренного типа имеют специальные вкладыши и держат с шатунными шейками, имеющими по 2 шатуна каждая. установлены спереди и соответствуют движению автомобиля, а изготовлены они, как и двигатель, из алюминиевого сплава. Комбинированная смазка двигателя обеспечивает смазывание подшипников коленчатого и распределительного валов. Все остальные детали смазываются путем разбрызгивания. имеет две секции – из одной масло подается в двигатель, а с другой – в и фильтр. Открытая система вентиляции Чайки обеспечивала эффективное устранение отработанных газов, которые негативно влияют на состояние масла. Система сжигания Р-13 имела октан-корректор и вакуумный и центробежный регуляторы.

Карбюратор будем рассматривать более новый, то есть К-114, который начал устанавливаться с 1962 года. На то время это была достаточно мощная модель вертикального типа на 4 камеры. По сути, он мог полностью заменить два 2-х камерных карбюратора. Он работал таким способом, что когда автомобиль двигался со средней скоростью и средней нагрузкой, то топливо подавалось только из двух камер. Как только Чайка переходила на повышенную передачу или заметно увеличивалась нагрузка, то в работу подключались и две остальные камеры. Сами камеры расставлены попарно и каждая их них имеет собственную поплавковую камеру, предназначены для контроля уровня топлива через небольшое окошко. Вторая пара камер имеет аналогичную конструкцию, но дополнительно комплектуются ускорительным насосом, воздушной заслонкой и системой холостого хода (регулировать которую можно только с исправным зажиганием и на хорошо прогретом двигателе автомобиля). Карбюратор Чайки имеет крышку, которая крепиться на 8-ми основных болтах и 2-мя дополнительными винтами. состоит из реактора, насосного колеса и турбины. Он крепиться к коленчатому валу. АКП Чайки имеет ряд шестеренок планетарного типа, которые в сумме дают три основных передачи и задний ход автомобиля. За переключение передач отвечают два ленточных тормоза и два дисковых сцепления. При зажигании, срабатывают два насоса, которые обеспечивают смазкой тормоза, сцепление, самой коробки и гидротрансформатора. Для того, чтобы передачи переключались плавно и вовремя, установлены система гидравлического управления и силовой регулятор. От водителя требуется лишь нажимать на соответствующие кнопки, а именно: Н – запуск, холостой ход и нейтральная передача, Д – движение, T – тормоз, ЗХ – задний ход.

Основные модификации ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 - самая первая и самая распространенная модификация. Она имела универсальный 4-х дверный салон и три дивана в салоне.

ГАЗ-13А - 4-х дверный универсал с тремя рядами сиденьев и перегородкой между водителем и салоном для пассажиров. Производство исключительно по спецзаказу Минобороны в ограниченных количествах.

ГАЗ-13Б - 2-х дверных кабриолет (в некоторых источниках этот кузов называют «фаэтон»). Мягкая крыша поднималась и опускалась с помощью гидравлической системы. Рамки стекол заменяла металлическая окантовка. автомобиль рассчитан на 6 пассажирских мест.


Медицинский седан-универсал с перегородкой между водителем и салоном и складными носилками. Ручная сборка по индивидуальным заказам, поэтому каждая модель имела те или иные отличия. В наше время сохранилось 12 экземпляров из 20-ти выпущенных.


1. Оригинальный цвет ГАЗ-13 «Чайка» - это черный. Единственная белая Чайка была изготовлена по спецзаказу и подарена Валентине Терешковой, красная – у главы управления пожарной охраны. Двухцветные Чайки были изготовлены исключительно для Брюссельской выставки Гран-При.

2. Чайку изготовили, отталкиваясь от двух самых популярных автомобилей – это седан Packard Patrician и кабриолет Packard Caribbean. В этом можно убедиться, изучая самые первые модификации ГАЗа-13, которые имели множество заметных сходств. В дальнейшем их постепенно искоренили.


2-х дверный кабриолет Packard Caribbean, который стал примером для создания Чайки

3. Чайка всегда считалась почетным подарком от главы СССР и вручалась только избранным. Так, Хрущев успел подарить ее Михаилу Шолохову, Юрию Гагарину, Галине Улановой, Фидель Кастро и Валентине Терешковой.

4. Первый секретарь ЦК КПСС Белорусии П. М. Машеров во время рабочей поездки погиб именно в своей новоприобретенной Чайке. Случилось это в 1980 году.

5. По спецзаказу Мосфильма было изготовлено несколько экземпляров съемочных Чаек. На задней части кузова крыша срезалась таким образом, чтобы там можно было установить кинотехнику. Под технику также переоборудовался и передний бампер автомобиля.


В середине 50-х годов 20 века возникла необходимость создать автомобиль представительского класса, соответствующий модным тенденциям, преобладающим в автомобилестроении. Реализовать идею взялись конструкторские бюро ГАЗ и ЗиС -ЗиЛ - разработчики главного конкурента газ 13 – ЗиЛ 111. Их предшественник - газ м-12 на тот момент уже морально устарел.

Результат совместного труда сотрудников КБ ГАЗ - автомобиль газ 13 «Чайка» впервые был представлен в 1956 году, а серийно начал производиться спустя 2 года, с 16 января 1959 года.

Фото газ 13 чайка

На протяжении 22 лет создали всего 3189 автомашин . Автором легендарного образа "Чайки" является известный дизайнер автомобилей ГАЗ - Лев Еремеев. Очевидно, что на дизайнера оказали свое влияние два автомобиля Паккард, приобретенных НАМИ в конце 1955 года, поэтому в экстерьере "Чайки" прослеживаются черты американского автопрома середины века. Определенности в названии модели не было, рассматривали два варианта «Чайка» и «Стрела». Газ 13 по своему классу превосходил " ", выпускаемую тем же заводом. А взлететь над Волгой сможет только Чайка...

Видео тест-драйв газ 13 чайка


Не сразу автомобиль «Чайка» газ 13 приобрел свои узнаваемые формы. По оставшимся в сохранности фото, предполагают, что тандем скульптора Лебедева Б.Б. и конструктора Дуарте Л.Э. создали, основываясь на сохранившихся фотографиях, два кузова. Они отличались от серийного формой задних фонарей, передних подфарников, рамкой лобового стекла и молдингами колесных арок.
Для закрытой выставки НАМИ 1957 года изготовили опытные образцы автомобиля газ 13.

Их оснастили мотором объемом 4,9 литра, вместо серийного 5,5 литрового. После выставки приступили к мелкосерийному производству. Для тестовых испытаний на дорогах СССР собрали 9 автомашин, которые различались только окраской. Под маркой Э-2 «Чайка» участвовала на ЭКСПО 58 в Брюсселе.

Применение автомобиля ГАЗ 13 в СССР.

Серийно автомобиль «Чайка» газ 13 выпускался в четырех модификациях:
  • Четырехдверный семиместный седан
  • Пятидверный универсал;
  • Шестиместный кабриолет (Фаэтон ГАЗ 13 Б);
  • Лимузин (ГАЗ 13 А) отличие от седана заключается в наличие перегородки отделяющей водителя от пассажиров. Произвели ограниченное количество машин в такой модификации.

В широкой продаже автомобили газ 13 не участвовали и использовались в различных государственных структурах. «Универсалам» нашлось применение в качестве карет «Скорой помощи», а седаны и кабриолеты перевозили высших деятелей государства, военных чинов, высокопоставленных иностранных гостей, советских звезд кино и театра.

Технические особенности автомобиля.

В «Чайке» реализовали весь потенциал нашего автомобилестроения. Дизайн салона поражал своей ультра-современностью и высоко-технологичностью. Помимо кожи, используемой при отделке и стекол с затемнением, автомобиль оборудовался радиоприемником, колонки которого располагались как спереди, так и сзади, электрическим стеклоподъемником, электро прикуривателем и отличной системой отопления. Был установлен гидроусилитель руля и усилитель тормоза, противотуманные фары и омыватель лобового стекла. Советские машины никогда не комплектовались подобным оборудованием.

Видео обзор двигатель ЗМЗ V8 - Газ 13 чайка


Очень впечатляют технические характеристики ГАЗ 13 «Чайка»: .

  • Впервые вместо рядной «шестерки» применили верхнеклапанный карбюраторный V8 ЗМЗ-13(Д) из алюминиевого сплава с объемом – 5 526 см куб;
  • Мощность - 195 лошадиных сил. Иногда устанавливался двигатель ЗМЗ-13Д, мощностью 215 лошадей;
  • Расход топлива: 20 литров на 100 км, это результат повышенной мощности;
  • Новый двигатель «Чайки» был способен разогнать двухтонную машину до скорости 100 км/ч за 20 секунд.
  • Новинкой была установленная гидромеханическая КПП с кнопочным переключением скоростей.
  • Дорожный просвет – 18 см.

Не будет полной характеристика газ 13 без упоминания о раме Х-образной формы, к которой кузов крепился с помощью резиновых подушек. Боковые лонжероны отсутствовали. Передняя подвеска была пружинной независимой, а заднюю - сделали рессорной. 1977 год характерен выпуском новой модели – ГАЗ 14, но серийно газ 13 выпускался до 1981 года .

Дата публикации: 23-12-2015, 01:23

Не будь снобом... Сделай репост!

ГАЗ 13 Чайка, стала одним из самых красивых советских автомобилей, эта машина пропитана мощью, силой и духом великого советского народа, который защитил мир от нацистов и гнал немцев с их пособниками как побитых собак обратно в Берлин и другие закоулки Европы. Если на предшествующий Чайке — правительственный автомобиль ЗИМ была официальная цена в 40 000 рублей, и теоретически купить ЗИМ было возможно, в Москве ЗИМ использовался даже как такси, то купить Чайку было не возможно, тем не менее балансовая цена Чайки в те годы составляла 100 000 рублей. По -овской классификации,
ГАЗ 13 стоял над , птица Чайка летит над Волгой - вот из такого логического высказывания представительский 13 получил это прекрасное название. Масштабные ходовые испытания ГАЗ 13 Чайка начались в 1957-ом году, тогда девять Чаек проехали 21 000км по дорогам Советского Союза, в серию новый представительский автомобиль пошел в 1959- ом году и выпускался до 1978-ого года. Чайка часто показывалась на международных автомобильных выставках и показать было что, ведь не смотря на язвительную
критику западной прессы, Советский автомобиль по некоторым показателям превзошел и опередил шикарные американские легковые автомобили. Обычный советский человек мог проехаться на Чайке разве, что на свадьбе, ведь за все годы производства 13 было создано всего 3 189 этих выдающихся автомобилей. Конечно, чайка не могла стать такой любимой народом машиной как: Москвич, Жигули, или Запорожец, но миссия у этой машины была совсем иная. На этой странице уделит пару строк Чайке, которая в годы своей молодости была самым шикарным советским автомобилем, а сегодня она является одним из самых желанных экспонатов даже для самого лучшего автомобильного музея.

Внешний обзор ГАЗ 13 Чайка

По своим габаритам, Чайка значительно превосходит современные Представительский Мерседес в версии Long, ведь длина советской машины - 5 600мм, ширина - 2 000мм, высота - 1620мм. Колесная база - 3250мм, при дорожном просвете в 180мм, который сам по себе не мал, но учитывая длину колесной базы - на проселочной дороге за рулем Чайки следует быть аккуратным, чтобы не поцарапать «пузо». Уже в те годы, кузов Чайки оснастили Х - образной рамой. Рама в общем то не характерна для легкового автомобиля, ее не было на ЗИМ, но для увеличения жесткости конструкции она подходит очень хорошо. В будущем, на американских автомобилях также появилась рама, так современный Lincoln Town Car и сегодня оснащается рамой. Кузов прикреплен к раме в шестнадцати точек, через специальные резиновые уплотнители, которые гасят вибрации. Узор радиаторной решетки 13 изображает множество парящих Чаек, по моде тех лет, на корме советского автомобиля присутствуют два крупных «плавника», патрубки выхлопной системы выходят прямо сквозь задний бампер. В переднем бампере присутствуют «клыки» которые выполнены в виде авиационных реактивных двигателей. Передние фары Чайки выглядывают из под массивных козырьков. Кроме седана, Чайка выпускалась как: лимузин и кабриолет. Кабриолет не имеет дверных рамок, а лимузин отличается от седана салонной перегородкой, отделяющий пассажирский отсек от отсека водителя. Главным дизайнером 13 стал Лев Еремеев. В 1961-ом году была предпринята попытка модернизации внешности 21, предполагалось вместо одной фары, под общий козырек установить по две круглых фары и изменить радиаторную решетку, но идея не получила развитие и в своем изначальном виде ГАЗ 13 выпускался аж до снятия с производства, только в 1970-ом году, Чайка получила внешнее зеркало с левой стороны.

Салон и оснащение ГАЗ 13 Чайка

Чайка получила гидравлический усилитель руля, который совсем не лишний на
легковом автомобиле снаряженной массой в 2 100кг. Также Чайка оснащалась вакуумным усилителем тормозов, электроприводом всех стекол, радиоприемником и антенной которая выдвигалась и задвигалась с помощью электропривода - для тех годов весьма достойное оснащение. Чайка оснащалась трехскоростной автоматической КПП, очень интересно, что для смены передач использовался не рычаг, а специальные кнопки, расположенные на передней панели
левее от руля. Конечно каждый раз нажимать на кнопку, для смены передачи не обязательно, следует просто нажать на кнопку «Д» и советский автомобиль поедет вперед. Буква «Н» указывает на нейтральную передачу, а кнопка с надписью ЗХ подключает заднюю передачу. Кнопка «Т» означает Тихий Ход, то есть передвижение лишь на первой передаче.

Технические Характеристики ГАЗ 13 Чайка

Под капотом Чайки установлен алюминиевый V8, в котором из алюминия не только блок, но и головки двигателя и даже впускной коллектор. В цилиндры 13 вставлены специальные съемные гильзы, который при капитальном ремонте двигателя можно заменить. Двигатель Чайки получает питание через четырехкамерный карбюратор. Мощность V8 объемом 5.5л - 195л.с, крутящий момент равен 412Н.М. Диаметр цилиндров - 100мм, ход поршня - 88мм, степень сжатия в 8.5:1 позволяет заливать низкооктановый бензин. В среднем цикле V8 объемом 5 529 расходует 21 литр, при топливном баке вмещаеющем 80л, запас хода у советского лимузина вполне достаточен, но заправлять такую машину сегодня будет совсем не дешево. Разгон до 100км Чайка осуществляет за 20с, а на шоссе способна развить 160км. Вернувшись к двигателям хочется заметить, что в Штатах алюминиевые моторы появились лишь в 60-ых. Двигатель ГАЗ имеет по два клапана на цилиндр. Спереди на Чайке установлены дисковые тормоза, сзади барабанные.

Цена ГАЗ 13 Чайка

Сегодня купить ухоженный ГАЗ 13 Чайка можно за 70 000 - 100 000$. Цена ГАЗ 13 Чайка не покажется завышенной если вспомнить о количестве выпущенных машин и о предназначении этих легковушек.

Чайка - это не Toyota и не – это необычный легковой автомобиль использующийся для езды по магазинам, не будет преувеличением назвать эту машину шедевром, исключительным автомобилем, который ценится не менее самых эксклюзивных автомобилей иностранного производства.

ГАЗ-13, советский легковой автомобиль представительского класса, выпускался Горьковским автозаводом с 1959 по 1979 год. Предшественником новой модели был ЗИМ-12 - семиместный лимузин, который производился в Горьком (в то время Горьковский автозавод назывался заводом имени Молотова) с 1949 по 1960 год малыми сериями. К концу пятидесятых ЗИМ-12 безнадежно устарел и возникла необходимость обновления парка автомобилей, обслуживающих высшие властные структуры СССР, представителей партийной номенклатуры и крупных чиновников.

Так появился новый представительский автомобиль ГАЗ-13, радикально отличавшийся от предшественника формой кузова, более современными обводами и неплохими техническими характеристиками. По сути, модель разрабатывалась с чистого листа, так как требовалось создать принципиально новую машину, отвечающую самым строгим требованиям. Для работы над проектом организовали творческую бригаду, куда вошли конструкторы, дизайнеры, инженеры, испытатели.

Как назывался ГАЗ-13?

В советском автопроме того времени было не принято давать имена автомашинам, это уже позже появились названия "москвич", "запорожец", "Волга". Однако модель ГАЗ-13 посчитали нужным облагородить каким-либо именем. Предлагалось два варианта - "Стрела" и "Чайка". В итоге предпочтение было отдано названию "Чайка".

Прототип

В 50-е годы прошлого столетия в конструкторских бюро автомобильных заводов СССР было принято оглядываться на достижения американских производителей. Считалось хорошим тоном использование каких-то внешних признаков заокеанских моделей в отечественных разработках. Эта тенденция отразилась и на проектировании ГАЗ-13. "Чайка" была похожа на американскую модель Packard Clipper 1955 года выпуска.

Выставки

Опытные образцы ГАЗ-13 были созданы в 1958 году и прошли испытания на трассах. Маршрут был длительным и состоял из нескольких тысяч километров. Один образец под индексом "Э-2" светло-бирюзового цвета был отправлен на международную выставку Ехро-58, которая состоялась в Брюсселе.

Затем в течение нескольких лет "Чайки" неизменно участвовали в разнообразных выставках за рубежом. В 1959 году произошел обмен экспонатами между ВДНХ СССР и Нью-Йоркским выставочным центром. За границей автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" демонстрировался как пример перспективного автомобилестроения в таких городах, как Лейпциг, Брно, Будапешт, Женева, Мехико.

Силовая установка

Если внешние параметры советского автомобиля могли в чем-то совпадать с американскими аналогами, то моторы разрабатывались без оглядки на иностранные образцы. Советские карбюраторные моторы не отличались экономичностью, зачастую их мощность достигалась за счет широких жиклеров и перерасхода горючего.

Двигатель ГАЗ-13, технические характеристики:

  • тип - бензиновый;
  • рабочий объем цилиндров - 5 526 литров;
  • мощность максимальная - 195 л.с.;
  • число цилиндров - 8;
  • диаметр цилиндра - 100 мм;
  • расположение V-образное;
  • ход поршня - 88 мм;
  • питание - карбюратор К-114;
  • охлаждение водяное;
  • блок цилиндров алюминиевый, с чугунными гильзами;
  • головка блока - алюминий;
  • топливо - А93.

Трансмиссия

Коробка передач ГАЗ-13 была достаточно сложной конструкции, но отличалась высокой степенью надежности. Это был усовершенствованный гидромеханический агрегат со следующими характеристиками:

1. Тип - автоматическая с гидромеханическими приводами.

  • первая скорость - 2,84;
  • вторая скорость - 1,62;
  • третья скорость - 1.

4. Задний ход - 1,72.

5. Переключение скоростей - кнопочное.

Коробка передач управлялась набором из четырех кнопок: Д - движение вперед, Н - нейтраль, Т - торможение двигателем, ЗХ - задний ход.

Ходовая часть

Для компоновки узлов и агрегатов выбрали рамный вариант, отказавшись от несущего кузова модели ЗИМ-12. Рама имела традиционную конструкцию лонжеронного типа, Х-образной формы. Кузов крепился в 16 точках с прокладками из танковой резины, которые выполняли виброизолирующие функции. Вес "Чайки" был существенно выше массы ЗИМа, поэтому использование рамы из мощного швеллера было вполне оправданным.

Подвески ГАЗ-13 практически повторяли параметры предшественника. Передняя, независимая, состояла из поперечных рычагов на шкворнях, с поворотными кулаками, а задняя, зависимая, представляла собой рессорную параболическую малолистовую подвеску с гидравлическими амортизаторами. Задний мост соединялся с рессорами посредством стремянок.

Габаритно-весовые характеристики

ГАЗ-13 - достаточно крупный автомобиль с классическими пропорциями машины представительского класса:

  • длина кузова - 5600 мм;
  • высота - 1620 мм;
  • ширина - 2000 мм;
  • дорожный просвет (клиренс);
  • передняя колея - 1540 мм;
  • задняя колея - 1530;
  • база колесная - 3250 мм;
  • вес автомобиля - 2100 кг;
  • масса полная - 2660 кг.

Хронология выпуска

В 1961 году была разработана версия с кузовом кабриолет, получившая индекс ГАЗ-13Б. Машина была оборудована складным верхом, который убирался автоматически с помощью электропривода в боковые ниши заднего сиденья. Количество сидячих мест в салоне, таким образом, сократилось до шести.

В том же году была создана модификация лимузин со звуконепроницаемой перегородкой в салоне, разделяющей первый ряд сидений с остальным пространством. Версия была обозначена как ГАЗ-13А. И лимузин, и кабриолет выпускались минимальными партиями, в настоящее время известно только 10 машин.

В 1962 году базовая модель прошла легкий рестайлинг. На автомобиль установили более совершенный карбюратор, в подлокотнике заднего сиденья появился радиоприемник. На колеса надели новые колпаки. И поскольку в тот период началась мода на однотонную обивку, то весь салон стали обтягивать качественным серым сукном.

Модификации

  • Базовая модель ГАЗ-13 "Чайка" с четырехдверным кузовом типа седан.
  • Модификация ГАЗ-13А, которая выпускалась по специальному заказу Министерства обороны. Отличалась глухой перегородкой между передним рядом сидений и остальным пространством салона.
  • Версия ГАЗ-13Б - машины с открытым кузовом типа фаэтон или кабриолет.
  • Модификация ГАЗ-13С - санитарный автомобиль с кузовом универсал нескольких направлений использования. Основной задачей таких машин была неотложная медицинская помощь для представителей высшей партийной номенклатуры. Отдельным номером проходил черный универсал ГАЗ-13, катафалк, который использовался для ритуальных мероприятий.

Стоимость

Модель ГАЗ-13, цена на которую выражается семизначными цифрами в рублевом эквиваленте, является одним из самых дорогих раритетов советского автопрома. Историческое прошлое автомобиля, его реноме и коллекционная ценность формируют достаточно высокую стоимость машины в диапазоне от 550 000 тысяч до 10 миллионов рублей. Покупая ГАЗ-13 "Чайка", автолюбитель приобретает фактически музейный экспонат.

Возможности реставрации и тюнинга

Автомашина может потребовать текущего или капитального ремонта. Запчасти ГАЗ-13 "Чайка" давно исключены из номенклатурного списка деталей. К тому же они никогда не фигурировали в розничной продаже. Тем не менее существующий сегодня рынок запасных частей для раритетных автомобилей предлагает достаточный ассортимент деталей для ремонта ГАЗ-13: как капитального, так и профилактического.

При наличии запасных частей возможна реставрация машины, приведение ее в техническое состояние, близкое к оригинальному. Наиболее искушенные автомобилисты могут заняться тюнингом ГАЗ-13, правда, в этом случае кроме запчастей понадобится творческий подход.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «auto-piter.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «auto-piter.ru»